Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного исскуства
методическая разработка
Расширять и углублять знания по патриотическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 12»
воспитатель
Семенова Елены Викторовны
2021г
Г. Боготол
Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому моей задачей, как педагога, стало:
Расширять и углублять знания по патриотическому воспитанию дошкольников.
Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю, стране.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Расширять представления о государственных и народных праздниках.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место мы уделили художественному творчеству. Так как воспроизводя, какие -нибудь предметы или явления – в рисунках , в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине , о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном городе.
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья» , «Мои папа» «Моя мама –лучшая на свете» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали , лепили , делали аппликации.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т.д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, был изготовлен альбом «Российская армия» , дети сочиняли стихи про солдат и пап , все записали в журнал «Стихи для пап», для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была выставка «Мой папа» .Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и страной, ее столицей и символами. Формирование патриотических чувств стало проходить эффективнее, когда мы устанавили тесную связь с семьями воспитанников. Мы старались подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Моя задача была— отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных(дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.Я старалась продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня не повториммы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край , что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи(дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек.- участников В.О.В. их фронтовые и трудовые подвиги) Я старалась подобрать такой дидактический материал о войне , что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», « ненависть к врагу» , «трудовой подвиг». Для этого родители принесли фотографии своих родственников , которые сражались на фронте, мною были подобраны циклы занятий о войне, беседы о городах героях, произведения для чтения, фотографии, стихи и картины. Мы старались подвести детей к пониманию , что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев , отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов , улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Вместе с детьми ,музыкальным руководителем и родителями мы возложили цветы к памятнику Солдату, дети прочли стихи.
Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство.Мной был подготовлен и проведен проект «Космос», мы рисовали рисунки, дети совмесно с родителями приняли учасмие в выставки поделок на космическую тематику.
Так как у детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме объединяя занятие в комплексные с использованием творчества у детей развивается внимание и длительность интереса . Такие заняти позволяют повышать познавательную активность, и эмоциональную атмосферу занятия
Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми..
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
К концу подготовительной группы дети узнали , что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Мной были изучены книги:
Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
Е.К.Ривина «Государственная символика России» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.
Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.
10.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.
Рисование «В нашем садике родном очень весело живем».
Создание альбома
«Разноцветная осень» (совместно с родителями)
Поделки «Подарки для Деда Мороза».
«Поздравительная открытка к Рождеству».
Проект «Салют Победы»
Рисование «Мамочка милая, мама моя».
Ручной труд «Для милых дам»
Рисование «Это мой папа»
Проект «Космос»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761625-1456488327.jpg)
Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466770-1406733547.jpg)
"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства."
Презентация по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466770-1406733547.jpg)
"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства."
Презентация по самообразованию....
План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1306556-1611504290.jpg)
Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-654656-1458562574.jpg)
"Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства".
Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личн...