«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
консультация

Уткина Светлана Юрьевна

«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete_.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Пензятский детский сад»

«Ознакомление с семантикой мордовского

орнамента как средство эстетического

 воспитания детей дошкольного возраста»

                                                                         Подготовила: воспитатель

     С.Ю. Уткина

Пензятка 2020

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Современная культура Мордовии имеет свои истоки – многонационально народное искусство. Сохранение исторических ценностей национального населения мордовского народа – задача каждого педагога. Ведь ни в коем случае нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, ассимилировалась его культура, ушли в прошлое образцы прикладного искусства.

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает что, общаясь в социуме, дети рано проявляют интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей.

Особое место в работе с дошкольниками занимает знакомство детей с декоративно – прикладным искусством мордовского народа. Человек всегда стремился понять себя и окружающий мир, его могущество, красоту и таинственность. Ощущая свою зависимость от природы, он покланялся земле и солнцу, воде и огню, растениям и животным. И поэтично воспевал свое восхищение ими в легендах и сказаниях, самобытном орнаменте резных украшений, деревянных предметов обихода, а затейливых узорах вышивки.

Неповторимая вышивка национальных костюмов, многообразные орнаментальные мотивы на традиционных предметах быта, мордовская  керамика и изделия игрушечных промыслов – все это близко и доступно восприятию детей дошкольного возраста. Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукты  человеческой деятельности отдельной эпохи или народа, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса.

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения… он всегда говорящ, видящ, деятелен. Орнамент – как отпечаток души народа», - писал О. Мандельштам.

Семантика – учение о изначальном смысловом значении смыслов орнамента. Знания и понимание ребенком основ семантики декоративного орнамента воспитывает глубокий интерес к народной культуре, истории родного края.

Из поколения в поколение на протяжении веков формировались народные символы. Узор на национальной мордовской одежде так и называется «тешкет» («знак»).

Расположение вышивки в народной одежде также имеет давние традиции. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, оберегом.  Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах. Это места (открытия), через которые к хозяину одежды могут проникнуть злые силы, и назначение орнамента – защищать человека. Кроме, того , орнаментальные вставки защищали плечи, грудь и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды.

Первым сюжетом народной вышивки. Безусловно, являлось дерево. Оно дает плоды и жилище, дает тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же и древо жизни, и древо познания, родословное древо. Дерево участвует в нашем бытии, мировоззрении, являя собой некий законченный и совершенный образ мира. Корни – прошлое, ствол – настоящее, крона – будущее. Крест в орнаменте использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца, с ним связывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократное воспроизведение креста в узоре с целью усиления и увеличения благополучия. Изображение ромба всегда связано с понятием дома, тепла и благополучия. Ромб – это женский знак, символ хозяйки дома. Петух – один из самых любимых образов народной вышивки. Изображение этой птицы – это вестник света, утренний зари – петух поет на рассвете, когда всходит солнце. Птицы олицетворяли весну. Птица знак хорошего урожая.

Орнамент на одежде, полотенцах чаще всего вышивался. Народную вышивку -  эту первую систему передачи информации, созданную людьми и имевшую для них магический смысл, - ученные  изучают чуть более столетия.Расшифровывание  и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Детям дошкольного возраста он доступен в форме рассказа, сказки или притчи. Например, рассматривая в уголке народного быта полотенце, мы рассказываем детям о том, что узоры – полосы на нем расположены не случайно. Утром человек вытирался нижним концом, где поначалу шла тонкая полоска – рассвет, а затем все более широкие полосы. Вечером наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной: внизу поначалу шла широкая полоса, затем следовали полосы уже и уже, кончавшиеся самой тонкой полоской – композиция символизировала закат.

Для закрепления представлений детей о народных промыслах широко используются дидактические игры «Отгадай и назови», «Магазин игрушек», «Одень куклу в национальный костюм», лото «Подбери узор», пазлы «Составь картинку».

        Широко используются на занятиях устное творчество мордовского и русского народов. Образное восприятие пословиц, песен, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом.

Знакомство с элементами мордовской культурой идет в сочетании с народными произведениями других национальностей, проживающих на территории нашей республики. Историческая судьба мордовского народа тесно связана с русским, татарским народом, другими народами Поволжья.

В результате знакомства с произведениями искусства дети научились видеть красоту и воссоздают ее в рисунках, лепке, аппликации.

Знакомя детей с семантикой народного орнамента,мы не должны преследовать углубленного изучения значения языческих символов. Наша задача – пробудить интерес как особую форму познавательной потребности народному искусству, воспитывать гордость за свой народ, способствовать осознанномуиспользованию средств выразительности в декоративно – прикладной деятельности, наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом. Самое главное, чтобы дети поняли богатство самобытного искусства мордовского народа – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения мордовскую национальную культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

Эффективность использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей дошкольного возраста

В определении эффективности использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей сложность заключается в том, что здесь неприемлемы тр...

Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...

Презентация к занятию по ознакомлению с предметным миром "Коллекционер бумаги" для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет

Цель: расширять представления о разных видах бумаги и ее качества, умение определять предметы по признакам материала...