Конспект занятия по москвоведению для детей старшего дошкольного возраста "Кто наш город основал".
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Матюшина Ольга Сергеевна

Конспект первого занятия из серии Москвоведение для малышей.Знакомство и историей возникновения города Москвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Москвоведение для малышей.

Занятие 1. «Кто наш город основал»

Программное содержание: познакомить с историей возникновения Москвы и ее основателем; рассказать о значении Кремля. Воспитывать интерес к истории родного города.

Материал: фотографии и картинки праздничной современной Москвы, репродукции картин Васнецова, магнитная схема Кремля, цветной мел.

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии праздничного города, обсуждают, что изображено. Воспитатель обращает внимание детей на высоту зданий, на освещенность улиц, на праздничные украшения ко дню города, на большое количество людей, гуляющих по улицам.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b2b/000f39e2-8f160cd4/img16.jpg– А теперь я предлагаю вам перенестись далеко-далеко в прошлое. Нет высоких домов, машин, огней. Но что же есть на месте нашего большого города?

А есть высокий широкий холм, весь покрытый соснами и елями. Окружали тот холм две реки: река Москва и река Неглинная. А за речками росли густые леса. В лесу водилось много зверей, в реках много рыбы и птицы. /Картинка/. На холме стояло небольшое поселение. Дома в нем были невысокие, деревянные.

Однажды проезжал мимо этого поселения князь Юрий. В народе этот князь получил прозвище «Долгорукий». Как вы думаете, почему?

Дело в том, что любил этот князь земли завоевывать и присоединять их к своим владениям. Вот за это и получил прозвище «Долгорукий». /Картинка/

И так понравилось князю это место на холме, что решил он основать здесь новый город. Договорился он с хозяином поселения, и закипела работа…/Картинка/

Почти все старинные города начинались со строительства крепости. Нужно было защищаться от врагов, а где лучше всего прятаться? Конечно за высокими стенами.

Наш город тоже начался со строительства крепости. В лесу рубили деревья, обтесывали с них ветки, чтобы получились длинные бревна. Бревна одним концом вкапывали в землю, а другой заостряли. Стены из бревен назывались тыном. Им обнесли, загородили, защитили поселение. Получилась деревянная крепость. /Картинка/

Наша Москва была в те времена совсем маленькой – всего 200 шагов в длину. Если бы мы могли летать и с высоты могли бы посмотреть на наш город, то он был бы похож на небольшой треугольник. /Выложить магнитную схему на доску/

– Вы никогда не задумывались, почему наш город назвали Москвой?

– Дело в том, что имена городам и вообще любым поселениям давали по тому, что находилось рядом или в честь знаменитых людей….

– Что находилось рядом с нашим городом? (Лес, реки, холм.) Название нашего города произошло от названия реки, которая протекала рядом. Это река Москва. /Нарисовать на доске синим мелом реки/

Давайте пофантазируем, как бы еще мог называться наш горд. /Варианты названий: Холмогорск, Сосенск, Долгоруков…/

Подведение итогов занятия:

– Какое место выбрал князь для строительства города?

– Что на этом месте было?

– Из чего была построена первая крепость?

– Как называется высокий забор из деревянных бревен?

– За что князя прозвали Долгоруким?

– Откуда пошло название города?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

"Осенний теремок" конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Логоритмическое занятие для детей  с общими нарушениями речи. Ребята попадают в осенний лес: играют с листочками, деревьями, встречают теремок с лесными зверятами, которые очень любят музыку....

Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста "Весёлые Петрушки"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, по лексической теме "Человек и его тело". Образовательная область  "Художественное творчество"...

Конспект занятия педагога –психолога для детей старшей группы «Путешествие в город знаний».

Конспект занятия педагога –психолога для детей старшей группы «Путешествие в город знаний»....

Конспект занятия по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Мы строим город будущего»

Конспект занятия по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста...