Конспект НОД "Минии гэр булэ в ст.гр"
учебно-методический материал (старшая группа)

Галданова Жаргалма Герасимовна

Минии гэр булэ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Минии гэр булэ" старш.гр26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Темэ: «Минии гэр бүлэ»

Зорилгонууд:

- Үхибүүдэй  hонирхол, мэдэсэ үргэдхэн, буряад арадайнгаа түүхэ, өөрынгөө бүлэ тухай ойлгосыень үргэдхэхэ;

-  Гэр бүлэдөө эбтэй, аха дүүдэй, түрэлхидтөө хүндэтэй гэhэн мэдэрэл түрүүлхэ.

Хэлэхэ үгэнүүд: бγлэ (семья), эжы (мама), аба (папа), ахай (брат), абгай (сестра), бүүбэй (малыш); цвета, счет до 10;

Хэрэгсэл: Юрта, карточки «Цвет», «Цифры», «Члены семьи с действиями», платок, фломастер, ободок, очки, фартук, кепка, пустышка.

 

Хэшээлэй ябаса:

 

I.                  Организационный момент

Багша: - Сайн байна,үхибүүд!

Учитель: - Здравствуйте, дети!

Үхибүүд: - Сайн байна!

Дети: - Здравствуйте! (ответ детей)

Багша: - Үхибүүд, мүноо сэдьхэл байдалаа харуулагты. (үхибүүн бүхэн сэдьхэл байдалаа харуулна )

 

 

 

 

Жэшээ: Би  баяртай ерээб.

 

Учитель: - Ребята, давайте выберем свое настроение, с которым вы сегодня пришли. (Дети крепят изображение человека к той юрте, которая соответствует выбранной эмоции и проговаривают на бурятском языке)

Например: Я  пришел радостный.

 

Багша: - Зай, мүноодэр ямар хоногой үдэр бэ?

 

 

Жэшээ: Мүнѳѳдэр дабаа.

 

Учитель: - А какой же сегодня день недели? (дети выбирают день недели и проговаривают на бурятском языке)

Например: Сегодня понедельник.

II. Фонетическая зарядка «Звукопроизношение «h»

Багша: - Мүноо, үхибүүд, хэлэеэ нугархай болгохоёо оролдое.

Учитель: - Ребята, давайте сделаем зарядку для нашего язычка.

hа-hа –hа

haa-haa-haa

 

Проговаривание скороговорок на бурятском языке

III. Основная часть. Перед детьми лежат разноцветные карточки (на липучках) с цифрами 1-10. А с обратной стороны карточек члены семьи и их действия. Например: Цифра 1, а на обратной стороне карточки изображен дедушка, который читает книгу.

Багша:- Үхибүүд, мүноо харагтыл даа, танай урда карточканууд хэбтэнэ. Юу харанабта?

Учитель: - Ребята, посмотрите, перед вами лежат разноцветные карточки. Что вы видите на них?

Үхибүүд: - Тоо.

Дети: - Цифры (ответ детей)

Багша:- Зай, тоолое.

 

Учитель: - А давайте посчитаем. (дети считают на бурятском языке)

Багша:-  Бэрхэнүүд! Наашаа харая. Энэ юун бэ? (На коврографе большой дом - юрта)

Учитель: - Молодцы! Посмотрите сюда. Что это?

Үхибүүд: - Гэр.

Дети: - Дом

Багша:- Ямар гэр бэ?

Учитель: - Какой дом?

Үхибүүд: - Һэеы гэр.

Дети: - Юрта

Багша:- Бэрхэнүүд! Нэгэ гэр соо байдаг хүнүүдые юун гээд хэлэдэг бэ?

Учитель:- Молодцы! Как называем людей, которые живут в одном доме?

Үхибүүд: Гэр бүлэ

Дети: Семья

Багша:- Бэрхэнүүд! Харагты даа, энэ гэрмнай хооhон байна. Мүнѳѳ бидэ гэрэ дүүргэхэбди.

- Энэ карточкануудай саана хүнүүд хоргодобо. Бидэ нэгэ нэгээр абажа, гэрээ дүүргэхэбди.

Учитель: - Молодцы! Посмотрите, ребята, а дом, оказывается, пустой. А давайте заполним дом людьми.

- За этими карточками спрятались люди. Вы будем выбирать карточки, называть цифру, цвет, членов семьи и  их действия. Затем размещать их в нашей юрте.

Считалка. По считалочке дети определяют очередность выбора карточек и выполняют задание.

Эндэ, тэндэ,

 Yндэр, дүндэр

Хэн торооб?

Хэн унааб?

Тороошо - тогто!

 Унааша - гара!

Кто вышел, тот выбирает карточку, называет цифру, цвет, проговаривает действия члена семьи и крепят на доску«Юрта».

 

Примерные ответы детей и их перевод.

Үхибүүн: - Энэ нэгэн. Ногоон үнгэтэй. Энэ хүгшэн аба. Хүгшэн аба сай ууна.

Ребенок: - Это цифра один. Цвет – зеленый. Это дедушка. Дедушка пьет чай.

Үхибүүн: - Энэ хоёр. Улаан үнгэтэй. Энэ хүгшэн эжы. Хүгшэн эжы хүнжэл оёно.

Ребенок: - Это цифра два. Цвет – красный. Это бабушка. Бабушка шьёт одеяло

Үхибүүн: - Энэ гурбан. Сагаан үнгэтэй. Энэ аба. Аба дархална.

Ребенок: - Это цифра три. Цвет – белый. Это папа. Папа мастерит.

 

Физминутка. (с движениями)

 

Багша:- Мүноо, үхибүүд, нэгэ жаа амарая. Бодогты.

Учитель: - Давайте, ребята, немного отдохнем. Встаем.

Хүлоороо тоб-тоб-тоб

Гараараа тааш-тааш-тааш

Иишээ – тиишээ

Эрьелдэжэ шаданаб.

 

Толгойгоо дохиноб,

Гараараа далланаб.

Иишээ – тиишээ

Эрьелдэжэ шаданаб.

 

Дээгүүр дэбхэрнэб.

Хүнгэноор собхорноб.

Иишээ – тиишээ

Эрьелдэжэ шаданаб.

 

Ножками тоб-тоб-тоб

Ручками тааш-тааш-тааш

Туда – сюда

Покружиться я могу.

 

Головой киваю,

Ручками я машу,

Туда – сюда

Покружиться я могу.

 

Высоко прыгаю,

Легко подпрыгиваю

Туда – сюда

Покружиться я могу.

 

 

Багша:- Зай, саашаа ябая.

Учитель: - Отдохнули? Давайте продолжим.

Үхибүүн: - Энэ дүрбэн. Шара үнгэтэй. Эндэ абгай. Абгай ном уншана.

Ребенок: - Это цифра 4. Цвет – жёлтый. Это сестра. Сестра читает книгу.

Үхибүүн: Энэ табан. Шара улаан үнгэтэй. Энэ ахай. Ахай зурана.

Ребенок: - Это цифра пять. Цвет – оранжевый. Это брат. Брат рисует.

Үхибүүн: Энэ зургаан. Хүхэ үнгэтэй. Энэ бүүбэй. Бүүбэй наадана.

 

Ребенок: - Это цифра шесть. Цвет – синий. Это малыш. Малыш играет.

Үхибүүн: Энэ долоон. Хара үнгэтэй. Энэ эжы. Эжы эдеэ шанана.

 

Ребенок: - Это цифра семь. Цвет – черный. Это мама. Мама готовит еду.

Багша: - Бэрхэнүүд.

Учитель: - Молодцы!

 

IV.  Пальчиковая гимнастика «Аба-хурган»

Багша: Мүноо «Аба-хурган» гэhэн дуугаа дуулая. Хүгшэн абаhаа эхилэе.

Учитель: - Давайте повторим нашу песню «Папа-пальчик». Начинаем с дедушки.

Во время пения учитель показывает на кого-либо, тот становится тем, о ком поется. Ребенок встает, поет слова «Би эндэ, би эндэ, сайн байна!» - «Вот же я, вот же я, здравствуйте!» (поклон). И учитель надевает на него его атрибут. (Дедушка – очки, бабушка – платок, папа – усы фломастером, мама- фартук, сестра – ободок, брат – кепку, малыш - пустышку)

Бултадаа: - Хүгшэн аба, хүгшэн аба, хаанабта?

Үхибүүн: Би эндэ, би эндэ, сайн байна! (поклон)

 

Все: - Дедушка-пальчик, дедушка-пальчик, где же ты?

Ребенок: - Вот же я, вот же я, здравствуйте!(учитель надевает ребенку очки)

Бултадаа: Хүгшэн эжы, хүгшэн эжы, хаанабта?

Үхибүүн: Би эндэ, би эндэ, сайнбайна!

Все: - Бабушка-пальчик, бабушка-пальчик, где же ты?

Ребенок: - Вот же я, вот же я, здравствуйте! (учитель надевает ребенку платок)

Бултадаа: Аба-хурган, аба-хурган, хаанабта?

Үхибүүн: Би эндэ, би эндэ, сайн байна!

Все: - Папа-пальчик, папа-пальчик, где же ты?

Ребенок: - Вот же я, вот же я, здравствуйте! (учитель ребенку рисует усы)

Бултадаа: Эжы-хурган, эжы-хурган, хаанабта?

Үхибүүн: Би эндэ, би эндэ, сайн байна!

Все: - Мама-пальчик, мама-пальчик, где же ты?

Ребенок: - Вот же я, вот же я, здравствуйте!(учитель ребенку надевает ребенку кухонный детский фартук)

Бултадаа: Ахай-хурган, ахай-хурган, хаанабта?

Үхибүүн: Би эндэ, би эндэ, сайн байна!

Все: - Братик-пальчик, братик-пальчик, где же ты?

Ребенок: - Вот же я, вот же я, здравствуйте! (учитель надевает ребенку кепку)

Бултадаа: Абгай-хурган, абгай-хурган, хаанабта?

Үхибүүн: Би эндэ, би эндэ, сайн байна!

Все: - Сестра-пальчик, сестра-пальчик, где же ты?

Ребенок: - Вот же я, вот же я, здравствуйте!(учитель надевает ребенку ободок)

Бултадаа: Бүүбэй-хурган, бүүбэй-хурган, хаанабши?

Үхибүүн: Би эндэ, би эндэ, сайн байна!

Все: - Малыш-пальчик, малыш-пальчик, где же ты?

Ребенок: - Вот же я, вот же я, здравствуйте!(учитель ребенку дает пустышку)

Багша: - Бэрхэнүүд, үхибүүд!

Учитель: – Молодцы, ребята!

 

V. Заключительная часть.

Багша: - Зай, үхибүүд, мүноодэр таанар юу хээбта?

- Энэ ямар гэр бэ?

 

- Энэ гэр бүлын хүнүүдые үшоо дахин нэрлэгты.

- Бэрхэнүүд!

- Иигээд хэшээлмнай дүүрэбэ. Бултадаа бэрхэнүүд! Баяртай!

Учитель: - Итак, ребята, что мы сегодня делали? (ответы детей).

- Это дом как называется? (ответы детей).

- Ещё раз давайте назовем членов этой семьи. (ответы детей).

- Молодцы!

- И на этом наше занятие заканчиваетс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

Презентация к занятию "Гэр булэ"

Изучение бурятского языка. Моя семья...

Конспект интегрированного занятия "Моя семья"("Минии гэр булэ")

Актуальность проблемы: Патриотическое воспитание дошкольников -  это не только воспитание любви к родному дому, семье, селу, к родной  природе, культурному достоянию своего народа. Все...

Минии эбтэй булэ

Конспект НОД по бурятскому языку "Моя семья"...

Конспект открытого занятия "Минии гэр булэ"

Конспект открытого занятия "Минии гэр булэ"....