Перспективное тематическое планирование по возрастам к программе патриотического воспитания "Мое Отечество"
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Перспективное тематическое планирование по возрастам к программе патриотического воспитания "Мое Отечество"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по возрастам
к программе по патриотическому воспитанию "Мое Отечество"
Разработала воспитатель высшей категории МБДОУ д\с №30 г.Зеленогорск
Бернякович Р.В
II год обучения
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
(с 3-х до 4-х лет)
Задачи образовательной деятельности
- Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
- Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о себе, других людях
- Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.
- Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях.
- Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Я какой?" (Имя. Фамилия. Особенности внешности. Любимые игрушки, занятия) | -Формирование первоначальных представлений о себе; -Развитие первоначальных умений распознавать человека на картинках, иллюстрациях фотографиях; -Создание условий для использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе "Кто мы такие"; -рассматривание отражения в зеркале; | Зеркала разной величины и формы, наглядный материал | |
-рассматривание фотографий, иллюстраций на тему "Мы играем" | Тематические альбомы, иллюстрации | ||||
-разучивание потешек с именами детей | Картотека потешек | ||||
-чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Знакомство", "Угадай по голосу", "Кто ушел?" | Картотека речевых игр | ||||
Октябрь | |||||
В течение месяца | "Мы какие? Мальчики и девочки" | -Конкретизация первоначальных представлений о собственной принадлежности в соответствии с внешними признаками (одежда, прическа); - Содействие развитию первоначальных умений проявления заботы, внимания по отношению друг к другу; -Создание условий для использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе "Мы - мальчики и девочки"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Одежда девочек и мальчиков", игрушек (куклы: мальчик и девочка) | Тематические альбомы: "Мальчики", "Девочки", "Одежда мальчиков и девочек" | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Одень Таню и Ваню", "Кому что нужно?", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "Парикмахерская", "Водители" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Ноябрь | |||||
В течение месяца | "Моя семья" -состав семьи -собственная история ребенка; -история родителей; -история бабушек и дедушек | -Конкретизация первоначальных представлений о составе своей семьи ; -Содействие развитию первоначальных умений распознавать членов семьи на картинках, иллюстрациях, фотографиях; -Знакомство с понятием времени (сначала и потом), его течением и принципом смены поколений; -Создание условий для использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе или беседа "Моя семья"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Моя семья", | Тематические альбомы: "Моя семья" | ||||
-пение песенки А. Пахмутовой "Жили-были" | Фонотека детских песен | ||||
-пальчиковые игры; | Картотека пальчиковых игр | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек","Кому что нужно для работы?", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рождения" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Традиции в семье: Новый год" Русская традиционная культура | - Конкретизация первоначальных представлений о народных праздниках, семейных традициях; - Содействие становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоциональных откликов в процессе восприятия малых форм русского фольклора и музыкальных произведений современных композиторов; | -беседа "К нам приходит Новый год" | Наглядный иллюстративный материал | |
-рассматривание фотографий из семейных альбомов на новогоднюю тематику, иллюстраций на тему "Новый год" | Тематические альбомы, иллюстрации | ||||
-разучивание стихов к празднику | Картотека стихов | ||||
-чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-исполнение песен и хороводов | Фонотека детских песен | ||||
-изготовление елочных украшений, атрибутов для украшения группы к Новому году -изготовление подарков близким | Образцы работ Выставка детских работ | ||||
Январь | |||||
В течении месяца | "Мужчины и женщины" | --Формирование первоначальных представлений о своей семье, о возрастных различиях родственников; -Создание условий для проявления интереса к различным аспектам жизни взрослых людей; - Содействие развитию первоначальных умений проявления заботы, внимания к людям разного возраста; | -беседы "О мамах и папах", "О бабушках и дедушках"(как одеваются, какую прическу носят, что любят делать?) | Тематические альбомы, фотографии | |
-Образовательная ситуация на игровой основе "Такие разные мужчины и женщины"; | Наглядный иллюстративный материал | ||||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Мужчины и женщины" | Тематические альбомы: "Мужские и женские прически", "Увлечения мужчин и женщин", "Одежда мужская и женская" | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Одень куклу", "Кому что нужно для работы?", "Модный салон", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "Парикмахерская", "Водители", "Магазин" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Февраль | |||||
1 | "Детский сад -мой второй дом" -наша группа (Название, девиз) -мы одна семья; -правила поведения в группе; | -Формирование первоначальных представлений о группе, сотрудниках группы (воспитатели, младшие воспитатели), их функциях, собственной причастности к коллективу группы; -Содействие развитию первоначальных умений выполнять правила поведения в группе; -Создание условий для использования информации в разных видах деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе или беседа "Наша группа"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Наш детский сад","Мы играем", "Наша группа" | Тематические альбомы: "Наш детский сад", "Наша жизнь в детском саду" | ||||
-рисование на тему "Моя любимая игрушка" | Выставка любимых игрушек и работ детей | ||||
- д\и "Каждой вещи свое место", "Хорошо-плохо" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевая игра "Детский сад" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
3 | 23 февраля - праздник мальчиков и пап | -Конкретизация представлений о значимости каждого человека в жизни других людей; -Воспитание чувства гордости за родных людей; -Создание условий для проявления положительных эмоций при исполнении песен, участии в празднике | -беседа "Наши защитники"; | Наглядный иллюстративный материал Выставка военной формы | |
-разучивание стихов к празднику; -чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-исполнение песен и танцев; | Фонотека детских песен | ||||
-развлекательная игровая программа "Мой папа и я - лучшие друзья" | Поздравительная газета для мальчиков и пап Атрибуты праздника | ||||
сюжетно-ролевая игра "Корабль. Моряки" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Детский сад -мой второй дом" -отдельные помещения; -сотрудники детского сада | -Формирование первоначальных представлений об отдельных помещениях детского сада, его сотрудниках; -Содействие развитию первоначальных умений выполнять правила поведения в детском саду; -Создание условий для использования информации в разных видах деятельности | -экскурсия по детскому саду "Хорошо у нас в саду" (основные помещения | Фотографии о ДОУ | |
- беседа "Наш детский сад. Кто трудится в детском саду" | Тематический альбом, иллюстрации, наглядное пособие " Наш детский сад" | ||||
-чтение и заучивание стихов Н. Найденовой "Наш детский сад" -чтение литературных произведений на тему | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-пальчиковые игры; | Картотека пальчиковых игр | ||||
-сюжетно-ролевая игра "Детский сад" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Апрель | |||||
"Детский сад -мой второй дом" -территория детского сада -наш участок -спортивная площадка | -Формирование первоначальных представлений о территории детского сада, сотрудниках (дворник, сторож, плотник), о необходимости поддержания чистоты и порядка | -экскурсия по территории детского сада "Наш красивый детский сад" | |||
- наблюдение за благоустройством территории детского сада (уборка мусора, подготовка земли к посадке) | |||||
-беседа "Труд по благоустройству территории детского сада" | Наглядный иллюстративный материал , сюжетные картины | ||||
-акция "Трудовой десант" | |||||
Май | |||||
"Моя семья" 15 мая - международный день семьи | -Конкретизация представлений о составе своей семьи ; -Создание условий для проявления чувства любви и привязанности к близким людям; использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | - беседа "Наша дружная семья"; | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Моя семья", | Тематические альбомы: "Моя семья" | ||||
-пальчиковые игры; | Картотека пальчиковых игр | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек","Кому что нужно для работы?", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рождения" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
-рассматривание праздничной газеты "7-я" | праздничная газета "7-я" |
III год обучения
СРЕДНЯЯ ГРУППА
(с 4-х до 5-ти лет)
Задачи образовательной деятельности
- Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
- Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
- Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве
- Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.
- Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях.
- Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.
- Родной город: освоение представлений о названии родного города (села), некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему «Мой город».
- Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3 | "Я человек. Мы растем" | -Формирование первоначальных представлений о возрастном развитии; -Воспитание уважения к взрослым; | -образовательная ситуация на игровой основе "Мы растем"; -рассматривание отражения в зеркале; | Зеркала разной величины и формы, наглядный материал | |
-рассматривание альбома иллюстраций на тему "Мы растем" | Тематический альбом "Наша жизнь в детском саду" | ||||
-экскурсия в группу раннего возраста | |||||
- рассматривание фотоальбома "Детские годы наших родителей" | Семейные фотоальбомы | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек" "Что сначала, что потом", "Развитие человека" | Дидактические игры | ||||
4 | "Человек и его поступки | -Конкретизация первоначальных представлений о себе (поступки, поведение) -Создание условий для становления элементарных правил поведения в повседневной жизни | -беседа "Хорошие и добрые поступки" | Иллюстрации и картинки, тематические альбомы д\и "Хорошие и добрые поступки" | |
-беседа "Почему следует соблюдать правила поведения" | |||||
-чтение литературных произведений В.Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?" | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-заучивание пословиц и поговорок о поступках людей. | Картотека пословиц и поговорок | ||||
д\и "Хорошие и добрые поступки", "Весело-грустно", "Я-хороший" | Дидактические игры | ||||
Октябрь | |||||
2 | "Мужчины и женщины" -внешние различия мужчин и женщин; | -Обогащение первоначальных представлений о внешних различиях мужчин и женщин (одежда, прическа, телосложение, отдельные аксессуары); -Воспитание уважения к взрослым людям; -Содействие становлению умений использования элементарных правил поведения в повседневном общении | -образовательная ситуация на игровой основе "Мужчина и женщина. Их различия"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, иллюстраций на тему "Мода для мужчин и женщин" | Тематические альбомы | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-просмотр иллюстраций или слайдов "Снегурочка и Лель", "Купава", "Царь Берендей", "Портреты" | Картотека иллюстраций или слайдов | ||||
-д\и "Одень куклу", "Кому что подходит?", "Составь Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "Парикмахерская" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
4 | -труд мужской и женский | -Формирование первоначальных представлений об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий; ---Воспитание уважения к взрослым людям, процессу и результату их труда; | -беседа "Кто где работает. Труд взрослых" | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание иллюстраций на тему "Профессии наших мам и пап", "Профессии на транспорте" | Тематические альбомы | ||||
-экскурсия на рабочее место родителя (по возможности) | |||||
-заучивание пословиц, загадок о труде; | Картотека загадок, пословиц | ||||
-рассматривание картин из серии "Профессии" | Серия картин "Профессии" | ||||
Ноябрь | |||||
В течении месяца | "Моя семья" -этикет и взаимодействие в семье. -мама в жизни семьи | -Конкретизация первоначальных представлений об отдельных правилах и нормах поведения в семье; представлений о правилах взаимоотношений с детьми и взрослыми в семье; -Содействие проявлению стремления помочь, чувства любви и привязанности к близким людям | -образовательная ситуация на игровой основе на тему "Домашний этикет"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Моя семья", | Тематические альбомы: "Моя семья" | ||||
-составление рассказов на тему «Моя семья» | Фонотека детских песен | ||||
-беседы «Умей дарить радость», «Как порадовать маму» | |||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-изготовление поделок «Порадуем родных», «Подарок маме» | Выставка детских работ | ||||
- д\и «Уроки этикета», «Я-хороший», «Что такое хорошо и что такое плохо» | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рождения" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
26 ноября - День Матери в России | Музыкальное развлечение «Моя мамочка и я лучшие друзья» | Праздничная газета «Мамочка любимая, самая красивая» | |||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
1,2 | "Наш детский сад" -наша группа, название, девиз, причастность к коллективу группы; -профессии в детском саду. | -Формирование дифференцированных представлений о назначении отдельных помещений детского сада, его сотрудниках; - Содействие развитию первоначальных умений выполнять правила поведения в детском саду; -Создание условий для использования информации в разных видах деятельности
| -беседа "Кто работает у нас в саду" | Наглядный иллюстративный материал | |
Рассматривание альбома "Сотрудники детского сада" | Альбом или пособие «Сотрудники детского сада» с фото, названием профессии, описанием деятельности | ||||
-экскурсия по детскому саду |
| ||||
-рисование на тему «Мой любимый детский сад» | Принадлежности для рисования | ||||
-чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-конструирование «Построим детский сад», изготовление макета детского сада | Фотографии детского сада, конструкторы, образцы построек | ||||
-сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
3,4 | Традиции празднования Нового года. Семейные праздники | - Конкретизация первоначальных представлений о народных праздниках, семейных традициях; - Содействие становлению первоначального интереса к культуре своего народа | -беседа «Традиции празднования Нового года на Руси» | ||
-составление рассказов «Праздники моей семьи» | Записи с рассказами детейс использованием видео и аудиоаппаратуры | ||||
-посещение выставки фотогазет и фоторепортажей «Традиции и праздники нашей семьи» | Выставка фотогазет | ||||
-изготовление елочных украшений, атрибутов для украшения группы к Новому году -изготовление подарков близким | Выставка детских работ | ||||
Январь | |||||
3,4 | "Микрорайон. Окрестности детского сада" | -Формирование первоначальных представлений об улице, микрорайоне, окрестностях детского сада; - уточнение представлений о своей причастности к городу | -экскурсия по близлежащим к саду улицам | ||
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий микрорайона, социальных учреждений. | Тематические альбомы, фотографии | ||||
-беседа «Окрестности детского сада. Понятие «микрорайон»; | Наглядный иллюстративный материал, макет микрорайона | ||||
- наблюдение за работой по благоустройству и уборке улиц | |||||
Февраль | |||||
1 | "Наш город" -мой дом, улица, адрес; -объекты рядом с домом -улицы родного города | -Формирование первоначальных представлений о родном городе, главных улицах, объектах социального значения; -Стимулирование использования полученной информации в разных видах организованной и неорганизованной деятельности | -НОД "Город, в котором мы живем"; | Наглядный иллюстративный материал | |
-экскурсия по городским улицам | |||||
- наблюдение за работой по благоустройству и уборке улиц | |||||
-беседа "Почему так назвали?" (об истории названия города и улиц) | Карта города | ||||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Наш город", "Мой город и я» | Тематические альбомы: "Мой город», «Мой город и я», «Улицы родного города» | ||||
-чтение книг о городе | Книга Г. и Л. Волобуевых «Это наш город» | ||||
-просмотр видеофильма о городе -заучивание стихов о городе, | видеофильм | ||||
-рисование на тему «Улицы нашего города» -аппликация "Дома на нашей улице" | Выставка работ детей | ||||
3 | 23 февраля - праздник мальчиков и пап | -Конкретизация представлений о значимости каждого человека в жизни других людей; -Воспитание чувства гордости за родных людей; -Создание условий для проявления положительных эмоций при исполнении песен, участии в празднике | -беседа "Наши защитники"; | Наглядный иллюстративный материал Выставка военной формы | |
-разучивание стихов к празднику; -чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-исполнение песен и танцев; | Фонотека детских песен | ||||
-развлекательная игровая программа "Мой папа и я - лучшие друзья" | Поздравительная газета для мальчиков и пап Атрибуты праздника | ||||
сюжетно-ролевая игра "Корабль. Моряки" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Наш город" -природа родного города -достопримечательности, городские памятники -известные люди нашего города | -Формирование первоначальных представлений о родном городе, его природе, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, известных людях; -Стимулирование использования полученной информации в разных видах организованной и неорганизованной деятельности | -рассматривание фотоальбомов | Тематические альбомы: "Мой город», «Природа родного города», «Городские памятники» | |
- беседа "Памятники нашего города" | Тематический альбом, иллюстрации | ||||
-знакомство с творчеством местных поэтов и детей -чтение и заучивание стихов | Фото знаменитых людей города Картотека художественных произведений по теме | ||||
-беседа «Знаменитые люди нашего города» | Фото знаменитых людей города. Фотоальбом | ||||
-виртуальная экскурсия по городу | Средства ИКТ | ||||
Апрель | |||||
"Моя страна Россия. Мой город на карте страны"
| -Формирование первоначальных представлений о стране (название, территория на карте), столице, своей причастности к стране | -НОД на тему «Наша страна – Россия» | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание иллюстраций по теме | Иллюстрации, фотографии, тематические альбомы | ||||
-чтение художественной литературы | Художественные произведения | ||||
-просмотр видеофильма «Природа нашей Родины» | Видеофильм «Природа нашей страны | ||||
-работа с картой страны | Карта России | ||||
Май | |||||
9 мая - День Победы в ВОВ | -Формирование первоначальных представлений об исторических событиях жизни страны -Воспитание чувства признательности и любви к своей стране, ее гражданам, к своим предкам | - беседа «ВОВ. Подвиг народа"; | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "ВОВ", | Тематические альбомы, книги, энциклопедии | ||||
-чтение художественной литературы | Художественные произведения о войне | ||||
"Моя семья" 15 мая - международный день семьи | -Конкретизация представлений о близких родственниках, их значении в жизни семьи -Формирование способов уважительного, заботливого отношения к близким людям, членам семьи | - беседа о семье, составление рассказов на данную тему | Фоторепортажи, коллажи «Моя семья» | ||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
-рассматривание праздничной газеты ко Дню семьи | праздничная газета ко дню семьи |
IV год обучения
СТАРШАЯ ГРУППА
(с 5-ти до 6-ти лет)
Задачи образовательной деятельности
- Развивать представления о родном городе и стране, гражданскопатриотические чувства.
- Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира
- Освоение представлений о своем городе (селе) — названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.
- Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
- Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.
- Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3 | "Я и моя семья" Родословная | -Формирование дифференцированных представлений о близких и дальних родственниках; -Воспитание уважения к родственникам; | -заслушивание мини-докладов на тему "Мое имя и что оно означает. Почему меня так назвали?" | Создание Книги Имен нашей группы | |
-НОД на тему "Моя родословная" -составление родословного древа; | Выставка "Мое родословное древо" | ||||
- рассматривание семейных фотоальбомов | Семейные фотоальбомы | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек" "Что сначала, что потом", "Кто чем занят" | Дидактические игры | ||||
4 | "Дети и взрослые в детском саду. Правила поведения" | -Формирование первоначальных представлений о социальной значимости труда взрослых в детском саду, о функциональном назначении различных помещений | -беседа на тему "Кто работает в детском саду" -рассматривание альбома "Сотрудники детского сада" | Альбом или пособие «Сотрудники детского сада» с фото, названием профессии, описанием деятельности | |
-экскурсии и наблюдение за работой заведующей, завхоза, методиста и т.д. | |||||
-организация работы дежурных | |||||
-беседа на тему "Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе | |||||
Октябрь | |||||
2 | "Наш город " - история возникновения; -геральдика, герб, флаг | - Формирование представлений о последовательности событий в жизни города; -Конкретизация представлений о названии города, его гербе, флаге -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -НОД "История нашего города" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. История Зеленогорска" | |
- рассматривание альбома "Наш город раньше и теперь" | Тематический альбом "Наш город раньше и теперь" | ||||
-экскурсия к памятному камню в честь основания города | |||||
-чтение стихов, рассказов о родном городе | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Что это за здание?" "Найди герб и флаг Зеленогорска" | Дидактические игры | ||||
-беседа "Герб, флаг, гимн Зеленогорска" | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание карты родного города, нахождение знакомых объектов | Карта города | ||||
4 | "Достопримечательности города" -памятники | -Конкретизация представлений о реликвиях города -Дифференциация представлений об исторических памятниках -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -беседа на тему "Исторические памятники нашего города" | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбома "Достопримечательности нашего города" | Тематические альбомы | ||||
-экскурсия "Памятники нашего города" | |||||
-составление рассказа "Что бы я рассказал гостям о нашем городе" | Составление книги экскурсовода | ||||
-рисование на тему "Самое красивое здание нашего города" | Выставка работ | ||||
-известные люди нашего города | -Конкретизация представлений о знаменитых жителях города, их значении в жизни, истории и развитии города | -беседа "Известные люди нашего города" | Наглядный иллюстративный материал Тематический альбом | ||
30 октября - День основания градообразующего предприятия ЭХЗ | |||||
Ноябрь | |||||
В течение месяца | "4 ноября - День народного единства" | -Знакомство с историей возникновения праздника | -беседа "День народного единства" | Наглядный иллюстративный материал | |
"Красноярский край на карте России. История возникновения" | -Формирование представлений о Малой родине, Красноярском крае, его географическом положении на карте страны; -Знакомство с хронологией, цепью важных исторических событий | -образовательная ситуация на игровой основе "История Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. Красноярский край" | ||
-работа с картой | Карта Красноярского края | ||||
-презентация "Путешествие по Красноярскому краю" | Средства ИКТ | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
"Природные богатства Красноярского края. Климатические зоны. Животный мир" | -Формирование представлений о полезных ископаемых, реках, климатических зонах, о флоре и фауне Красноярского края, | -игра-путешествие "Полезные ископаемые Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал | ||
-НОД "Климатические зоны Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-Презентация "Животный мир Красноярского края" | Средства ИКТ | ||||
-Слайд-шоу "Зоопарк "Роев ручей" | Средства ИКТ | ||||
-Видеопросмотр "Растения и животные Красной книги Красноярского края | Средства ИКТ | ||||
-просмотр мультфильма "Красноярский край" из серии Мульти-Россия | Средства ИКТ | ||||
26 ноября - День Матери в России | |||||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
7 декабря 1934 года дата основания Красноярского края | |||||
1 | "Наш Красноярский край" -геральдика (герб, флаг, гимн) Губернатор | -Формирование представлений о символике Красноярского края, геральдических особенностях | -беседа "Геральдика: герб, флаг, гимн Красноярского края. Значение" | Наглядный иллюстративный материал | |
-д\и "Найди герб Красноярского края", "Разрезные картинки" | Дидактические игры, пособия | ||||
-рисование герба, флага Красноярского края | Принадлежности для рисования | ||||
-чтение энциклопедии на данную тему | Картотека художественных произведений по теме | ||||
3 | "Столица Красноярского края - Красноярск" | -Формирование представлений о столице Красноярского края, ее истории | -НОД "История Красноярска" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. Красноярский край" | |
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий г. Красноярска | Тематические альбомы, фотографии | ||||
Январь | |||||
4 | Достопримечательности Красноярского края" -заповедники "Столбы", "Ергаки" -Исторические памятники -Исторические архитектурные здания | - Знакомство достопримечательностями, культурой Красноярского края -Формирование представлений об исторических памятниках -Воспитание чувства гордости за свою Малую Родину | -виртуальная экскурсия по заповедникам "Столбы"и "Ергаки" | Средства ИКТ | |
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий г. Красноярска | Тематические альбомы, фотографии | ||||
-беседа «Исторические памятники»; -экскурсия по городу Красноярску (по иллюстрациям) | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-составление рассказа "Что бы я рассказал гостям о достопримечательностях Красноярского края" | |||||
Февраль | |||||
1 | "Известные люди Красноярского Края" | -Формирование представлений об известных людях Красноярского Края, их значимости, вкладе в историю развития города и края | -НОД "Известные люди Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал Тематический альбом | |
- "Писатели Красноярья - детям" -чтение литературных произведений | Выставка книг | ||||
23 февраля -День Защитника Отечества. Герои России | |||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Моя страна Россия" Герб. Флаг. Гимн. Президент. Столица - общие сведения. | -Формирование первоначальных представлений об истории России -Стимулирование проявления интереса к символике страны -Формирование уважительное отношения к государственным символам | -беседа-путешествие по карте России | Наглядный иллюстративный материал | |
НОД "Государственные символы" | |||||
-рассматривание альбома "Гербы и флаги разных стран | Тематические альбомы | ||||
- беседа "Главный город страны" | Тематический альбом, иллюстрации | ||||
-чтение и заучивание стихов | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-виртуальная экскурсия по Москве | Средства ИКТ | ||||
Русская традиционная культура. Народные промыслы | -Формирование первоначальных представлений о культурном наследии, о роли человека в развитии культуры -Воспитание интереса к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, знакомство с изделиями народных промыслов. | -рассматривание иллюстраций с изображением русского национального костюма | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | ||
-знакомство с народными промыслами | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | ||||
-декоративное рисование, лепка из глины | |||||
-разучивание потешек, прибауток, малых фольклорных форм | Картотека художественных произведений по теме | ||||
Апрель | |||||
"Многообразие разных национальностейРоссии" -особенности внешнего вида, одежды, традиций. Толерантность | -воспитание познавательного интереса к культуре своего и других народов | -беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Понятие "Гражданин" | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание иллюстраций, фотографий, предметов одежды людей разных национальностей | Иллюстрации, фотографии, тематические альбомы | ||||
-чтение художественной литературы | Художественные произведения | ||||
-работа с картой страны | Карта России | ||||
"Страницы истории России. ВОВ. 9 мая - день Победы" | -Формирование представлений об исторических событиях жизни страны -Воспитание чувства признательности и любви к своей стране, ее гражданам, к своим предкам | - беседа «ВОВ. Подвиг народа"; - рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "ВОВ", -чтение художественной литературы | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы, книги, энциклопедии Художественные произведения о войне | ||
Май | |||||
3 | Другие страны и народы мира. Достопримечательности. Традиции. Флаги. Гербы. Толерантность | -Формирование первоначальных представлений о странах и народах, населяющих планету, их равноправии Стимулирование проявления интереса к символике разных стран -Знакомство с глобусом, картой мира -Воспитание уважительного отношения к людям с любым цветом кожи. | -НОД "Кругосветное путешествие" | Глобус, карта мира | |
-рассматривание глобуса, карты мира, знакомство с названиями континентов, стран | |||||
-чтение сказок народов мира | Художественные произведения | ||||
-слушание музыки народов мира | |||||
-повижные игры народов мира | |||||
"Моя семья" 15 мая - международный день семьи | -Конкретизация представлений о близких родственниках, их значении в жизни семьи -Формирование способов уважительного, заботливого отношения к близким людям, членам семьи | - беседа о семье, составление рассказов на данную тему | Фоторепортажи, коллажи «Моя семья» | ||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
-рассматривание праздничной газеты ко Дню семьи | праздничная газета ко дню семьи |
V год обучения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
(с 6-ти до 7-и лет)
Задачи образовательной деятельности
- Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданскопатриотические чувства.
- Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
- Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира
- Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
- Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.
- Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3 | "Я-человек. Сведения о себе. История происхождения имени. Я и моя семья"
| -Формирование знаний о человеке как о био-психо-социальном существе --Стимулирование проявления интереса к возникновению имен -Воспитание уважения к родственникам; | - рассматривание иллюстраций на темы: «Мы растем», «Труд взрослых» | Альбомы: «Мы растем», «Труд взрослых», «Отдых и увлечения» | |
-НОД на тему "Возрастная линия" -работа с системным оператором «Возрастная линия» | Системный оператор | ||||
- просмотр видеофильмов «Свадьба», «Наш малыш», семейных фотоальбомов | Семейные фотоальбомы, видеофильмы | ||||
-экскурсия в группу раннего возраста, игры с малышами | |||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек" "Что сначала, что потом", "Кто чем занят" | Дидактические игры | ||||
4 | "Детский сад. Моя группа. Мои друзья" | - Формирование представлений о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми, понимании между ними | -НОД-экскурсия по детскому саду "Кто чем занимается в детском саду" -рассматривание альбома "Наш детский сад» | Альбом или пособие «Наш детский сад» с фото, названием профессии, описанием деятельности | |
-работа со схемой «Дорога в детский сад» | Схема - маршрут | ||||
-изготовление макета «Наш детский сад» | макет | ||||
-составление творческих рассказов "Мой лучший день в детском саду» | Книга рассказов | ||||
-рассматривание тематических альбомов «Наша группа», «Мои друзья» | Тематические альбомы | ||||
-НОД «История нашего детского сада» | |||||
-рассматривание фотоальбома «Летопись детского сада» | Фотоальбом «Летопись детского сада» | ||||
Октябрь | |||||
2 | "Наш город –город атомной промышленности. " - история возникновения; -геральдика, герб, флаг -улицы города -карта города | - Формирование представлений о последовательности событий в жизни города; -Конкретизация представлений о названии города, его гербе, флаге -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -НОД "История нашего города" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. История Зеленогорска" | |
- рассматривание альбома "Наш город раньше и теперь" | Тематический альбом "Наш город раньше и теперь" | ||||
-экскурсия к памятному камню в честь основания города | |||||
-чтение стихов, рассказов о родном городе | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Что это за здание?" "Найди герб и флаг Зеленогорска" | Дидактические игры | ||||
-беседа "Герб, флаг, гимн Зеленогорска" | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание карты родного города, нахождение знакомых объектов | Карта города | ||||
4 | "Наш город –город атомной промышленности. " - энергия -экология -безопасность | -Формирование представлений о градообразующем предприятии, его значимости в жизни города; -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -беседа на тему "Исторические памятники нашего города" | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбома "Достопримечательности нашего города" | Тематические альбомы | ||||
-экскурсия "Памятники нашего города" | |||||
-составление рассказа "Что бы я рассказал гостям о нашем городе" | Составление книги экскурсовода | ||||
-рисование на тему "Самое красивое здание нашего города" | Выставка работ | ||||
-интеллектуальный конкурс «Знатоки Зеленогорска» | |||||
-известные люди нашего города | -Конкретизация представлений о знаменитых жителях города, их значении в жизни, истории и развитии города | -беседа "Известные люди нашего города" | Наглядный иллюстративный материал Тематический альбом | ||
30 октября - День основания градообразующего предприятия ЭХЗ | |||||
Ноябрь | |||||
1 | "4 ноября - День народного единства" История. Война и мир | -Знакомство с историей возникновения праздника | -беседа "День народного единства" | Наглядный иллюстративный материал | |
"Страна. Столица. Красноярский край Символика. Природные богатства Климатические зоны. Животный мир» | -Формирование представлений о Большой и Малой родине, географическом положении на карте страны; -Формирование представлений о хронологии как цепи важных исторических событий -Формирование представлений о полезных ископаемых, реках, климатических зонах, о флоре и фауне Красноярского края, -Конкретизация представлений о символике | -образовательная ситуация на игровой основе "История Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. Красноярский край" | ||
-работа с картой | Карта Красноярского края | ||||
-презентация "Путешествие по Красноярскому краю" | Средства ИКТ | ||||
-чтение произведений художественной литературы -игра-путешествие "Полезные ископаемые Красноярского края" -НОД "Климатические зоны Красноярского края" -Презентация "Животный мир Красноярского края" -Слайд-шоу "Зоопарк "Роев ручей" -Видеопросмотр "Растения и животные Красной книги Красноярского края -просмотр мультфильма "Красноярский край" из серии Мульти-Россия | Картотека художественных произведений по теме Наглядный иллюстративный материал Наглядный иллюстративный материал Средства ИКТ Средства ИКТ Средства ИКТ Средства ИКТ | ||||
26 ноября - День Матери в России | |||||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
7 декабря 1934 года дата основания Красноярского края | |||||
1 | "Наша страна Россия" -государственные символы -президент | -Формирование представлений о символике страны, геральдических особенностях | -беседа "Геральдика: герб, флаг, гимн. Значение" | Наглядный иллюстративный материал | |
-д\и "Найди герб России", "Разрезные картинки" | Дидактические игры, пособия | ||||
-рисование герба, флага России | Принадлежности для рисования | ||||
-чтение энциклопедии на данную тему | Картотека художественных произведений по теме | ||||
3 | "Москва-Столица –нашей родины" | -Формирование представлений о столице ее истории | -НОД "История Москвы" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. История Москвы" | |
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий г. Москвы | Тематические альбомы, фотографии | ||||
Январь | |||||
4 | «История московского Кремля» | - Знакомство с достопримечательностями, культурой нашей страны -Формирование представлений об исторических памятниках -Воспитание чувства гордости за свою Родину | -НОД «Московский кремль. Его история. Башни московского кремля» | Средства ИКТ | |
-рассматривание иллюстраций, альбомов с видами Московского кремля в разное время» | Тематические альбомы, фотографии | ||||
-Рисование «Башни московского кремля» | Наглядный иллюстративный материал, принадлежности для рисования | ||||
-конструирование «Московский кремль» | Разные виды строителя и конструктора | ||||
27 января - день снятия блокады Ленинграда | |||||
Февраль | |||||
1 3 | "Города России» «Воинская слава России» 23 февраля | -Формирование первоначальных представлений об истории России, основных исторических событиях страны, выдающихся людях - Воспитание чувства признательности игордости за свою Родину | -просмотр видеофильмов, рассматривание альбомов на тему «Великие города России» | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | |
-заседание клуба знатоков на тему «Великие города России» | Сценарий, средства ИКТ | ||||
-НОД на тему «Защитники земли русской» | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание альбома «Славные люди России» | альбом «Славные люди России»с фотографиями и биографией | ||||
-д\и «Историческое лото» -историческая лента «От парусника до современного корабля», «От кольчуги до мундира» | Исторические ленты | ||||
23 февраля -День Защитника Отечества. Герои России | |||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Моя страна Россия" Климатические зоны | - знакомство детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства. | -беседа-путешествие по карте России | Наглядный иллюстративный материал Макеты климатических зон | |
НОД "Климатические зоны моей страны" | |||||
-рассматривание альбома "Климатические зоны» или «Животные разных климатических зон» | Тематические альбомы | ||||
Голубые реки России | - расширение представлений детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал. | -работа с картой России | Карта | ||
-НОД «Водные ресурсы России – наше богатство» | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | ||||
-чтение худ. лит-ры, загадок, пословиц | |||||
Апрель | |||||
"Многообразие разных национальностейРоссии" Народы России -особенности внешнего вида, одежды, традиций. Толерантность | -воспитание познавательного интереса к культуре своего и других народов: -знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей | -беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Понятие "Гражданин" | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание иллюстраций, фотографий, предметов одежды людей разных национальностей | Иллюстрации, фотографии, тематические альбомы | ||||
-чтение художественной литературы (сказок разных народов) | Художественные произведения | ||||
-НОД «Традиционная кухня» | Книга национальных рецептов | ||||
-работа с картой страны | Карта России | ||||
-НОД на тему «Жилище народов разных стран» | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание кукол (иллюстраций) в национальных костюмах | Наглядный иллюстративный материал | ||||
"Народные промыслы» | - расширение и закрепление представлений детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. | - НОД «Город мастеров"; | Наглядный иллюстративный материал, | ||
- рассматривание альбомов, иллюстраций на тему "Народные промыслы", | Тематические альбомы, книги, энциклопедии | ||||
-организация мини-музеев «Народные промыслы» | Мини-музей, экспонаты музея | ||||
-д\и «Составь узор», «Загадки орнамента», | д\и по данной теме | ||||
-изготовление кукол оберегов из ниток; вышивание узоров на салфетках | |||||
Май | |||||
9 мая – день Победы. ВОВ. Вклад России в ВОВ. (реализация проектов на группах) "Моя семья" 15 мая - международный день семьи | |||||
3 | Многообразие стран и народов. Страны и народы мира. Достопримечательности. Традиции. Флаги. Гербы. Толерантность | -Формирование первоначальных представлений о странах и народах, населяющих планету, их равноправии Стимулирование проявления интереса к символике разных стран -Знакомство с глобусом, картой мира -Воспитание уважительного отношения к людям с любым цветом кожи. | -НОД "Кругосветное путешествие" | Глобус, карта мира | |
-рассматривание глобуса, карты мира, знакомство с названиями континентов, стран | Глобус, карта мира | ||||
-чтение сказок народов мира | Художественные произведения | ||||
-слушание музыки народов мира | Фонотека | ||||
-повижные игры народов мира | Картотека игр | ||||
-заседание клуба знатоков «Наша планета Земля» | Сценарий, средства ИКТ | ||||
-составление письма другу из другой страны | |||||
-д\и «Одень куклу в национальный костюм» | Наглядный иллюстративный материал, | ||||
-развлечение «Дружат дети всей Земли» | Сценарий, костюмы |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с родным городом, краем, страной.
Р.В. Бернякович, воспитатель
МБДОУ №30 "Крепыш" г. Зеленогорск
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования.
Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России. Как же пробудить в ребенке чувство к Родине? Как воспитать патриота своей страны? Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории.
Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А может быть дошкольникам не нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Решая на практике задачи приобщения детей дошкольного возраста к истории своего города, края, страны мы столкнулась со следующими трудностями:
-отсутствие программы с разработанными конспектами непосредственно образовательной деятельности и проектами по данной теме (в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу, но зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса);
-отсутствие программы краеведческого направления Красноярского края для дошкольников,
- недостаточность предметно-развивающей среды детского сада (демонстрационные и наглядные пособия, образцы художественной литературы, живописи, дидактические средства: игры, пособия и т.д.);
-недостаточность собственных знаний в области краеведения;
-недостаточность художественной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников.
-пассивность родителей.
Проблемный анализ подвѐл к пониманию, что для решения вопросов всех вышеперечисленных позиций необходимо, изучив материал по данной теме, создать систему тематических занятий по истории родного города, края, страны, отражающую всю полноту данного направления и отвечающую принципам целостности, историзма, гуманизации, деятельного подхода, интеграции, возрастного и индивидуального подхода, рациональности, наглядности; разработать дидактические пособия и игры, использование которых позволяет формировать представления детей об истории, природе, достопримечательностях своей Родины.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанная мной, представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица -родной город - край - страна, ее столица, символика - через призму исторических событий. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, крае, стране. Причем темы должны повторяться в каждой группе, при условии смены содержания, объема познавательного материала и сложности изучения.
Прежде всего нужно познакомить малыша с понятием времени, помочь ему с тем, что означает вчера, недавно, давно, сначала и потом, научить его делить время на отрезки, научить располагать в хронологическом порядке какие-либо периоды времени. Мы начали решать эти задачи в младшей группе с ознакомления ребенка с собственной историей и историей своей семьи. Достичь цели помогли созданные с помощью родителей пособия "Собственная история малыша", "История родителей", "История дедушек и бабушек", которые представляют собой дорожку из ткани или картона, разделенную на цветные отрезки и карточки с фотографиями ребенка, располагающимися в хронологическом порядке по мере взросления, или фотографиями родителей от рождения до настоящего времени, аналогично с фотографиями бабушек и дедушек. Ребенок раскладывает фото в хронологическом порядке, усваивая принцип течения времени и смены поколений.
В средней группе формируются представления детей по темам "Детский сад", "Моя улица", "Мой город".
В старшей группе закрепляются знания по темам "Моя семья" и "Мой город" и формируются представления по теме "Мой Край".
В подготовительной к школе группе закрепляются знания по предыдущим темам и формируются представления по теме "Моя Страна".
В процессе создания системы тематических занятий по истории родного города, края, страны мною были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности на темы "Детский сад - большая семья", "Профессии в детском саду", "Улицы моего города", "Мой родной Зеленогорск. Виртуальная экскурсия по городу", "История одного города. Путешествие вглубь времен", "История родного города в лицах", "Край, в котором мы живем", "Путешествие по Красноярску". В рамках календарно-тематического планирования были разработаны и реализованы следующие проекты "Мой родной Зеленогорск", "Мой край родной. Прошлое и настоящее", "Я горжусь своей страной!"
Для формирования исторических временных представлений мной было разработано дидактическое пособие "Коврик времени", помогающее ребенку запомнить цепь важных исторических событий, познакомиться с хронологией. "Коврик времени" представляет собой дорожку из плотной ткани, разделенную на несколько цветных частей (давно, недавно, сейчас) и набор картинок с короткими текстами по темам "Мой город", "Мой край", "Моя страна". Ребенок разворачивает коврик и сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно раскладывает картинки в хронологической последовательности.
Работа по формированию патриотических чувств у детей посредством знакомства с историей города, края, страны была бы неполной без использования музейной педагогики. Уже несколько лет наш детский сад сотрудничает с Городским музейно-выставочным центром. Дефициты предметно-развивающей среды по темам "Как жили люди в старину", "Народное творчество" успешно компенсировались регулярными экскурсиями в музей, а так же созданием мини-музеев в группе детского сада.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Активный поиск новых форм и методов работы с детьми и родителями позволил успешно внедрить и использовать различные образовательные технологии, в том числе и метод проектирования. Родителям были предложены следующие формы работы: консультации на темы "Что рассказать ребенку о родном городе", "Символическое значение герба и флага Зеленогорска", "Из истории Красноярского края", "Домашние реликвии", "Летопись семьи в старинных и современных фотографиях"; совместное посещение музейных экскурсий; сбор и оформление краеведческого материала; активное участие в оформлении альбомов "Я и мой город", "Мой Красноярский край", в создании мини-музеев "Семейные реликвии", "Старинные елочные игрушки", "Художники Красноярья" , "Народные промыслы", "Хлеб -всему голова"; создание герба и генеалогического древа своей семьи.
Работа по созданию системы тематических занятий по истории родного города, края, страны мной не окончена. Я и мои коллеги продолжаем целенаправленно и систематически улучшать методическое оснащение образовательного процесса по данному направлению. Но промежуточный результат мы уже получили: наши воспитанники проявляют интерес к истории и культуре своей Родины, совместно с родителями являются активными участниками образовательного процесса, имеют сформированные представления о своем городе, крае, стране, знакомы с понятием хронологии.
В заключении хочется сказать, что начиная работу по ознакомлению с историей родного края, педагог обязан быть компетентным в этом вопросе. Нам, взрослым, самим надо знать и любить культуру и историю своей страны, уважать ее традиции, и тогда нам будет что передать детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-10468-1579707784.jpg)
Перспективно-тематическое планирование по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-567552-1422031341.jpg)
Перспективно-тематическое планирование ( старший возраст)
Предлагаемое вниманию комплексно-тематическое планирование предназначено для старшего возраста и включает в себя все непосредственно-образовательные области....
Перспективное тематическое планирование реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" во второй младшей группе
Составитель: Разумова Наталья Ивановна...
Перспективное тематическое планирование реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" во подготовительной группе
подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-268363-1388717237.jpg)
Перспективно - тематическое планирование совместной деятельности по программе "Социокультурные истоки" для детей 4-5 лет.
В своей работе я предлагаю комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы. Оно разработано в соответствии с содержанием программы реализуемо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140183-1352398476.jpg)
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» старшая группа
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140183-1352398476.jpg)
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» подготовительная к школе группа
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» подготовительная к школе группа...