Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка.

Цель:

знакомство детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой , последовательностью и спецификой её изготовления, особенностями ее росписи.

Задачи:

- Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;

- Развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;

Формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно- прикладному искусству как отражению жизни во всём её многообразии.

- Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.

Ход занятия

 В-ль: - Ребята, скажите, пожалуйста, а что вы понимаете под словом «Родина»? (ответы)

В-ль: - Да, ребята, Родина – это то что нас окружает: это и земля, и леса, и поля. Она очень большая. А как же называется наша Родина? (Россия)

В-ль: - Правильно.  Родина русского народа «Россия». Это край где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия, Россия – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют просторы родные

Раздольные русские песни поют

    Но не только русскими песнями, плясками, сказками славится русская земля, но и народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. Это они возводили прекрасные храмы, мастерили предметы быта, игрушки, поделки из дерева, глины. Каждый мастер вкладывал в свою работу частичку своей души.

   Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно.   В Курской области есть два места, где сложился промысел, то есть не один человек сел придумал, слепил игрушку, а на протяжении многих лет люди, жившие в этой местности,  лепили в одинаковой манере. Это Суджа – суджанская игрушка и посуда, и Кожля – кожлянская игрушка. Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистые соловьи и пахучая антоновка.  И эти игрушки-свистульки – это не просто забавные фигурки. Если выполнять их по всем законам мастерства, они несут информацию о наших предках, их представления об окружающем мире, о красоте. Кожлянские игрушки очень забавные и добрые. Игрушка из Кожли не была совсем интерьерной, а скорее наоборот, создана для детей, для игры и веселья.

- Ребята, ой как интересно. А давайте мы с вами сделаем репортаж о кожлянской игрушке.

- Ну что отправляемся в музей?

А можно я буду корреспондентом, а вы посетители музея. Согласны?

- В музей мы с вами поедем на поезде, занимайте свои места, мы отправляемся.

Дети встают друг за другом за воспитателем и произносят слова:

Загудел паровоз и вагончики повез:

- Чу- чу- чу- чу- чу – чу - чу – далеко я укачу.

Заходим в музей

 В-ль: - Вот мы с вами и в музее народных промыслов, откуда и пойдет наш репортаж о знаменитой игрушке- свистульке.

Есть село среди холмов

Козы там пасли коров

Козы там паслись кругом

Жили там чудо-мастера

Все детей они любили

И игрушки мастерили

Но игрушки непростые

А свистульки расписные.

 Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли Курчатовского района , славится оно глиняной расписной игрушкой. Игрушки – свистульки лепят из синей глины мастера и умельцы. После обжигания она становится почти белой.         

 Воспитатель: - Ребята, главное отличие Кожлянской игрушки от других народных игрушек (Филимоновской, Каргопольской, Димковской, Гжельской) в том, что это прежде всего игрушка-свистулька, на ней нет налётов, то есть отдельно сделанные детали. Они делаются из цельного куска,(показ игрушки.)

     А как расписывают кожлянские мастера свои свистульки?

     Роспись на глиняной игрушке делают анилиновыми красками. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, желток куриного яйца, для того чтобы роспись выглядела ярче и наряднее. Инструментом для росписи служили гусиные и куриные перья. В настоящее время расписывают беличьими кистями.

Какие цвета и узоры использовали кожлянские мастера?

     Любимые цвета кожлянских мастеров: красный, синий, зеленый, желтый.

Узор кожлянской свистульки очень прост, но несет свой смысл:

///////   - полосы поле.

ХХХ  - сетка – поле вспахано.

Х·Х·Х- поле вспахано и засеяно.

/         - дорога.

~~~~ - волна – вода.

В-ль: - Вы посмотрите какие интересные элементы используются мастерами: (показ буклета)

Вода, поле, земля- все это символизирует благополучие, достаток.

Лепили мастерицы животных, птиц, коров, лошадок, козочек, птиц-индюшек. Есть у мастериц  свистулек курский соловей. Эта игрушка, которая при заполнении ее водой издает подобие соловьиной трели.(показ картинки – соловей)

В-ль:- Ой, как интересно. А можно посвистеть? (Провести показ).

 Купить эти игрушки можно на курских ярмарках и на других ярмарках России.

В-ль:- А я слышала, что свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.

 Давайте и мы с вами образуем круг и отпугнем от себя злых духов. (В центр круга встает ребенок, свистит в свистульку)

Дети произносят:

Вихрь, вихрь не на меня,

Крути злого лешака,

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

В-ль:- Уважаемые гости, я предлагаю посетить мастерскую кожлянских умельцев и попробовать раскрасить кожлянские игрушки. Тем самым мы пополним музей кожлянской игрушки новыми экспонатами. Ребята, я предлагаю вам на некоторое время превратиться в Кожлянских мастеров. Ну что ж, ребята, « Делу время- потехе час».

Предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую. Присаживайтесь.

Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Чтоб игрушку расписать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

         Дети расписывают заранее вылепленные фигурки Кожлянских игрушек — свистулек под народную, спокойную музыку.

 

- Наконец, наша работа закончена и мы становимся свидетелями появления новых экспонатов для музея кожлянской игрушки.

         Воспитатель: Кожлянская игрушка

                            Ребятам всем подружка !

                            Путь, чтоб сделать её длинным

                            Она лепиться из глины

                            В печь затем её кладут

                            И огнём часами жгут

                            Чтоб была прочна, игрива

                            И певуче и красива

                            Она с виду хороша

                            У неё есть и душа -

                            Курская, раздольная,

                            Словно ветер вольная

                            В ней звучат все голоса

                            Реки, птицы и леса

                            С ней не скучно никогда -

                            С ней играются всегда

                            И в избе и во дворе.

-Ребята, вы такие молодцы. Очень старались. Каждая работа интересна, неповторима и индивидуальна. Давайте подарим наши игрушки музею.

- Уважаемые друзья, на этом наш репортаж закончен. Спасибо большое за внимание.

- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в поезде:

Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!

- Вот ребята мы и вернулись в детский сад.

- А понравилось ли вам сегодня быть художниками?

-А какую игрушку мы с вами сегодня расписывали?

На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Курский край – родина кожлянской игрушки »

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской  игрушки »...

Проект «Кожлянская игрушка — это Курский соловей»

Цель проекта:Повысить уровень эстетического развития детей через одну из важнейших составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»

Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи,  приобщать детей к курской культурной традиции.Задач...

Методический материал «ГОРДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ» История создания кожлянской игрушки

      Предложенный методический материал может быть использован педагогами на занятиях в  дошкольных образовательных учреждениях  для ознакомления  детей с народны...

Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.

Перспективный план по инновационной деятельности«Формирование познавательной и творческой активности дошкольниковчерез ознакомление с народными промыслами Нижегородского края(глиняная игрушка)ср...

«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».Отчет.

отчет по инновационной деятельности по теме: «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушк...