Конспект занятия по обучению бурятскому языку "Домашние животные" ( "Гэрэй амитад")
план-конспект занятия (старшая группа)

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

Цель: Активизация и обогащение словаря детей по теме «Домашние животные» («Гэрэй амитад»),

Задачи:

образовательные:

повторение и закрепление знания детей  по теме «Приветствие»;

ознакомление и закрепление лексического материала по теме «Домашние животные»;

ознакомление со счетом до 10-ти на бурятском языке;

 введение  речевых образцов  «Энэ юун бэ?», «Ши хэн  гэжэ нэрэтэйбш?»,  «Би … гэжэ нэрэтэйб»;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению бурятскому языку в  старшей группе

«Домашние животные» («Гэрэй амитад»)

Цель: Активизация и обогащение словаря детей по теме «Домашние животные» («Гэрэй амитад»),

Задачи: 

образовательные:

повторение и закрепление знания детей  по теме «Приветствие»;

ознакомление и закрепление лексического материала по теме «Домашние животные»;

ознакомление со счетом до 10-ти на бурятском языке;

 введение  речевых образцов  «Энэ юун бэ?», «Ши хэн  гэжэ нэрэтэйбш?»,  «Би … гэжэ нэрэтэйб»;

воспитательные:

воспитание чувства любви по отношению  к малой Родине, к  животным;

воспитание ответственности; взаимопомощи;

воспитание интереса к изучению бурятского языка, к традиционному укладу жизни родного края;

повышение мотивации к изучению родного языка.

развивающие:

создание условий для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическую, диалогическую речь);

создание условий для развития памяти, внимания, воображения;мышления

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Оборудование: кукла- девочка в национальной бурятской одежде Балма,  медальоны с изображением телят, объемные игрушки из серии «Домашние животные», деревянный сундучок, коврик –панно с  фигурками животных «Деревенский двор», аудиозапись «Звуки скотного двора», ноутбук, картина «Корова с теленком», мяч.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель: Сайн байна, ухибууд!

Здравствуйте, ребята!

Дети: Сайн байна!

Воспитатель: Как много у вас сегодня гостей. Поприветствуем их: «Сайн байна!».

Дети здороваются  с гостями.

Воспитатель: Би Гэрэлма Мунхоевна гэжэ нэрэтэйб. Меня зовут Гэрэлма Мунхоевна. А это моя подруга.

Балма: Би Балма гэжэ нэрэтэйб.

Воспитатель: Ее зовут Балма. Она тоже умеет разговаривать  на бурятском языке.

А вы, ребята, умеете?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите научиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, мы с Балмой вам поможем. Но сначала давайте познакомимся. Танилсая. Ребята, вы постарайтесь отвечать Балме на бурятском языке.

Балма: Би Балма гэжэ нэрэтэйб. Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши? (Меня зовут Балма. А  тебя как зовут?)

Дети отвечают по очереди: Би … гэжэ нэрэтэйб.

Воспитатель: Ну вот, мы все познакомились. Танилсаабди.

II.Фонетическая зарядка.

Воспитатель: Мы с Балмой приехали из соседнего села, которое называется Барагхан. А как ваше село называется?

Дети отвечают.

Воспитатель: У Балмы много домашних животных, она любит ухаживать за ними. Но вот беда, она их не может найти. Посмотрите на ее двор - никого нет. Что же произошло? Где животные? Как вы думаете ребята?

Дети отвечают.

Воспитатель: А я думаю, что они спрятались и ждут, пока мы их найдем. Поможем Балме отыскать их?

Дети отвечают.

Воспитатель: А кто знает, как искать  домашних животных?

Дети отвечают.

Воспитатель: Надо их позвать. И сделать это надо  на бурятском языке. Будем повторять за Балмой.

Балма: Май – май-май

             Мөө - мөө-мөө

        Өө-өө-өө.

Воспитатель: Вы слышите что –нибудь?

Дети отвечают

Воспитатель: Повторим все вместе.Дабтая.

                      Май – май-май

                       Мөө - мөө-мөө

                  Өө-өө-өө.

III. Основная часть.

Звучит аудиозапись с голосами домашних животных.

Воспитатель: Слышите, ребята? Откуда же раздаются голоса?

Обращает внимание детей на красивую коробку. Вот мы и нашли, твоих животных, Балма. Но они не хотят выходить, пока мы не разгадаем все их загадки. Что же делать? Может быть, вы, ребята, умеете их разгадывать?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Итак, первая загадка.

        1.Хоть крепки мои  копыта

                         И остры мои рога

                         Я добра и не сердита

                       Нравом вовсе не строга.

                        В поле я мычу: «Му-му!»

                        Молочка налить кому? (Корова)

                         Урдаа hэрээтэй

                           Дундаа хунэгтэй

                          Хойноо ташууртай ( Унеэн)

           2. Спереди –пятачок,

                  Сзади- крючок,    

            Посередине –спинка,

                   На спинке –щетинка.(Свинья)

                  Гээгээгуй аад, бэдэрдэг,

                   Гэмтээгуй  аад, еолодог (Гахай)

        3. Чемпионка в быстром беге

                      Я порой вожу телеги.

                    Дядя конюх мне принес

                     Воду, сено и овес. (Лошадь)

Нэгэниинь эдеэлнэ,

Дурбэниинь дунгэнэ

Тургэн гуйдэлтэй,

Тумэр гуталтай ( Морин)

4.Завиточки на рогах

 А колечки на боках

 Вышел он поесть ромашек

  А зовут его …(Барашек)

Тала дээгуур сагаан юумэд

Бумбэр,бумбэр бэлшэнэ.(Хонин)

  5.Человеку верный друг,

    Чутко слышу каждый звук.

    У меня отличный нюх

    Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

     Хон-хон дуутай

     Хондолой дээрээ дэгээтэй (Нохой)

   6. Дает молоко нам, хоть не корова

       Шерстью своею делиться готова

      Она непоседа и егоза

      Как зовут ее? (Коза)

      Ухэр бэшэшье hаа, hуу угэдэг

      Хонин бэшэшье  hаа, нооhо угэдэг

      Эбэртэй, hахалтай.Энэ хэн бэ? (Ямаан)

Дети по очереди отгадывают, берут животное и «отводят» во двор- приклеивают к коврику.

Воспитатель: Вот какие замечательные животные у Балмы. Это какие животные?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, потому что они живут  у людей дома, во дворе и люди ухаживают за ними. «Дом»   по бурятски – «гэр», «животные» - «амитад». «Домашние животные»  - «Гэрэй амитад». (Дети повторяют). М ы сегодня научимся называть их на бурятском языке.

Воспитатель с Балмой показывают каждое животное, называют на бурятском языке и просят повторить.

Кто это? Энэ юун бэ? –  Корова - Унеэн

Кто это? Энэ юун бэ? –  Овца - Хонин

Кто это? Энэ юун бэ? –  Коза - Ямаан

Кто это? Энэ юун бэ? –  Лошадь -Морин

Кто это? Энэ юун бэ? –  Свинья - Гахай

Кто это? Энэ юун бэ? –  Собака-Нохой

Кто они? Эдэ юуд бэ? –Домашние животные –Гэрэй амитад

Физминутка.

Воспитатель: Балма благодарит вас и дарит вам красивую картинку.

Кого вы на ней видите?

Воспитатель показывает картинку, на которой изображены корова с теленком.

Дети отвечают.

Воспитатель: Корова – Унеэн (дети повторяют)

                          Теленок – тугал (дети повторяют).

Балма предлагает поиграть в игру «Веселые телята». Балма будет вашей хозяйкой, а вы будете ее телятами, которые  любят бодаться и прыгать.

Мы с Балмой будем звать вас «Бьяа –бьяа –бьяа!» А вы будете прибегать к нам и «мычать»: «Мөө, мөө!”.

Воспитатель  раздает детям медальончики с изображением телят, отходит от них на некоторое расстояние и зовет их : “Бьяа-бьяа – бьяа!” Дети , выставив пальцы как рожки прибегают  и  «мычат».

Воспитатель: 

Повторяйте за нами: Нэгэ, хоер тугалнууд (хлопают в ладоши)

        Гурба, дурбэ,  дэбхэрээ (прыгают)

        Таба,  зургаа – мургэлдоо («бодаются», приложив пальцы к голове)

        Долоо, найма – эбэрнуудээ ( покачивают головой)

                                    Юhэ, арба – хухалжархео! ( загибают пальцы и опускают руки).

Воспитатель: А теперь, и я хочу познакомить вас с моими домашними животными. Ребята, хотите их увидеть?

Воспитатель выносит открытую коробку, накрытую тканью, снимает ее.

Воспитатель: Представляете, и мои животные куда-то пропали. Балма говорит,  что они ушли гулять в лес и заблудились. Как же мы их найдем? Может быть, вы, ребята, видите что – то похожее на лес?

Дети ищут, находят коробку с изображением леса. Воспитатель открывает ее:

Молодцы, ребята! Но и они тоже не хотят  идти домой, пока вы не назовете их всех на бурятском языке.

Дети подходят по очереди, вытаскивают игрушку, называют его на бурятском языке и «отводят» домой –  ставят в коробку, изображающую двор. Воспитатель задает наводящие вопросы «Кто это? Энэ юун бэ?»

Воспитатель: Ну вот, и все наши домашние животные собрались. Эдэ юуд бэ? Кто это?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Я очень рада, что вы помогли мне. Спасибо вам большое. Баярлаа. Предлагаю вам поиграть в игру  «Переводчики». Я буду бросать вам мяч и называть домашнее животное на русском языке, а  вы будете бросать обратно и называть его на бурятском языке. Согласны?

Проводится игра «Переводчики».

Воспитатель: Балма говорит, что приготовила для вас еще одну игру, которая называется «Собери животное».

Игра «Разрезные картинки». Дети выкладывают домашних животных из разрезных картинок и называют их на бурятском языке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! О каких животных мы сегодня говорили?

( «О домашних», «Гэрэй амитад»). И еще, мы научились их называть на бурятском языке.

Спасибо ребята! hайндаа! Баярлаабди! Баяртай!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Хэнэй толгойб , хэнэй h уулнууд бэ?»

Слайд 2

« Амитанай тулыень ологты »


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект НОД по обучению бурятскому языку в старшей группе на тему «Части тела». Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая.

Программное содержание:Цель:  Дать понятие «части тела», на бурятском языке  « Минии бэе».  Формировать представления о частях тела, обогатить словарный запас де...

Конспект занятия по аппликации "Бурятский народный орнамент"

       Мы живем в солнечной Бурятии, городе Улан-Удэ. Основы знаний о культуре своего народа закладываются в семье. Но и огромную роль в этом играет дошкольное учреждение. В...

Конспект занятия: Знакомство с бурятской юртой и бытом.

Знакомство детей с национальным жилищем бурят - юртой....