Конспект ООД в старшей группе. Изба. Быт русского народа.
план-конспект занятия (старшая группа)

Мяльчина Галина Васильевна

 Схема конспекта занятия

Воспитатель:  Мяльчина Галина Васильевна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа: старшая

Тема занятия: Изба. Быт русского народа.

  Цель: создание условий, способствующих формированию интереса к русскому наследию, через знакомство с комнатой    русского быта.

  Обучающие задачи: познакомить с избой – жилищем русского народа, с предметами русского быта: печь, сундук; познакомить с хохломской росписью; систематизировать знания детей о русской национальной одежде; о русских народных музыкальных инструментах - бубен, колокольчик, трещотка, балалайка.

  Развивающие задачи:  развивать интерес к произведениям русского народного творчества: загадкам, пословицам; развивать коммуникативные умения, связную речь, образное мышление; развивать умение участвовать в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы.

  Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: предметам, фольклору, играм, приобщать к культуре своего народа.

  Методы и приёмы:

- наглядные: показ предметов русского быта (печь, сундук),русский народный костюм, музыкальные инструменты,

- словесные: отгадывание загадок, беседа, вопрос, проговаривание пословиц, поощрение;

- игровой: сюрпризный момент, русская народная игра «Гори, гори ясно», игра на музыкальных инструментах;

Словарная работа:  изба, горница, печь, сундук, сарафан, рубаха, косоворотка, картуз, балалайка, трещотка, ложки, хохломская роспись.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций предметов русского быта, разучивание пословиц и поговорок «Не красна изба углами, красна пирогами», «»Труд кормит, а лень портит», «Дело мастера боится», разучивание русской народной игры «Гори, гори ясно», игра на музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_zanyatiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Схема конспекта занятия

Воспитатель:  Мяльчина Галина Васильевна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа: старшая

Тема занятия: Изба. Быт русского народа.

  Цель: создание условий, способствующих формированию интереса к русскому наследию, через знакомство с комнатой    русского быта.

  Обучающие задачи: познакомить с избой – жилищем русского народа, с предметами русского быта: печь, сундук; познакомить с хохломской росписью; систематизировать знания детей о русской национальной одежде; о русских народных музыкальных инструментах - бубен, колокольчик, трещотка, балалайка.

  Развивающие задачи:  развивать интерес к произведениям русского народного творчества: загадкам, пословицам; развивать коммуникативные умения, связную речь, образное мышление; развивать умение участвовать в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы.

  Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: предметам, фольклору, играм, приобщать к культуре своего народа.

  Методы и приёмы:

- наглядные: показ предметов русского быта (печь, сундук),русский народный костюм, музыкальные инструменты,

- словесные: отгадывание загадок, беседа, вопрос, проговаривание пословиц, поощрение;

- игровой: сюрпризный момент, русская народная игра «Гори, гори ясно», игра на музыкальных инструментах;

Словарная работа:  изба, горница, печь, сундук, сарафан, рубаха, косоворотка, картуз, балалайка, трещотка, ложки, хохломская роспись.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций предметов русского быта, разучивание пословиц и поговорок «Не красна изба углами, красна пирогами», «»Труд кормит, а лень портит», «Дело мастера боится», разучивание русской народной игры «Гори, гори ясно», игра на музыкальных инструментах.

Оборудование: клубок, сундук, русские народные костюмы, печь, разноцветные платочки, музыкальные инструменты – трещотки, балалайки, колокольчики, бубны, ложки,  иллюстрированные картинки с предметами русского быта, заготовки в форме ложек, музыкальный проигрыватель.

Организационный момент, начало образовательной деятельности:

Цель: создание положительных эмоциональных установок на совместную деятельность, создание ситуации сплочённости воспитанников и педагога. Определение темы образовательной деятельности.

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники встают в круг, здороваются с воспитателем.

Потому, что принято по утрам здороваться

 Добра, здоровья…

Воспитанники кланяются, прижав руку к сердцу

Воспитанники повторяют слова за воспитателем

Клубочек катится, а воспитанники идут вслед за клубочком

- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, почему я к вам обратилась именно с этими словами?

- Говоря по обычаю «здравствуйте», что  мы желаем друг другу?

- «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго». Давайте и мы сегодня поздороваемся по русскому старинному обычаю.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в те времена, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

 С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

 Путь-дорожку укажи.

Воспитатель предлагает пройти вслед за ним

2. Основная часть образовательной деятельности:

Цель: создание условий, способствующих формированию интереса к русскому наследию, через знакомство с комнатой    русского быта.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Звучит русская народная мелодия

Воспитанники попадают в русскую избу, где их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитанники проходят, рассаживаются вокруг стола

Это дом, построенный из дерева

Горница

Воспитанники повторяют за воспитателем

Воспитанники рассматривают горницу, отгадывают загадку

Воспитанники повторяют за воспитателем

Батареи

Печь

Дрова

Воспитанники становятся в круг, держа в руках,  красные и желтые платочки, и говорят слова,  выполняя движения.

Руки с платочками вперед, взмахи вверх,  вниз

Присесть руки вниз

Встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти

Взмахи руками в стороны вверх, вниз

Руки вниз взмахи вправо, влево

Ребёнок может заболеть

Это сундук

Одежда, посуда…

Воспитанники произносят пословицу

«Дело мастера боится»

Русский народный костюм

Сарафан, рубашка, кокошник

Женский

Парни, мужчины

Мужской

Рубаха, штаны…

Воспитанники называют пословицу «Не красна изба углами, красна пирогами»

Музыкальные инструменты

Бубен, трещотки, балалайка, колокольчики

Воспитанники под русскую народную песню играют на музыкальных инструментах.

Воспитанники называют пословицу «Труд кормит, а лень портит»

Мебель, игрушки, посуда, музыкальные инструменты

Хохломская роспись

Ягодки, листочки, точечки

Ягоды, травинки, завиточки, листья.

- Ой,  вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.

- Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
- «Живу я в старинной избе. Ребята, а вы знаете, что такое изба?

- В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. И в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил, то же было и у наших предков.
- Кто знает,  как называется комната, в которой мы с вами находимся?

- Правильно – горница. Так называли комнату в избе, давайте повторим все вместе «горница».

 Горница – это самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей.

- Посмотрите как в ней светло и просторно. Обведите взглядом горницу и подумайте, что в ней самое главное? А моя загадка вам поможет.

 Летом спит,
Зимой горит,
Щи, да кашу варит,
И тепло нам дарит.
Что это такое? (Печка)


- Верно, посреди горницы стоит печь.
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи: и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка!
В деревенской избе самая главная – это печь. Печь- это сердце дома. О ней говорили: «Без печи, и изба не изба». Повторяйте за мной.

- Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?
- Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!

- Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? А в старину батарей не было.

- Что тогда грело?

Что нужно, чтобы печь грела?
Будьте добре, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
Игра «Гори, гори ясно».

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло,
Глянь на небо,

Птички летят,
Колокольчики звенят.

- Вот как печь мы растопили.
Да, печь и накормит и обогреет.
- А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки?
Оказывается, печь ещё и сушит.
- Еще, ребята, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться?
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет.

- Вот почему говорят: «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит. Повторите за мной.

- Ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что? 

- Отгадайте гости дорогие, что там хранится?

- Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

- Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.

- Кто скажет, пословицу?

- Ребятушки, посмотрите это что?

 Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры,

Все в букетах дивных роз, 

Может вывел их мороз?

- Правильно, раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду. Назовите детали этого наряда.

- Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?

- А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

- Этот наряд, какой?

- Назовите детали мужской одежды

- Ребятки, в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили.

- Молодцы, а кто хочет посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу.

-Ребятушки, это что?  

- Назовите, какие? 

-Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?

- Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!


- Отопрем ещё раз сундучок. Кто мне поможет?

-А я вам подскажу, загадав загадку.

Есть поменьше, есть большая,
Есть для кофе, есть для чая.
Чтоб поесть, хотя б немножко,
Мне нужна, конечно, ….
- На Руси всегда было много мастеров, они изготавливали красивые предметы из дерева.

-Какие предметы из дерева вы знаете? (мебель, игрушки, посуда, музыкальные инструменты).
- Ложка - предмет очень древний. В старину ложку всегда носили при себе, за поясом. Без ложки в гости не ходили. Ложки делали вручную мастера специальными инструментами, а потом украшали.
- Рассмотрите ложки. Как называется эта роспись?

- Что изображено? Какие цвета использованы?

- Я вам приготовила  подарок. Когда вы вернётесь в группу, разрисовать ложки как народные умельцы

Игра «Гори, гори ясно»

Воспитатель обращает

внимание на огонь в печи

Воспитатель пробует открыть сундук

Открывается сундук, и оттуда достаю русский народный костюм.

Рассматривают женский национальный костюм

Рассматривают мужской национальный костюм

Воспитатель достаёт из сундука музыкальные инструменты

Воспитанники берут музыкальные инструменты

Игра на музыкальных инструментах

Воспитатель достаёт из сундука деревянные ложки

Воспитатель раздаёт заготовки в виде ложек

3. Заключительная часть образовательной деятельности:

Цель: оценка степени достижения поставленных целей по усвоению образовательного содержания

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ответы воспитанников

Воспитанники с воспитателем произносят слова

Клубочек катится, а воспитанники идут вслед за клубочком.

- Где вы сегодня побывали?

- Что вам понравилось больше всего? 

- Что же нового вы узнали?

- Вспомните для чего люди, когда здоровались,  делали поклон?

Ты катись, катись, клубок,

 С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Нас обратно возврати.

Звучит русская народная мелодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе"Знакомство с русским святым Сергием Радонежским"

Знакомила детей с русским святым Сергием Радонежским....

Конспект НОД в старшей группе по теме:"Русский народный костюм"

Беседа о традиционном  русском  народном костюме.Рассматривание книг о женском и мужском костюме. Рассматривание  элементов узора с целью ознакомления с их значимостью. Разучи...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Как аукнется так и откликнется». Пересказ.

Методика проведения НОД по обучению пересказу русской народной сказки "Как аукнется так и откликнется" в старшей группе....

Конспект прогулки в подготовительной группе «Весенние праздники русского народа»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Весенние праздники русского народа»Цель: Создание условий для совершенствования умений детей играть в народные игры. Задачи:- повысить дви...

Конспект занятия в старшей группе "Международный день коренных народов Севера"

Формирование знаний детей с жизнью и бытом коренных жителей Севера...

Конспект прогулки в подготовительной группе «Весенние праздники русского народа»

Конспект прогулки в подготовительной группе«Весенние праздники русского народа»...