«Курский край – родина кожлянской игрушки »
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Матова Ольга Викторовна

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет

«Курский край – родина кожлянской  игрушки »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhlyanskaya_igrushka.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Курский край – родина кожлянской  игрушки »

Задачи:  

Образовательные: Уточнить и расширить знания  детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи.

Развивающие:

Развивать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно- прикладному искусству как отражению жизни во всём её многообразии.

Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.

Коррекционные задачи: 

Обогащать словарь детей прилагательными.

Активизировать пассивный словарь детей

Развивать диалогическую речь детей

Материалы и оборудование: кожлянские  игрушки, портрет В.В. Ковкиной, фонограмма пения птиц, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, микрофон, видеокамера.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами Курского края, историей их появления. Знакомство с кожлянской игрушкой, рассматривание её иллюстраций, предметов, игрушек, лепка кожлянских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приёмами рисования.

Образовательные области: Социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия

Воспитатель с детьми заходит в группу.

В-ль: - Когда  гости к нам пришли.

            Что сказать мы  им должны?

Дети: - Здравствуйте.

В-ль: - Здравствуй, небо голубое.

            Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, Родина моя,

Здравствуйте, мои друзья!

В-ль: - Ребята, скажите, пожалуйста, а что вы понимаете под словом «Родина»? (ответы)

В-ль: - Да, ребята, Родина – это то что нас окружает: это и земля, и леса, и поля. Она очень большая. А как же называется наша Родина? (Россия)

В-ль: - Правильно. Россия – это наша огромная Родина, но у каждого из нас есть и малая Родина – это и дом, где мы родились, и тропинка, по которой идём в детский сад, и сад, в котором любим играть, заниматься и веселиться и т.д.

В-ль: - Ребята, а наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. А что значит золотые руки? Они что покрыты золотом? (Золотые руки- это значит очень трудолюбивые, умелые, в которых спорится любая работа)

-  Правильно, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица «Золото познаётся в огне, а человек в труде»

- А какие р.н. пословицы о труде, о великих мастерах вы знаете?

- Труд кормит, а лень портит

- Умелые руки не знают скуки.

- Мастер - золотые руки.

- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.

- Красна птица оперением, а человек рукоделием.

В-ль:- Вот сколько пословиц вы знаете о умельцах, мастерах, и действительно, только в умелых, трудолюбивых, золотых руках спорится работа.

- Ребята, а наш Курский край, в котором мы живём славится тоже мастерами, народными умельцами. А как их называют знаете? (кожлянские, суджанские, дроняевские мастера)

- А чем знамениты  кожлянские мастера? (кожлянские мастера знамениты глиняной игрушкой – свистулькой)

-  Ребята, ой как интересно. А давайте мы с вами сделаем репортаж о кожлянской игрушке.

- Ну что отправляемся в музей?

 А можно я буду корреспондентом, а вы посетители музея. Согласны?

- В музей мы с вами поедем на поезде, занимайте свои места, мы отправляемся.

Дети встают друг за другом за воспитателем и произносят слова:

Загудел паровоз и вагончики повез:

- Чу- чу- чу- чу- чу – чу - чу – далеко я укачу.

                                                   Заходим в музей

В-ль: - Вот мы с вами и в музее народных промыслов, откуда и пойдет наш репортаж о знаменитой игрушке- свистульке.

В-ль:- Скажите, пожалуйста, вы как посетитель музея знаете ли вы откуда же появилась кожлянская игрушка?

Ребенок:- Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли Курчатовского уезда, славится оно глиняной расписной игрушкой. Игрушки – свистульки лепят из синей глины мастера и умельцы. После обжигания она становится почти белой.

В-ль: - Дорогие телезрители, обратите внимание игрушки лепят из синей глины, а она становится  белой после обжигания.

В-ль:- А сейчас мы узнаем как  же расписывают кожлянские мастера свои свистульки.

Ребенок: - Роспись на глиняной игрушке делают  красками. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, желток куриного яйца для того чтобы роспись была яркой и нарядной.

В-ль:- Я хочу подойти к другому гостю музея.

         - А чем наносят  узор и краски?

Ребенок: - Раньше расписывали игрушки  гусиными и куриными перьями. А сейчас расписывают кистями.

В-ль:- Будьте любезны, скажите а какие цвета и узоры используют кожлянские мастера?

Ребенок:- Любимые цвета кожлянских мастеров красный, синий, зеленый, желтый.

В-ль:- В росписи используют только эти цвета или допускаются какие-то оттенки?

Ребенок:- Используют еще малиновый и фиолетовый цвет.

 В-ль:- Уважаемые посетители, я обращаюсь ко всем, я прекрасно поняла ,что узор кожлянской игрушки  очень прост, но какую же информацию он несет?

- Вот посмотрите здесь есть элементы:

Х Х  Х – сетка – поле вспахано

/ / / - полосы – поле

/ - дорога

        - волна – вода

В-ль:- Вы посмотрите какие интересные элементы используются мастерами:

Вода, поле, земля- все это символизирует благополучие, достаток.

- Вопрос следующему гостю  музея: А какие игрушки лепили кожлянские мастера?

Ребенок:- Кожлянские мастера лепили разных животных: например коров, лошадок, козочек, птиц- индюшек и другие фигурки.

Ребенок:- А я хочу дополнить. Есть у мастериц свистулька- курский соловей. Эта игрушка, которая после заполнения её водой издает подобие соловьиной трели.

В-ль:- Ой, как интересно. А можно посвистеть? (Провести показ)

В-ль:-  Дорогие друзья, мы подходим к портрету кожлянской мастерицы Валентины Венедиктовны Ковкиной. Она донесла опыт кожлянских мастеров до наших дней. Она стала народным мастером  России. Её  игрушки - свистульки украшают многие музей России. В настоящее время осталось очень мало мастеров,  которые умеют делать эти музыкальные игрушки.

В-ль:-  Подскажите, пожалуйста, а где можно купить свистульки кожлянских мастеров?

Ребенок: - Купить эти игрушки можно на курских ярмарках и на других ярмарках  России.

В-ль:-  А я слышала, что свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.

- Давайте и мы с вами  образуем круг и отпугнем от себя злых духов. ( В центр круга встает  ребенок, свистит в свистульку)

     Дети произносят:

Вихрь, вихрь не на меня,

Крути злого лешака,

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

В-ль:- Уважаемые гости, я предлагаю посетить мастерскую кожлянских  умельцев и попробовать раскрасить кожлянские игрушки. Тем самым мы пополним музей кожлянской игрушки новыми экспонатами.

- Пройдемте и продолжим наш репортаж в мастерской кожлянских умельцев.

- Дорогие наши зрители. Сейчас мы с вами станем свидетелями того как посетители музея своими руками раскрасят кожлянскую игрушку. Вот они подходят к столам и рассматривают все ли на месте: игрушка белого цвета, кисти, краски. Вот они усаживаются поудобнее, разминают свои пальчики, трут друг о друга и греют их.

- Теперь мастера приступают к работе. ( Дети раскрашивают игрушку под музыку).

- Наконец, наша работа закончена и мы становимся свидетелями появления новых экспонатов для музея кожлянской игрушки.

-Ребята, вы такие молодцы. Очень старались. Каждая работа интересна, неповторима и индивидуальна. Давайте подарим наши игрушки музею.

- Уважаемые друзья, на этом наш репортаж закончен. Спасибо большое за внимание.

- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в поезде:

Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!

- Вот ребята мы и вернулись в детский сад.

-А какую игрушку мы с вами сегодня расписывали?

-Вы сегодня были в роли художников!

- А какими художниками  вы сегодня были? (ответы детей)

- Что вам понравилось больше всего?

- На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект физкультурного занятия с использованием фольклора Курского края

конспект физкультурного занятия с использованием народных игр, потешек,  закличек, танцевальных движений  Курского края...

"Олимпийские игры,Зимние виды спорта, Олимпийские чемпионы Курского Края"

презентация об олимпийских играх, зимних видах спорта, олимпийских чемпионах Курского края...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Герб Курского края"

Конспект  интегрированного занятия для подготовительной группы "Герб Курского края" освещает две образовательные области: "Познание" и "Художественное творчество". Данное занятие поможет познаком...

«По стране Старине. Рушники и вышивка Курского края».

Совместная деятельность педагога и детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «По стране Старине.  Рушники и вышивка Курского края»....

Проект: «Лекарственные растения курского края»

Многие часто болеют. И наверное мы не откроим для вас тайну, если скажем, что зачастую вылечить себя и своих близких помогают не только лекарственные препараты, но и лекарственные растения. Мы часто п...

презентация "Грибы Курского края"

Пособие для НОД по окружающему миру...