Конспект познавательного занятия по теме "Перелетные птицы" для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа)
Занятие для детей средней группы. Цель занятия: Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни через решения образовательные задачи:
- Уточнить и закрепить представления детей о весне и её признаках.
- Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
- Учить по повадкам отличать зимующих птиц от перелетных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pereletnye_ptitsy_dlya_detey_sredney_gruppy.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по ознакомлению с окружающим, для средней группы по теме «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».
Цель: Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
Образовательные задачи:
- Уточнить и закрепить представления детей о весне и её признаках.
- Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
- Учить по повадкам отличать зимующих птиц от перелетных.
Развивающие задачи:
- Расширять и активизировать словарь детей по теме.
- Развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику.
Воспитательные задачи: воспитание любви к природе, к птицам.
Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные, практические.
Предварительная работа: беседа с детьми о весенних признаках, о перелетных и зимующих птицах, чтение стихов, рассказов о птицах,
Ход занятия:
- Оргмомент.
Воспитатель: Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окном?
Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла… (весна).
- Основная часть занятия.
Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)
- что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)
- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- весной она капает, звенит, поёт? (капель)
- что весной греет, светит, припекает? (солнце)
Воспитатель: Оказывается, оно, как настоящий волшебник умеет тепло и ласково здороваться.
Физкультурная минутка. Утром ранним,
Кто-то странный,
Заглянул ко мне в окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
Воспитатель: Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день.
Солнышко выглянуло, стало теплее, светлее, веселее. Давайте представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается, наполняется тысячами различных звуков.
Прослушивание записи «Звуки леса».
Воспитатель: Расскажите, что услышали.
Дети: Птицы поют, шумят, хлопочут.
Воспитатель: О чём?
Дети: о весне, о солнце, о гнёздах.
Воспитатель: Из тёплых краёв возвращаются птицы. Какие?
Дети: (называют перелетных птиц)
Воспитатель: В какое время года птицы улетают в тёплые края? Как их называют?
Дети: перелётные.
Воспитатель: Почему они улетают? Может они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся, значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.
Насекомоядные. Как их отличить? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы было удобнее ловить насекомых.
Игра «Зимующие и перелётные птицы».
Детям раздаются иллюстрации зимующих и перелётных птиц. Со словами «Птички летают, зёрна собирают. Маленькие птички, птички – невелички» дети бегают врассыпную по группе. После слов «1-2-3, лети» разбегаются, перелётные птицы летят к солнышку, зимующие – к снежинке.
Воспитатель: Птиц вы знаете много, а умеете ли отгадывать загадки? (сопровождают показом картинок).
- Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач).
Грач постоянный спутник тракториста, как только начинают перекапывать землю на полях, грач тут же приступает к работе, он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнёзда строят высоко на деревьях.
Ребёнок: Вот я – грач,
Проворный, чёрный,
Кричу: «Крак! Крак!»
Всем червякам – враг!
Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.
В народе говорят: «Если грач на горе, то весна на дворе», ещё «Увидел грача – весну встречай».
- На шесте – дворец,
Во дворце – певец, а зовут его…(скворец)
Это красивая чёрная птица, с небольшими белыми пятнышками по всему телу.
Ребёнок: А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого что он запел.
С солнцем скворушка встаёт,
Ест жуков, росинки пьёт.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Селится в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поёт подражая различным звукам и голосам других птиц.
«Увидал скворца - знай весна у крыльца».
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?…(соловей).
Это небольшая птичка. Ну, что в ней особенного? Серенькая, грудка беленькая, хвостик чуть рыжеватый, большие тёмные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.
В народе есть примета «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».
Игра «Прилетели птицы».
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания.
Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Воспитатель: Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелётные. А зачем птицы прилетают на родину?
Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Воспитатель: Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Ребёнок: Вы должны помнить:
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз – птица, сделанная из бумаги. Давайте сделаем таких же птиц.
Пальчиковая гимнастика. Пой–ка, подпевай-ка!
Десять птичек стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка – совушка
Сонная головушка.
Эта птичка – свирестель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развесёлый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!
Оригами «Птичка».
Спросить у каждого ребёнка, что за птица у него получилась.
Воспитатель: Возьмите птичку домой, и покажите её родным, друзьям. Расскажите им для чего нужны птицы, и как надо их охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»
Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»
Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...
Конспект познавательного занятия "Подводное путешествие" для детей подготовительной группы.
На занятии закрепляем знания детей о море, как сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде; уточняем представления о разных состояниях моря. Заранее (недели з...
Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию в средней группе "СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ"
Рассказать детям о нашем общем доме-Земле...
Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы « Путешествие на Чукотку»
Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие на Чукотку"...