Конспект занятия в старшей группе. «Кижинга- мой край родной»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ахмадеева Гульнара Газизжановна

Конспект занятия в старшей группе.   «Кижинга- мой край родной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Кижинга- мой край родной»21.45 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект занятия в старшей группе.

                «Кижинга- мой край родной»        

Цель:

 Продолжать знакомить детей с родным краем, коренными жителями, их бытом, национальной одеждой. Познакомить детей с жилищем древних бурят.

Закреплять знания о селе Кижинга, профессиях, домашних животных,

 Задачи:

Образовательная:

  • Систематизировать и расширять знания детей о крае, в котором они живут.
  • Обогащать знания  детей о жилищах бурят,
  •  О растительном и животном мире родного края.
  • Познакомить с жизнью коренного населения.

Развивающая:

  • Развивать мышление детей, познавательную активность, используя элементы развивающего обучения
  • Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Воспитательная:

Воспитывать в детях чувство гордости за свой край, любовь и уважение к людям, живущим в родном селе. Мотивировать  у детей желание знать и уважать традиции народа.

Словарная работа:

Обогащение словаря: коренные жители-буряты, жилище- юрта, стойбище, национальный костюм- гутал, малгай, дэгэл. и.т.д.

Активизация словаря: Растения-лиственница, кедр, береза, ель, сосна; Животные дикие- косуля, кабан, волк, лиса, заяц, медведь, белка; Животные –домашние-верблюд, конь, корова, коза, овца; ягоды-  брусника, голубика, черника, облепиха, клюква, смородина черная, красная.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации Кижингинского района.

Материал:

 Муляжи: деревьев, животных, ягод нашего края; традиционный бурятский костюм; макеты «Юрта», «стойбище,», национальные украшения из серебра.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети садятся на стульчики. На доске иллюстрации с изображением вида Кижингинского района

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о нашем крае, в котором мы живем, о нашем общем доме.

Читает стихотворение «Наш дом» Горьковой Л.Г.

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря-

Все называется - Земля!

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации села.

Воспитатель: Ребята, как называется наше село?

Дети: Наше село называется Кижинга.

Воспитатель: Дорогие дети: как вы уже знаете-Кижинга  это большое и красивое село. В нем много школ, домов, магазинов, детских садов, памятников. В селе живут люди разных профессий: врачи, учителя,  строители. Врачи нас лечат, учителя учат детей, строители строят дома, в селе много улиц. Ребята, как называется улица, на которой вы живете?

Дети: Я живу на улице …...

Воспитатель: А как  называется детский сад в который вы ходите?

Дети: Мы ходим в детский сад «Жаргал»

Воспитатель: Скажите пожалуйста, в какую группу вы ходите?

Дети: В старшую группу.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла красавица Баирма.(показывает куклу) Она приглашает нас к себе в гости на летнее стойбище. Оно расположено далеко. Сейчас мы пойдем по тропинке через лес. Как легко дышится в лесу! Воздух чистый. Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох.

Воспитатель: Наш лес богат животным и растительным миром. Какие деревья растут на территории нашего края?

Дети: В нашем лесу растут: ель, сосна,  береза, лиственница. кедр.

Воспитатель: Назовите диких животных нашего края?

Дети: В лесах нашего края водятся: заяц, белка, волк, лиса, медведь, кабарга (косуля), кабан.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы составим карту нашего края, расположим на ней животных и растения.

Воспитатель располагает на мольберте карту, на которой изображен Кижингинский район.

Воспитатель: Ребята, чего нет на карте?

Дети: На карте нет растений и животных.

Воспитатель: Я приготовила муляжи деревьев и животных, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.

 

Проблемная ситуация.

Кроме животных и деревьев нашего края воспитатель предлагает животное жарких стран (жираф)

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Это жираф

Воспитатель: Это животное водится в нашем крае?

Дети: Это животное в нашем крае не живет. Жираф живет в Африке, там, где тепло. А наш край холодный. Это животное погибнет у нас.

