«Югра – мой дом»
проект

«Без исторической памяти - нет традиций,

без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности, без духовности – нет личности,

 без личности – нет народа». (Г. Н. Волков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-informatsionno_-_tvorcheskiy_yugra_-_moy_dom.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Информационно - творческий проект

«Югра – мой дом»

                                                   Музыкальный руководитель:

                                                 Давиденко Елена Борисовна

г. Советский  2021г.

Пояснительная записка.

«Без исторической памяти - нет традиций,

без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности, без духовности – нет личности,

 без личности – нет народа». (Г. Н. Волков)

В Ханты-Мансийском автономном округе-ЮГРА проживают коренные малочисленные народы, обладающие многовековым культурным наследием. Образ жизни, культура этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями национального быта, фольклора, традиций, одежды, труда способствует приобщению детей к культуре народов нашего края - Югра ханты и манси, формированию толерантного, уважительного отношения как к представителям данных народов, так и к представителям других этнических групп.

Понятие «этнокультура» достаточно многогранное и неоднозначное.

Поштарева Татьяна Витальевна (доктор педагогических наук, Институт педагогического образования Ставропольского государственного университета, директор, доцент, Ставрополь), занимаясь изучение национальных культур и традиций представила свою модель этнокультуры, которая представлена на этом слайде.

Рис. 1 Модель формирования этнокультуры

 Кольцевое расположение указывает на то, что процесс формирования этнокультуры зависит от множества элементов, взаимосвязанных между собой и взаимовлияющих друг на друга. Этнокультура любого народа взаимосвязана с мировой культурой. Этнокультурные ценности являются неотъемлемой частью различных групп населения.

Прежде чем рассматривать этнокультурные традиции, необходимо понять кто такие Коренные народы (аборигены) - это потомки людей, которые населяли страну или географическую местность в те времена, когда туда пришли представители другой культуры либо этнического происхождения.  Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры.

        Систематические занятия с использованием элементов национальной культуры народов ханты и манси способствует наиболее эффективному формированию музыкально-эстетического сознания у детей.

Исходя из вышеизложенного, эффективность протекания процесса развития культуры, музыкальной культуры детей дошкольного возраста на основе народных традиций обеспечивают следующие педагогические условия:

1. приобщение детей к народным традициям в сочетании с поэтическим словом, сюжетом и музыкально-игровым действием;

2. создание народно-творческой, воспитательной среды с включением в ее содержание компонентов музыкальной культуры, гуманистического, культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного,  деятельностного подходов, активных форм и методов обучения и воспитания;

3. проведение совместной работы ДОО и семьи, направленной на формирование музыкального вкуса, обогащение эмоциональной сферы детей произведениями фольклора (поэтического, музыкального, танцевального, детского), стимулирование деятельности по развитию их музыкальной культуры посредством народных традиций.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.

Паспорт проекта

Название проекта: «Югра – мой дом»

Тип проекта: Познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: сентябрь – октябрь – ноябрь – декабрь.

Цель проекта:  Приобщить детей к культуре коренных народов Югры – ханты и манси.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с обычаями и традициями, культурой и укладом жизни народов ханты и манси;
  • Воспитывать уважение к культуре коренных народов ханты и манси 
  • Вовлекать детей в совместную творческую деятельность;
  • Развивать интерес к фольклору народов нашей малой родины – Югры, народной музыке, музыкальным инструментам, танцам, песням;
  • Формировать у детей музыкальную культуру, музыкально – эстетическое сознание;
  • Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать простейшие узоры.
  • Познакомить с играми народов Севера ханты и манси.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, родители воспитанников подготовительной к школе группы №12 «Ягодка».

Предполагаемый результат:

Дети: Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО. Дети познакомились и могут отличить народные хантыйские инструменты. У детей наблюдается раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Проявляют желание играть в национальные игры народов ханты и манси. Любят участвовать в театрализации. Развивается уважение и толерантность к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Родители: Понимают значимость в развитии творческих способностях детей в совместной деятельности. У родителей формируется более высокая оценка в достижениях своих детей и ощущение личной сопричастности к их образованию и воспитанию. Повышение компетентности родителей по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.

Пед.работники: Повысить компетентность

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

2 этап – практический

3 этап – итоговый

Актуальность проекта:

Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.

Формы и методы реализации проекта

  1. Тематические НОД по образовательным областям.
  2. НОД «Музыкально эстетическое развитие».
  3. Пополнение атрибутами патриотического уголка, посвящённого укладу жизни народов ханты и манси.
  4. Просмотр видео, пезентаций, мультфильмов, сказок о жизни и быте народов Югры.
  5. Беседы: «Коренные жители края - ханты и манси», «Традиции и обычаи ханты и манси»,  «Богатства Югры»
  6. Чтение художественной литературы о коренных народах ХМАО.
  7. Создание книжного уголка «Я живу в России, я живу в Югре»
  8. Создание наглядных пособий.
  9. Выставки, фотоальбомы.
  10. Индивидуальная работа.

Проект предполагает проведение театрализованной деятельности, как одной из форм образовательной деятельности.

Работа с родителями: вовлечение родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.        

  1. Консультации:
  •  «Обрядовые праздники народа ханты и манси»,      
  • «Система воспитания детей у народов ханты и манси»,
  • «Приобщения дошкольников к культуре своего народа»
  1.  Индивидуальные беседы.
  2. Совместная деятельность.
  • Совместная работа детей и  родителей: Выставка поделок «Ханты-Мансийские мотивы в образе кукол».
  • Помощь в изготовлении костюмов.
  • Помощь в организации предметно-развивающей среды.

1 этап – подготовительный:

  1.  Выявление знаний детей о культуре и быта народов ханты и манси.
  2. Совместное составление плана работы с детьми, родителями.
  3. Подбор художественной литературы о коренных народах ХМАО.
  4. Подбор музыкального репертуара.
  5. Создание картотек: подвижные игры северных народов; дидактические игры.
  6. Консультации на информационных стендах для родителей.
  7. Разработка НОД по образовательным областям.
  8. Пополнение РППС групповой комнаты: дидактического материала, обогащение развивающей среды.
  9. Пополнение РППС музыкального зала музыкальными инструментами коренных народов ханты и манси.

2 этап – практический. Реализация проекта

Образовательная область

Тема, содержание работы

Методические приемы,

формы работы

Познавательное развитие

«Знакомство с жизнью и бытом народов ханты»

«Знакомство с обычаями и традициями хантов и манси»

«Югра – мой дом»

«Богатства Югры»

Просмотр мультипликационных фильмов о народах севера: «Сказка про оленя»; «Пумасипа»; «Как появилась земля-Люди большой реки»; «Идэ»; «Гордый олень»; «Мышка»; «Проделки лиса»

Беседы о людях разных национальностей. Особенностях национальной одежды ханты, народной музыки, музыкальных инструментов.

Презентации.

Наблюдения за природо

Речевое развитие

Чтение сказок: «Кукушка»; «Огонь – камень», «Сказки бабушки Анне»; «Отчего у зайца длинные уши»; «Воробей-Лемороко»; «Идэ»; «Мышка на промысле»; «Жир кулика»; «Маченкат»; «Береста, брусника и уголёк»; «В доме бурундука»; «Воробышек с сестрёнкой»; «Ими-хиты»; «Кот»; «Нарты с золотом»; «Медвежья трава»; «Запрет»; «Мышка и лось»

Просмотр иллюстраций в книгах, фото и видео материалов, заучивание стихов, поговорок, пословиц.

Художественно-эстетическое развитие

Раскраски по теме «Югра -мой дом».

Рисование элементов орнамента народов ханты и манси.  

Рисование по сказке «Кукушка».

Танец-игра: «Льдинка, ветер и мороз»

Танец « Югорская земля»

Создание альбома

«Куклы ханты-манси»; создание альбома «Хантыйские орнаменты».

Оформление в группе уголка

 «Моя малая родина».

Создание творческих работ.

Физическое развитие

Разучивание подвижных игр народов ханты и манси: «Важенка и оленята»; «Хэйро»; «Хул»; «Сова и евражки»; «Реки и озера»; «Здравствуйте»; «Ловля оленей», «Перетягивании палки»; «Перетягивание каната»; «Берегись охотника»; «Быстрый олень» и др.

Оформление картотеки подвижных игр

«Народные игры хантов и манси».

Социально-коммуникативное развитие

Тематические прогулки. Экскурсии.

Словарь.

Выставка поделок (работа с родителями) «Ханты-Мансийские мотивы в образе кукол»

Знакомство с элементами национальной

одежды, обуви,

декоративно-прикладного искусства народов севера.

3 этап – итоговый

  • Организация мероприятия « Сказание о Земле Югорской ».
  • Оформление проекта.
  • Представление материала в методическую капилку ДОУ.
  • Участие в городском конкурсе «Моя Югра – единая семья».

Список используемой литературы:

1. Близнецова  В.С. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ», //ж. «Справочник  воспитателя», №9/2009.

2. Васильева Н. «Проектная деятельность; участвуем вместе», //ж. «Дошкольное воспитание»,№ 10 /2011.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.

4. Зашихин Е. С., Киричек Е. А., Проснякова Т. Н. Край, в котором я живу. Моя Югра — М.: АСТ-Пресс школа, 2016.

5. Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

6. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2003.

7. Ромбандеева Е.И.. Мансийские детские сказки с переводами и комментариям.- Югорский государственный университет.- ООО «Доминус»,  2010

8. Ромбандеева Е.И.. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) - Северо-Сибирское региональное книжное издательство «Северный дом» Сургут,   1993

9. Солнцева О. В., Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10.

10. Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь) – Тюмень: ООО «Формат», 2014. – 386 с.

https://nazaccent.ru/content/27427-lyudi-obi.html

https:// igri-narodov-hanti-i-mansi-3249605.html

https://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION

https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php?title=Творчество_и_музыка_ хантыйского_народа

http://libgub.test.yanao.ru/cbs/pub/visk/Stihi/Stikhi.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Ханты-Мансийского_автономного_округа_—_Югры

https://autogear.ru/article/384/878/hantyiyskie-ornamentyi-vidyi-i-simvolyi-ih-znachenie-pravila-vyazaniya-i-instruktsii-po-vyipolneniyu-uzorov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие ...

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...