Конспект познавательного занятия "Подводное путешествие" для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Найля Самсутделовна

На занятии закрепляем знания детей о море, как сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде; уточняем представления о разных состояниях моря. Заранее (недели за 2-3) нужно начать эксперимент с загрязнением воды: в таз с водой мы бросали бытовой мусор и закрыли крышкой. На занятии мы увидели, что произошло с водой. Дети сами сделали правильный вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnoe_puteshestvie.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект познавательного занятия

                                      для детей подготовительной группы

                                                             группы «Капелька»

                        воспитатель: Кузнецова Н.С.

«Подводное путешествие».

Задачи.

  1. Обобщить представления детей о море, как сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде; уточнить представления о разных состояниях моря.
  2. Развивать речь детей, внимание.
  3. Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Предварительная работа.

  • Чтение художественной литературы: Н.Осипов. В воде и у воды.                     Г. Ганейзер. Чудо – юдо.  Г.Снегирёв. Домик осьминога. Загадки, стихи, энциклопедии.
  • Просмотр документального фильма о рыбах.
  • Наблюдения за рыбками в аквариуме (внешний вид, повадки, приспособленность к жизни в воде).
  • Художественное творчество: оригами «Рыбка»,   пластилинография «Рыбки в аквариуме».
  • Создание макета «Водоём».

Оборудование.

  • Иллюстрации с изображением морских животных и животных суши, разных состояний моря.
  • Ширма, имитирующая морское дно.
  • Диск с записью звуков моря.
  • Мольберт.
  • Разрезные картинки (акула, кит, дельфин).
  • Алгоритм для составления описательного рассказа.
  • Карточки с контурными рисунками  для задания «выбери еду для рыб».
  • Таз с водой и мусором.
  • Книга «Звуки дикой природы. Океан».

Словарная работа.

Морские животные, кораллы, чешуя, жабры, обтекаемая, штиль, шторм, батискаф.

Ход занятия.

Дети входят в группу, подходят к мольберту с изображением разного состояния моря, звучит  диск со звуками моря.

Воспитатель.  Ребята, вы узнали, что это за звуки?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, сегодня мы будем исследователями. Я вам приготовила карточки с вашими именами. И вот первое задание: послушайте звуки моря и подберите картинку к ним.

Дети слушают первую запись (шторм) и подбирают картинку, объясняют, почему. Аналогично со второй записью (штиль).

Воспитатель. Вот море успокоилось, и рыбки решили порезвиться.

Игра на внимание «Рыбка».

Воспитатель.  Я вас, как исследователей, приглашаю в подводное путешествие. Но как спуститься под воду, чтобы достать до самого дна?

Ответы-предположения детей.

Воспитатель. Давайте спустимся на дно моря в масках, ластах и с трубкой во рту. Набирайте как можно больше воздуха и ныряем.

Игра-имитация «Надень маску и ласты и спустись под воду».

Воспитатель. Не получается достать до дна. Ваши предложения.

Ответы детей.

 Воспитатель. Я предлагаю спуститься под воду в батискафе: мы будем в безопасности и в тоже время сможем общаться. Интересно, кого мы встретим?

Дети. Рыб.

Воспитатель.  Чтобы их увидеть, давайте подкормим. Садитесь за столы, спины выпрямите, ноги поставьте ровно. Перед вами карточки, расскажите, что вы видите.

Ответы детей.

Воспитатель.  Закрасьте  то, чем питаются морские животные.

Дети работают за столами, закрашивают и объясняют.

Воспитатель.  А теперь садитесь в наш батискаф, и отправляемся в путь. Пока мы не спустились на самое дно, вот вам следующее задание «Собери картинку».

Дети складывают разрезанные изображения: акулы, дельфина и кита.

Воспитатель.   (Обращаясь к детям за 1 столом)   Кто у вас получился?

Дети.  Акула.

Воспитатель.  (Ко 2 столу) А у вас?

 Дети. Дельфин.

Воспитатель. (К 3 столу) А у вас?

Дети. Кит.

Как только дети назвали животное, его фото появляется на ширме.

