Проект "Самовар душа народа"
проект (подготовительная группа)

Золотарева Надежда Яковлевна

Проект познавательной направленности проведен в рамках мероприятий посвященных году

народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ 
«Самовар – душа народа»

Паспорт проекта

Наименование проекта

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Самовар – душа народа»

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

         В настоящее время наши старинные традиции становятся забытыми, что является большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Для ознакомления с некой традицией русского чаепития мы решили предложить детям отправиться в путешествие в прошлое, на чаепитие с настоящим русским самоваром.

Адресация проекта

Родителям, педагогам.

Участники проекта

Педагоги, дети и родители старше - подготовительной группы «Почемучки», с. Новая Заимка

Цель проекта

  • приобщение детей к истокам русской культуры и быта;
  • показ детям уникальности русского самовара для сохранения  семейных народных традиций;
  • развитие познавательных интересов и творческих способностей. 

Задачи проекта

  • расширить представление детей о самоваре, как о предмете народного быта;
  • познакомить с историей появления чая в России;
  • познакомить детей с самоваром и чайником;
  • рассказать, что подают к столу (угощения для чаепития), о пользе и вреде чая;
  • обогащать словарный запас детей;
  • способствовать сохранению и укреплению семейных традиций;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.

Сроки реализации

1 месяц.

Вид проекта

Познавательно- творческий.

Продукт проекта

Создание музея «Самовар – батюшка»

Проблема

Совершенствовать  у детей познавательный  интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.

Проблемный вопрос

  • Что такое самовар и откуда он пришел?
  • Почему традиция пить чай в близком окружении или семенном кругу практически исчезла?
  • Что такое чай, его разновидности?
  • Что раньше подавалось к чаю и что подается  сейчас?

Гипотеза

Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.

Ожидаемые результаты

  1.  У детей будут сформированы представления о самоваре как о предмете  народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны
  2. У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
  3. У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического  опыта.

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Опыты- эксперименты:

«Какой бывает чай. (Заваривание чая)».

Аппликация «Русский самовар»

Лепка  самоваров «Самовар – птица- жар».

Раскрашивание « Самовар- Батюшка»

Выставка «Наши самовары»

Чтение литературы и Рассматривание иллюстраций, а также рассматривание репродукции картин русских художников.

Дидактические игры:

«Найди лишнее»

Какой чай»

«Составь узор на самоваре».

«Собери самовар из частей»

Анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар?»

Участие и помощь в организации   выставки.

Консультация «Забытые секреты чаепития».

Папка-передвижка

«Интересные факты о самоварах»

Фотовыставка

«Мы семьей у самовара»

 

Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий.

Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями)



Предварительный просмотр:

Проект подготовительной группы

«Самовар – душа народа»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Целевая аудитория: дети подготовительной группы «Почемучки»,  воспитатели: Сизых Е.Н, Золотарева Н.Я, родители воспитанников.

Сроки реализации: краткосрочный 1 месяц.

Цель проекта:

       Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта, показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

В ходе реализации проекта мы поставили перед собой следующие вопросы:

Проблемные вопросы:

  • Что такое самовар и откуда он пришел?
  • Почему традиция пить чай в близком окружении или семейном кругу практически исчезла?
  • Что такое чай, и  его разновидности?
  • Что раньше подавалось к чаю и что подается  сейчас?

Продукт проекта.

1. Создание музея «Самовар – батюшка»

2. Изготовление альбома «Чаепитие в картинах русских художников».

В соответствие с этим выделились этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

Сбор и обработка информации - на этом этапе детям было предложено самостоятельно и совместно с родителями подготовить небольшой доклад о происхождении самоваров на Руси. Так же на этом этапе было организовано анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар». По результатам анкетирования из 20 опрошенных семей имеют в доме самовар только 2 семьи. Из 20 воспитанников группы видели самовар воочию только 5 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.

  1. Исследование – на этом этапе детям были предложены к просмотру презентации:

«Знакомство с самоваром»

«Как растет чай»

«Как делают чай»

«Чайные церемонии»

Виртуальная экскурсия в город Тулу в : «Музей самоваров».

3)Творческо – отобразительный – на этом этапе детям были предложены различные виды творческой деятельности для отображения и закрепления полученных знаний.

  • -раскраски с изображением различных видов самоваров;
  • -сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», «Самоварная мастерская»
  • -изготовление объемного макета «Самовар - самоварище» - лепка самоваров из пластилина.
  • Опыты-эксперименты «Рассматривание разных сортов чая», «Заваривание чая», « Рассматривание цвета заварки после заваривания разных сортов чая».
  • Просмотр мультфильмов: «Лунтик: «Соленый чай», «Тигренок в чайнике», «Пых, пых самовар».
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха – цокотуха», «Федорино горе».

Д. Хармс  «Иван Иванович Самовар».

Ю. Добрынин  « Самоварец, самовар, самоварище».

  • Рассматривание репродукции картин: Б.М Кустодиев: « На террасе», «Чаепитие», «Купчиха за чаем», «Купчиха на балконе», «Купчиха пьющая чай».

К.Е Маковский: «За чаем».

В.Ф Стожаров « У самовара»

В. Бусыгин: « Круглые самовары».

Е.Трошев « Самовар на красном фоне».

  • Прослушивание песен: « Наш красавец – самовар», «Пых, пых самовар».

В ходе этого этапа дети могли творчески отобразить полученные знания, проявить фантазию.

  1. Заключительный этап –была проведена экскурсия по музею для родителей «Самовар – батюшка».

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:

Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.

Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.

Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.

Деятельная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.

Исследовательская – проводили опыты.

Итоги проекта

  1. В ходе реализации проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, придумывали сказки – истории о самоваре, разучивали песни, пляски, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности  
  2. Родители активно участвовали в проектной деятельности, проявляя интерес, а в некоторой мере и творческие способности;
  3. Пополнили пространственно-предметную развивающую среду группы.

Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

В восемнадцатом веке, очень-очень давно

Появилось в России чудо-диво одно.

Символ нашей России: свежескошенных трав,

 озер наших синих, и полей, и дубрав…

И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,

Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!

Благородно и чинно на столе он стоит,        

И гостей, и хозяев чаем он напоит…

Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,

Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,

Но бывает, что в праздник на столе он опять:

И сиять продолжает, и чайком угощать.

Не огнем, не дровами добываем мы жар –

Электрический с нами уж теперь самовар.

Пусть проходят столетья, пролетают года –

Самовар в русском сердце остается всегда!

Литература

  1. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
  2. Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
  3. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
  4. Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
  5. Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
  6. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...

"В игре - душа народа"

Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в ист...

Конспект доминантного занятия "Музыка-душа народа"

Конспект доминантного занятия на тему" музыка-душа народа". Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М....

"Песня - душа народа"

Тематическое занятие для подготовительной группы - русской песне....

Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа"

Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа" в рамках проекта...

Развлечение "Песня - душа народа"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный материал подбирается из ранее разученных песен и танцев....

Творческий проект «Фольклор – душа народа»

Фольклор народов  – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа являет...