Сценарий познавательного развлечения "Художественные промыслы Курского края. Сторона мастеровая" для детей 6-7 лет в группе комбинированной направленности
методическая разработка (подготовительная группа)

Савенкова Ольга Андреевна

Познавательное развлечение для детей 6-7 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_narodnym_promyslam.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3"

Познавательное развлечение

«Художественные промыслы Курского края.

Сторона мастеровая»

в  группе   комбинированной   направленности

для детей 6-7 лет

                                                                                   Савенкова Ольга Андреевна,

                                                       воспитатель

                       

Курск

Задачи:

- обобщить представления детей о народных промыслах Курской области;

- пополнять знания дошкольников о народном декоративно-прикладном искусстве Курского края;

- активизировать самостоятельную творческую активность детей;

- пропагандировать патриотическое воспитание через знакомство с народно-прикладным творчеством;

- воспитывать любовь детей к истории и традициям своей «малой» Родины.

(зал оформлен под русскую избу: стоят лавки, покрытые половиками, стол с самоваром, на полках стоят изделия разных промыслов; звучит русская народная мелодия; входит в горницу хозяйка)        

Ход мероприятия.

Хозяйка.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели…

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяйка. Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для Вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

 (в зал входит 1 группа детей, преподнося Хозяйке угощения)

Ребенок. В избу вашу жаркую мы пришли с подарками!

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко и словечко!

Ребенок. Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(дети садятся на скамейку, в зал входит 2 группа  детей, преподнося угощения Хозяйке)

Ребенок. Жить-поживать, да добра наживать!

                  Без зла и без вихря, безо всякого умысла.

                  Чтоб было тепло, чтоб было светло -

                  Чтоб своё водилось, да и нам хватило!

Хозяйка. Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

Ребенок. Туда голуби летают, где их привечают!

Ребенок. Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть, да себя показать!

                              (все садятся на скамейку)

Хозяйка. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ребенок. Собрались мы позабавиться, да потешиться.

Ребенок. Пошутить, поиграть, посмеяться!

Ребенок. В знак признанья и величия

 Нам приятно в этот час        

 По старинному обычаю

Хлебом-солью почтить Вас.

(угощает гостей караваем)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Ребенок. За хлебом-солью всякая шутка хороша!

Дети. Смех да веселье!

Хозяйка. Как у нашего соседа весела была беседа, а у нас на весь двор еще лучше разговор:

Хозяйка - утки…

Дети – в дудки!

Хозяйка – кошки…

Дети – в ложки!

Хозяйка – тараканы…

Дети – в барабаны!

Хозяйка – чайки…

Дети – в балалайки!

Хозяйка – кукушки…

Дети – в колотушки!

Хозяйка. А веселые скворцы заиграли в бубенцы! Играют, играют, всех потешают!

Ребенок. Инструменты возьмем в руки. И, чтоб не было здесь скуки, мы сыграем при народе: «Во саду ли, в огороде»

(дети на музыкальных инструментах играют русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»)

Хозяйка. Ой, да молодцы, мои гости дорогие! Как ладно вы играть умеете!

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало!

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала…

- Ребята, а посмотрите-ка вокруг. Какое убранство в моей избе! Какие предметы вам здесь известны?

(дети по одному берут известные им предметы и называют их)

Хозяйка. Россия, Россия - края дорогие!

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.        

-Но не только русскими песнями, плясками, сказками славилась русская земля, но и народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. Это они возводили прекрасные храмы, мастерили предметы быта, игрушки, поделки из дерева, глины, соломы. Каждый мастер вкладывал в свою работу частицу своей души. То же самое можно сказать и о народных промыслах нашего родного Курского края, с которыми мы с вами уже познакомились.

Воспитатель. А сейчас ребята нам расскажут, о чем они узнали.

Ребенок. Славилась Россия чудо-мастерами, дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили, своему искусству молодых учили!

Ребенок. Размял гончар в ладонях глину,

                Отмерил ровно половину.

                И, поработав от души,

                Красивый вылепил кувшин.

(дети представляют изделия из глины: кувшин, посуду)

Ребенок. Гончарный промысел - один из самых старейших на Курской земле. Зародился гончарный промысел в Суджанском районе.  Глиняные изделия делаются на гончарных кругах и обжигаются в печах, которые называются - горны.

Ребенок. Наибольшим спросом пользуется посуда: горшки, кашницы, миски, кружки, чашки, чайники, банки для варенья и много других предметов. Посуда наша изготавливается из разных глин: красной, серой, желтой, белой.

Ребенок. Мастера расписывают большинство изделий линейным и волнистым орнаментом, а так же изображают растительные мотивы животных, птиц, рыб. Для Курского края характерна особая роспись, завитая, напоминающая парчу. Ее называют сейчас термином «кудривина». Так мастера расписывают самовары, вазы, ковши.

Хозяйка. Молодцы, ребята! Спасибо!

( дети представляют Суджанские ковры)

Ребенок. Издавна на Руси все ковры любили,         

                Ну а Курские ковры - среди лучших были.

                На один такой ковер вся зима уходит,

                Краски радуют людей - грусть-печаль уходит.

        

Ребенок. Не ковер, а словно сад - розы и тюльпаны.

                И цветочек каждый рад подружиться с нами.

                Сколько зелени в коврах, что трава весною.

             По кайме идут цветы дружной чередою.

             Незабудки, маки тут и цветы рябины,

             А подумать? На ковре - уголок родимый!

Ребенок. На Суджанской ковровой фабрике работало много мастериц. На каждом ткацком станке работали по два-три человека. На производство одного ковра уходило от одного до полутора месяцев. Узоры ковров, в основном, были цветочные.

Хозяйка. Спасибо, ребята, за ваши знания! А теперь пора нам с вами отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Лебедушка»

                              (проходит игра совместно с Хозяйкой)

(дети идут по кругу, поют)

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.        

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.        

(в круг выходит «Лебедушка», дети, сужая круг, поют)

Не летай ты, ясный сокол, высоко,

Не маши да ты крылом широко -

Лебедь белая совсем недалеко.        

(в круг выходит «сокол», кланяясь лебедушке, поет)

Ты, лебедушка, лучше всех,

Ты, лебедушка, краше всех.

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою поведу далеко.

Дети: Ты ее, дружок, поймай, а потом и забирай…. (игра «Ловишки»)

(«лебедушка» и «сокол», держась за руки, входят в круг, дети поют им)

Вдоль по бережку вдвоем они идут,

Выше бережка головушку несут.

Они крыльями помахивают,

На цветы водицу стряхивают.

Хозяйка. Ребята, а как вы думаете, ленивые, нерадивые мастера могли бы создать настоящие произведения искусства?

- Правильно, нет! Как говорится в русской народной пословице: «Золото познается в огне, а человек - в труде».

Воспитатель. - Ребята, а сейчас давайте вспомним пословицы о труде. Я буду говорить начало пословицы, а вы их заканчивать.

1) Долог день до вечера…(коли делать нечего)

2) Труд человека кормит….(а лень портит)

3) Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)

4) Глаза страшатся…(а руки делают)

5) Делу - время…(потехе - час)

6) Умелые руки…(не знают скуки)

7) Терпение и труд…(все перетрут)

Хозяйка. Молодцы, ребята! Хорошо знаете пословицы!

Ребенок. В дивном наряде Курской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха.

Черное - скорбь, что на Родине свято.

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою.

(показ Курского народного костюма)

(группа детей берут вышитые полотенца и кладут к остальным изделиям)

Ребенок. Все девицы вечерком

Сели как-то под окном:

Полотенца вышивать -

Время - ночи коротать.

Ребенок. Полотенца расписные

                По краям - петушки,

                Золотые гребешки.

                Вышиты на них колечки,

                Завитушки да цветки.

                Вышивали мастерицы,

                Вышивали от души!

Ребенок. Вышивка - одно из древнейших рукодельных искусств. И в нашем крае было и до сих пор продолжает радовать нас это ремесло.

Хозяйка. Спасибо, ребята! Собирайся, народ,

                                              Становись в хоровод.

                                              Без толчеи и без спешки

                                              Вас сегодня ожидают

                                              Русские потешки!

                    (дети по два человека инсценируют потешки)

1) - Ты пирог съел?

    - Нет, это не я.

    - А еще хочешь?

    - Хочу!

2) - Ты видел моего теленочка?

    - Рыжего? С белым пятном на лбу?

    - Да, с пятном!

    - И с обрывком на шее?

    - Да, точно. Где ты его видел?

    - Неее, сосед, я такого не видел!

3) - Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

    - Пусть занимается, у него до вечера много дел.

    - Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет!

    - Пусть поет. Петушок маленький, ему и ночь долга.

    - Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!

    - Пусть всходит, ему далеко бежать нужно.

    - Вставай, Дунюшка, кашка готова!

    - А я уж, матушка, за столом сижу!

Хозяйка. Молодцы, ребята, веселый вы народ!

Воспитатель. А сейчас ребята вам представят еще один промысел Курского края. Промысел этот зародился в деревне Кожля Курчатовского района.

Ребенок. Конь домчит до карусели.

                На коня залез Емеля,

                Влез, встал, засвистал,

                Засвистал и поскакал:

                «Ай люли, люли, люли,

                Карусель видна вдали»

Ребенок. Кожлянские женщины и дети лепили игрушки-свистульки: петушков, уточек, собачек и кошек, индюков, барынь и кавалеров, коней и баранов. После сушки они обжигали их в горнах дроняевских гончаров по 10-12 часов, затем расписывали куриным пером и растительными красками четырех цветов: малиновой, желтой, зеленой и фиолетовой.

Ребенок. Элементы росписи были простейшие: прямые и косые линии, решетки, елочки, волнистые линии, пятнышки. Сейчас это возрождаемое ремесло, которому обучают в Курчатовском краеведческом музее.

Ребенок. Эх, сторонушка родная,

                Дорогая сторона.

                До чего же ты прекрасна

                Наша Курская земля!

Ребенок. Старину мы уважаем,

                Старину мы бережем!

                О былинном курском крае

                Узнаем мы с каждым днем!

Хозяйка. Русь деревянная - края дорогие,

                 Здесь издавна русские люди живут.

                 Они прославляют жилища родные,

                 Раздольные русские песни поют.

(дети исполняют русскую народную песню «Моя Россия»)

Хозяйка. Наш праздник подошел к концу.

                 Будьте здоровы,

                 Счастливы будьте.

                 Живите без бед

                 Много-много лет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности посредством дидактических игр

Формирование социальных представлений у дошкольников наиболее эффективно происходит в процессе игры....

СООБЩЕНИЕ «Воспитание детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности»

Выступление с сообщением на педагогическом совете«Реализация инклюзивного подходав воспитании и обучении детейс ограниченными возможностями здоровьяв условиях дошкольного учреждения посредс...

Примерное перспективное планирование работы по формированию грамматических категорий речи у детей 5-7 лет в группах комбинированной направленности.

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематическими неделями.Включает в себя разнообразные игры и упражнения  по формированию грамматического строя речи детей.Игры проводятся в ...

Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.

Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затрудн...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей 5-6 лет в группе комбинированной направленности по теме "Зимующие птицы"

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей 5-6 лет в группе комбинированной направленности по теме «Зимующие птицы»Расширение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.Уточн...