Вечер развлечения в старшей группе «Чувашия – мой край родной»                                                    
материал (старшая группа)

Коваль Галина Николаевна
Знакомим  детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashiya.docx11.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Пукане»  комбинированного вида» г. Ядрин  ЧР

Вечер развлечения в старшей группе

 «Чувашия – мой край родной»

 

                                                                                          Разработала:

                                                                                          Воспитатель высшей категории Коваль Г.Н.

 

Ядрин, октябрь -2021 год

Цель: Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим.

Формировать любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Литература:    «В краю ста тысяч вышивок» , Э.Я.Дмитриева «Города Чувашии»,                         А.И.Иванов «Чувашские узоры», В.Ф.Каховский «Родной край».              

 

Звучит чувашская мелодия «Чаваш ташшисем» (П.Шоркина)

Ведущий: - Земля Улыпов.…Так называют чуваши свой древний край – по имени героев национального эпоса сказочных богатырей, обладавших недюжинной силой, добрых и трудолюбивых. Одна из чувашских легенд рассказывает, как  давным - давно Улып – основатель племени позвал к себе сыновей и велел им идти на подножия южных гор, на север к междуречью большой реки и поселиться там. И завещал: « Пусть ваши потомки почитают её  вовеки  веков, пусть посеют на ней добрые семена». Так и сделали братья: один поселился на левом берегу, другой на правом берегу Волги. Так стали они здесь пахать землю, сеять на ней хлеб, разводить скот, растить детей.

В этой легенде есть доля правды. Ещё в 7-8 веках – а это очень давно, где обитали тогда древние финно-угорские племена, поднявшись по Волге с юга, тюркоязычные болгары и сувары и поселились там. В результате их смешения с местным населением образовалась здесь к 15 веку чувашская народность. Трудной была судьба чувашского народа. Долгое время он находился под игом Золотой Орды, частыми были набеги кочевых племён. Тяга к свободе привела к добровольному вхождению в состав Русского государства. И с этого времени, ее настоящее и будущее навсегда стало общим с великим русским народом.

Мой край! Тобой горжусь –   Счастливый.

Мне вечно дорог твой простор,-

Равнин цветущие разливы

Тревожный сумеречный бор!

Ребята, а вы знаете, что больше половины территории Чувашии занимают леса: янтарные сосны и белоствольные берёзы, клёны, тополя. А вдоль нашей любимой Волги тянутся более чем на 100 километров заповедные дубравы. Дуб стал в Чувашском краю символом мужества. Посмотрите, даже сама территория Чувашии похожа на дубовый лист (показ карты)

- Наша республика граничит с другими республиками, а вы знаете с какими? Это наши  соседи-Татарстан, Мордовия, Нижегородская область, Марий-Эл, Ульяновская область.

- Какие города Чувашской Республики вы знаете?  (Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Цивильск, Шумерля, Алатырь, Ядрин, Козловка, Мариинский  Посад)

- Какой город является столицей? (Чебоксары)

- Как звучит на чувашском языке грород Чебоксары? (Шупашкар)

Чебоксары очень красивый город. Он был основан в 1469 году. Здесь  очень много музеев, памятников, институтов, училищ. (Дети называют известные им памятники, театры, музеи).

В Чувашии живут трудолюбивые люди, много среди них мастеров, настоящих умельцев. Чувашия  богата вышивками, узорами, песнями и танцами.

Знаете ли вы такой народ, у которого сто тысяч слов.

У  которого, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок цветёт?

- Обратите внимание на эти узоры, какие они красивые (показ узоров). Чувашский народ любит украшать узорами платья, платки, полотенца, рубашки. У чувашей свой национальный костюм, а вот головной убор - хушпу, народное украшение - саппун.  Рассматривание костюмов - мужского и женского с называнием элементов одежды.

Девочка в костюме (на фоне музыки):

- Девушки наши в старину были очень нарядные. Этот наряд они мастерили своими руками. Их с малых лет воспитывали, как будущих хозяек: шили, вязали, вышивали. И вся работа сопровождалась песнями. (Прослушивание песни «Эй тёвансем!»)

У чувашей  очень много сказок, легенд. Сейчас я вам расскажу одну интересную сказку о Золотой книге – Книге Знаний.

Были когда-то чуваши очень могучим народом и жили счастливо. Но напали на них злые люди и украли Золотую книгу. И остались чуваши без своей книги знаний. Не было у них ни школы, ни учебников. Родился однажды богатырь, который разыскал книгу и вернул её народу. Таким богатырём называют И.Я.Яковлева (показ портрета). Этот человек создал чувашский алфавит, написал первый букварь для  чуваш, проделал большую работу по открытию школ, где могли бы учиться дети бедных, но только после революции все получили возможность учиться. Первая школа была открыта в селе Ходары Шумерлинского района (показ фотографии).

Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры.Девочки исполняют чувашский танец.

Инсценировка сказки И. Я. Яковлева «Мышонок на прогулке».

Действующие лица: мама-мышка,мышата ,петушки , кошки  .

Декорация: домик, скамейки, забор, цветы-подсолнухи, лужайки, мягкие модули, миска с зерном.

Ведущий: На улице стояла ясная, солнечная, теплая погода. Выглянули мышата из своей норки, и решили погулять. Мышата бегают, играют. И вдруг они увидели петушков, сидящих на заборе.

Мышонок 1:(смотрит на петушков и удивляется) Ой, кто же это такие? Кто вы?

Петушки (все вместе): Ку-ка-ре-ку!

Ведущий: Мышата испугались и убежали от петушков на другую сторону двора. Гуляют мышата, веселятся - тут они заметили кошек, лежащих на солнышке.

Мышонок 2 (удивленно разводит руками): А вы еще кто такие? Как вас зовут?

Кошки (все вместе): Мяу-мяу-мяу!

Ведущий: Погуляли мышата во дворе, устали и вернулись домой к маме-мышке. Стали рассказывать, что с ними приключилось.

Мышонок 1: Ну, мама, мы двух зверей видели! Один-то уж больно хороший, а другой - прямо страшилище!

Мама-мышка: Что же это за звери?

Мышонок 1: Тот, который страшный, по двору расхаживал. Ноги у него черные, шапка красная, глаза того и гляди выпрыгнут, нос крючком! Прошмыгнула я мимо него, а он как закричит! У меня со страху душа в пятки ушла. (подпрыгивает со страху)

Мама-мышка: Эх, дочка, дочка…  Да ведь это петух! Его бояться совсем не нужно! Мы для него что есть, что нет (разводит руками)

Ведущий: И выходят петушки, громко кукарекают, крылышками машут, гуляют по лужайке, зернышки клюют (петушки имитируют)

Петушок: Мы дружные петушки! Мы любим веселиться, петь песенки и играть.

Ведущий: Наступил вечер, и петушки вернулись домой (петушки возвращаются домой).

Мышка-мама: Ну, а другой каков?

Мышонок 2: А другой на солнышке лежал, грелся. Шея у него белая, сам он гладкий-гладкий, ноги серые (показывает на себе). Себя все облизывал. Хвостом чуть помахивал, а с меня глаз не спускал.

Мама-мышка (грозит пальчиком, затем крепко обнимает мышат): Эх, ты, глупый, неразумный! Да это же кот!

Ведущий: Выходят кошки, мяукают. Ходят по двору и показывают, какие они красивые (кошки имитируют).

Кошка1 : Мы котята, хоть куда!

Кошка 2: Мы дружные кошки,   любим бегать, прыгать и играть.

Кошка 3: Поиграйте, друзья, вместе с нами (зовет всех сыграть в чувашскую подвижную игру «Кошка и мышата»)

Подвижная игра «Кошка и мышата»

Все выходят, становятся в круг и говорят слова:

Мур-мур-мур мырлычет кошка, машет хвостиком немножко,

Хочет всех мышат поймать, надо дружно всем играть!

Ведущий: Так-то вот, не все солнышко, что блестит.   Какая хорошая сказка. Ее сочинил,  Иван Яковлевич Яковлев.  Он  родился 150 лет тому назад в деревне Кошки-Новотембаево  Татарской республики.  Он хорошо учился в школе, в гимназии, в университете.  Иван Яковлевич написал чувашский алфавит, букварь Он открыл в городе Симбирске чувашскую школу. В этой школе учился  известный чувашский поэт Константин Васильевич Иванов. Он автор поэмы  «Нарспи».

Чтение отрывка из поэмы «Нарспи».

Лаской землю отогрела  снова милая весна,

Снова свет смеется белый, пробуждаясь ото сна.

Ожил лес, стоит на воле в пышной зелени ветвей.

Зацветает новью поле, красотой гордясь своей.

В небе, полная веселья, льется жаворонка трель,

И пастушеской свирелью голубой поет апрель.

Ведущий:       Ученики  Симбирской  чувашской школы любили петь, играть на музыкальных инструментах. У нас тоже есть музыкальные инструменты.  

Дети исполняют на муз. инструментах чувашские народную мелодию: «Линка-Линка».

А еще  чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой к колыбели, другой на пахоте». Дети, а вы знаете поговорки и пословицы о дружбе и труде, о Родине и красоте родного края, о семье и воспитании детей.  

Дети – краса земли

Молотить рожь хорошо впятером, а пироги есть – вдвоем.

На работе мало рук, за столом много рук.

Увидишь старого человека – сними шапку.

Храбрый голову сложил, беглец след проложил.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Что есть - вместе, чего нет – пополам.

Сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят.

Труд человека прославляет.

Работа к рукам не пристает.

Ведущий: Вот спасибо, ребята, сколько поговорок и пословиц вспомнили. Да, действительно, чувашский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, пас скот, выращивал хлеб. Но самую трудную работу люди делали сообща. После трудового дня умели весело отдыхать. Пели звонкие песни.  

Песня «Пукане»

Ребенок: Не заботься о том, чтобы быть нарядным, а думай о том, чтобы быть умным.

Ребенок: Неизвестного больше, чем известного.

Ребенок: Когда добро с добром сходятся, всегда доброе получается.

Ведущий: Ребята, давайте будем жить дружно. В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие.  Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе   работают, вместе и отдыхают, песни поют и весело танцуют. 

                                           Танец  «ДРУЖБА» 

Я чуваш

1.Всегда, везде горжусь своим народом,  трудом его и славою его.

Наперекор судьбе и  злым невзгодам, встал богатырь у волжских берегов.

2.Столетьями влачил существованье,  в невежестве был горек сущий хлеб,

Но в темноте всегда тянулся к знаньям, родник в душе лелеял много лет…

3.В сказаньях, песнях, в вышивках чудесных хранил мечту как светлый огонёк,

Бесправный, битый, он в словах заветных надежду нёс сквозь многолетний гнёт.

4.Мы все трудом свою отчизну славим, летаем ввысь и строим города,

И мой народ и строит и летает, поёт, цветёт республика моя!

Ведущий: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе.  И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться.  Сыва пулар! До свидания!

Песня «Илемпи»