ПРОЕКТ в средней группе «Стихи Петра Комарова»
проект (средняя группа)

Цель проекта:

Познакомить детей средней группы с творчеством дальневосточного поэта П.С.Комарова.

 

Задачи:

  • Способствовать формированию чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством дальневосточных поэтов.
  • Познакомить детей с творчеством П.С.Комарова.
  • Учить читать стихи с интонационной выразительностью.
  • Пополнить словарный запас детей. Развить  у детей творческие способности.
  • Приобщить родителей к деятельности, связанной с реализацией данного проекта, показать его значимость: активизировать деятельность родителей  в процессе разучивания стихов, создать условия для сотрудничества детского сада и семьи в воспитании любви к поэзии дальневосточных поэтов.
  • Развивать литературную речь детей. Развивать внимание к выразительным литературным средствам. Расширять литературные познания при изучении творчества детских поэтов.
  • Обогатить развивающую среду: книжный уголок, уголок театрализации, развивать коммуникативные компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy.docx180.93 КБ

Предварительный просмотр:

        

МК ДОУ «Детский сад №2 п.Теплоозёрск»

ПРОЕКТ

в средней группе

«Стихи Петра Комарова»

Книга о Дальнем Востоке, которую купила ради иллюстраций и прониклась  стихами | Уголок книголюба | Яндекс Дзен

Разработан: воспитателем

высшей категории

Швецовой Е.А.

2021г.

Актуальность:

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Дальневосточная земля богата замечательными писателями и поэтами, создавшими яркие колоритные произведения, отличающиеся особым «дальневосточным» характером. Пронизанные чувством восхищения и глубокой любви к родному краю, его уникальной природе, его мужественными и трудолюбивыми жителями: это стихи, сказки, рассказы.

Уважаемые, коллеги, мои земляки, родившееся еще в СССР, наверняка Вы помните с детства яркие живописные иллюстрации Павлишина в книгах дальневосточных писателей, выпущенных Хабаровским книжным издательством.

Благодаря этим иллюстрациям, и живому выразительному языку стихов, рассказов и сказок П. Каморова, В Захарова, Е. Шульжика и другие у нас сформировался образный мир представлений о красоте и богатстве дальневосточной тайги, животном и растительном мире, окружающей нас природы.

Любовь к дальневосточной литературе мы несем в своем сердце и сейчас, и поэтому с особым трепетом необходимо относится к работе с детьми в данном направлении.

Во – первых, потому что с помощью литературы формируется нравственная сторона личности ребенка.

Во – вторых, слушание читаемой литературы пробуждает и формирует моральные качества личности, помогает определить социально ценностные ориентиры и устанавливать на их основе взаимоотношения в социуме.

В – третьих, формирование патриотических чувств, ранней профориентации, воспитание любви к близким, семье, малой Родине невозможно без приобщения к литературе.

Таким образом, образование невозможно без книги.

Тип проекта: Информационно – творческий – познавательный.

Вид проекта: Групповой

Срок реализации: 1 неделя

Участники: Дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Форма проведения: групповой, фронтальный.

Цель проекта:

Познакомить детей средней группы с творчеством дальневосточного поэта П.С.Комарова.

Задачи:

  • Способствовать формированию чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством дальневосточных поэтов.
  • Познакомить детей с творчеством П.С.Комарова.
  • Учить читать стихи с интонационной выразительностью.
  • Пополнить словарный запас детей. Развить  у детей творческие способности.
  • Приобщить родителей к деятельности, связанной с реализацией данного проекта, показать его значимость: активизировать деятельность родителей  в процессе разучивания стихов, создать условия для сотрудничества детского сада и семьи в воспитании любви к поэзии дальневосточных поэтов.
  • Развивать литературную речь детей. Развивать внимание к выразительным литературным средствам. Расширять литературные познания при изучении творчества детских поэтов.
  • Обогатить развивающую среду: книжный уголок, уголок театрализации, развивать коммуникативные компетенций.

Предварительная работа

1.Подбор методической литературы и иллюстраций к стихотворениям                         

2.Подбор методической литературы  об авторе.

3.Подбор конспектов бесед и СОД к стихотворениям.                                      

4. Подбор книг автора.

Формы реализации проекта: СОД, беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, физкультминутки, сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Семья».

Работа с родителями:

Памятка: «Советы родителям по заучивания стихотворений».

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

Реализация проекта:

Стихотворения

П.С.Комарова

Виды деятельности к стихотворению

Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с поэтом.

В дубняке

Беседа «Деревья в лесу».

Физкультминутка:   

«На поляне дуб зеленый»,» «Прогулка в лес».

Барсук

Беседа по познавательному развитию «Барсук — лесной чистюля»

Дятел

Нетрадиционное рисование на тему «Дятел»

Енот

Физкультминутка «Енот»

Презентация «Енотовидная собака»

Зима

Дидактическая игра «Времена года»

Коза

Найди отличия «Дикая  домашняя коза»

Лось

Аппликация из ладошек на тему «Забавный лось».

Беседа по экологии на тему  «Дикие животные»

Оленёнок

Поделки из природного материала «Олень»,

 «Милый маленький олененок»

Про выдру

Рассматривание фотографий зверька

Беседа по экологии на тему  «Дикие животные»

Про колонка

Рассматривание фотографий зверька

Сойка

Рассматривание фотографий птицы

Цапля

Театрализация сказки «Лягушата и цапля».

Физкультминутка «Цапля ходит по воде»

Теремок

СОД по конструированию «Теремок для лесных гостей».

Беседа по экологии на тему  «Дикие животные»

Лесная музыка

Слушание «Звуки природы»

Итоговое мероприятие проекта

Конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение Петра Комарова»


Пётр Комаров

Пётр Степанович Комаров (1911-1949) - советский поэт. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950 — посмертно).

Родился 12 (25) июля 1911 года в деревне Боево Крестецкого уезда Новгородской губернии (ныне деревня в Окуловском муниципальном районе Новгородской области).

Поначалу семья переехала в один из промышленных районов Петрограда, затем, в 1918 году, на Дальний Восток, в село Поповку Мазановского района Амурской области.
Учился в школе крестьянской молодежи в городе Свободный, затем в Благовещенском сельскохозяйственном техникуме. В 1925 году вступил в комсомол. В 1929 году Далькрайкомом ВЛКСМ был направлен в Хабаровск для работы в редакции газеты «Набат молодежи» (впоследствии — «Молодой дальневосточник»).

Стихи писать начал очень рано, первые публикации появились в 1926 году. В 1930-х годах печатался в газетах «Тихоокеанская звезда», «Амурская правда»; в журнале «На рубеже» (впоследствии — «Дальний Восток»), членом редколлегии которого он стал в 1939 году.

Первый сборник стихов П. С. Комарова «У берегов Амура» вышел в Хабаровске в 1940 году. Сосредоточиться на литературном творчестве по-настоящему не было возможности - почти все время отнимала газетная работа. Особенно плодотворно и напряженно работал Петр Комаров в 40-е годы. Будучи корреспондентом Хабаровского отделения ТАСС, поэт побывал на строительстве крупнейших заводов, имеющих оборонное значение.

В годы Великой Отечественной войны возглавлял Хабаровское отделение ТАСС, публиковал патриотические стихи, сатирические фельетоны. Во время войны вышли сборники его стихов: «Время бесстрашных» (1941), «Как пруссак попал впросак» (1942), «С востока на запад» (1943), «Хинганский родник» и «Золотая просека» (1945)
В 1945 году в качестве военного корреспондента ТАСС П. С. Комаров участвовал в военных действиях 1-го Дальневосточного фронта в Маньчжурии. На основании этих впечатлений им были написаны три цикла стихов: «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», которые вошли во многие сборники П. C. Комарова.

Напряженный труд Петр Степанович Комаров, поэт и журналист, несмотря на крайне плохое состояние здоровья, сочетал с активной общественной деятельностью. 17 ноября 1947 года трудящиеся г. Комсомольска-на-Амуре выдвинули его кандидатом в депутаты Хабаровского краевого совета по Комсомольскому избирательному округу.

В 1943—1946 годах П. С. Комаров руководил Хабаровским отделением СП СССР, с момента возобновления выпуска в Хабаровске литературно-художественного журнала «Дальний Восток» бессменно состоял членом его редакционной коллегии. В эти годы были созданы циклы стихов: «Зеленый пояс», «Новый перегон», стихи-миниатюры для детей о таежных жителях, сборники прозаических рассказов. Его циклы стихотворений: „Зелёный пояс”, „Новый перегон”, „Маньчжурская тетрадь” удостоены высокой оценки Государственной премии за 1949 год (Указ Советского правительства от 7 марта 1950 года). К сожалению, Петр Степанович не дожил до этого дня.

Поэт скончался 30 сентября 1949 года. Похоронен на Центральном кладбище в Хабаровска.

В стихи П. Комарова влюблён весь Дальний Восток, их с интересом читает вся страна. Его книги приобрели широкую известность и популярность и неоднократно издавались.

В 2012 году — правительством Хабаровского края, совместно с журналом «Дальний Восток» учреждена один раз в два года премия им. Петра Комарова опубликованных литературных произведений в журнале «Дальний Восток».

Тема природы в лирике Петра Комарова

Петр Степанович Комаров – один из самых выдающихся поэтов Дальнего Востока. Тема природы в его творчестве является основной. В своих стихотворениях он обращается к гейзерам и огнедышащим вулканам, морским котикам и китам-гигантам, тысячеголосым птичьим базарам, дремучей тайге, лесным обитателям, безбрежному Тихому океану. В его поэзии природа оживает.

Дальневосточный автор видит в природе душу, осознаёт её свободу, чувствует в ней любовь, понимает её язык. Да, природа у Комарова – это целый мир, где всё способно чувствовать и переживать. Это и “седеющий старик” Хехцир, имеющий свою “вековую тайну”, и деревья, пересказывающие друг другу “забытые лесные небылицы”, и берёзка, “застенчивая, как девочка”, и “золотая певунья” иволга, и “любитель музыки” медведь. Поэт, проведший всю свою жизнь на Дальнем Востоке, очень хорошо знает природу, поэтому картины, рисуемые им, необычайно ярки и живописны. Вот серебряная речка, по её берегам огоньки саранок. Вот “неба голубая вышина”, “берёзы в запоздалой позолоте”. Вот “утка быстрая в небе лиловом”. Вот вечер с “разноцветным огнём на воде”. Читая стихотворения Комарова, мы переносимся в лесное царство с яркими красками, звуками и даже запахами хвои, цветов, болиголова:

И повеяло болиголовом

От высоких стогов на лугу.

Тайгу населяют многочисленные обитатели. На деревьях кричит фазан, “кого-то передразнивает сойка”, в кустах “клубится” лисий хвост, осторожно вздыхает изюбр, “с горы бежит олень-цветок”, у речки гуляет оленёнок, “в нору прячется енот”, “семейство диких поросят расположилось в яме”, ходит растолстевший барсук в поисках добычи. Нужно быть очень наблюдательным, чтобы подметить такие стороны природы, которые обыкновенному человеку не видны. Многие стихотворения Комарова – короткие зарисовки:

Сыростью повеяло из рощи,

Затихает иволга вдали.

И тумана белые озёра

Между синих сопок залегли.


Как ночные путники, берёзки

Где-то затерялись на пути

И стоят в озёрах по колено,

Словно вброд хотят их перейти.

Изображая природу, поэт часто прибегает к олицетворениям: “Тальник задремал над рекой”, “За сквозным березняком что-то речка бормотала беспечальным языком”; дуб, “словно часовой… оберегает рожь”, “вся тайга весёлая щебечет и поёт”. Большое внимание уделяет Пётр Комаров звучанию своих стихов, используя аллитерацию (подбор согласных звуков):

А воздух полуденный сух.

Плескалась волна, и была в ней

То плавная лёгкость лысух

То тихая жалоба плавней.

“Озеро Ханка” Повторение звуков “л” передаёт плеск набегающих волн Стихотворения Комарова полны сравнений. Лес похож на “сонное царство Берендея”, листья похожи на детские ладони, луна глядит “совою пучеглазою”, ”и берёзка с дубом шепчется, как со старым колдуном”; “как будто в берлоге медведица, река подо льдом залегла”. Одна из характерных особенностей пейзажной лирики Петра Комарова – обилие назывных предложений. Именно так в стихотворении “Золотая просека” создаётся картина осеннего леса:

Ни шороха, ни звука. Тишина.

Осенней паутины поволока.

И неба голубая вышина.

И просека, зовущая далеко.

Пейзаж, казалось бы, неподвижен. Природа замерла. Оказывается, эта картина из детских воспоминаний поэта: Грибная прель, знакомая давно.

Берёзы в запоздалой позолоте.

Озёрных далей синее окно.

Скучающая цапля на болоте…

Поэзия П.Комарова близка народной поэзии. Лес – сказочное царство, где каждая травинка живёт, чувствует и имеет свой секрет. Обитатели тайги сравниваются с персонажами сказок. Стихотворения этого поэта напевны. Это достигается с помощью словесных повторов:

Чем же ты обозначишь

День святого суда?

Ты смеёшься и плачешь –

Нингута, Нингута...

“Нингута” Вся поэзия Комарова – это признание в любви родному краю, такому близкому и хорошо знакомому: Когда бы я не был знаком

С твоими холмами зелёными,

Что пахнут лесным чесноком,

Сосновой смолой и пионами,


Когда бы не знал я дорог

К твоим соловьиным кустарникам,

К лугам, где мышиный горох

Обнялся с травой-золотарником


Когда бы ручьи позабыл,

Где каждая струйка – хрустальная –

Наверно бы, так не любил

Тебя, сторона моя дальняя...

Пётр Комаров по праву считается певцом нашей дальневосточной природы. Его поэзия дорога не только нам, дальневосточникам: она делает ближе нашу “дальнюю сторону”, она рассказывает об одном замечательном уголке нашей большой страны.