Воспитатель: Молодцы ребята. Это животное живет в Африке, где всегда тепло.

Дети с воспитателем рассматривают получившуюся в результате работы карту Кижингинского района, называя животных и растения нашего края.

Сообщение нового:

Воспитатель: Ребята, вот дом где живет Баирма. Подойдем ближе. Это дом бурятского народа, он называется Юрта. Она представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных. Юрта  решетчато- войлочная, обычно обращенная дверью на юг. Размер юрты соответствует масштабу человека. Объем юрты состоит из 9 основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка , составляющая общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных волосяными веревками. Благодаря тому, что эта конструкция сжимается или растягивается гармошкой, можно было уменьшать или увеличивать до необходимой высоты юрту или складывать её во время перекочевок. При установке юрты в качестве всех связок используются веревки из конского волоса, и у бурят считалось, что именно по конскому волосу с верхнего мира духи предков спускают с небес благодать и счастье.

Воспитатель: Буряты народ трудолюбивый. Мужчины занимаются охотой, скотоводством. Рядом с юртой находится стойбище для домашнего скота.

Воспитатель: Назовите домашних животных нашего села?

Дети: Домашние животные нашего села это: овцы, коровы, козы, верблюды, кони.

Воспитатель: Женщины шьют одежду, украшая её разными орнаментами. Посмотрите какая красивая одежда у Баирмы, она называется Дэгэл.  Обувь называется гутал.  Шапка –Малгай. А какие у нее украшения!

Дети рассматривают украшения, сделанные из серебра. (hиихэ - серьги, улгуур - цепочка, бугааг - браслет, бэhэлиг - кольцо)

Воспитатель: Баирма предлагает нам поиграть в игру «Собери ягоды».

Воспитатель раздает корзинки, дети вместе с Баирмой собирают ягоды проговаривая их названия.

Дети: А в лесу растет черника,

           голубика и брусника,

           чтобы ягодку сорвать,

           надо глубже приседать.

           Нагулялся я в лесу,

           Корзинку с ягодой несу.

Воспитатель: Назовите ягоды собранные в лесу.

Дети: Я собрал голубику, бруснику, смородину и.т.д

Баирма: Ребята, я приготовила вам угощенье, ягоды собранные в нашем лесу, и морс, сваренный из брусники и голубики. А еще волшебный клубочек, он поможет вам найти дорогу в детский сад.

«Ну, клубочек, покатись, в детский сад возвратись!»

Дети благодарят Баирму за подарки, идут в детский сад за клубочком.

Итог: Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового. Воспитатель: Как называют коренных жителей нашего края? Дети: Коренных жителей нашего края называют буряты.

Воспитатель: Как называется дом, в котором живут буряты?

Дети: Дом, в котором живут буряты, называется Юрта.

Воспитатель: Где живут домашние животные?

  Дети: Домашние животные живут в стойбище.

Воспитатель: Как называется одежда  бурятского народа?

Дети: Одежда народов бурятии называется – дэгэл

Воспитатель: Как называется обувь народов бурятии?

Дети: Обувь народов бурятии называется – гутал

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной

Знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова...

Конспект занятия в старшей группе «Югра – мой край родной»

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Югра - Мой край родной"...

Конспект занятия в старшей группе "Дагестан мой край родной"

Цели учебные:-обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах;-закрепить знания о родном городе Махачкала, его достопримечательностях;-расширять кругозор детей за счёт ус...

Конспект занятия в старшей группе "Дагестан мой край родной"

Развлечение по ПДД в старшей группе:На светофоре «зеленый»   Подготовила и провела воспитатель Амирханова Р. Д. г. Махачкала 2019   Свет светофора ...

Конспект занятия в старшей группе "Югра- наш край родной"

Конспект занятия в старшей группе "Югра- наш край родной"...

Конспект занятия в старшей группе тема: «Сельское хозяйство родного края».

расширяем представление сельском хозяйстве, обобщаем представления об овощных культурах...