Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие во времена древнерусского богатырства".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Синицкая Екатерина Александровна

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие во времена древнерусского богатырства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_8_gruppa_bogatyri.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 6-7 лет

 «Путешествие во времена древнерусского богатырства»

Составили: Петренко С. И., Гаврилова Е. А. – воспитатели 8 группа

Цель: формировать нравственно-патриотические качества дошкольников посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Обучающие:

  • определение былины; учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь у дошкольника, творческое воображение, умение слушать своих товарищей;
  • формировать умение работать в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материал к занятию: презентация с иллюстрационным материалом;

Интеграция образовательных областей: Познание. Социализация. Коммуникация. Музыка.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
  • Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских;
  • Разучивание стихов, пословиц;

Книжная выставка:

  • "Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
  • О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
  • Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
  • Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
  • Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
  • Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.
  • Дидактические игры «Снаряди богатыря", «Герои русских былин»
  • Альбом «Былинные богатыри»
  • Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"

Оборудование:

  • Компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация;
  • Картина В. М. Васнецова «Богатыри»;
  • Камень;
  • Дидактическая игра– карточки с изображениями оружия, одежды богатырей и современных род войск;
  • Аудиозапись с песней А. Пахмутовой «Богатырская сила», П.Бородина «Богатырская симфония».

Активизация словаря:

Богатырь, сказатель, кольчуга, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, лук и стрелы, булатный кинжал, гусли.

Ход занятия

Под аудиозапись «Богатырская сила» в группу входят дети.

Воспитатель: Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок.

Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. а столицей был город Киев. Наши далекие предки были очень добрыми, миролюбивыми и по-своему гостеприимными людьми.

Они много работали, справляли праздники, пели, водили хороводы, воспитывали детей. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Весь народ вставал на защиту. Среди них и такие отважные мужчины, которые никого и ничего не боялись. И звали их богатырями. Защищали они не только свою семью, они защищали всех людей, свою землю, где они трудились, дома в которых жили.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, какие они, богатыри

1ребенок: Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

2 ребенок: Он силой доброю богат,

Он защищает стальной град.

Спасает бедных и детей

И стариков, и матерей!

Воспитатель: Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?

Дети: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг, мультфильмов.

Воспитатель: А что такое былина?

Дети: Былина - это песня, сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.

Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях?  

Дети: русские люди, народ

Воспитатель: А кто рассказывал о былинах?

Дети: Сказатель.  

Воспитатель: Сказатель ходил из города в город и рассказывал, как будто пел, о подвигах богатырей.  Сказатель так и говорил: «Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские»

Вот так слагалась былина. (Подходит к камню)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое?

Дети: Это камень, у которого стояли богатыри и думали по какой дороге идти.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Воспитатель: Перед нами три дороги, и нам надо посмотреть, куда они ведут. (Проходим по первой дороге и подходим к стенду, где висит плакат со словами, характеризующие человеческие качества.)

Воспитатель: Давайте выберем те слова, которые имеют отношение к богатырям.

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, справедливый.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?

Дети: «Смелость силе воевода»

«Кто смел, тот на коня сел»

«На Руси не все караси, есть и ерши»

«Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не хлебать»

Воспитатель: Молодцы, а давайте теперь немного отдохнем. Представьте себе, что вы все богатыри.

Физкультминутка

«Дружно встанем – раз, два, три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из- под ладошки,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Воспитатель: А теперь пойдем по другой дороге. Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри».  Он писал ее 18 лет. Давайте рассмотрим ее.

Воспитатель с детьми подходят к картине (слайд)

Воспитатель: Посмотрите, ребята – это одна из лучших картин в русской живописи. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Воспитатель: Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец.

 Что вы можете рассказать о нем, о его коне? Ответы детей.

Воспитатель: Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем коне, копье наперевес держит, вдаль вглядывается – не видать ли злого врага. По преданию, родился Илья недалеко от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Просидел он 30 лет на печи и такая в нем сила накопилась. Он самый сильный, рассудительный, за ним всегда последнее слово, он идёт на самые трудные битвы.

