«Ожившие сказки Севера» (Экскурсия- интервью)
план-конспект занятия (старшая группа)

Ольга Витальевна Долгова

патриотическое и этнокультурное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и особенностям жизни героев ненецких сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozhivshie_skazki_severa.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белый медвежонок»

25390rossberriebig

Районный конкурс экскурсоводов

Тема экскурсии:

«Ожившие сказки Севера»

(Экскурсия- интервью)

Воспитатель старшей группы:

Долгова Ольга Витальевна

с. Газ-Сале, 2020 г.

Цель: патриотическое и этнокультурное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и особенностям жизни героев ненецких сказок.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с ненецким фольклором, обычаями и традициями через жанр авторских сказок  Ивана Григорьевича Истомина.

Развивающие:

  • Развитие речевой и познавательной активности,  формирование навыков выразительности  речи, артистических умений у детей.

Воспитательные:

  • формирование социально значимых духовных ценностей – доброты, трудолюбия, бережного отношения к близким людям, к родной природе.

Оборудование: Экран,  компьютер, творческие работы с изображением сказок И. Г. Истомина, выставка книг и конспектов ненецких сказок, запись ненецкой музыки Н. Сэротэтто «Ялякоко», ненецкой  народной музыки «Забава», оборудование музейной комнаты детского сада.

Ход экскурсии

Журналист:

  • Добрый день! Меня зовут – Дарина Декань. Я мечтаю стать журналистом, чтобы собирать интересные факты из жизни и печатать об этом статьи и рассказы в газетах и журналах. Сейчас я попробую взять интервью в детском саду «Белый медвежонок» перед экскурсией «Ожившие сказки Севера». Первый вопрос - гостям: Как вы думаете, экскурсия «Ожившие сказки Севера» пройдёт увлекательно?». (Ответы членов жюри)
  • Спасибо! А теперь дадим слово экскурсоводу.

Первый экскурсовод: 

  • Добрый день, дорогие гости. Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие народов Севера. Много разных сказок у народов Севера. В них мы увидим торжество правды и справедливости. Для вас сейчас «оживут» ненецкие сказки.

Второй экскурсовод:

- Предлагаю отгадать зашифрованные сказки Ивана Григорьевича Истомина, который с детства любил их слушать, а потом запоминал  и записывал. Его сказки в народе называли «сказками дедушки Вани». Я буду задавать вопросы, а отгадки вы увидите на экране.

Зашифрованные  сказки с использованием ИКТ. Картинки-подсказки на экране.

  • В какой сказке маленькое животное обхитрило большого и рогатого животного?  («Мышонок и Оленёнок»).
  • В какой сказке живут говорящие медведи? («Белый и Черный»)
  • В какой сказке герои спорят из-за крошки? («Снегирь и Мышонок»)
  • В какой сказке Ворона не смогла обмануть Рыбку? («Почему рыбы живут в воде»)

-  В какой сказке Коршун предлагал Сове улететь на юг? («Сова и Куропатка»)

Первый экскурсовод:

  • Сказки рисуют яркие картины жизни и быта ненцев, знакомят нас с ними. Ведь у  каждого народа есть свои обычаи и традиции.

Журналист:

  • Расскажите интересный обычай и традицию северного народа.

Первый экскурсовод:

  • Например, в тундре ненцы проводят «Обряд первой морошки». Чтобы набрать ягоды морошки в тундре, вначале нужно её угостить любым маслом, можно растительным, можно рыбьим жиром. Чтобы морошка была налитая, румяная, сочная! А на стебелёк завязать красную ниточку, как дань духам тундры, наш подарок.

Ещё: в ненецких семьях любят пить чай. Это семейная традиция ненцев. Чай готовят  прямо на печке, добавляя листья Иван-чая и  морошки.

Любую свободную минуту хорошо провести за чайной беседой и послушать  сказки. И сейчас я предлагаю вашему вниманию сказку «Откуда на свет морошка появилась?».

