Проект "Культурно-историческое наследие Вяземского края"
проект (подготовительная группа)

Махрова Александра Юрьевна

Проект для детей подготовительной к школе группы "Культурно-историческое наследие Вяземского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnasledievyazma.docx63.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

по нравственно – патриотическому воспитанию

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Культурно – историческое наследие Вяземского края»

Разработала:   воспитатель 1 квал. категории

                                                               Махрова А.Ю.

2022 г.

Информационно – исследовательский проект

«Культурно – историческое наследие Вяземского края»

I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  Актуальность проекта 

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному городу без сообщения детям определенных знаний о нем? Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, о памятных местах и достопримечательностях, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Именно в достопримечательностях кроется вековая история родного города. И поэтому, основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Мы, воспитатели рассказываем своим воспитанникам об истории нашего города, о людях, являющихся его гордостью, учим гордиться достижениями предков и современников. Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний, дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка.      

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс.

Проблема: 

В процессе предварительных бесед было выявлено, что дети знают название города, домашний адрес, с увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о памятных местах города, его символике. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Соответственно, дети не владеют достаточной информацией. Поэтому, возникла идея создать проект «Культурно – историческое наследие Вяземского края».

Гипотеза проекта:

в результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а также привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Цель проекта: 

способствовать приобщению детей к культурно – историческому наследию родного края, обогащению и закреплению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах, и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города.

Задачи проекта:

  • Воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Расширять представления детей о достопримечательностях города Вязьма и его исторических памятниках.
  • Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.
  • Закрепить знания детей о знакомых улицах, на которых находится дом, детский сад, достопримечательности.
  • Развивать у детей потребность в получении новых знаний о родном городе, вызвать интерес к новой информации и желание «добывать» сведения об известных и незнакомых культурных и исторических ценностях родного города.
  • Развивать у детей инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
  • Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений.
  • 5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Тип проекта:

  • по содержанию: информационно – исследовательский, творческий
  • по времени: долгосрочный (январь – май)
  • по кол – ву участников: групповой

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы,   родители воспитанников.

Механизм реализации проекта: проект реализуется через организованную     образовательную деятельность, взаимодействие всех участников образовательного процесса. Использование интеграции краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализуется в форме специально организованных занятий, а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получают через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы.

Содержание и формы работы с детьми:

  1. ООД
  • ООД по по художественно – эстетическому развитию:
  • Рисование: «Улица города Вязьмы», «Мой дом», «Машины нашего города», «Папа и мама гуляют со своим ребёнком в городе», «Мой любимый детский сад», «Танк – боевая машина», «Вечный огонь», «Праздничный салют над городом»;
  • Аппликация «Наша улица», «Вяземский храм», изготовление поздравительной открытки для ветеранов ко «Дню Победы»;
  • Лепка: «Сказочные дома», «Герб Вязьмы» (пластилинография), «Вяземский пряник» (солёное тесто);
  • Конструирование: «Наш город», «Пилотка» (из бумаги).
  • ООД по познавательному развитию:
  • «История возникновения Вязьмы»;
  • «Знакомство с символикой города Вязьма (герб, флаг, гимн)»;
  • «Вязьма – город воинской славы»;
  • «12 марта – День освобождения Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»;
  •  «Известные герои – земляки М.Г. Ефремов»;
  •  «Известные герои – земляки П.С. Нахимов»;
  • «Вяземский пряник».
  • ООД по речевому развитию:
  • Обучение рассказыванию «Город, в котором я живу»;
  • Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать - «Любимые места родного города», «Из окна, из окна наша улица видна».

2. Беседы

  • «Что такое Родина»;
  • «Что я вижу по дороге в детский сад»;
  • «Мы любим гулять в …»
  • «Расскажи, что ты знаешь о нашем городе?»;
  • «На какой улице ты живешь?»;
  • «Что я бы сделал для города?»;
  • «Беседа о мужестве и храбрости»;
  •  «Памятники воинской славы в нашем городе»;
  • «27 апреля – день присвоения Вязьме звания «Город воинской славы»;
  • Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»;
  • «Мы – горожане» (правила этикета в общественных местах);
  • «Вяземские храмы»;
  • «Этот День Победы»;
  • «Троица – День города Вязьмы»
  • По произведениям художественной литературы.

3. Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

  • Рассматривание буклетов, открыток, фотографий о городе: «Любимый город Вязьма», «Храмы Вязьмы», «Памятные места города Вязьмы», и т.д.;
  • знакомство с картой города Вязьмы.

4. Чтение художественной литературы:

  • «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, сост. А.Я. Ларченков;
  • «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин;

5. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры и упражнения:
  • «Собери герб Вязьмы»;
  • «Где находится памятник?»;
  • «Сложи картинку и назови»;
  • «Собери храм».
  • Сюжетно – ролевые игры:
  •  «Гид - экскурсовод»
  • «Корреспондент – интервью: «Любимые места родного города».
  • Подвижные игры:
  • «Военная медсестра»;
  • «Доставь раненого»;
  • «Секретное донесение»;
  • «Кто самый меткий».
  • Словесные игры: 
  • «Назови свой адрес»;
  • «Угадай, где я нахожусь»;
  • «Расскажи о родном городе: какой он, город Вязьма?» (учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу);

6. Просмотр мультфильмов, видеороликов и презентаций:

  • «История возникновения Вязьмы»;
  • «Виртуальная экскурсия к памятным местам»;
  • «Известные герои – земляки»;
  • «Освобождение Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»;
  • «Я помню в Вязьме старый дом» - фото Вязьмы в военное время и сейчас;
  • «Чем Вязьма знаменита – Вяземская стёка и Вяземский пряник»
  • м/ф «Ну, погоди!».

7. Музыкальная деятельность

  • видео – поздравление «С праздником Победы»;
  • прослушивание гимна Вязьмы, песен на военную тему.

8. Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото.  

9. Оформление мини – музея в группе «Вязьма – старинный русский город»;

10. Оформление альбома «Культурно – историческое наследие Вяземского края».

11. Посещение храма.

12. Экскурсии выходного дня: «К памятникам военной славы», «К вечному огню», «Историко – краеведческий музей».

13. Досуг  «Знатоки Вяземского края».

Содержание и формы работы с родителями:

  • Папки – передвижки и консультации:
  • «12 марта – освобождение Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»;
  • «Имена героев ВОВ в названиях улиц города Вязьмы»;
  • «Знаменитые жители города Вязьмы».
  • Беседы с родителями:
  • «Расскажите ребёнку о героях вашей семьи»;
  • «Знаете ли вы, почему улица, на которой вы живёте, названа именно так?»;
  • «Знаете ли вы, что такое Вяземская стёка?»;
  • «Говорите с ребёнком во время прогулки о том, что видите»;
  • «Почему так важно знакомить детей с родным городом»; 
  • «Спросите у ребёнка, что нового он узнал о нашем городе»;
  • «Музеи нашего района. Посетите их всей семьёй»;
  • «Узнали ли вы что – то новое о нашем городе благодаря проекту?».
  • Оформление выставки сотворчества детей и родителей «Город, в котором я живу».
  • Изготовление стендов «Вязьма историческая», «Вязьма современная».
  • Исследовательская деятельность (д/з): поиск информации и подготовка сообщений с детьми о достопримечательностях и памятных местах нашего города, согласно выбранной теме (с опорой на фотоматериалы).
  • Создание мини – музея «Вязьма – старинный русский город».
  • Фотовыставки: «Любимые места родного города», «Мой любимый храм»;
  • Экскурсии выходного дня: «К памятникам военной славы», «К вечному огню», «Историко – краеведческий музей».

Ожидаемые результаты:

для детей:

  • воспитать патриотические чувства у детей;
  • найти интересную информацию по теме «Культурно – историческое наследие Вяземского края»;
  • расширить представления детей о достопримечательностях города Вязьма и его исторических памятниках;
  • познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;
  • закрепить знания детей о знакомых улицах, на которых находится дом, детский сад, достопримечательности;
  • заинтересовать детей и взрослых историей родного города, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны;
  • активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми);
  • совместное творчество родителей и детей;
  • участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности;

для родителей:

  • совместное творчество родителей и детей;
  • совместный с детьми поиск информации по теме проекта;
  • повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
  • укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

Продукты проекта: 

  • Выставки творческих работ детей.
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему «Город, в котором я живу».
  • Фотовыставки «Любимые места родного города», «Мой любимый храм». 
  • Стенды «Вязьма историческая», «Вязьма современная».
  • Мини – музей в группе «Вязьма – старинный русский город».
  • Итоговая презентация проекта, видеоотчёт для родителей.
  • Альбом «Культурно – историческое наследие Вяземского края».

Методическое обеспечение:

1. Вохринцев С. Надежный щит Родины. Методическое пособие с дидактическим материалом «Окружающий мир. Армия России»

2. «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», сост. А.Я. Ларченков. – Смоленск: Моск. рабочий, Смолен. отд – ние, 1989.

3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа.

5. Павлова О.В. «Изобразительная деятельность. Художественный труд», комплексные занятия для детей подготовительной к школе группы.

6. Путеводитель «Вязьма», текст В. Никифорова, д.и.н. Д.Е. Комаров, издатель ООО «АРЛАНА».

7. «Сказки Смоленского Края», сост. А Мишин.

8. Сеть Internet – источники:  www.tripadvisor.ru, www.vyazmanews.net, ru.wikipedia.org 

II. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный

  • планирование проектной деятельности по теме «Культурно – историческое наследие Вяземского края» опираясь на методическую литературу и сеть Internet;
  • определение актуальности проекта;
  • определение и обоснование проблемы;
  • постановка цели и задач;
  • сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
  • изучение методической литературы по теме;
  • определение содержания форм работы с детьми и родителями;
  • создание развивающей среды;

Задачи 1 – го этапа:

  •  определить актуальные знания детей о родном городе, достопримечательностях посредством бесед, просмотра иллюстраций;
  • вызвать интерес к решению поставленной задачи.

2 этап – основной

Задачи 2 – го этапа:

  • постановка проблемы;
  • развивать выразительность речи, моторику рук;
  • развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;
  • воспитывать аккуратность при выполнении работ по теме проекта;
  • работа по достижению поставленных целей и задач проекта через методические приёмы и методы;
  • проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

Январь

2 нед

  • Рисование «Мой дом», «Мой любимый детский сад» 
  • Беседа «Что такое Родина» 
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин;
  • Беседа «Почему так важно знакомить детей с родным городом»

  • Литература по теме проекта

3 нед

  • Познание «История возникновения Вязьмы» + презентация «История возникновения Вязьмы»
  • Беседа «Расскажи, что ты знаешь о нашем городе?»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Словесная игра «Назови свой адрес»
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Верстовой столб на Старой Смоленской дороге и памятник Лаптю»)
  • Фотовыставка «Любимые места родного города»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Литература по теме проекта
  • Презентация «История возникновения Вязьмы»

4 нед

  • Познание «Знакомство с символикой города Вязьма (герб, флаг, гимн)»
  • Лепка: «Герб Вязьмы» (пластилинография)
  • Беседа «На какой улице ты живешь?»  
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Дидактическая игра «Собери герб Вязьмы»
  • Прослушивание гимна Вязьмы
  • Оформление мини – музея в группе «Вязьма – старинный русский город»
  • Помощь в оформлении мини – музея «Вязьма – старинный русский город»

  • Изображения герба, флага города Вязьмы
  • Запись гимна города Вязьмы
  • Дидактическая игра «Собери герб»
  • Литература по теме проекта
  • Книги, открытки, стенды «Вязьма историческая» и «Вязьма современная», предметы с символикой города для оформления мини – музея

Февраль

1 нед

  • Обучение рассказыванию «Город, в котором я живу»
  • Беседа «Мы – горожане» (правила этикета в общественных местах) 
  • Конструирование: «Вяземские улицы»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Спасская башня – Вяземский кремль»)
  • Беседа: «Знаете ли вы, почему улица, на которой вы живёте, названа именно так?»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Литература по теме проекта
  • Иллюстрации на тему «Этикет»

2 нед

  • Аппликация «Вяземский храм» 
  • Беседа «Вяземские храмы»
  • Дидактическая игра «Собери храм»
  • Посещение храма
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин

  • Фотовыставка «Мой любимый храм»

  • Фотографии храмов и церквей города Вязьмы
  • Литература по теме проекта
  • Дидактическая игра «Собери храм»

3 нед

  • Познание «Вязьма – город воинской славы» + видеопрезентация
  • «Виртуальная экскурсия к памятным местам»
  • Рисование «Танк – боевая машина», «Улица города Вязьмы»
  • Беседа «Беседа о мужестве и храбрости»
  • Прослушивание песен военных лет
  • Подвижная игра: «Военная медсестра»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Стелла на ул.Ямской и Часовня погибшим медикам»)
  • Экскурсия выходного дня «Историко – краеведческий музей»
  • Экскурсия выходного дня «Историко – краеведческий музей»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Видеопрезентация «Вязьма – город воинской славы»
  • Записи песен военных лет
  • Литература по теме проекта

4 нед

  • Словесная игра «Расскажи о родном городе: какой он, город Вязьма?» (учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу)
  • Прослушивание песен на военную тему
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин; А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная»;
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Танк Т-34 и Мемориальный комплекс в честь ополченцев-бауманцев»)
  • Беседа «Говорите с ребёнком во время прогулки о том, что видите»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Записи песен военных лет
  • Литература по теме проекта

Март

1 нед

  • Беседа «Мы с мамой любим гулять в …»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Памятник Перновскому полку и Доблестным предкам»)
  • Консультация «12 марта – освобождение Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Литература по теме проекта

2 нед

  • Рисование: «Папа и мама гуляют со своим ребёнком в городе»
  • Аппликация «Наша улица»
  • Познание «12 марта – День освобождения Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков» + видеопрезентация «Освобождение Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»
  • Беседа «Памятники воинской славы в нашем городе»
  • Подвижная игра «Секретное донесение»;
  • Прослушивание песен на военную тему
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин; Е. Трушина «Посвящается героям»
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Памятник Дулаг-184 и памятник Защитникам Отечества»)
  • Экскурсия выходного дня «К памятникам воинской славы»
  • Экскурсия выходного дня «К памятникам воинской славы»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Видеопрезентация «Освобождение Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»
  • Фотографии памятников воинской славы нашего города
  • Записи песен военных лет
  • Литература по теме проекта

3 нед

  • Познание «Вяземский пряник» + презентация   «Чем Вязьма знаменита – Вяземская стёка и Вяземский пряник»
  • Лепка «Вяземский пряник» (солёное тесто)
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  •  Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Вяземский пряник»)
  • Беседа: «Знаете ли вы, что такое Вяземская стёка»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Презентация   «Чем Вязьма знаменита – Вяземская стёка и Вяземский пряник»
  • Литература по теме проекта

4 нед

  • Рисование «Машины нашего города»
  • Беседа «Что я вижу по дороге в детский сад»
  • Дидактическая игра «Где находится памятник?»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Памятник железнодорожникам и автомобилистам»)
  • Оформление выставки сотворчества детей и родителей «Город, в котором я живу»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Дидактическая игра «Где находится памятник»
  • Литература по теме проекта

5 нед

  • Сюжетно – ролевые игры:

«Гид - экскурсовод»

  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Усадьба Хмелита»)
  • Беседа: «Музеи нашего района. Посетите их всей семьёй»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Атрибуты для с-р игры «Гид – экскурсовод»
  • Литература по теме проекта

Апрель

1 нед

  • Познание «Известные герои – земляки М.Г. Ефремов» + презентация «Известные герои – земляки»
  • Конструирование из бумаги «Пилотка»
  • Словесная игра «Угадай, где я нахожусь»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Памятник М.Г.Ефремову и Мемориал ВОВ»)
  • Консультация «Знаменитые жители города Вязьмы»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Презентация «Известные герои – земляки»
  • Литература по теме проекта

2 нед

  • Познание «Известные герои – земляки П.С. Нахимов» + презентация «Известные герои – земляки»
  • Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»
  • Дидактическая игра «Сложи картинку и назови»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Памятник адмиралу П.С. Нахимову и музей П.С. Нахимова в Хмелите»)
  • Беседа: «Спросите у ребёнка, что нового он узнал о нашем городе»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Презентация «Известные герои – земляки»
  • Дидактическая игра «Сложи картинку и назови»
  • Литература по теме проекта

