НОД образовательной области «Познавательное развитие» (краеведение) в старшей группе «Светлячок». Тема: «Помощники Доктора Айболита»
план-конспект занятия (старшая группа)

Маташнюк Наталья Ивановна

Цель:  расширять и углублять знания о родном крае, систематизировать знания о  Крыме, о растительном и животном мире Крыма, расширять знание о пользе и применении лекарственных растений;  развивать познавательную активность, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе; упражнять в умении отвечать на заданные вопросы, учить строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, подбирать слова-определения, учить детей образовывать слова — название детенышей животных суффиксальным способом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_kraevedeniyu_dlya_starshey_gruppy_no2.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18  «Лучик» города Алушты

НОД  образовательной области «Познавательное  развитие» (краеведение) в старшей группе «Светлячок».

Тема: «Помощники Доктора Айболита»

                                                     Подготовила:  Маташнюк Наталья Ивановна, воспитатель .                  

Алушта,  2019 г.

Цель:  расширять и углублять знания о родном крае, систематизировать знания о  Крыме, о растительном и животном мире Крыма, расширять знание о пользе и применении лекарственных растений;  развивать познавательную активность, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе; упражнять в умении отвечать на заданные вопросы, учить строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, подбирать слова-определения, учить детей образовывать слова — название детенышей животных суффиксальным способом.

Материал: иллюстрации с изображением Симферополя, крымских гор, карта Крыма, иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", емкости с сушеными травами, увеличительное стекло,  мультимедиа для просмотра презентаций "Лекарственные растения КРЫМА".

Предварительная работа: чтение детям легенд о Крыме, рассматривание иллюстраций о достопримечательностях Крыма и Симферополя, беседы о городах Крыма, изучение лекарственных растений.

Ход занятия.

  1. Организационный момент: «Письмо из Африки»

Сегодня я получила электронное письмо из Африки от Доктора Айболита. Он поехал лечить зверей, а злой Бармалей отобрал у него все лекарства и доктор просит нас прислать ему лекарственные растения и будет нам помогать найти их среди других растений. Наш родной край богат лекарственными растениями? Поможем?

Чтобы собрать растения нам надо отправиться на прогулку. А прогулка наша будет по нашему полуострову.  Но прежде чем отправиться нам необходимо вспомнить все о нашем полуострове.

  1. Беседа о Крыме:
  • Как называется наш полуостров?
  • Почему Крым полуостров? (он с одной стороны соединен с большой землей, а с трех сторон омывается морями)
  • Какими морями омывается наш полуостров? (Черным, Азовским).
  • Каждая страна, город имеет важные государственные символы, которые рассказывают о ней. Как вы думаете в Крыму есть государственная символика? Назовите ее.
  • А какие вы знаете города Крыма?   Давайте рассмотрим карту Крыма. Найдем на карте города. (дети перечисляют города, а воспитатель показывает на карте. Посмотрите внимательно какая интересная карта нашего полуострова. На нашем полуострове красивая природа, как мы можем увидеть на карте у нас есть и горы, и леса и поля и моря. Рассмотрите каким цветом на карте обозначены равнины? Горы? Леса и поля?
  • Какие животные живут в крымском лесу?
  • Куда же нам необходимо отправится, чтобы собрать лекарственные растения?

Правильно ребята отправимся в крымский лес. Деть под музыку идут по группе.

Вот и пришли мы в лес. Давайте поздороваемся с лесом.

  1. Психологическая  гимнастика «Лес»

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе и серебре,
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица
Все открой не утаи
Ты же видишь — мы свои.

  1. Беседа о лекарственных растениях Крыма.

Давайте с вами вспомним,  какие растения растут в Крымском лесу?  Многие из них лекарственные и очень редкие.

Назовите лекарственные растения?

 Почему растения так называем?

Растения не только даря красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

Давайте с вами соберем посылку Доктору Айболиту из лекарственных растений.

  1. Дидактическая игра «Узнай по описанию лекарственные растения»

Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях, умению их определять по запаху и внешнему виду.

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать и отгадать, про какое растение идёт рассказ и найти данное растение из предложенных.

  1. Это травянистое растение, у которого цветок с жёлтой серединкой и узкими длинными белыми лепестками. Растение бывает лекарственное и садовое. Отваром этого растения лечат больное горло, можно также ополаскивать волосы, чтобы они были здоровыми, крепкими и блестящими (Ромашка)
  2. Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Давайте расскажем о лечебных свойствах этого растения и найдем его.

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Давайте найдем это растение отправим в Африку. Первое растение готово к отправке. Сложим его в посылку.