Воспитатель: Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич, что вы можете о нем сказать? И о его коне?  В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле, одолел даже Змея Горыныча. Добрыня Никитич – представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.

Воспитатель: Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче и его коне? (ответы детей)

Алеша Попович Он самый молодой из этих богатырей, самый веселый богатырь. Врагов поражал не только силой, но и умом, хитростью. Алеша защищал от врагов Киев и поборол огромного змея.

Воспитатель: Куда смотрит каждый из богатырей? 

Дети: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Воспитатель: Что охраняют богатыри?

Дети: Землю русскую, её границы, Жителей этой земли.

У них была специальная одежда и оружие.

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут (кольчуга) (слайд) Кольчуга – это железная рубашка. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча и весила 7 килограммов.

Также богатыри носили латы и панцирь (слайд)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем) (слайд). Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов.

3.Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит, тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) (слайд)

4 Оружие — это трудно поднять, не просто поднять, а в руке удержать, снести им легко было голову с плеч, ну что догадались? Конечно же… (меч)

 (слайды) Было у богатырей и другое оружие – кистень, лук и стрелы, нож булатный, булава.

Воспитатель. Расскажите, чем прославились богатыри?

Слайды «Назови богатыря и кого он победил». (Слайд «Илья Муромец и соловей разбойник»; Слайд «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; Слайд «Алеша Попович и Тугарин Змей»)

Воспитатель: Верность родной земле помогала могучим богатырям одержать множество славных побед. Не зря в народе говориться: «Где вера – там и сила». А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Игра «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали.

Давайте послушаем симфонию богатырскую композитора Бородина. Какие чувства она у вас вызывает?  (ответы детей)

Воспитатель: Богатырей сравнивали с могучим деревом «Дуб», он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. А теперь вставайте в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу.

- У нас рос дубок (сидя на корточках, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его – Вот так широк (развести руки в стороны)

Ветки да его – Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб, дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты дубок скрипуч (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце)

Что бы землю родную защищать от врага!

Воспитатель: И у нас с вами осталась последняя дорога. Давайте посмотрим, куда она ведет. (Дети подходят к сундуку, в котором лежат загадки)

Воспитатель: Слушайте загадки:

С огнем бороться мы должны

Мы смелые работники

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы. (Дети: Пожарники)

Воспитатель:

Он не летчик, не пилот

Он ведет не самолет

А огромную ракету

Дети, кто скажите это? (Дети: Космонавт)

Воспитатель:

Кто свято хранит Отчизны покой

И ночью, и днем

При погоде любой? (Дети: Пограничник.)

Воспитатель: Ребята, можем ли мы этих людей назвать богатырями? И почему? Ответы детей.

Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения людей. Вот и прошли мы с вами все три дороги.

Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу, а мы вспомним о том, какой наказ оставили богатыри нам, своим потомкам:

- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Воспитатель: Дети, я очень надеюсь на то, что, когда вы вырастите, вы также станете славными защитниками Отечества. Желаю, чтобы вы были как былинные богатыри – защитники земли русской. И тогда нам не будут страшны никакие враги!

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит — не шелохнётся! А преданья старины

Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе « Большое путешествие»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе « Большое путешествие» Задачи:Обучающие: Формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников; Систе...

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "С чего начинается Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: — формировать у детей представление о России, как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государственным с...

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе: «Братчане герои Великой Отечественной войны»

Конспект НОД по нравственно - патриотическому  воспитанию в подготовительной группе: «Братчане герои Великой Отечественной войны»Подготовила воспитатель Смирнова Ю.Д. 2 кв.кат...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме «С чего начинается Родина»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: — формировать у детей представление о России как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государств...

Конспект ООД по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Знатоки родной станицы»

Обобщить знания о родной станице, воспитывать чувство гордости, любви, ответственности к малой Родине....