конспект физкультурного занятия с использованием фольклора Курского края
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме

Третьякова Ольга Юрьевна

конспект физкультурного занятия с использованием народных игр, потешек,  закличек, танцевальных движений  Курского края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетное занятие по физической культуре

 с использованием фольклора Курского края

Тема: « В гостях у деда Матвея»

Программное содержание:

  1. Углубить  интерес детей к истокам  - малой  Родине, через «соприкосновение» к  традициям, народным играм курского края.
  2. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
  3. Развивать физические качества.
  4. Содействовать раскрепощению личности, свободе проявления чувств.

Участники: воспитанники «Центра развития ребёнка «Дубравушка» - детский сад № 31» подготовительной к школе группы №2.

Инструктор по физической культуре: Третьякова Ольга Юрьевна.

Музыкальный руководитель: Дьячук Татьяна Михайловна.

Закличка:                Мы по улице гуляем

        Хороводы выбираем

        Где весёлый народ

        Тут наш будет хоровод.

  1. Дети входят в зал. Их встречает дед Матвей.

 Дед Матвей:     Здравствуйте дети! Я дед Матвей.

                           Что вы  в такую рань собрались?

Дети:                  Ранняя пташка носок прочищает

        А поздняя глаза продирает.

        Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

        У Матвеевых ворот вьётся, вьётся хоровод

        Собирается народ.

Игра хороводная «Дедушка Матвей»:

        Жил был дедушка Матвей

        Было семеро детей

        Они не пили, не ели

        Друг на друга всё смотрели

        Делали вот-так…

(Ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая колено, подскоки.)

                                Делали … и слушали…

               Дед:         А сейчас для всех ребяток

                                Загадаю я загадку

                                Знаю, знаю наперёд

                                Вы смекалистый народ.

     Загадка   -         Рассыпалось к ночи золотое зерно

                      Глянули поутру – нет ничего. (звёзды)

Дед Матвей:         Дети покажите деду, как рассыпались звёзды на небе.        

Построение врассыпную для выполнения ОРУ:

  1. «Потягушки» - Тяги, тяги потягушки, на дитятку порастушки

                                ты игрушка погреми нашу детку подними

                                     Расти дитятко здоровое, как яблонька садовая.

(И.п. основная стойка. В: поднять руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох.)

2. «Наковаленка» - Ай туки, туки, туки, застучали молотки

        Застучали молотки заиграли в локотки

        Туки - ток, туки –ток скоро выстроем домок

(И.п. ноги средней дорожкой, руки в стороны. В: поворот в левую сторону, соединить правую руку с левой, имитировать стук 2 раза, тоже в другую сторону.)

3. «Тяни холст» -   Тяни холст потягивай, в коробочку накладывай,

        Это маме холст, это тяте холст,

        Ну а этот холст да с мышиный хвост.

(И.п. сидя на пятках, руки на поясе. В: встать, руки развести в стороны, вернуться в и.п.)

4. «Коза рогатая» - Идёт коза рогатая, да по боку дратая

                                 ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп

        Кто молоко не пьёт, того рогом бьёт.

( И.п. стоя на четвереньках. В: 1 Прогнуть спину  вверх, голова вниз, 2 прогнуть поясницу вниз, голова вверх.)

5. «Каравай катать» - Как на наши именины испекли мы каравай

        вот такой ширины, вот такой ужины

        каравай, каравай, кого хочешь выбирай

(И.п. лёжа на спине, обхватить ноги обоими руками, колени прижаты к подбородку. В: перекат на спине.)

6. «Качюли»  -            Ой качи, качи, качи, в головах то калачи

            В руках прянички, в ножках яблочки

                                     По бокам конфеточки золотые веточки.

 или

        Качи - качь 2р привезёт отец калач

                                     Матери – саечку, дочери - катаечку

                                     Стану, стану я качать в балалаечку играть

(И.П. лёжа на животе, руки вперёд. В: поочерёдно поднимать руки, ноги.)

7. «Посигутки» -         Баба сеяла горох прыг-скок 2р

                                      закружился потолок прыг-скок 2р (прыжки)

                                     баба встала на носок, а потом на пятку

                                     а потом пошла плясать весело вприсядку

(прыжки на двух ногах вокруг себя, чередованием с ходьбой)

Дед Матвей: - Молодцы, гостей дождались

        Кости свои старые я размял

        А теперь можно и сплясать!

Перестроение на игру «Курским шагом»)

-  Чебатуха, чебатуха девка пляшет легче пуха

    Коблучок точёный, разговор учёный

- Чебатуха, чебатуха хорошая баба

   Наварила кулешу нажарила сала

   Сама села и поела деду юшки налила.

Дед Матвей: А хотите мы с вами поиграем!

  1. Вы знаете игру «Горелки»
  2. Знаем.
  3. А как называется игра в нашем крае?
  4. «Задние колёса»
  5. А как называют водящего в этой игре?
  6. Шаля или вода.

«Задние колёса» - Все становятся парами друг за другом, впереди стоит вода, и кричит: «Задние колёса катитесь вперёд». Последняя пара отпускает  руки и бежит вперёд по обе стороны, стараясь опять сделать пару. Вода мешает им взяться за руки. Если вода раньше успевает одного из «колёс» схватить за руку, образует с ним пару, а оставшийся идёт «шалить».

Дед Матвей:      Молодцы!

        А вы знаете, что такое хрен?

                             (ответы детей)

        Правильно – это растение, из него делают приправу и едят. А давайте поиграем в игру, которая называется «Хрен – господин».

Садятся ребята на  земь, одного, кто сильнее садят в корень, чтоб крепко держал. Задний обожмет переднего ногами, так-то крепко в затылок друг дружке сцепятся и обхватят руками. Все у грядке сидят - большой гурт, а  один человек ходит вокруг и припевает.

Ой хрен – господин, да и кто тебя садил?

Иван Селеван, Селеванова жена

При дорожке жила, приговаривала, приколачивала:

Пойди вутушка домой, пойди серая домой

Тебе семеро детей, восьмой – селезень.

Девятая – вутка, утка Аксютка

Утка Аксютка, селезень - Васютка, да

Бык Петрушка – вот её дружка

Десятая шутка, одиннадцатый кобель!

Тяни себе за дверь.

Тогда она первого вытягивает из грядки. А задние его не выпускают – надо вырвать. Как вырвали, тогда ходят вдвоем, потом втроём и т.д., пока всех не вырвут из грядки.

Дед Матвей:   -  Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках

  1. Мяч
  2. Да не простой, он украшен лентами, а в какую игру мы можем поиграть с таким мячом?
  3. Правильно - «Мечевуха»

Дети садятся по кругу, ноги согнуты в коленях, упор руками сзади.

Водящий ходит по кругу и говорит слова:

Раз, два барышок

Три, четыре барышок

Пять, шесть барышок

Семь, восемь барышок

Девять, десять барышок

Со кацюльки долой

Убирайся домой.

Вода бросает «мечевуху». Дети должны отбивать ногой. Кто отобьёт, остаётся на месте, кто не отобьёт тот становятся на место воды.

Дед Матвей:     Молодцы!

        А у меня ещё есть шапка.

                           Поиграем в «шапку»?

Считалочка: Шани мани что под вами

                      Под железными плитами

                      Шунчик – бунчик сам Король

                      Выходи на бонный бой.

Дети стоят по кругу и перебрасывают друг другу шапку. Водящий должен забрать её. У кого последнего заберёт шапку, тот становится водящий.

Дед Матвей:   Молодцы. Какие вы ловкие!

                        Ну, ещё сыграем

                        Какое время года наступает? Весна.

        А весной что происходит? Тает снег, бегут ручьи.

                        Давайте поиграем в ручеёк!

Два ребёнка делают ворота. А остальные делают два круга. Один круг проходит через одного водящего, второй круг через второго водящего. Ворота закрываются, кто попал в ворота присоединяется к воротам.

        Как из под горы всё бегут ручьи

        Ручьи вы куда открывай ворота.

Малоподвижная игра: «Маки маковые»

Дети становятся «Городком» - так называется кружок и давай распевать.

Маки маковые, вы сизые, голубые

Вы голубчики родные, вы слетайте узнавайте,

Прилетите, расскажите как мак сеют…стригут…трясут…жарят…едят.

(Все руками показывают свои слова.)

Дед Матвей благодарит детей за веселье и радость, которые они подарили ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия с использованием степ-платформы (с детьми подготовительной группы 6 лет)

Степ – аэробика – ритмические движения вверх вниз по специальной степ – платформе.Дети с удовольствием выполняют  различные упражнения под музыку, которые способствуют развитию координации, укреп...

План-конспект физкультурного занятия с использованием мячей-фитболов .

Конспект непосредственно образовательной деятельности в ДОУ с учётом национально-культурных особенностей родного края "В край суровый, край далёкий"....

Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора в подготовительной группе: В гостях у сказки «Теремок»

Тема: В гостях у сказки «Теремок» Возраст: подготовительная группа.Цель: приобщение детей к физической культуре через русское народное творчество.Задачи:·...

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ, с использованием фольклора, ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ: "В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ"

конспект физкультурного занятия в средней группе детского сада с использованием фольклора...

Конспект физкультурного занятия с использованием фольклора

Конспект физкультурного занятия с использованием фольклора...

Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора для детей с задержкой психического развития 5-6 лет

Цель. Развитие физических качеств детей, через малые формы фольклора, развивать двигательную активность детей. Задачи:1. Образовательные:·       Учить де...