Драматизация ненецкой сказки«Откуда на свет морошка появилась?»

Звучит ненецкая музыка, выходит из чума девочка Маяне.

Маяне: В чуме прибралась, обед приготовила, оленей накормила, пора и за ягодами в тундру сходить. (Идёт по дороге рассматривает и гладит веточки деревьев).

Маяне: Здравствуй хозяюшка тундра, вот угощение тебе. (Крошит кусочек хлеба, потом собирает ягоды и возвращается в чум).

Маяне: (выходит грустная из чума). Заболела у моего дедушки нога, ничего ему не помогает. (Мимо проходит оленевод).

Маяне: Ан торова. У моего дедушки сильно заболела нога, и никакие лекарства ему не помогают.  Ты многое видел, может, знаешь, что дедушке может помочь?

Оленевод: Слышал от одного шамана, будто есть чудесная ягода морошка, исцеляющая от множества болезней. А найти её может только человек с добрым сердцем.

Маяне: И как мне разыскать чудо-ягоду, которая от любых хворей лечит? Схожу я к тетушке Ямюне, она всё-всё про тундру знает. (Заходит в гости к тётушке Ямюне).

Ямюне: Ан торова, Маяне. Знаю я, с какой бедой ты ко мне пришла. Видишь, капельки росы на ягеле? Это из них появляются янтарные ягодки, способные вылечить твоего деда. Но чтобы росинки превратились в ягодки, нужен человек с добрым сердцем и чистыми помыслами.

Маяне: (осторожно опускается  на землю, рядом с росинками и тихонечко попросит): «Духи природы, пожалуйста, помогите! Превратите росинки в ягодки морошки. Только они могут вылечить моего дедушку».

Маяне: Спасибо, солнце, ветер и хозяйка тундра, за спелые ягоды морошки! Побегу я в чум, чтобы приготовить лечебный отвар из ягод.

Первый экскурсовод: 

  • Спасибо всем за участие в сказочном путешествии по сказкам народов Севера. Мы убедились, что в них много добра и справедливости.

Журналист:

  • Да, спасибо за ожившие сказки. Сегодня мне было интересно стать на время журналистом. А когда я стану настоящим журналистом, то обязательно в самом красивом журнале расскажу про мудрые ненецкие сказки, обычаи и традиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ожившие сказки А.С.Пушкина

Праздник в детском саду для старших групп по сказкам А.С.Пушкина...

Конспект театрализованного музыкального занятия в подготовительной группе « Ожившая сказка»

Задачи: Развивать умение вести диалоги в хорошо знакомых сказках.Учить детей выражать свои эмоции посредствам пения и движения.Воспитывать устойчивый интерес к драматизации, желание играть в теат...

Консультация для родителей "Ожившая сказка" (знакомим детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством).

Тематический стенд для родителей "Ожившая сказка". Знакомим детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством....

Совместный досуг с родителями и детьми «Ожившие сказки детства»

Совместный досуг с родителями и детьми - «Ожившие сказки детства»  Предназначен  для проведения в старшей или подготовительной группе детского сада. В театрализованной  постан...

«Ожившие сказки» Акция — посещение детьми Выставочного зала изобразительных искусств совместно с родителями группы «СЛОНИКИ»

Цель: закрепить знания детей и их родителей о русских сказках через семейное посещение выставки двигающихся и говорящих восковых фигур «Ожившие сказки» , создать радостное эмоциональное на...

Конспект ОД по нетрадиционному рисованию "Ожившая сказка"

Конспект ОД в средней группе "Ожившая сказка" поможет детям в игровой форме продолжить освоение нетрадиционных форм рисования. Цель: развитие художественно-творческих способностей дошк...

Конспект экскурсии к конкурсу экскурсоводов Тема «Сказки Севера»

Конспект экскурсии к конкурсу экскурсоводов Тема «Сказки Севера»Цель: Формирование познавательного интереса к культуре народов Севера через ознакомление со сказками народов Севера. Показат...