Статья "Реализация регионального компонента по образователей программе ФГОС с применением проектной деятельности"
статья (старшая группа)

Васильева Наталия Геннадьевна

Статья "Реализация регионального компонента по образователей программе ФГОС с применением проектной деятельности"

 

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС как раз направлен на формирование гражданских чувств и накопления социального опыта. На педагогов дошкольного образования возлагается ответственная задача – воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны. Именно в детском саду у детей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за свою малую Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева Наталия Геннадьевна

Высшей квалификационной категории

воспитатель

Филинских Вероника Викторовна

1 квалификационной категории

воспитатель

МБДОУ «ДС №459 г.Челябинск»

Реализация регионального компонента по образователей программе ФГОС С применением проектной деятельности.

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС как раз направлен на формирование гражданских чувств и накопления социального опыта. На педагогов дошкольного образования возлагается ответственная задача – воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны. Именно в детском саду у детей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за свою малую Родину.

Современные образовательные стандарты, которые были введены в систему дошкольного воспитания посредством ФГОС, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть, а использование регионального компонента позволяет воспитателям знакомить детей с историей того места, где они живут.

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей. Основные задачи внедрения регионального компонента в ДОУ:

  • формирование гордости за свою Родину;
  • создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях;
  • воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков;
  • формирование чувства сопричастности к своей стране. 

Региональный компонент является одним из основных средств социализации детей дошкольного возраста. Благодаря ему происходит знакомство малышей с историей, культурой и природой родного края. Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), в котором проживают дети, способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС.

Региональный компонент предполагает:

  • применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ;              
  • сочетание разных видов деятельности дошкольников;
  • формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции; 
  • использование проектной деятельности;
  • изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения. 

В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых дошкольники начинают гордиться своим краем.

Нравственно - патриотическое воспитание в ДОУ №459 г. Челябинска проводится с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения города. Работа с детьми направлена на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, посредством активного вовлечения детей в различные виды деятельности, а также привлечением к сотрудничеству родителей.

Воспитание любви к своей Родине - долговременный процесс, он должен осуществляться систематически, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». 

На сегодняшний день в нашем ДОУ успешно применяется образовательная программа по ФГОС с применением регионального компонента во всех возрастных категориях. В качестве примера приводим проект группы № 12 ДОУ №459 г Челябинска (воспитатели Васильева Н.Г, Филинских В.В.), возраст детей 5-6 лет.

Тема

«Наш Дом – Южный Урал»

Цель

Приобщение детей к культурным ценностям, и народным традициям Южного Урала, развитие у детей интереса к народному фольклору. Формирование у детей представления о родном крае, ответственного отношения к окружающему миру. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по ознакомлению детей с региональным компонентом

Вид

познавательно-творческий, групповой, долгосрочный

Взаимодействие с педагогами

Специалист по физическому развитию:

Разучивание с детьми игр народов Южного Урала.

Открытое занятие с использованием видеоряда «путешествие на Таганай».

Специалист по музыкальному развитию:

Разучивание с детьми игр народов Южного Урала.

Открытое занятие по региональному компоненту.

Разучивание русских народных хороводов, песен, частушек.

Использование народных элементов на родительских утренниках.

Взаимодействие с детьми

Открытые НОД:

 «Зоопарк», «Наша малая Родина».

НОД:

«Животные Южного Урала»; «Растения Южного Урала»; «Эрмитаж»; «Предметы старинного быта»; «Символы государства»; «Народные праздники народов ЮжногоУрала».

Беседы с детьми:

«Мой любимый город»; «Достопримечательности нашего города»; «Как жили наши предки»; «Легенды Южного Урала»; «Кем я стану, когда выросту».

Участие в праздниках ДОУ:

«Колядки», «Масленица», «День смеха».

Выставки рисунков:

«Моя семья»; «Мой лучший друг»; «Мой город»; «Мой домашний питомец».

Чтение:

 Сказов Бажова; Н.Агапова «История – сказ об Урале-батюшке»;

С Маршак «Кем быть»; легенд ЮжногоУрала; Чтение сказок и сказов народов ЮжногоУрала.

Использование дидактических и настольных игр по теме.

Знакомство детей с народными играми, потешками, песнями.

Взаимодействие с родителями

Родительские собрания:

 «Роль семьи в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника».

 «Книги в жизни нашей семьи».

Проектная деятельность: «Наш Дом -  Южный Урал».

Оформление папки, совместно с детьми:

«Наши любимые питомцы».

Папки – передвижки:

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

 «Влияние природы на духовное развитие ребенка»

«Великие русские живописцы»

(И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.А.Серов, К.С. Малевич, И.К. Айвозовский).

Выставки детских работ.

«Домашнее чтение детям старшего дошкольного возраста» (продолжаем знакомить детей с писателями Южного Урала).

Беседы, консультации:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»

 «Патриотическое воспитание   дошкольников через приобщение к русской народной культуре» 

«Как научить детей охранять природу»

«Как провести выходной с ребенком» 

«Формирование нравственно- патриотических качеств детей через знакомство с культурой Южного Урала.

Продукт деятельности

Оформление игрового уголка:

Русская и башкирская деревни.

Праздники Масленица и Сабантуй.

Оформление альбома «Наш Дом Южный Урал» (разделы: национальности ЮжногоУрала; традиции народов; национальные праздники;  промыслы; легенды ЮжногоУрала).

Участие в тематическом дне ДОУ с презентацией «Народы Южного Урала».

Оформление коллекций:

«Камни ЮжногоУрала»

«Народная вышивка».

Оформление папок: «Писатели и поэты Южного Урала».

Дидактические игры: «Наша Родина»; «Викторина – вся Россия»; «Мой дом»; «Славянская семья»; «Народы России»; «Исторические памятники Крыма»; «Гуляя по Кировке».

Пополнение зоны дидактическими материалами:

«Челябинск в картинках»; «В гостях у хозяйки Медной Горы».

Пополнение зоны книгами: «Эрмитаж»; «Русская изба»; «Великие русские живописцы»:

(И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.А.Серов, К.С. Малевич, И.К. Айвозовский).

Оформление папок: « Предметы старинного быта»; «Символы государства. Флаг. Герб. Гимн»; «Появление русского алфовита»; «Наши любимые питомцы»; «Животный мир Южного Урала»; «Растительный мир Южного Урала»; «Игры народов Южного Урала»; «Дымковская игрушка».

Пополнение театральных нарядов элементами народных костюмов.

В изобразительной зоне пополнение раскрасок с народными костюмами и различными росписями (хохломская, гжелевская, палехская, городецкая).

Оформление места для игры с бумажными куклами в национальных  костюмах.

Оформление родителями с детьми папок, папок – раскладушек, альбомов:

«Челябинск – Танкоград», «Челябинск промышленный», «Челябинск промышленный», «Челябинск спортивный», «Челябинский цирк», «ЦПКиО им. Ю.А. Гагарина».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш дом - Южный Урал Возраст детей 5-6 лет МБОУ «Детский сад №459 г. Челябинска» Филинских Вероника Викторовна, Васильева Наталия Геннадьевна г. Челябинск, 2018 г.

Слайд 2

Цель проекта Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, долгосрочный

Слайд 3

Взаимодействие с педагогами

Слайд 4

Взаимодействие с детьми

Слайд 5

Взаимодействие с родителями

Слайд 6

Методическое оснащение образовательной деятельности

Слайд 7

П Р О Д У К Т д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т и

Слайд 8

Продукт деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».

Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"...

Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного станд...

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в дошкольном образовании.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных обра...

Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО...

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в ДОУ

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС ДО в ДОУ...