Минии эбтэй булэ
план-конспект занятия (старшая группа)

Дылыкова Виктория Александровна

Конспект НОД по бурятскому языку "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_buryatskomu_yazyku.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Уян һайхан буряад хэлээрээ,

Урин зөөлэхэнөөр хэлэжэ һураял.

Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ

Бурхан шэнгеэр сахижа ябаял! 

«Минии эбтэй булэ»

Тип занятия: обобщение и закрепление.

Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга,  заботятся друг о друге.

Задачи:

Образовательные:

 - расширять представления детей о семье,  родственных отношениях;

 - упражнять детей в умении рассказывать связно, последовательно о своей семье, обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

 - содействовать развитию у детей памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровых ситуаций, развивать общительность и коммуникабельность.

 

Воспитательные:

- продолжать воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи;

- развивать чувство сопереживания и заботы.

- любовь к родному языку.

Форма организации детей: групповая, индивидуальная

Методы: словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений,

игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.

Лексический материал: бγлэ, эжы, аба, ахай, абгай, би,;счет до 5;

Предварительная работа:

- беседа с детьми  о семье, родственниках;

- разучивание песни;

- объяснение значений незнакомых слов, встречающихся в тексте песни.

- подготовка фотоколлажа семьи с родителями.

Ход занятия:

Сайн байна,ухибууд.

К нам на занятие пришли гости, айлшад. Они сидят по ту сторону экрана. Давайте, поздороваемся.

Сайн байна.

Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? (показывают)

Для этого позовем нашего друга и покажите и скажите (хухюутэй, сухалтай). Мне бы хотелось, чтобы такое настроение у вас сохранилось до конца дня.

В начале нашего занятия проведем фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка: Барбаадай, Батан туулай, тохон тобшо, бишыхан шэгшуудэй.

Работа с куклами

Стук в дверь. В коробочке лежит кукла.

Сайн байна үхибүүд, би Арюна гэжэ нэрэтэйб. А ши хэмши….

Новая тема

 Арюна хочет познакомить нас со своей семьей. Посмотрите на коврограф. Энэ минии аба. Энэ минии эжы. Энэ минии хугшэн аба, хугшэн эжы. Энэ минии авгай, энэ минии ахай. Энэ минии дуу басаган.

-какие новые слова вы услышали? (дуу басаган)

-зуб. Это младшая сестра.

-повторите новые слова.

А теперь давайте назовём членов своей семьи на пальцах, хурган дээрээ.

Энэ хурган – хугшэн аба

Энэ хурган – хугшэн эжы.

Энэ хурган-аба.

Энэ хурган эжы.

Энэ хурган-би.

Энэ минии булэ.

Арюна: Би абадаа дуратайб, эжыдээ дуратайб, авгайдаа дуратайб, ахайдаа дуратайб, би бултандаа дуратайб.

Ребята, а какое новое еще слово вы услышали? (дуратайб)

Арюна очень любит своих маму и папу. Она даже сочинила об этом песню. Вы ее знаете. Ребята, а вы любите свою семью. Тогда давайте ребята  споём вместе.

(песня с Ольгой Васильевной).

Физминутка. Ребята, вы, наверное, устали. Давайте, отдохнём.

Нэгэн, хоёр, бодогты

Урагшаа, хойшоо бологты,

Гурба, дурбэ хуугты,

Дээшээ, доошоо харагты.

Ребята, скажите а кто еще с вами живет? возле дома, во дворе (дети отвечают на вопросы). Теперь Арюна хочет показать своих домашних животных. Отгадайте загадки и узнаете, какие же это животные. (отгадывают, называют по бурятски, все повторяем)

Я добра и не сердита,

Нравом вовсе не строга.

В поле я мычу: "Му-му!

Молочка налить кому?" (Yхэр)

Спереди — пятачок,

Сзади — крючок,

Посредине — спинка,

На спинке — щетинка. (Гахай)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Морин)

Завиточки на рогах,

А колечки на боках.

Вышел он поесть ромашек.

Как зовут его? (Хонин)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

          Зоркий глаз и острый слух. (Нохой)

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается. (Миисгэй)


Игра «Гэрэй амитад» 

 Бэрхэнүүд! Энэ минии гэрэй амитад.

Зай, ухибууд, би гэртээ ябахамни. Би муноодэр ехэ баярлааб. Баяртай!

5.Закрепление.

Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? Что мы сегодня повторили?

Семья как будет на бурятском? Вы любите свою семью? Как скажете на бурятском языке?

 Спасибо, ребята, вы молодцы. Ну нам надо попрощаться с нашими гостями. Баяртай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Презентация к занятию "Гэр булэ"

Изучение бурятского языка. Моя семья...

Конспект интегрированного занятия "Моя семья"("Минии гэр булэ")

Актуальность проблемы: Патриотическое воспитание дошкольников -  это не только воспитание любви к родному дому, семье, селу, к родной  природе, культурному достоянию своего народа. Все...

«Минии эбтэй бγлэ» образовательная деятельность по бурятскому языку

Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....