Методический материал «ГОРДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ» История создания кожлянской игрушки
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Вера Николаевна Юркина

        Предложенный методический материал может быть использован педагогами на занятиях в  дошкольных образовательных учреждениях  для ознакомления  детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, особенностями её росписи.

       Использование материала позволит приобщить  детей к курской культурной традиции, раскрыть   природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора; формировать   эстетическое отношение к изобразительному и декоративно-прикладному искусству,   как отражению жизни во всем её многообразии,  к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания; развивать  у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие; воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gordost_kurskogo_kraya.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал на тему:  

«ГОРДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ»

  История создания кожлянской игрушки

       Предложенный методический материал может быть использован педагогами на занятиях в  дошкольных образовательных учреждениях  для ознакомления  детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, особенностями её росписи.

       Использование материала позволит приобщить  детей к курской культурной традиции, раскрыть   природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора; формировать   эстетическое отношение к изобразительному и декоративно-прикладному искусству,   как отражению жизни во всем её многообразии,  к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания; развивать  у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие; воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края.

 

ИСТОКИ

Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля. По архивным данным село образовалось на купленной помещиком Денисьевым в 1742 году земле и перевезенными из Полтавской области «разными мастеровыми людьми».

Говорят, поначалу оно называлось «Козля». Согласно легенде, в этих местах водились козы и, мол, поэтому так назвали деревню, но жители Кожли с такой версией не очень согласны. По крайней мере, в XVII-XIX веке козы там точно не водились.

Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов  и враз стал исчезать, как и многое другое, в связи с новыми веяниями новой советской власти.

В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Поэтому стал активно развиваться гончарный промысел. А где гончарство, горшки, посуда разная, там и игрушка конечно!

C:\Users\Алексей\Desktop\76546-_DSC8872-1024x787.jpg

Кожлянская игрушка в Русском музее

C:\Users\Алексей\Desktop\76545-_DSC8874-853x1024.jpg

Кожлянский всадник. Русский музей.

ОСОБЕННОСТИ ИГРУШКИ

Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым. Вот по белому фону и наносят нехитрую роспись, в отличие от, скажем, дымковской, которую красят белой краской под фон.

В основе четыре цвета с небольшой разницей в оттенках — жёлтый, красный, синий и зелёный, но может быть ещё розовый или фиолетовый. 

Расписывают игрушку орнаментом, в основном геометрическим. Любимы полосочки, крестики, пятнышки, чёрточки, сеточки.

Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры. Именно со свистульки начинается мастерство её изготовления. Сюжеты игрушек разнообразны. Тут творят и «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Ничто из окружающего мира не чуждо образам кожлянской игрушки, но и мир сказочный она передаёт так же выразительно и, можно сказать, правдоподобно.

C:\Users\Алексей\Desktop\76547-kozhlyanskaya1-572x1024.jpg

Барыня со свистулькой. Музей Царицино

 Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия. Это конечно не могло не отразиться на образе игрушек, они получились с особым тонким, добрым юмором. При всей схематичности передачи, изображения очень выразительны.

Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. А может быть и просто свисток, в виде эдакой бутылочки с «хвостиком», и никого не изображающий, лишь бы свистел. Интересно, что роспись, по старинке, наносится чаще всего куриным пёрышком. Линии получаются тонкие и ровные.

УГАСАНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА

В 1930-е годы началась коллективизация и игрушечный промысел стали забывать, не оценила её новая власть. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала рассказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство.

C:\Users\Алексей\Desktop\76553-kozhlyanskaya2-681x1024.jpg

Козлик. Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»

Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она, уже не молодая, была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. В школе так же, общими усилиями, создан собственный музей народного промысла.

Но мастерицы, привыкшие свободно творить в промысле, не смогли заниматься преподаванием. Учиться ремеслу всё же надо из-под руки, постоянно находясь рядом. Так учились их дети и внуки. Сейчас кожлянскую игрушку продолжают делать на уровне промысла Валентин и Лилия Тимофеевы. Лилия — внучка Ольги Ивановны Дериглазовой, у бабушек и училась, а Валентин тоже, последний ученик Ольги Ивановны.

C:\Users\Алексей\Desktop\76550-_DSC7394-778x1024.jpg

Всадник на трёхголовом коне.

Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»

Кроме В.В. Ковкиной, делились знаниями с молодёжью сёстры Ольга Ивановна Дериглазова и Ульяна Ивановна. К сожалению, тогда они были уже совсем пожилыми (за 80). В скором времени осталась только Валентина Венедиктовна, которая была немногим помоложе своих подруг. Так же известны Строева Пелагея Андреевна и Валентина Алексеевна Руденко. 

               МАСТЕРА КОЖЛЯНСКОЙ ИГРУШКИ

  Из прошлых мастеров в конце 1970-х оставалось трое: Ковкина Валентина Венедиктовна (1922 г.р), Дериглазова Ольга Ивановна (1912 г.р) и Ульяна Ивановна Ковкина (1902 г.р). Пелагея Строева также была из кожлянских мастеров. Она переехала из Кожли.

Сегодня промыслом занимаются трое мастеров. Две потомственных мастерицы — Татьяна Витальевна Коробова и Лилия Витальевна Тимофеева.  Муж  Тимофеевой, Валентин Алексеевич Тимофеев, является последним учеником О.И. Дериглазовой. В промысле работает более 15 лет. 

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ

  Чтобы сделать глиняную игрушку, нужно подготовиться, так бывает в любом гончарном промысле. 

Для кожлянской игрушки глина годится не любая, она должна быть жирная, лепкая. Интересно, что в Кожле своей подходящей глины-то и нет, а есть она в соседнем Дроняеве. Там издавна занимались гончарством, но брали для горшков красную, а сизую оставляли. Для горшков она не годится, а вот для игрушки в самый раз.

Так и получилось, что в Кожле стал развиваться игрушечный промысел и лепили из глины, которую дроняевцы не использовали.

   Игрушки принято лепить большой партией и потом сразу обжигать. В горн для обжига закладывают до 1000 игрушек. 

  Обжигают по старинке, выкопав яму во дворе. Под ямой устроено место для розжига огня. После обжига игрушки расписывают. Росписью обычно занимались женщины, но бывало, что и мужчины.

  Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

ИГРУШКА КОРМИЛИЦА

  Лепить кожлянские девочки начинали с раннего возраста. Первым делом учились правильно подготавливать глину, растирать, чтобы комочков не было. Лет в 11-12 уже лепили на продажу. По воспоминаниям Валентины Ковкиной, мать грозила хворостиной, если товар на базаре не раскупят. 

  Игрушка помогла выжить в голодные годы. Недорогие свистульки обменивали на еду. Одна игрушка — одно яйцо, а много яиц можно было, в свою очередь, продать и хоть что-то купить в дом.

СОВРЕМЕННАЯ КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА

  У старых мастериц есть теперь последователи, которые не дадут промыслу угаснуть. Среди них молодая мастерица из Курчатова Анастасия Неволина, семья Тимофеевых — Лилия Витальевна и Коробова Татьяна. Научился ремеслу и супруг Лилии, Валентин. Нельзя не упомянуть и Татьяну Скобликову, которая более 20 лет изучает и популяризирует промысел, а так же Наталью Маслову.

   В Курчатовском районе проходит ежегодный фестиваль гончарного мастерства «Батюшка Егорий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Курский край – родина кожлянской игрушки »

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской  игрушки »...

Консультация для воспитателей "История создания детской игрушки"

История создания детских игрушек и их развитие до наших дней...

Консультация для родителей "История создания народной игрушки -матрёшки"

В данной статье рассказывается об истории создания матрёшки, о некоторых видах матрёшки, об особенностях росписи народной игрушки...

Презентация "История создания Дымковской игрушки"

quot;История создания Дымковской игрушки"...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»

Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи,  приобщать детей к курской культурной традиции.Задач...

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...