В дубняке

На дубе желуди висят,
А под его ветвями
Семейство диких поросят
Расположилось в яме.

Погодка летняя тиха,
До вечера далеко.
Над ними, вместо пастуха,
Весь день кричит сорока.

Барсук

Барсуку недосуг -
Ищет он поживу.
Ходит в роще барсук,
Растолстел от жиру.

Там достал корешок,
Поурчав несыто, -
И земля на вершок
В дубняке изрыта;

Там гнездо разорил,
Съел сорокопута,
Глухаренка без крыл
Выследил как будто.

Осторожно пошел
Пашней вдоль бороздки,
Двух личинок нашел
Под листом березки.

Раскопал червяка
В придорожной яме,
Жук летел - и жука
Прихватил когтями.

К лесу вышел опять,
И в глухую пору
Вновь до завтрака спать
Возвратился в нору

Дятел

Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист.
Ставит точки и тире
На березовой коре.

Енот

Испугал наверно кто-то
Уссурийского енота.
В норку прячется енот, -
Кто его в норе найдет?

Зима

Как будто в берлоге медведица,
Река подо льдом залегла,
И солнце по-зимнему светится,
И в поле — морозная мгла.

Вся в инее — в сизом каракуле -
Березка стоит за мостом,
И пишет смешные каракули
Лисица пушистым хвостом.

Коза

Пришла коза напиться,
Стоит за тальниками,
Точеные копытца
Поставила на камень,

Потом к воде припала,
Сорвала осторожно.

Лось

Поглядит кругом и снова
Нагибается к траве
Длинноногая корова -
Целый куст на голове.

Кто не знал такого дива -
Не поверил бы никак.
Это просто некрасиво -
Голова в таких сучках!..

От соседа-зверолова
Мне услышать довелось:
Это вовсе не корова,
Это здесь пасется лось...

Оленёнок

Среди кустов зеленых
У речки серебристой
Гуляет олененок -
Теленочек пятнистый.

Он ходит по опушке
В лесной своей сторонке,
И у него веснушки -
Совсем как у девчонки...

Про выдру

Сел рыбачить я, и вот -
Посудите сами -
Вместо рыбы зверь плывет,
Шевелит усами.

Я и рыбе стал не рад,
Раз такое дело...

Это выдра, говорят,
На меня глядела.

Про колонка

По лугам, не чуя ног,
Бегал хитрый колонок
И своей семье на ужин
Перепелку приволок.

Сойка

Непоседливая сойка
Хитрым делом занята:
Пересмешничает бойко
Возле каждого куста.

Всем она дает уроки,
И сама за полчаса
У дрозда и у сороки
Перехватит голоса,

Петухом зальется звонко,
Фыркнет кошкой у окна,
Передразнит жеребенка -
Молодого скакуна.

Лесоруб идет с пилой -
Сойка вертится юлой:
Глаз жемчужный завела
И запела, как пила!..

Всех смешит шальная птица,
Потерявшая покой.
И народ не зря дивится
Пересмешнице такой.

Цапля

Вдоль болота ходит кто-то,
Травы поздние шуршат.
Это цапля у болота
Караулит лягушат.

Теремок

Дятел к ёлке подлетел -

 Пообедать захотел, 

Стукнул раза два подряд. 

 — Заходите! — говорят. 

Чёрный дятел

 Чуть не спятил: 

Кто же в дереве живёт, 

 Кто там голос подаёт? 

Под корой нашёл он щелку

 И в дупле увидел белку. 

Раньше дятел знать не мог, 

 Где у белки теремок.


Лесная музыка


Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льет она
Смолы живое золото.
И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идет к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.
Чуть слышно дерево поет…
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Виолончель певучую.
Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.


Комаров, Пётр Степанович — Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми средней группы «Стихия мира – вода»

Задачи: познакомить с правилами безопасности при контакте с водой, сформировать представления, где и в каком виде существует вода в нашей жизни....

Художественное слово для детей средней группы (Стихи, загадки, пословицы, поговорки по теме - «Ходит капелька по кругу»)

Что такое вода?» - стихЧто такое вода? это струйки из крана,Это волны и шторм на морях – океанах.В запотевшей бутылке напиток в руке,И в ключе, и в колодце, и в ручейке.Да, бывает вода в с...

Конспект по развитию речи в средней группе « Стихи про мальчиков и девочек»

знакомство  детей с произведениями С.Я. Маршака о детях....

проект в средней группе по приобщению к художественной литературе Мои любимые стихи Агнии Барто

Стихотворения для детей – один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто еще до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти строки от взрослых и выучивае...

Проект младше –средней группе по теме « Стихи и сказки детских писателей К. И. Чуковского и А.Л. Барто»

Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...