Украшение фартука башкирским орнаментом
план-конспект занятия (средняя группа)

Формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамента; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно действовать ими; закреплять умение аккуратно наклеивать детали; продолжать знакомить детей с башкирским национальным женским костюмом; уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: күлдәк, камзол, кәпәс, итек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Раздел: изобразительная деятельность. Аппликация.

Тема «Украшение фартука башкирским орнаментом»

Возрастная группа: средняя

Цель: формировать интерес к аппликации.

Задачи:

Образовательные: формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамента; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно действовать ими; закреплять умение аккуратно наклеивать детали; продолжать знакомить детей с башкирским национальным женским костюмом; уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: күлдәк, камзол, кәпәс, итек.

Развивающие: развивать чувство композиции, чувство цвета, глазомер, мелкую моторику, усидчивость, аккуратность.

Воспитательные: воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству, трудолюбие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Средства реализации: кукла Айгуль в национальном костюме, музыкальное сопровождение.

Демонстрационный материал: образец фартука

Раздаточный материал: шаблон фартука на каждого ребенка, красная и черная прямоугольные полоски разных размеров (10 * 5, 6 * 3) на каждого ребенка, клеёнки, кисточки для клея, подставки для кисточек, ножницы, салфетки тряпочные, клейстер.

Предварительная работа: чтение башкирских народных сказок, рассматривание иллюстраций   с изображением одежды и быта башкир, изделий башкирских мастеров, башкирских орнаментов, д/и: «Собери башкирский ковер», «Составь орнамент».

Словарная работа: күлдәк, камзол, кәпәс, итек, башкирский национальный костюм.

Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, поощрение и похвала детей.

Ход ООД:  

Организационный момент.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)

Азамат рад и Алия рада,

И, конечно, все ребята (хлопаем в ладоши)

Нашей встрече очень рады!

 Сюрпризный момент. Воспитатель вносит куклу Айгуль в башкирском национальном костюме.

Воспитатель: к нам пришла в гости кукла Айгуль - башкирская красавица, давайте с ней поздороваемся.

Дети: здравствуйте, Айгуль!

Воспитатель: Айгуль пришла к нам в башкирском национальном костюме. (Дети рассматривают ее)

Воспитатель: посмотрите, какое у нее красивое платье на башкирском языке называется – күлдәк(хоровые ответы), платье с оборками внизу, поверх платья надет жилет - камзол (хоровые ответы), а украшают одежду монетки. На голове меховая шапка - кәпәс(хоровые ответы), а на ногах красные сапоги–итек (хоровые ответы).

Воспитатель: вам понравился национальный костюм Айгуль?

Дети: да, нам очень понравился ее башкирский костюм.

Воспитатель: Айгуль со своими подружками хочет исполнить «Танец с фартуками», но фартуки у них не нарядные. Айгуль просит вас украсить фартуки башкирским орнаментом. Поможем Айгуль?

Дети: да.

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Айгуль принесла вот такой фартук (воспитатель показывает готовый фартук). Рассмотрим его.

Воспитатель: какого цвета фартук?

Дети: фартук желтого цвета (хоровые ответы детей).

Воспитатель: он украшен башкирским орнаментом. Из каких геометрических фигур украшен фартук?

Дети: большие и маленькие квадраты (хоровые ответы детей)

Воспитатель: для того, чтобы украсить фартук, нам понадобятся две полоски разного цвета: красного и черного.  Посмотрите, красную полоску, складываем пополам, соединяем стороны, проглаживаем пальчиком линию сгиба, затем берем черную полоску и так же складываем пополам, соединяем стороны, проглаживаем пальчиком по линию сгиба.  Красную полоску, развернув её, аккуратно разрезаем по линии сгиба. У нас получились два красных квадрата. Черную полоску так же аккуратно разрезаем по линии сгиба, получились два черных квадрата.

Воспитатель: составляем орнамент.  Красный квадрат выкладываем на нижней части фартука углом вниз. Вот так. (Показывает на доске) Другой красный квадрат выкладываем его на верхней части фартука углом вверх. Вот так. (Показывает на доске). Черный квадрат выкладываем по центру на нижний красный квадрат стороной вниз. Другой черный квадрат выкладываем по центру на красный верхний квадрат стороной вверх.  Вот так. (Показывает на доске)

Дети разворачивают стулья к столу. Воспитатель обращает внимание на осанку.

Воспитатель: дети, возьмите полоску красного цвета сложите пополам, соедините стороны, прогладьте пальчиком линию сгиба. А теперь возьмите полоску черного цвета, так же сложите пополам, соедините стороны, прогладьте пальчиком линию сгиба.

Воспитатель: возьмите ножницы. Напоминаю, ножницы держим большим и средним пальцами, придерживая указательным, следим за пальцами левой руки, режем от себя, ножницами работаем аккуратно, по сторонам не размахиваем.

Воспитатель: выложите из полученных квадратов орнамент.

Какого цвета квадрат мы выложим сначала?

Дети: красный квадрат  

Воспитатель: а потом что вы выкладываете?

Дети: черные квадраты

Физминутка:

Вот шагает к нам Айгуль (Дети идут, придерживая подол длинного платья)

В желтом новом, длинном платье.

Айгуль к нам идет (Имитация движений)

И платочек достает.

Нам платочком машет,  

Как пружинка пляшет.  (Руки на поясе, делают «пружинку»)

Дети садятся. Воспитатель обращает внимание на осанку.

Воспитатель: теперь мы будем наклеивать элементы орнамента на фартук. Берем на кисточку немного клея, кисточку держим тремя пальцами, работаем на клеенке, приклеенную деталь прижимаем сверху салфеткой, чтобы убрать лишний клей. Не забывайте убирать кисточку на подставку. Приступаем к работе.

Индивидуальная работа детей за столами (Задание выполняется под легкую башкирскую мелодию. Кукла Айгуль наблюдает за детьми).

Воспитатель: все закончили, молодцы! А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы. (Воспитатель вывешивает работы детей на доске).

Воспитатель: посмотрите, какие замечательные фартуки у нас получились.

Воспитатель: кто к нам пришел сегодня в гости?

Дети: башкирская красавица кукла Айгуль (хоровые ответы детей).

Воспитатель: с какой просьбой она пришла?

Дети: просила украсить фартуки (хоровые ответы детей).

Воспитатель: из каких фигур мы украшали фартук?

Дети: из квадратов.

Воспитатель: какой орнамент мы составили из квадратов?

Дети: башкирский орнамент (хоровые ответы детей)

Воспитатель: теперь у Айгуль и ее подружек будут нарядные фартуки, кукла Айгуль благодарит вас за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшение фартука татарским национальным орнаментом

Украшение фартука татарским национальным орнаментом (конспект занятия на татарском языке),для подготовительной группы....

занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"

занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"в средней группе...

Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие» Раздел «Рисование» Тема: Украшение скатерти башкирским орнаментом.

Цель:  Закреплять знания об элементах башкирского орнамента,Задачи:Образовательные: способствовать  обучению украшать  скатерть, элементами башкирского орнамента, применяя ранее получен...

Аппликация «Украшение фартука башкирским орнаментом». средняя группа

Цель: формировать интерес к аппликации.Образовательные задачи: формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамент...

Художественно – эстетическое развитие.Тема: «Украшение фартука башкирским орнаментом»

Цель: Познакомить детей с элементами башкирского орнамента. ...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украшение камзола башкирским орнаментом»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украшение камзола башкирским орнаментом»...