Участие в региональном конкурсе "Нарисованный сюжет" номинация "Нарисованная сказка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Белова Светлана Игоревна

Представлен конспект занятия "Ворон и лиса Нутэнэут" по чукотской сказке "Ворон и лиса Нутэнэут", по которой также ребятами старшей группы был создан альбом с иллюстрациями к сказке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря».

Региональный конкурс:   «Нарисованный сюжет».

Номинация «Нарисованная сказка».

Тема: Сказка «Ворон и лиса Нутэнэут».                                                     Старшая группа.

Воспитатель:
Белова Светлана Игоревна                                                                                                    педагог первой квалификационной категории.

Адрес электронной почты:belova.sveta.87@mail.ru

2018г.

Конспект занятия на тему: Сказка «Ворон и лиса Нутэнэут».                                                                              

         Сказка увлекает ребёнка таинственным сюжетом, погружает в мир мыслей и чувств героев, их судьбы надолго запоминаются, дети каждый раз, будто заново преодолевают препятствия, переживают приключения вместе с полюбившимися сказочными персонажами.  Изображение живого персонажа даётся детям нелегко, поскольку перед старшими дошкольниками ставятся более сложные задачи, которые предполагают, уход от упрощённой схематичности и закрепляют в детях стремление передать в рисунке свои мысли, наблюдения, жизненный опыт.

           Форма работы:  комплексное занятие дополнительного образования.                                                                         Это один из циклов занятий по теме «Сказки народов Чукотки» кружка «Юный эрудит». Которое  проходит совместно с музеем «Наследие Чукотки. Начиная с 1младшей группы, мы знакомим детей с устным и художественным творчеством Чукотских мастеров.                                                                                            

        Как проходила работа над претворением в рисунках сюжета сказки?

1.Ознакомительный этап. Предполагает пробуждение у детей интереса к сказочному сюжету.                                                                                                                2. Практический этап. Работа на основе свободного замысла детей, основные приёмы уже освоены, поэтому не требуют дополнительного показа.                                                                                                               3.Физкультурная пауза.                                                                                                       4. Этап - самостоятельная работа детей.                                                            5. Этап (заключительный) – оценка детьми своих работ.

Цель: продолжать знакомить детей с устным и художественным  творчеством народов Чукотки.                                                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                           *закрепить знание детей сказки «Ворон и лиса Нутэнэут»;                                                                                                                         *учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями; распределять сюжеты в логической последовательности;                                          *закрепить умение выбирать материал для изображения;                                                  *развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел.                                                                   Материал: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки. Дидактические игры (собственная разработка): «Узнай по профилю», «Разложи сюжет».                                                                                                      Предварительная работа: Чтение сказки   «Ворон и лиса Нутэнэут», экскурсия в музей «Наследие Чукотки».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная.
Методы и приемы.                                                                                                                *Словесные – беседа, вопросы.                                                                                  *Практические –  дидактические игры, рисование.          
 *Наглядные – схема построения сюжета, рассматривание силуэтов

                                                        Ход занятия.                                                                                        1.  Воспитатель:  - Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером у костра в яранге и сказку слушают.  Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Но не только рассказывали, но и рисовали на клыках. Это была как бы книга для детей.                                                                                                             2. - Вчера мы прочитали сказку «Ворон и лиса Нутэнэут».  Давайте вспомним ее. Проводятся дидактические игры. Игра «Узнай по профилю героя сказки». Цель: учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями. На доску вывешиваются листы с профилями героев сказки. Дети должны угадать, кто это и объяснить,  как они догадались.                                                                                                                       Игра «Разложи сюжет». Цель: учить распределять сюжеты в логической последовательности. На отдельных листах нарисованы несколько сюжетов к сказке «Ворон и лиса Нутэнэут». Дети должны распределить их в нужной последовательности.                                                                                                  — Молодцы! Героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на доске.                                                                                                                                   Посмотрите внимательно на героев этой сказки, и вы увидите, какие они разные. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми.  Ворон – любимый персонаж чукотских сказок. В нашей сказке он умный, мудрый, добрый.   Мышата чувствуют доброту и зло, готовы помочь. Лиса злая, жадная.  Герои нашей сказки хотят с вами поиграть.                                                                                                      3. Подвижная игра «Ворон и лиса». Дети мышата гуляют с вороном. Как только ворон кричит «Коок» (чукотский вариант),  появляется лиса. Дети убегают на свои места.                                                                                                              - Мы с вами были в музее и видели гравировку по клыку моржа, которая представляет своего рода рассказ в рисунках. Давайте нарисуем иллюстрации к нашей книге. Надо постараться нарисовать так, чтобы  передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно. Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы: Конец сказки всегда счастливый. Добро побеждает зло. Правильно! Ну, а теперь за работу.                                                                                                                                       4. Самостоятельная работа. Дети рисуют.                                                                                  5. Подведение итогов. После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте — дети рассматривают их и рассказывают, какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они. Затем ребята, совместно с воспитателем, обдумывают, какие сцены можно отобрать для книги.