А кто назовет  следующее растение?

  1. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Попробуйте догадаться, почему оно так называется? Для чего используют? 

Найдите это растение среди других.

Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козлёнок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Попробуйте догадаться, почему оно так называется.  Как используют подорожник? Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).

В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

  1. Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (календула).

Для чего используют?

Календула применяется в виде отваров, из нее делают мази и пластыри для сведения бородавок, а также для лечения воспалительных заболеваний кожи. Внутрь в виде настоя и отвара календула применяется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек, мочевого пузыря, селезенки.

Давайте найдем это растение отправим в Африку

Отгадайте следующее растение.

  1. Летом я на луг пойду – 
    Там растение найду:
    Жёлтые цветочки,
    На листочках – точки.
    С ним я сделаю настой,
    Ведь целебен … (зверобой).

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

Подготовим и это растение к отправке? Кого будет им лечить Доктор Айболит маленьких детей или зверят?.

  1. Необычное растение,
    В чай добавишь – наслаждение,
    Из неё получишь масло,
    В нем целебных качеств масса (Мята)

Мята очень пахучее и полезное растение. Где же прячутся пахучие вещества мяты. Хотите узнать? Давайте с вами проверим.

6.Опыт. Где же образуются пахучие вещества мяты.

Рассмотрим листочек мяты под увеличительным стеклом. На листочках мяты находятся точки, в которых прячется ароматическое масло, которое имеет сильный запах. Разотрите листочек мяты. Что вы чувствуете? Какие стали пальчики. Вы убедились, что мята в своих листьях прячет ароматное и лечебное масло.

Полезные свойства мяты, известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высоким содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята, эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты. Хотите попробовать такой чай? Тогда присаживайтесь на поляне. Как необходимо приготовить лекарственный настой? Чем заливаем мяту? Как мы узнаем, что вода кипяченая, не трогая ее руками? Почему? Откуда появился пар?

  1. Опыт « Завариваем чай».

Как необходимо заваривать чай? Какая вода нам понадобится? Как определить чистая вода или нет? Что нам поможет определить, не дотрагиваясь, что у нас в чайнике кипяток?

А могут ли дети сами заварить себе чай? Как необходимо обращаться с горячими предметами, с огнем?

Заливаем и наблюдаем, что происходит. Пока мы ждем на полянке отдохнем.

  1. Физкультминутка

Ветер веет над полями
И качается листва. 
(раскачивают прямыми руками)
Облако плывет над нами
Словно белая гора. 
(потягивание, руки вверх)
Ветер пыль над полем носит
Наклоняются колосья
Вправо- влево взад -вперед, 
(наклоны вправо влево, назад вперед)
А потом наоборот
Мы взбираемся на холм 
(шагают высоко поднимая колени)
И немножко отдохнем.

  1. Беседа с просмотром презентации «Красная Книга Крыма»

В наших лесах осталось очень мало животных и редких растений, как вы думаете почему? Можем ли мы их защитить?

Для защиты редких растений и животных создаются заповедники, их записывают  в Красную книгу, оберегают и охраняют.

Ребята, очень многие растения и животные Крыма занесены в «Красную книгу» и охраняются законом.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними, а поможет нам мой помощник Филин.

Детям демонстрируются презентация "Сбор и заготовка лекарственных растений" и объясняются правила и лица птицы Филина.

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их, от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) .

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей) .

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

(Ответы детей).

Вот и собрана наша посылка Доктору Айболиту. Пора ее отправлять. Но чтобы ее отправить необходимо ее подписать, ответив на вопросы:

Итог НОД:

- Как называется наш полуостров?

- Что изображено на гербе?

- Какие животные проживают в Крымских лесах.

- С какими растениями познакомились? Почему их называют лекарственные?

- Куда заносят редкие, исчезающие растения и животных? Для чего?

- Где прячутся пахучие вещества мяты?

Посылка отправлена, чай из мяты заварился,  приглашаю вас на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему : « Башня с часами Хлудовской мануфактуры XIX века».

Приобщать детей к духовным ценностям, через знакомство с культурным наследием родного города, его историческим прошлым. Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, гордости за свой род...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) с использованием ИКТ в старшей группе на тему «Помощники Самоделкина»

Аннотация:Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста.  Проводя данное занятие, мы закрепляем представления детей о предметах бытовой техники, ее роли в жизни человека...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему: «Советы доктора Айболита»

Программное содержание:образовательные: формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного питания - пища должна быть не только вкусной, но и полезной; дать представление о необхо...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: «Поможем доктору Айболиту».

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: «Поможем доктору Айболиту»....