3 нед

  • Составление творческого рассказов «Как я люблю отдыхать - «Любимые места родного города» 
  • Сюжетно – ролевые игры:

 «Корреспондент – интервью: «Любимые места родного города»

  • Просмотр м/ф «Ну, погоди!»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Памятник А. Папанову и С. Савицкой»)
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Изготовление стендов «Вязьма историческая», «Вязьма современная»
  • Атрибуты для с – р игры «Корреспондент – интервью: «Любимые места родного города»
  • М/ф «Ну, погоди»
  • Литература по теме проекта

4 нед

  • Аппликация «Изготовление поздравительной открытки для ветеранов ко «Дню Победы»;
  • Рисование «Вечный огонь»,
  • Беседа: «27 апреля – день присвоения Вязьме звания «Город воинской славы»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Вечный огонь и стела «Город воинской славы»)
  • Беседа «Расскажите ребёнку о героях вашей семьи»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Литература по теме проекта
  • Изображение стелы «Город воинской славы»

Май

1 нед

  • Рисование «Праздничный салют над городом»
  • Подвижные игры: «Доставь раненого», «Кто самый меткий»
  • Просмотр видеоролика «Я помню в Вязьме старый дом» - фото Вязьмы в военное время и сейчас
  • Подготовка и запись видео – поздравления «С праздником Победы»
  • Прослушивание песен на военную тему
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин; Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»
  • Консультация «Имена героев ВОВ в названиях улиц города Вязьмы»

  • Видеоролик «Я помню в Вязьме старый дом» - фото Вязьмы в военное время и сейчас
  • Запись песен военных лет
  • Литература по теме проекта

2 нед

  • Составление творческих рассказов «Из окна, из окна наша улица видна», «Что бы я сделал для города?»
  • Экскурсия выходного дня «К вечному огню»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин; Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Мемориал «Богородицкое поле и музей»)
  • Экскурсия выходного дня «К вечному огню»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Литература по теме проекта

3 нед

  • Беседа «Троица – День города Вязьмы»
  • Оформление альбома «Культурно – историческое наследие Вяземского края»
  • Чтение х/л: «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин; Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»
  • Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото («Сквер героев»)
  • Беседа: «Узнали ли вы что – то новое о нашем городе благодаря проекту?»
  • Подготовка сообщения на выбранную тему с опорой на фото
  • Литература по теме проекта

3 этап – итоговый

Задачи 3 – го этапа:

  • развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
  • развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности;
  • воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

Данный этап включает в себя:

  • Проведение досуга «Знатоки Вяземского края»
  • Презентация книги «Культурно – историческое наследие Вяземского края»
  • Подведение итогов работы по проекту.
  • Мультимедийная презентация проекта.

К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проекта.

III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

В ходе реализации проекта «Культурно – историческое наследие Вяземского края» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • были расширены представления детей о достопримечательностях города Вязьмы и его исторических памятниках;
  • в совместной работе с родителями была найдена интересная информация по теме «Культурно – историческое наследие Вяземского края» и оформлена в книгу;
  • дети познакомились с символикой нашего города, были закреплены знания детей о знакомых улицах, на которых находится дом, детский сад, достопримечательности;
  • дети и взрослые заинтересовались историей родного города;
  • участие в данном проекте помогло детям научиться совместно с родителями добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их.

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, способствовали формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме проекта, сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.

Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствовало параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Знакомство с родным краем, происходило на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализовывалось в форме специально организованных занятий (это обеспечивало последовательность, систематичность, отвечало логике учебного материала), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы. Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данного проекта отводилась совместной деятельности взрослых с детьми. Использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми помогало формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, досуги, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.

В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены  в ряде наук. Тем не мен...

Доклад «Использование приемов социоигровой технологии при ознакомлении детей с культурным наследием родного края»

«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - Это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в сердце и в памяти навсегда ...

Проект перспективного развития « Наследие родного края – я с детства этим дорожу»

Работа над данным  проектом  определяется необходимостью всестороннего изучения родного края с тем, чтобы расширить общеобразовательный кругозор детей, развивать историческую память,...

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края...