«Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект на тему:
«Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка»
Цель: познакомить детей с народными промыслами родного края.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством мастера романовской игрушки И.Ф.Гункина.
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего города, интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Материалы: презентация; видео-ролик; русские народные песни; альбом «Романовская игрушка»; разрезные картинки; выставка – романовских игрушек; материал для лепки.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о происхождении романовской игрушки, рассматривание альбомов, беседы о романовской игрушке. В группе выставка - романовских игрушек.
Основная часть
Сюрпризный момент. Звучит пение птиц, появляется птичка – свистулька.
Воспитатель предлагает рассмотреть и послушать птичку – свистульку.
Воспитатель рассказывает о народных промыслах, традициях Липецкого края; о Романовской игрушке с помощью презентации, и показывает видео о Романовских игрушках из Липецкого областного краеведческого музея.
Описание слайдов.
Слайд 1 Игрушки «Романушки» изготавливаются из черной глины она наиболее прочная и послушная в руках. На экране изображена Свистулька –козел. С бородой и мощными рогами. Это свистулька – оберег для маленьких детей. Ее вешали на люльку ребенка и верили, что она защищает ребенка от всех неприятностей. Слайд 2 Романовские сюжеты – женская фигура – романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В городе Липецке сохранилось выражение «как романушка» т.е. безвкусно пестро (ярко) одета.
Слайд 3 Романовские сюжеты –композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецке есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная (редкая) композиция.
Слайд 4 Фантастическое зрелище липецкие глиняные птицы, совершено не похожие на скромные свистульки. Они иногда большого размера. Длинное туловище лежит на земле, опираясь на короткие толстые две ноги. Массивная шея несет небольшую голову, иногда увенчанную, высоким гребнем у курицы или украшенную челку у утки. У них богатое яркое оперенье. Округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина. Слайд 5 Современная судьба - постепенно с гончарный способ изготовления игрушек в Романово пришел в упадок. Появились заводы по изготовлению современных игрушек. Стала пропадать и романовская игрушка.
Слайд 6 Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным народным мастером. Работая в огороде Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. И по этому образцу он возобновил изготовления романовских игрушек. Слайд 7 Сегодня традиции романовского промысла продолжают в Областном Центре романовской игрушки, который находится в селе Троицкое Липецкой области.
Слайд 8 Птица Сирин счастья. Это полуптица –полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. Считается что чудесная птица является только счастливым людям, и только они могут услышать ее прекрасное пение. Слайд 9 Среди «романушек» еще много разнообразных образов: царственные индюки, быки, Утки с утятами, и такие сложные композиции, как барышни «романушки» с военным , танцующие медведи , всадники –казаки. Слайд 10 Рождение игрушки в романовском промысле начинается с куска глины. Мастер садится за работу. Глину перебирают убирают камешки, песок. Отбивают глину об дощечку. И приступают к работе. Существует три основных приема лепки романовской игрушки: «Пельмень» «Катушка» «Кукан».
Слайд 11 Лепим птичку.
Физкультминутка: (дети стоят в круг) Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Всех я вас люблю!
Вопросы для обсуждения. Из чего делают Романовскую игрушку? Какие цвета используют? Какие элементы присутствуют? Какие игрушки бывают?
Воспитатель приглашает детей на «ярмарку» Романовской игрушки. (Дети, знакомятся с игрушками рассматривают, играют с ними . Листают альбомы, рассматривают иллюстрации романовских игрушек )
Игра за столами «Разрезные картинки». Воспитатель предлагает детям собрать разрезные картинки.
Пальчиковая гимнастика (по выбору педагога)
Педагог предлагает вылепить «Жаворонка» по мотивам романовской игрушки Дети под музыку лепят.
По окончанию работы дети выставляют свои изделия на поднос.
Последующая работа.
Роспись заготовок по мотивам романовской игрушки; совместное посещение родителями с детьми Липецкого краеведческого музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы родного края. Подмосковье.
Цель занятий - познакомить детей с прикладным искусством Подмосковья в детском саду.Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчест...

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ Промыслы Липецкого края.
Музей «Промыслы Липецкого края» ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоцио...

ЦИКЛ БЕСЕД: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ"
беседы на тему " Народные промыслы Липецкого края"...
Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"
Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...

Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.
Перспективный план по инновационной деятельности«Формирование познавательной и творческой активности дошкольниковчерез ознакомление с народными промыслами Нижегородского края(глиняная игрушка)ср...
"Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка"
quot;Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка"....

«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».Отчет.
отчет по инновационной деятельности по теме: «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушк...