Мой родной Липецкий край
план-конспект занятия (средняя группа)

Жданова Елена Николаевна

Целью данного занятия явлется формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_moy_rodnoy_lipetskiy_kray.docx906.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Мой родной Липецкий край»

Цель:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о Липецком крае, городе Липецке.

Познакомить с основными достопримечательностями родного края и города. Сформировать понятие «заповедник».

Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными по родам.

Развивающие:

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение; монологическую речь, умение отвечать на вопросы.

Развивать        доброжелательные отношения между детьми.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой родной край.

Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в природе.

Формы организации детской деятельности: игровая (дидактическая игра «Сложи узор»;

познавательно-исследовательская (работа с иллюстрациями «Достопримечательности Липецкого края»;

коммуникативная (беседа о родном крае, речевая игра «Какой, какая, какое?»);

восприятие художественной литературы (чтение стихотворения «Родина-слово большое» Татьяны Боковой);

двигательная («Поздороваемся со всеми», «Самолет»).

Методы и приемы:

практические: игры (дидактические, речевые, двигательные);

наглядные: рассматривание сюжетных картинок;

словесные: беседа, чтение стихотворения.

Предварительная работа: чтение стихов о родине «Здравствуй, Родина моя!» Г. Ладонщиков, «Наш край» А. Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В Степанов, экскурсия в мини-музей патриотического воспитания, беседы по данной теме.

Оборудование и материалы: аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (М. Бернес), Незнайка, физическая карта России, иллюстрации достопримечательностей Липецка, конверты с разрезными карточками «Романовская  игрушка» по количеству детей,  стихотворение «Родина» Т. Бокова), поощрительные наклейки для каждого ребенка; тихая, спокойная музыка.

Структура занятия:

Вводная часть.

Вступительное слово.

Игровая разминка «Поздороваемся со всеми».

Сюрпризный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

II. Основная часть.

Беседа по теме занятия.

Психогимнастика «Что я представляю, когда слышу слово Россия?  Липецк?»

Физкультминутка «Самолет»

Речевая игра «Какой, какая, какие…».

Работа с иллюстрациями «Достопримечательности Липецкого края»

Дидактическая игра «Сложи пазл».

III. Заключительная часть.

Чтение стихотворения «Родина – слово большое» (Т. Бокова).

Подведение итогов занятия.

 Ход НОД:

(Дети с воспитателем входят в группу под песню «С чего начинается Родина», становятся полукругом).

Воспитатель: Ребята, я рада видеть ваши умные и  добрые глазки! Давайте поздороваемся друг с другом.

Игровая разминка «Поздороваемся».

Здравствуй, солнышко родное!                              

Здравствуй, небо голубое!                                

Здравствуй, матушка-земля!                                  

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Воспитатель: -Я желаю вам всем хорошего настроения.

-Присаживайтесь на стульчики (дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом).

-Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это Незнайка. Почему он грустит? Давайте спросим.

-Оказывается, Незнайка ничего не знает про край, в котором он живет. Давайте ему поможем.

-Как называется наш город? (ответы детей)

-Правильно, наш город носит красивое название—Липецк.

- Откуда произошло это название?

Примерные ответы детей: протекает река Липовка, растет много лип.

-Мы с вами живем на Липецкой земле. Это наш родной край.

- Ребята, как вы думаете, что такое родной край?

Примерные ответы детей: Наша Родина; место, где мы живем; где мы родились.

Воспитатель: Верно. Родной край, родной город так называются потому, что  это место, где мы родились, наш город, улица, где мы живем, детский сад, поликлиника, наш дом, наши родные. Родина - это все, что нас окружает. Родной край нужно любить, беречь его природу, защищать.

Вам пока еще по 5 лет, но уже сейчас вы многое можете сделать, чтобы наш родной край стал еще краше. Как вы думаете, что надо для этого сделать? (ответы детей - не мусорить на улице, не ломать ветки деревьев, кустарников, не топтать газоны, любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, не ссориться).

Воспитатель: Совершенно верно. Наш Липецкий край – это часть нашей большой страны. Как она называется?

Ответы детей.

-Да, правильно. Россия. Еще поэт Сергей Есенин сто лет назад сказал о нашей Родине такие слова: «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то». А что вы представляете, когда слышите Россия? Липецк?

Психогимнастика «Что я представляю, когда слышу Россия?  Липецк?»

-Давайте посмотрим, где на карте России расположен наш Липецкий край. Все дома, улицы, большие леса и широкие реки, которые есть вокруг нашего города,  уместились вот на таком небольшом островке карты (воспитатель показывает на карте Липецкую область).

-Кто из вас хочет показать на карте Липецкий край? ( 1-2 ответа)

Воспитатель: - Я хочу вам предложить путешествие по нашему прекрасному краю. Как вы думаете, на чем мы отправимся, ребята? (дети называют – на машине, на автобусе и т.д.)

-Нам нужно успеть увидеть много интересного, поэтому предлагаю сесть в самолет и отправиться в полет.

Физкульминутка.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в небе облака. ( Руки вверх)

-Молодцы. Устраивайтесь поудобнее на своих креслах. Начинается наша экскурсия по Липецкому краю.

-Липецкая земля славится своими рощами и лесами, реками и озерами.

Сейчас мы пролетаем над заповедником Галичья гора. Здесь растут исчезающие растения и живут редко встречающиеся животные. Эта земля охраняемая, заповедная.   (слайд 1)

Речевая игра «Какой, какая, какое»

-Скажите, ребята, какая вода в реке? (темная, синяя, спокойная)

-Какой песок на берегу реки? (рассыпчатый, желтый, мелкий, теплый)

-Какое небо раскинулось над рекой? (голубое, ясное, высокое)

- А теперь под крылом нашего самолета – сафари-парк Кудыкина гора. Здесь много развлечений для детей и взрослых. На территории парка живут редкие виды диких животных. (слайд 2)

-Отправимся в Нижний парк. Он расположен в городе. Здесь есть  зоопарк, санаторий,  аттракционы, водоемы, Зеленый театр. (слайд 3)

-Кто из вас посещал эти места?

( Краткие отзывы детей).

-Молодцы. Но не только природой славится наша земля, но и известными людьми, выросшими в Липецком крае. Это композитор Тихон Хренников. В честь него названа улица, на которой стоит наш детский сад. (слайд 6)

- А еще это известные писатели Иван Бунин; Михаил Пришвин, который написал много рассказов о природе, и другие. (слайды 5, 6)

-Конечно, народ Липецкой земли талантлив. Кто знает, какие народные промыслы есть в нашем крае?

( Примерные ответы- Романовская игрушка, Елецкие кружева, роспись по дереву)

-Да, вы правы. Мы с вами говорили про эти промыслы, давайте расскажем о них Незнайке.

Что вы видите на картинке? (Романовскую игрушку) (слайд 7)

А что изображено на этой иллюстрации? ( Елецкие кружева) (слайд 8)

Хорошо. Посмотрите, узнаёте эту роспись? (Липецкие узоры) (слайд 9)

-Ну что ж, вы все правильно ответили,  пора возвращаться в детский сад.

Приземляемся. ( Дети встали, руки в стороны, сели на стульчики)

Давайте спросим у Незнайки, понравилась ему  экскурсия? Что-то он загрустил.

Ой, посмотрите, ребята, здесь что-то не так. Не видно, что изображено на этих картинках. Помогите это исправить.

Дидактическая игра «Сложи узор» (Приложение 2)

Воспитатель: Пройдите за столы, откройте конверты, и соберите пазлы (звучит тихая, спокойная музыка, дети складывают пазлы «Романовская игрушка»).

-Молодцы, справились. Теперь мы видим, что на картинках изображены… (романовские игрушки). Посмотрите, как рады Незнайка.

Ему  понравилась экскурсия по родному краю.

Стихотворение «Родина –слово большое, большое» (Татьяна Бокова).

«Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина
».

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Наша встреча подошла к концу.

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

-Что вам больше всего понравилось? / Что не понравилось?

- Что было самым интересным?

-Незнайка принес подарки. Он рад, что узнал столько нового. ( Подарить детям поощрительные наклейки-стикеры). Спасибо, Незнайка! До свидания!

Список литературы:

Ячменькова Э.А. Как правильно оформить методическую разработку. [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/03/30/kak-pravilno-oformit-metodicheskuyu-razrabotku (дата обращения 02.05.2022 г.).

Википедия [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения 02.05.2022 г.).

Беззубцева Э. И., Грибкова Н. Ю. Авторская образовательная программа по краеведению «Детство с малой Родиной»

zapovednik-galichya-gora-700x466

Приложение 1, слайд 1

C:\Users\Elena\Pictures\12.jpg

слайд 2

C:\Users\Elena\Pictures\13.jpg

слайд 3 F:\фото патриот восп фото\нижний парк 2.jpg

слайд 4

F:\фото патриот восп фото\хренников.jpg

слайд 5

F:\фото патриот восп фото\бунин.jpg

слайд 6

F:\фото патриот восп фото\пришвин мм.jpg

слайд 7

F:\фото патриот восп фото\романовская 6.jpg

слайд 8

F:\фото патриот восп фото\елецкое кружево.jpg

слайд 9

F:\фото патриот восп фото\липецкие узоры.jpg

Приложение 2  Дидактическая игра «Собери пазл»F:\фото патриот восп фото\романовская 1-.jpg

F:\фото патриот восп фото\романовская 4-.jpg

F:\фото патриот восп фото\романовская 3-.jpg

F:\фото патриот восп фото\романовская 6-.jpgF:\фото патриот восп фото\романовская 5-.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия «С днем рождения, любимый Липецкий край!»

Цель: Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному краю через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.  Задачи: Образовательные: Ø...

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ Промыслы Липецкого края.

Музей «Промыслы Липецкого края» ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоцио...

ЦИКЛ БЕСЕД: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ"

беседы на тему " Народные промыслы Липецкого края"...

Интерактивное пособие "Чемодан путешествий по Липецкому краю"

Интерактивное пособие "Чемодан путешествий по Липецкому краю"...