Конспект познавательного занятия по теме "Перелетные птицы" для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа)

Холодилина Ольга Владимировна

Занятие для детей средней группы. Цель занятия: Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни через решения образовательные задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о весне и её признаках.
  2. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
  3. Учить по повадкам отличать зимующих птиц от перелетных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_pereletnye_ptitsy_dlya_detey_sredney_gruppy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по ознакомлению с окружающим, для средней группы по теме «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

Цель: Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.

Образовательные задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о весне и её признаках.
  2. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
  3. Учить по повадкам отличать зимующих птиц от перелетных.

Развивающие задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь детей по теме.
  2. Развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику.

Воспитательные задачи: воспитание любви к природе, к птицам.

Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа: беседа с детьми о весенних признаках, о перелетных и зимующих птицах, чтение стихов, рассказов о птицах,  

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Воспитатель: Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окном?

Кто прошёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла… (весна).

  1. Основная часть занятия.

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

  • что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
  • что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)
  • что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)
  • что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
  • что весной темнеет, тает, водой убегает?  (снег)
  • весной она капает, звенит, поёт? (капель)
  • что весной греет, светит, припекает? (солнце)

Воспитатель: Оказывается, оно, как настоящий волшебник умеет тепло и ласково здороваться.

Физкультурная минутка.         Утром ранним,

                                                    Кто-то странный,

                                                    Заглянул ко мне в окно.

                                                    На ладони появилось

                                                    Ярко-рыжее пятно.

                                                    Это солнце заглянуло,

                                                    Будто руку, протянуло

                                                    Тонкий лучик золотой

                                                    И, как с первым лучшим другом

                                                    Поздоровалось со мной!  

Воспитатель: Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день.

Солнышко выглянуло, стало теплее, светлее, веселее. Давайте представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается, наполняется тысячами различных звуков.

Прослушивание  записи «Звуки леса».

Воспитатель: Расскажите, что услышали.

Дети: Птицы поют, шумят, хлопочут.

Воспитатель: О чём?

Дети: о весне, о солнце, о гнёздах.

Воспитатель: Из тёплых краёв возвращаются птицы. Какие?

Дети: (называют перелетных птиц)

Воспитатель: В какое время года птицы улетают в тёплые края? Как их называют?

Дети: перелётные.

Воспитатель: Почему они улетают? Может они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся, значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.

Насекомоядные. Как их отличить? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы было удобнее ловить насекомых.

Игра «Зимующие и перелётные птицы».

Детям раздаются иллюстрации зимующих и перелётных птиц. Со словами «Птички летают, зёрна собирают. Маленькие птички, птички – невелички» дети бегают врассыпную по группе. После слов «1-2-3, лети» разбегаются, перелётные птицы летят к солнышку, зимующие – к снежинке.  

Воспитатель: Птиц вы знаете много, а умеете ли отгадывать загадки? (сопровождают показом картинок).

  1. Всех прилётных птиц черней,

            Чистит пашню от червей.

            Взад-вперёд по пашне вскачь,

            А зовётся птица…(грач).

Грач постоянный спутник тракториста, как только начинают перекапывать землю на полях, грач тут же приступает к работе, он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнёзда строят высоко на деревьях.

Ребёнок:    Вот я – грач,

                   Проворный, чёрный,

                   Кричу: «Крак! Крак!»

                   Всем червякам – враг!

                   Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.

В народе говорят: «Если грач на горе, то весна на дворе», ещё «Увидел грача – весну встречай».

  1. На шесте – дворец,

Во дворце – певец, а зовут его…(скворец)

Это красивая чёрная птица, с небольшими белыми пятнышками по всему телу.

Ребёнок:     А у нас в саду жилец-

                    Бойкий маленький скворец.

                    Тихий сад повеселел

                    Оттого что он запел.

                    С солнцем скворушка встаёт,

                    Ест жуков, росинки пьёт.

                    Сдвинув шапку набекрень,

                    Распевает целый день.

Селится в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поёт подражая различным звукам и голосам других птиц.

«Увидал скворца - знай весна у крыльца».

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,  

            Голосистее, нежней?

            Кто же это?…(соловей).

Это небольшая птичка. Ну, что в ней особенного? Серенькая, грудка беленькая, хвостик чуть рыжеватый, большие тёмные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.

В народе есть примета «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

Игра «Прилетели птицы».

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания.

Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.                                    

Воспитатель: Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелётные. А зачем птицы прилетают на родину?

Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Воспитатель: Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.

Воспитатель: Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Ребёнок:  Вы должны помнить:

                Что птиц, не надо ловить,

                Надо птиц всегда любить.

                Птичьих гнёзд не разорять,

                Зимою птицам помогать,

                Их жалеть, оберегать.

Воспитатель: У меня для вас сюрприз – птица, сделанная из бумаги. Давайте сделаем таких же птиц.

Пальчиковая гимнастика.    Пой–ка, подпевай-ка!

                                                Десять птичек стайка.

                                                Эта птичка – соловей,

                                                Эта птичка - воробей,

                                                Эта птичка – совушка

                                                Сонная головушка.

                                                Эта птичка – свирестель,

                                                Эта птичка – коростель,

                                                Эта птичка – скворушка,

                                                Серенькое пёрышко.

                                                Это зяблик, это стриж,

                                                Это развесёлый чиж,

                                                Ну, а это злой орлан…

                                                Птички, птички, по домам!

Оригами «Птичка».

Спросить у каждого ребёнка, что за птица у него получилась.

Воспитатель: Возьмите птичку домой, и покажите её родным, друзьям. Расскажите им для чего нужны птицы, и как надо их охранять.