        Реализация данного занятия принесла ряд конкретных результатов:                                               - сюжет сказки развертывается в рисунках детей и расположены в логической последовательности;                                                                                                                                  - маленький художник как бы являлся создателем нового варианта сказки;                                       - дети участвуют по существу, и в процессе устного и художественного творчества.

                 В каждом рисунке проявились индивидуальные черты маленького художника. Например:  в рисунке  Тимофея характерно увлечение цветом,                        у Тани – композиция, Светы – масштаб изображений, у большинства –                         графический подход.

Итоговым продуктом данного мероприятия  явилась:

- выставка  творческих работ детей;                                                                                                   - появление детской книги.                                                                                                   Вывод: Изображение любимых сказочных героев совершенствует технические навыки воплощения художественного замысла в рисунке, расширяет кругозор ребёнка, обогащает внутренний мир, учит передавать свои впечатления, пробуждает внутренний интерес к изобразительной деятельности, делает её более осознанной.


Литература:
1.Т.Б.Митлянская «Новая жизнь древних легенд Чукотки» Магадан  1986 год.
2.Сказка «Ворон и лиса Нутэнэут».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря ». Региональный конкурс: «Нарисованный сюжет». Тема: Сказка «Ворон и лиса Нутэнэут ». Старшая группа. Номинация «Нарисованная сказка». Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Белова Светлана Игоревна. 2018год.

Слайд 2

Сказка увлекает ребёнка таинственным сюжетом, погружает в мир мыслей и чувств героев, их судьбы надолго запоминаются, дети каждый раз, будто заново преодолевают препятствия, переживают приключения вместе с полюбившимися сказочными персонажами. Изображение живого персонажа даётся детям нелегко, поскольку перед старшими дошкольниками ставятся более сложные задачи, которые предполагают уход от упрощённой схематичности и закрепляют в детях стремление передать в рисунке свои мысли, наблюдения, жизненный опыт.

Слайд 3

Форма работы - Комплексное занятие дополнительного образования. Это один из циклов занятий по теме «Сказки народов Чукотки» кружка «Юный эрудит». Которое проходит совместно с музеем «Наследие Чукотки. Начиная с 1младшей группы мы знакомим детей с устным и художественным творчеством Чукотских мастеров .

Слайд 4

Как проходила работа над претворением в рисунках сюжета сказки?

Слайд 5

Цель: продолжать знакомить детей с устным и художественным творчеством народов Чукотки. Задачи: *закрепить знание детей сказки «Ворон и лиса Нутэнэут »; *учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями; *распределять сюжеты в логической последовательности; *закрепить умение выбирать материал для изображения; *развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел. Продолжительность занятия 25 минут

Слайд 6

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная. Методы и приемы . * Словесные – беседа, вопросы. * Практические – дидактические игры, рисование. * Наглядные – схема построения сюжета, рассматривание силуэтов.

Слайд 7

1.Ознакомительный этап.

Слайд 8

2. Практический этап Д\ игры «Узнай по профилю», «Разложи сюжет»

Слайд 9

3. Физкультурная пауза: Игра «Ворон и лиса»

Слайд 10

4. Этап - самостоятельная работа детей.

Слайд 11

5. Этап (заключительный) – оценка детьми своих работ.

Слайд 12

Реализация данного занятия принесла ряд конкретных результатов: * Сюжет сказки развертывается в рисунках детей и расположены в логической последовательности; * Маленький художник как бы являлся создателем нового варианта сказки; *дети участвуют по существу, и в процессе устного и художественного творчества.

Слайд 13

Итоговым продуктом данного мероприятия явилась: - выставка творческих работ детей; - появление детской книги.

Слайд 14

Вывод : - Изображение любимых сказочных героев совершенствует технические навыки воплощения художественного замысла в рисунке, - расширяет кругозор ребёнка, - обогащает внутренний мир, учит передавать свои впечатления, - пробуждает внутренний интерес к изобразительной деятельности, делает её более осознанной.

Слайд 15

Литература: 1.Т.Б.Митлянская «Новая жизнь древних легенд Чукотки» Магадан 1986 год. 2.Сказка «Ворон и лиса Нутэнэут ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в региональном конкурсе

1-ое место в областном конкурсе "Безопасный маршрут дошкольника"...

Приказ № 111 "О подготовке и участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог год Югры - 2013""

"О подготовке и участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог год Югры - 2013""...

Участие в региональном природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» с детьми старшего возраста

Формирование у детей непосредственно через экологическое воспитание, чувство патриотизма к родному краю....

Участие в Региональной детской акции "Встречаем стаи птичьи"

Воспитанники и приняли участие в региональной детской акции " Встречаем стаи птичьи"...