Воспитатель.  Ребята, расскажите мне про акулу (кита, дельфина). Вот вам для этого подсказка.

Дети рассказывают о животных по алгоритму.

  • Это акула, у неё нет чешуи, а кожа очень жёсткая. У акулы есть плавники, обтекаемая форма тела для быстрого передвижения под водой. Дышит акула жабрами. Акулы очень прожорливы, питаются рыбами, морскими животными, может напасть на человека. Детёныши рождаются.
  • Это кит, самое крупное животное на планете. Кожа у кита покрыта мелкими волосками, есть плавники, обтекаемая форма тела. Дышит кит лёгкими. Питается планктоном, моллюсками, водорослями. Детёныши рождаются, вскармливаются молоком. На земле китов осталось очень мало, они занесены в Красную книгу.
  • Дельфины - это морские животные. Кожа дельфинов не покрыта чешуёй, обтекаемая форма тела, есть плавники. Как и кит, дельфин дышит лёгкими. Питается водорослями, моллюсками. Детёныши рождаются.

Воспитатель.   Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины - это ушедшие когда-то люди, а потому между дельфинами и людьми много общего. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды.

Однажды, когда корабль потерпел крушение, в воде оказалось много людей. Им на выручку быстро приплыли дельфины. Они плавали вокруг и отгоняли от людей голодных акул, пока не подоспел спасательный корабль.

Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненным акулам, а ведь акулы – злейшие враги дельфинов.

Ребята,  кто ещё живёт в морях и океанах, вы найдёте среди этих картинок.

На столе лежат картинки разных животных (суши и океана). Дети выбирают изображения морских животных и размещают их на ширме.

Воспитатель.   (Показывая на ширму)   Как их всех можно назвать?

Дети. Морские животные.

Воспитатель.    Что-то стало тяжело дышать, пора возвращаться в группу.

Воспитатель.   Наш батискаф поднялся на поверхность воды.

Воспитатель.   Где мы были? Что видели? Кто вам запомнился и чем?

Ответы детей.

Воспитатель.    Ребята, помните, мы с вами говорили о том, что люди загрязняют окружающую среду (воздух, моря, почву).  И начали эксперимент: набрали в таз чистой воды и набросали мусор – кусок пластиковой бутылки, бумагу, фольгу, ткань – именно этим чаще загрязняют моря, океаны. А теперь посмотрим, какой стала вода в тазу.

Дети с воспитателем рассматривают, видят, что вода стала мутной, грязной.

Воспитатель.    Вам бы хотелось в такой воде искупаться? Как будут чувствовать себя в такой воде рыбы, морские животные, растения?

Ответы-предположения детей.

Воспитатель.    Что надо сделать, чтобы окружающий нас мир  не погиб?

 Ответы-предположения детей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что окружающую среду нужно беречь и не загрязнять. Обращает внимание детей на макет водоёма в группе (кто-то в нём намусорил). Дети предлагают убрать весь мусор.

Воспитатель.    А ещё много интересного вы узнаете из этой книги «Звуки дикой природы. Океан».

Воспитатель благодарит всех детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины для детей подготовительной группы: «Люби и знай Камчатский край, его храни, приумножай»

В ходе викторины дети закрепляют знания детей о природе Камчатки, о бережном и заботливом отношении к ней, развивают твоческие способности, смекалку, умение быстро находить правильный ответ....

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы на тему «Красота природы бесценна»

Красота природы бесценна! Как сохранить природу родного города-живописные озера, березовую рощу, тополиные аллеи? Что значит любить природу и охранять все живое? На все эти и другие вопросы дает ответ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в лабораторию»

Данный материал очень интересный и полезный для детей. Очень удобно проводить с детьми с подгруппами, или дома, когда есть у родителей свободное время. Такое занятие вызовет большой интерес у детей....

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Число 9, цифра 9.Состав числа 9 из единиц"

Посредством игровых упражений  закрепляются  представления детей о числе и цифре 9, о составе числа 9 из единиц; уточняются представления детей о цифрах от 1 до 9; последовательности дней не...

Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы «Светофор»

Продолжать знакомить детей с основными правилами уличного движения.Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах....