Перспективное тематическое планирование по возрастам к программе патриотического воспитания "Мое Отечество"
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Перспективное тематическое планирование по возрастам к программе патриотического воспитания "Мое Отечество"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по возрастам
к программе по патриотическому воспитанию "Мое Отечество"
Разработала воспитатель высшей категории МБДОУ д\с №30 г.Зеленогорск
Бернякович Р.В
II год обучения
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
(с 3-х до 4-х лет)
Задачи образовательной деятельности
- Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
- Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о себе, других людях
- Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.
- Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях.
- Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Я какой?" (Имя. Фамилия. Особенности внешности. Любимые игрушки, занятия) | -Формирование первоначальных представлений о себе; -Развитие первоначальных умений распознавать человека на картинках, иллюстрациях фотографиях; -Создание условий для использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе "Кто мы такие"; -рассматривание отражения в зеркале; | Зеркала разной величины и формы, наглядный материал | |
-рассматривание фотографий, иллюстраций на тему "Мы играем" | Тематические альбомы, иллюстрации | ||||
-разучивание потешек с именами детей | Картотека потешек | ||||
-чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Знакомство", "Угадай по голосу", "Кто ушел?" | Картотека речевых игр | ||||
Октябрь | |||||
В течение месяца | "Мы какие? Мальчики и девочки" | -Конкретизация первоначальных представлений о собственной принадлежности в соответствии с внешними признаками (одежда, прическа); - Содействие развитию первоначальных умений проявления заботы, внимания по отношению друг к другу; -Создание условий для использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе "Мы - мальчики и девочки"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Одежда девочек и мальчиков", игрушек (куклы: мальчик и девочка) | Тематические альбомы: "Мальчики", "Девочки", "Одежда мальчиков и девочек" | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Одень Таню и Ваню", "Кому что нужно?", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "Парикмахерская", "Водители" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Ноябрь | |||||
В течение месяца | "Моя семья" -состав семьи -собственная история ребенка; -история родителей; -история бабушек и дедушек | -Конкретизация первоначальных представлений о составе своей семьи ; -Содействие развитию первоначальных умений распознавать членов семьи на картинках, иллюстрациях, фотографиях; -Знакомство с понятием времени (сначала и потом), его течением и принципом смены поколений; -Создание условий для использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе или беседа "Моя семья"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Моя семья", | Тематические альбомы: "Моя семья" | ||||
-пение песенки А. Пахмутовой "Жили-были" | Фонотека детских песен | ||||
-пальчиковые игры; | Картотека пальчиковых игр | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек","Кому что нужно для работы?", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рождения" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Традиции в семье: Новый год" Русская традиционная культура | - Конкретизация первоначальных представлений о народных праздниках, семейных традициях; - Содействие становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоциональных откликов в процессе восприятия малых форм русского фольклора и музыкальных произведений современных композиторов; | -беседа "К нам приходит Новый год" | Наглядный иллюстративный материал | |
-рассматривание фотографий из семейных альбомов на новогоднюю тематику, иллюстраций на тему "Новый год" | Тематические альбомы, иллюстрации | ||||
-разучивание стихов к празднику | Картотека стихов | ||||
-чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-исполнение песен и хороводов | Фонотека детских песен | ||||
-изготовление елочных украшений, атрибутов для украшения группы к Новому году -изготовление подарков близким | Образцы работ Выставка детских работ | ||||
Январь | |||||
В течении месяца | "Мужчины и женщины" | --Формирование первоначальных представлений о своей семье, о возрастных различиях родственников; -Создание условий для проявления интереса к различным аспектам жизни взрослых людей; - Содействие развитию первоначальных умений проявления заботы, внимания к людям разного возраста; | -беседы "О мамах и папах", "О бабушках и дедушках"(как одеваются, какую прическу носят, что любят делать?) | Тематические альбомы, фотографии | |
-Образовательная ситуация на игровой основе "Такие разные мужчины и женщины"; | Наглядный иллюстративный материал | ||||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Мужчины и женщины" | Тематические альбомы: "Мужские и женские прически", "Увлечения мужчин и женщин", "Одежда мужская и женская" | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Одень куклу", "Кому что нужно для работы?", "Модный салон", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "Парикмахерская", "Водители", "Магазин" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Февраль | |||||
1 | "Детский сад -мой второй дом" -наша группа (Название, девиз) -мы одна семья; -правила поведения в группе; | -Формирование первоначальных представлений о группе, сотрудниках группы (воспитатели, младшие воспитатели), их функциях, собственной причастности к коллективу группы; -Содействие развитию первоначальных умений выполнять правила поведения в группе; -Создание условий для использования информации в разных видах деятельности | -образовательная ситуация на игровой основе или беседа "Наша группа"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Наш детский сад","Мы играем", "Наша группа" | Тематические альбомы: "Наш детский сад", "Наша жизнь в детском саду" | ||||
-рисование на тему "Моя любимая игрушка" | Выставка любимых игрушек и работ детей | ||||
- д\и "Каждой вещи свое место", "Хорошо-плохо" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевая игра "Детский сад" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
3 | 23 февраля - праздник мальчиков и пап | -Конкретизация представлений о значимости каждого человека в жизни других людей; -Воспитание чувства гордости за родных людей; -Создание условий для проявления положительных эмоций при исполнении песен, участии в празднике | -беседа "Наши защитники"; | Наглядный иллюстративный материал Выставка военной формы | |
-разучивание стихов к празднику; -чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-исполнение песен и танцев; | Фонотека детских песен | ||||
-развлекательная игровая программа "Мой папа и я - лучшие друзья" | Поздравительная газета для мальчиков и пап Атрибуты праздника | ||||
сюжетно-ролевая игра "Корабль. Моряки" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Детский сад -мой второй дом" -отдельные помещения; -сотрудники детского сада | -Формирование первоначальных представлений об отдельных помещениях детского сада, его сотрудниках; -Содействие развитию первоначальных умений выполнять правила поведения в детском саду; -Создание условий для использования информации в разных видах деятельности | -экскурсия по детскому саду "Хорошо у нас в саду" (основные помещения | Фотографии о ДОУ | |
- беседа "Наш детский сад. Кто трудится в детском саду" | Тематический альбом, иллюстрации, наглядное пособие " Наш детский сад" | ||||
-чтение и заучивание стихов Н. Найденовой "Наш детский сад" -чтение литературных произведений на тему | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-пальчиковые игры; | Картотека пальчиковых игр | ||||
-сюжетно-ролевая игра "Детский сад" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Апрель | |||||
"Детский сад -мой второй дом" -территория детского сада -наш участок -спортивная площадка | -Формирование первоначальных представлений о территории детского сада, сотрудниках (дворник, сторож, плотник), о необходимости поддержания чистоты и порядка | -экскурсия по территории детского сада "Наш красивый детский сад" | |||
- наблюдение за благоустройством территории детского сада (уборка мусора, подготовка земли к посадке) | |||||
-беседа "Труд по благоустройству территории детского сада" | Наглядный иллюстративный материал , сюжетные картины | ||||
-акция "Трудовой десант" | |||||
Май | |||||
"Моя семья" 15 мая - международный день семьи | -Конкретизация представлений о составе своей семьи ; -Создание условий для проявления чувства любви и привязанности к близким людям; использования информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности | - беседа "Наша дружная семья"; | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Моя семья", | Тематические альбомы: "Моя семья" | ||||
-пальчиковые игры; | Картотека пальчиковых игр | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек","Кому что нужно для работы?", "Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рождения" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
-рассматривание праздничной газеты "7-я" | праздничная газета "7-я" |
III год обучения
СРЕДНЯЯ ГРУППА
(с 4-х до 5-ти лет)
Задачи образовательной деятельности
- Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
- Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
- Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве
- Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.
- Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях.
- Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.
- Родной город: освоение представлений о названии родного города (села), некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему «Мой город».
- Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3 | "Я человек. Мы растем" | -Формирование первоначальных представлений о возрастном развитии; -Воспитание уважения к взрослым; | -образовательная ситуация на игровой основе "Мы растем"; -рассматривание отражения в зеркале; | Зеркала разной величины и формы, наглядный материал | |
-рассматривание альбома иллюстраций на тему "Мы растем" | Тематический альбом "Наша жизнь в детском саду" | ||||
-экскурсия в группу раннего возраста | |||||
- рассматривание фотоальбома "Детские годы наших родителей" | Семейные фотоальбомы | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек" "Что сначала, что потом", "Развитие человека" | Дидактические игры | ||||
4 | "Человек и его поступки | -Конкретизация первоначальных представлений о себе (поступки, поведение) -Создание условий для становления элементарных правил поведения в повседневной жизни | -беседа "Хорошие и добрые поступки" | Иллюстрации и картинки, тематические альбомы д\и "Хорошие и добрые поступки" | |
-беседа "Почему следует соблюдать правила поведения" | |||||
-чтение литературных произведений В.Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?" | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-заучивание пословиц и поговорок о поступках людей. | Картотека пословиц и поговорок | ||||
д\и "Хорошие и добрые поступки", "Весело-грустно", "Я-хороший" | Дидактические игры | ||||
Октябрь | |||||
2 | "Мужчины и женщины" -внешние различия мужчин и женщин; | -Обогащение первоначальных представлений о внешних различиях мужчин и женщин (одежда, прическа, телосложение, отдельные аксессуары); -Воспитание уважения к взрослым людям; -Содействие становлению умений использования элементарных правил поведения в повседневном общении | -образовательная ситуация на игровой основе "Мужчина и женщина. Их различия"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, иллюстраций на тему "Мода для мужчин и женщин" | Тематические альбомы | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-просмотр иллюстраций или слайдов "Снегурочка и Лель", "Купава", "Царь Берендей", "Портреты" | Картотека иллюстраций или слайдов | ||||
-д\и "Одень куклу", "Кому что подходит?", "Составь Портрет" | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "Парикмахерская" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
4 | -труд мужской и женский | -Формирование первоначальных представлений об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий; ---Воспитание уважения к взрослым людям, процессу и результату их труда; | -беседа "Кто где работает. Труд взрослых" | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание иллюстраций на тему "Профессии наших мам и пап", "Профессии на транспорте" | Тематические альбомы | ||||
-экскурсия на рабочее место родителя (по возможности) | |||||
-заучивание пословиц, загадок о труде; | Картотека загадок, пословиц | ||||
-рассматривание картин из серии "Профессии" | Серия картин "Профессии" | ||||
Ноябрь | |||||
В течении месяца | "Моя семья" -этикет и взаимодействие в семье. -мама в жизни семьи | -Конкретизация первоначальных представлений об отдельных правилах и нормах поведения в семье; представлений о правилах взаимоотношений с детьми и взрослыми в семье; -Содействие проявлению стремления помочь, чувства любви и привязанности к близким людям | -образовательная ситуация на игровой основе на тему "Домашний этикет"; | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Моя семья", | Тематические альбомы: "Моя семья" | ||||
-составление рассказов на тему «Моя семья» | Фонотека детских песен | ||||
-беседы «Умей дарить радость», «Как порадовать маму» | |||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-изготовление поделок «Порадуем родных», «Подарок маме» | Выставка детских работ | ||||
- д\и «Уроки этикета», «Я-хороший», «Что такое хорошо и что такое плохо» | Дидактические игры | ||||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рождения" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
26 ноября - День Матери в России | Музыкальное развлечение «Моя мамочка и я лучшие друзья» | Праздничная газета «Мамочка любимая, самая красивая» | |||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
1,2 | "Наш детский сад" -наша группа, название, девиз, причастность к коллективу группы; -профессии в детском саду. | -Формирование дифференцированных представлений о назначении отдельных помещений детского сада, его сотрудниках; - Содействие развитию первоначальных умений выполнять правила поведения в детском саду; -Создание условий для использования информации в разных видах деятельности
| -беседа "Кто работает у нас в саду" | Наглядный иллюстративный материал | |
Рассматривание альбома "Сотрудники детского сада" | Альбом или пособие «Сотрудники детского сада» с фото, названием профессии, описанием деятельности | ||||
-экскурсия по детскому саду |
| ||||
-рисование на тему «Мой любимый детский сад» | Принадлежности для рисования | ||||
-чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-конструирование «Построим детский сад», изготовление макета детского сада | Фотографии детского сада, конструкторы, образцы построек | ||||
-сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
3,4 | Традиции празднования Нового года. Семейные праздники | - Конкретизация первоначальных представлений о народных праздниках, семейных традициях; - Содействие становлению первоначального интереса к культуре своего народа | -беседа «Традиции празднования Нового года на Руси» | ||
-составление рассказов «Праздники моей семьи» | Записи с рассказами детейс использованием видео и аудиоаппаратуры | ||||
-посещение выставки фотогазет и фоторепортажей «Традиции и праздники нашей семьи» | Выставка фотогазет | ||||
-изготовление елочных украшений, атрибутов для украшения группы к Новому году -изготовление подарков близким | Выставка детских работ | ||||
Январь | |||||
3,4 | "Микрорайон. Окрестности детского сада" | -Формирование первоначальных представлений об улице, микрорайоне, окрестностях детского сада; - уточнение представлений о своей причастности к городу | -экскурсия по близлежащим к саду улицам | ||
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий микрорайона, социальных учреждений. | Тематические альбомы, фотографии | ||||
-беседа «Окрестности детского сада. Понятие «микрорайон»; | Наглядный иллюстративный материал, макет микрорайона | ||||
- наблюдение за работой по благоустройству и уборке улиц | |||||
Февраль | |||||
1 | "Наш город" -мой дом, улица, адрес; -объекты рядом с домом -улицы родного города | -Формирование первоначальных представлений о родном городе, главных улицах, объектах социального значения; -Стимулирование использования полученной информации в разных видах организованной и неорганизованной деятельности | -НОД "Город, в котором мы живем"; | Наглядный иллюстративный материал | |
-экскурсия по городским улицам | |||||
- наблюдение за работой по благоустройству и уборке улиц | |||||
-беседа "Почему так назвали?" (об истории названия города и улиц) | Карта города | ||||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "Наш город", "Мой город и я» | Тематические альбомы: "Мой город», «Мой город и я», «Улицы родного города» | ||||
-чтение книг о городе | Книга Г. и Л. Волобуевых «Это наш город» | ||||
-просмотр видеофильма о городе -заучивание стихов о городе, | видеофильм | ||||
-рисование на тему «Улицы нашего города» -аппликация "Дома на нашей улице" | Выставка работ детей | ||||
3 | 23 февраля - праздник мальчиков и пап | -Конкретизация представлений о значимости каждого человека в жизни других людей; -Воспитание чувства гордости за родных людей; -Создание условий для проявления положительных эмоций при исполнении песен, участии в празднике | -беседа "Наши защитники"; | Наглядный иллюстративный материал Выставка военной формы | |
-разучивание стихов к празднику; -чтение литературных произведений | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-исполнение песен и танцев; | Фонотека детских песен | ||||
-развлекательная игровая программа "Мой папа и я - лучшие друзья" | Поздравительная газета для мальчиков и пап Атрибуты праздника | ||||
сюжетно-ролевая игра "Корабль. Моряки" | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Наш город" -природа родного города -достопримечательности, городские памятники -известные люди нашего города | -Формирование первоначальных представлений о родном городе, его природе, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, известных людях; -Стимулирование использования полученной информации в разных видах организованной и неорганизованной деятельности | -рассматривание фотоальбомов | Тематические альбомы: "Мой город», «Природа родного города», «Городские памятники» | |
- беседа "Памятники нашего города" | Тематический альбом, иллюстрации | ||||
-знакомство с творчеством местных поэтов и детей -чтение и заучивание стихов | Фото знаменитых людей города Картотека художественных произведений по теме | ||||
-беседа «Знаменитые люди нашего города» | Фото знаменитых людей города. Фотоальбом | ||||
-виртуальная экскурсия по городу | Средства ИКТ | ||||
Апрель | |||||
"Моя страна Россия. Мой город на карте страны"
| -Формирование первоначальных представлений о стране (название, территория на карте), столице, своей причастности к стране | -НОД на тему «Наша страна – Россия» | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание иллюстраций по теме | Иллюстрации, фотографии, тематические альбомы | ||||
-чтение художественной литературы | Художественные произведения | ||||
-просмотр видеофильма «Природа нашей Родины» | Видеофильм «Природа нашей страны | ||||
-работа с картой страны | Карта России | ||||
Май | |||||
9 мая - День Победы в ВОВ | -Формирование первоначальных представлений об исторических событиях жизни страны -Воспитание чувства признательности и любви к своей стране, ее гражданам, к своим предкам | - беседа «ВОВ. Подвиг народа"; | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "ВОВ", | Тематические альбомы, книги, энциклопедии | ||||
-чтение художественной литературы | Художественные произведения о войне | ||||
"Моя семья" 15 мая - международный день семьи | -Конкретизация представлений о близких родственниках, их значении в жизни семьи -Формирование способов уважительного, заботливого отношения к близким людям, членам семьи | - беседа о семье, составление рассказов на данную тему | Фоторепортажи, коллажи «Моя семья» | ||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
-рассматривание праздничной газеты ко Дню семьи | праздничная газета ко дню семьи |
IV год обучения
СТАРШАЯ ГРУППА
(с 5-ти до 6-ти лет)
Задачи образовательной деятельности
- Развивать представления о родном городе и стране, гражданскопатриотические чувства.
- Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира
- Освоение представлений о своем городе (селе) — названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.
- Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
- Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.
- Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3 | "Я и моя семья" Родословная | -Формирование дифференцированных представлений о близких и дальних родственниках; -Воспитание уважения к родственникам; | -заслушивание мини-докладов на тему "Мое имя и что оно означает. Почему меня так назвали?" | Создание Книги Имен нашей группы | |
-НОД на тему "Моя родословная" -составление родословного древа; | Выставка "Мое родословное древо" | ||||
- рассматривание семейных фотоальбомов | Семейные фотоальбомы | ||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек" "Что сначала, что потом", "Кто чем занят" | Дидактические игры | ||||
4 | "Дети и взрослые в детском саду. Правила поведения" | -Формирование первоначальных представлений о социальной значимости труда взрослых в детском саду, о функциональном назначении различных помещений | -беседа на тему "Кто работает в детском саду" -рассматривание альбома "Сотрудники детского сада" | Альбом или пособие «Сотрудники детского сада» с фото, названием профессии, описанием деятельности | |
-экскурсии и наблюдение за работой заведующей, завхоза, методиста и т.д. | |||||
-организация работы дежурных | |||||
-беседа на тему "Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе | |||||
Октябрь | |||||
2 | "Наш город " - история возникновения; -геральдика, герб, флаг | - Формирование представлений о последовательности событий в жизни города; -Конкретизация представлений о названии города, его гербе, флаге -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -НОД "История нашего города" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. История Зеленогорска" | |
- рассматривание альбома "Наш город раньше и теперь" | Тематический альбом "Наш город раньше и теперь" | ||||
-экскурсия к памятному камню в честь основания города | |||||
-чтение стихов, рассказов о родном городе | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Что это за здание?" "Найди герб и флаг Зеленогорска" | Дидактические игры | ||||
-беседа "Герб, флаг, гимн Зеленогорска" | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание карты родного города, нахождение знакомых объектов | Карта города | ||||
4 | "Достопримечательности города" -памятники | -Конкретизация представлений о реликвиях города -Дифференциация представлений об исторических памятниках -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -беседа на тему "Исторические памятники нашего города" | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбома "Достопримечательности нашего города" | Тематические альбомы | ||||
-экскурсия "Памятники нашего города" | |||||
-составление рассказа "Что бы я рассказал гостям о нашем городе" | Составление книги экскурсовода | ||||
-рисование на тему "Самое красивое здание нашего города" | Выставка работ | ||||
-известные люди нашего города | -Конкретизация представлений о знаменитых жителях города, их значении в жизни, истории и развитии города | -беседа "Известные люди нашего города" | Наглядный иллюстративный материал Тематический альбом | ||
30 октября - День основания градообразующего предприятия ЭХЗ | |||||
Ноябрь | |||||
В течение месяца | "4 ноября - День народного единства" | -Знакомство с историей возникновения праздника | -беседа "День народного единства" | Наглядный иллюстративный материал | |
"Красноярский край на карте России. История возникновения" | -Формирование представлений о Малой родине, Красноярском крае, его географическом положении на карте страны; -Знакомство с хронологией, цепью важных исторических событий | -образовательная ситуация на игровой основе "История Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. Красноярский край" | ||
-работа с картой | Карта Красноярского края | ||||
-презентация "Путешествие по Красноярскому краю" | Средства ИКТ | ||||
-чтение произведений художественной литературы | Картотека художественных произведений по теме | ||||
"Природные богатства Красноярского края. Климатические зоны. Животный мир" | -Формирование представлений о полезных ископаемых, реках, климатических зонах, о флоре и фауне Красноярского края, | -игра-путешествие "Полезные ископаемые Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал | ||
-НОД "Климатические зоны Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-Презентация "Животный мир Красноярского края" | Средства ИКТ | ||||
-Слайд-шоу "Зоопарк "Роев ручей" | Средства ИКТ | ||||
-Видеопросмотр "Растения и животные Красной книги Красноярского края | Средства ИКТ | ||||
-просмотр мультфильма "Красноярский край" из серии Мульти-Россия | Средства ИКТ | ||||
26 ноября - День Матери в России | |||||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
7 декабря 1934 года дата основания Красноярского края | |||||
1 | "Наш Красноярский край" -геральдика (герб, флаг, гимн) Губернатор | -Формирование представлений о символике Красноярского края, геральдических особенностях | -беседа "Геральдика: герб, флаг, гимн Красноярского края. Значение" | Наглядный иллюстративный материал | |
-д\и "Найди герб Красноярского края", "Разрезные картинки" | Дидактические игры, пособия | ||||
-рисование герба, флага Красноярского края | Принадлежности для рисования | ||||
-чтение энциклопедии на данную тему | Картотека художественных произведений по теме | ||||
3 | "Столица Красноярского края - Красноярск" | -Формирование представлений о столице Красноярского края, ее истории | -НОД "История Красноярска" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. Красноярский край" | |
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий г. Красноярска | Тематические альбомы, фотографии | ||||
Январь | |||||
4 | Достопримечательности Красноярского края" -заповедники "Столбы", "Ергаки" -Исторические памятники -Исторические архитектурные здания | - Знакомство достопримечательностями, культурой Красноярского края -Формирование представлений об исторических памятниках -Воспитание чувства гордости за свою Малую Родину | -виртуальная экскурсия по заповедникам "Столбы"и "Ергаки" | Средства ИКТ | |
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий г. Красноярска | Тематические альбомы, фотографии | ||||
-беседа «Исторические памятники»; -экскурсия по городу Красноярску (по иллюстрациям) | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-составление рассказа "Что бы я рассказал гостям о достопримечательностях Красноярского края" | |||||
Февраль | |||||
1 | "Известные люди Красноярского Края" | -Формирование представлений об известных людях Красноярского Края, их значимости, вкладе в историю развития города и края | -НОД "Известные люди Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал Тематический альбом | |
- "Писатели Красноярья - детям" -чтение литературных произведений | Выставка книг | ||||
23 февраля -День Защитника Отечества. Герои России | |||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Моя страна Россия" Герб. Флаг. Гимн. Президент. Столица - общие сведения. | -Формирование первоначальных представлений об истории России -Стимулирование проявления интереса к символике страны -Формирование уважительное отношения к государственным символам | -беседа-путешествие по карте России | Наглядный иллюстративный материал | |
НОД "Государственные символы" | |||||
-рассматривание альбома "Гербы и флаги разных стран | Тематические альбомы | ||||
- беседа "Главный город страны" | Тематический альбом, иллюстрации | ||||
-чтение и заучивание стихов | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-виртуальная экскурсия по Москве | Средства ИКТ | ||||
Русская традиционная культура. Народные промыслы | -Формирование первоначальных представлений о культурном наследии, о роли человека в развитии культуры -Воспитание интереса к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, знакомство с изделиями народных промыслов. | -рассматривание иллюстраций с изображением русского национального костюма | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | ||
-знакомство с народными промыслами | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | ||||
-декоративное рисование, лепка из глины | |||||
-разучивание потешек, прибауток, малых фольклорных форм | Картотека художественных произведений по теме | ||||
Апрель | |||||
"Многообразие разных национальностейРоссии" -особенности внешнего вида, одежды, традиций. Толерантность | -воспитание познавательного интереса к культуре своего и других народов | -беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Понятие "Гражданин" | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание иллюстраций, фотографий, предметов одежды людей разных национальностей | Иллюстрации, фотографии, тематические альбомы | ||||
-чтение художественной литературы | Художественные произведения | ||||
-работа с картой страны | Карта России | ||||
"Страницы истории России. ВОВ. 9 мая - день Победы" | -Формирование представлений об исторических событиях жизни страны -Воспитание чувства признательности и любви к своей стране, ее гражданам, к своим предкам | - беседа «ВОВ. Подвиг народа"; - рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций на тему "ВОВ", -чтение художественной литературы | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы, книги, энциклопедии Художественные произведения о войне | ||
Май | |||||
3 | Другие страны и народы мира. Достопримечательности. Традиции. Флаги. Гербы. Толерантность | -Формирование первоначальных представлений о странах и народах, населяющих планету, их равноправии Стимулирование проявления интереса к символике разных стран -Знакомство с глобусом, картой мира -Воспитание уважительного отношения к людям с любым цветом кожи. | -НОД "Кругосветное путешествие" | Глобус, карта мира | |
-рассматривание глобуса, карты мира, знакомство с названиями континентов, стран | |||||
-чтение сказок народов мира | Художественные произведения | ||||
-слушание музыки народов мира | |||||
-повижные игры народов мира | |||||
"Моя семья" 15 мая - международный день семьи | -Конкретизация представлений о близких родственниках, их значении в жизни семьи -Формирование способов уважительного, заботливого отношения к близким людям, членам семьи | - беседа о семье, составление рассказов на данную тему | Фоторепортажи, коллажи «Моя семья» | ||
-сюжетно-ролевые игры "Семья", | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм | ||||
-рассматривание праздничной газеты ко Дню семьи | праздничная газета ко дню семьи |
V год обучения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
(с 6-ти до 7-и лет)
Задачи образовательной деятельности
- Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданскопатриотические чувства.
- Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
- Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Содержание образовательной деятельности
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира
- Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
- Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.
- Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Сентябрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3 | "Я-человек. Сведения о себе. История происхождения имени. Я и моя семья"
| -Формирование знаний о человеке как о био-психо-социальном существе --Стимулирование проявления интереса к возникновению имен -Воспитание уважения к родственникам; | - рассматривание иллюстраций на темы: «Мы растем», «Труд взрослых» | Альбомы: «Мы растем», «Труд взрослых», «Отдых и увлечения» | |
-НОД на тему "Возрастная линия" -работа с системным оператором «Возрастная линия» | Системный оператор | ||||
- просмотр видеофильмов «Свадьба», «Наш малыш», семейных фотоальбомов | Семейные фотоальбомы, видеофильмы | ||||
-экскурсия в группу раннего возраста, игры с малышами | |||||
- д\и "Лента времени. История малыша", "Лента времени. История родителей","Лента времени. История бабушек и дедушек" "Что сначала, что потом", "Кто чем занят" | Дидактические игры | ||||
4 | "Детский сад. Моя группа. Мои друзья" | - Формирование представлений о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми, понимании между ними | -НОД-экскурсия по детскому саду "Кто чем занимается в детском саду" -рассматривание альбома "Наш детский сад» | Альбом или пособие «Наш детский сад» с фото, названием профессии, описанием деятельности | |
-работа со схемой «Дорога в детский сад» | Схема - маршрут | ||||
-изготовление макета «Наш детский сад» | макет | ||||
-составление творческих рассказов "Мой лучший день в детском саду» | Книга рассказов | ||||
-рассматривание тематических альбомов «Наша группа», «Мои друзья» | Тематические альбомы | ||||
-НОД «История нашего детского сада» | |||||
-рассматривание фотоальбома «Летопись детского сада» | Фотоальбом «Летопись детского сада» | ||||
Октябрь | |||||
2 | "Наш город –город атомной промышленности. " - история возникновения; -геральдика, герб, флаг -улицы города -карта города | - Формирование представлений о последовательности событий в жизни города; -Конкретизация представлений о названии города, его гербе, флаге -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -НОД "История нашего города" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. История Зеленогорска" | |
- рассматривание альбома "Наш город раньше и теперь" | Тематический альбом "Наш город раньше и теперь" | ||||
-экскурсия к памятному камню в честь основания города | |||||
-чтение стихов, рассказов о родном городе | Картотека художественных произведений по теме | ||||
-д\и "Что это за здание?" "Найди герб и флаг Зеленогорска" | Дидактические игры | ||||
-беседа "Герб, флаг, гимн Зеленогорска" | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание карты родного города, нахождение знакомых объектов | Карта города | ||||
4 | "Наш город –город атомной промышленности. " - энергия -экология -безопасность | -Формирование представлений о градообразующем предприятии, его значимости в жизни города; -Воспитание чувства признательности и любви к своему городу | -беседа на тему "Исторические памятники нашего города" | Наглядный иллюстративный материал | |
- рассматривание альбома "Достопримечательности нашего города" | Тематические альбомы | ||||
-экскурсия "Памятники нашего города" | |||||
-составление рассказа "Что бы я рассказал гостям о нашем городе" | Составление книги экскурсовода | ||||
-рисование на тему "Самое красивое здание нашего города" | Выставка работ | ||||
-интеллектуальный конкурс «Знатоки Зеленогорска» | |||||
-известные люди нашего города | -Конкретизация представлений о знаменитых жителях города, их значении в жизни, истории и развитии города | -беседа "Известные люди нашего города" | Наглядный иллюстративный материал Тематический альбом | ||
30 октября - День основания градообразующего предприятия ЭХЗ | |||||
Ноябрь | |||||
1 | "4 ноября - День народного единства" История. Война и мир | -Знакомство с историей возникновения праздника | -беседа "День народного единства" | Наглядный иллюстративный материал | |
"Страна. Столица. Красноярский край Символика. Природные богатства Климатические зоны. Животный мир» | -Формирование представлений о Большой и Малой родине, географическом положении на карте страны; -Формирование представлений о хронологии как цепи важных исторических событий -Формирование представлений о полезных ископаемых, реках, климатических зонах, о флоре и фауне Красноярского края, -Конкретизация представлений о символике | -образовательная ситуация на игровой основе "История Красноярского края" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. Красноярский край" | ||
-работа с картой | Карта Красноярского края | ||||
-презентация "Путешествие по Красноярскому краю" | Средства ИКТ | ||||
-чтение произведений художественной литературы -игра-путешествие "Полезные ископаемые Красноярского края" -НОД "Климатические зоны Красноярского края" -Презентация "Животный мир Красноярского края" -Слайд-шоу "Зоопарк "Роев ручей" -Видеопросмотр "Растения и животные Красной книги Красноярского края -просмотр мультфильма "Красноярский край" из серии Мульти-Россия | Картотека художественных произведений по теме Наглядный иллюстративный материал Наглядный иллюстративный материал Средства ИКТ Средства ИКТ Средства ИКТ Средства ИКТ | ||||
26 ноября - День Матери в России | |||||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
7 декабря 1934 года дата основания Красноярского края | |||||
1 | "Наша страна Россия" -государственные символы -президент | -Формирование представлений о символике страны, геральдических особенностях | -беседа "Геральдика: герб, флаг, гимн. Значение" | Наглядный иллюстративный материал | |
-д\и "Найди герб России", "Разрезные картинки" | Дидактические игры, пособия | ||||
-рисование герба, флага России | Принадлежности для рисования | ||||
-чтение энциклопедии на данную тему | Картотека художественных произведений по теме | ||||
3 | "Москва-Столица –нашей родины" | -Формирование представлений о столице ее истории | -НОД "История Москвы" | Наглядный иллюстративный материал д\и "Лента времени. История Москвы" | |
-рассматривание альбомов, фотографий с изображением улиц и зданий г. Москвы | Тематические альбомы, фотографии | ||||
Январь | |||||
4 | «История московского Кремля» | - Знакомство с достопримечательностями, культурой нашей страны -Формирование представлений об исторических памятниках -Воспитание чувства гордости за свою Родину | -НОД «Московский кремль. Его история. Башни московского кремля» | Средства ИКТ | |
-рассматривание иллюстраций, альбомов с видами Московского кремля в разное время» | Тематические альбомы, фотографии | ||||
-Рисование «Башни московского кремля» | Наглядный иллюстративный материал, принадлежности для рисования | ||||
-конструирование «Московский кремль» | Разные виды строителя и конструктора | ||||
27 января - день снятия блокады Ленинграда | |||||
Февраль | |||||
1 3 | "Города России» «Воинская слава России» 23 февраля | -Формирование первоначальных представлений об истории России, основных исторических событиях страны, выдающихся людях - Воспитание чувства признательности игордости за свою Родину | -просмотр видеофильмов, рассматривание альбомов на тему «Великие города России» | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | |
-заседание клуба знатоков на тему «Великие города России» | Сценарий, средства ИКТ | ||||
-НОД на тему «Защитники земли русской» | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание альбома «Славные люди России» | альбом «Славные люди России»с фотографиями и биографией | ||||
-д\и «Историческое лото» -историческая лента «От парусника до современного корабля», «От кольчуги до мундира» | Исторические ленты | ||||
23 февраля -День Защитника Отечества. Герои России | |||||
Март | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Организация предметно-пространственной развивающей среды | Литература |
3-4 | "Моя страна Россия" Климатические зоны | - знакомство детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства. | -беседа-путешествие по карте России | Наглядный иллюстративный материал Макеты климатических зон | |
НОД "Климатические зоны моей страны" | |||||
-рассматривание альбома "Климатические зоны» или «Животные разных климатических зон» | Тематические альбомы | ||||
Голубые реки России | - расширение представлений детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал. | -работа с картой России | Карта | ||
-НОД «Водные ресурсы России – наше богатство» | Наглядный иллюстративный материал Тематические альбомы | ||||
-чтение худ. лит-ры, загадок, пословиц | |||||
Апрель | |||||
"Многообразие разных национальностейРоссии" Народы России -особенности внешнего вида, одежды, традиций. Толерантность | -воспитание познавательного интереса к культуре своего и других народов: -знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей | -беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Понятие "Гражданин" | Наглядный иллюстративный материал | ||
- рассматривание иллюстраций, фотографий, предметов одежды людей разных национальностей | Иллюстрации, фотографии, тематические альбомы | ||||
-чтение художественной литературы (сказок разных народов) | Художественные произведения | ||||
-НОД «Традиционная кухня» | Книга национальных рецептов | ||||
-работа с картой страны | Карта России | ||||
-НОД на тему «Жилище народов разных стран» | Наглядный иллюстративный материал | ||||
-рассматривание кукол (иллюстраций) в национальных костюмах | Наглядный иллюстративный материал | ||||
"Народные промыслы» | - расширение и закрепление представлений детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. | - НОД «Город мастеров"; | Наглядный иллюстративный материал, | ||
- рассматривание альбомов, иллюстраций на тему "Народные промыслы", | Тематические альбомы, книги, энциклопедии | ||||
-организация мини-музеев «Народные промыслы» | Мини-музей, экспонаты музея | ||||
-д\и «Составь узор», «Загадки орнамента», | д\и по данной теме | ||||
-изготовление кукол оберегов из ниток; вышивание узоров на салфетках | |||||
Май | |||||
9 мая – день Победы. ВОВ. Вклад России в ВОВ. (реализация проектов на группах) "Моя семья" 15 мая - международный день семьи | |||||
3 | Многообразие стран и народов. Страны и народы мира. Достопримечательности. Традиции. Флаги. Гербы. Толерантность | -Формирование первоначальных представлений о странах и народах, населяющих планету, их равноправии Стимулирование проявления интереса к символике разных стран -Знакомство с глобусом, картой мира -Воспитание уважительного отношения к людям с любым цветом кожи. | -НОД "Кругосветное путешествие" | Глобус, карта мира | |
-рассматривание глобуса, карты мира, знакомство с названиями континентов, стран | Глобус, карта мира | ||||
-чтение сказок народов мира | Художественные произведения | ||||
-слушание музыки народов мира | Фонотека | ||||
-повижные игры народов мира | Картотека игр | ||||
-заседание клуба знатоков «Наша планета Земля» | Сценарий, средства ИКТ | ||||
-составление письма другу из другой страны | |||||
-д\и «Одень куклу в национальный костюм» | Наглядный иллюстративный материал, | ||||
-развлечение «Дружат дети всей Земли» | Сценарий, костюмы |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с родным городом, краем, страной.
Р.В. Бернякович, воспитатель
МБДОУ №30 "Крепыш" г. Зеленогорск
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования.
Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России. Как же пробудить в ребенке чувство к Родине? Как воспитать патриота своей страны? Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории.
Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А может быть дошкольникам не нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Решая на практике задачи приобщения детей дошкольного возраста к истории своего города, края, страны мы столкнулась со следующими трудностями:
-отсутствие программы с разработанными конспектами непосредственно образовательной деятельности и проектами по данной теме (в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу, но зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса);
-отсутствие программы краеведческого направления Красноярского края для дошкольников,
- недостаточность предметно-развивающей среды детского сада (демонстрационные и наглядные пособия, образцы художественной литературы, живописи, дидактические средства: игры, пособия и т.д.);
-недостаточность собственных знаний в области краеведения;
-недостаточность художественной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников.
-пассивность родителей.
Проблемный анализ подвѐл к пониманию, что для решения вопросов всех вышеперечисленных позиций необходимо, изучив материал по данной теме, создать систему тематических занятий по истории родного города, края, страны, отражающую всю полноту данного направления и отвечающую принципам целостности, историзма, гуманизации, деятельного подхода, интеграции, возрастного и индивидуального подхода, рациональности, наглядности; разработать дидактические пособия и игры, использование которых позволяет формировать представления детей об истории, природе, достопримечательностях своей Родины.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанная мной, представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица -родной город - край - страна, ее столица, символика - через призму исторических событий. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, крае, стране. Причем темы должны повторяться в каждой группе, при условии смены содержания, объема познавательного материала и сложности изучения.
Прежде всего нужно познакомить малыша с понятием времени, помочь ему с тем, что означает вчера, недавно, давно, сначала и потом, научить его делить время на отрезки, научить располагать в хронологическом порядке какие-либо периоды времени. Мы начали решать эти задачи в младшей группе с ознакомления ребенка с собственной историей и историей своей семьи. Достичь цели помогли созданные с помощью родителей пособия "Собственная история малыша", "История родителей", "История дедушек и бабушек", которые представляют собой дорожку из ткани или картона, разделенную на цветные отрезки и карточки с фотографиями ребенка, располагающимися в хронологическом порядке по мере взросления, или фотографиями родителей от рождения до настоящего времени, аналогично с фотографиями бабушек и дедушек. Ребенок раскладывает фото в хронологическом порядке, усваивая принцип течения времени и смены поколений.
В средней группе формируются представления детей по темам "Детский сад", "Моя улица", "Мой город".
В старшей группе закрепляются знания по темам "Моя семья" и "Мой город" и формируются представления по теме "Мой Край".
В подготовительной к школе группе закрепляются знания по предыдущим темам и формируются представления по теме "Моя Страна".
В процессе создания системы тематических занятий по истории родного города, края, страны мною были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности на темы "Детский сад - большая семья", "Профессии в детском саду", "Улицы моего города", "Мой родной Зеленогорск. Виртуальная экскурсия по городу", "История одного города. Путешествие вглубь времен", "История родного города в лицах", "Край, в котором мы живем", "Путешествие по Красноярску". В рамках календарно-тематического планирования были разработаны и реализованы следующие проекты "Мой родной Зеленогорск", "Мой край родной. Прошлое и настоящее", "Я горжусь своей страной!"
Для формирования исторических временных представлений мной было разработано дидактическое пособие "Коврик времени", помогающее ребенку запомнить цепь важных исторических событий, познакомиться с хронологией. "Коврик времени" представляет собой дорожку из плотной ткани, разделенную на несколько цветных частей (давно, недавно, сейчас) и набор картинок с короткими текстами по темам "Мой город", "Мой край", "Моя страна". Ребенок разворачивает коврик и сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно раскладывает картинки в хронологической последовательности.
Работа по формированию патриотических чувств у детей посредством знакомства с историей города, края, страны была бы неполной без использования музейной педагогики. Уже несколько лет наш детский сад сотрудничает с Городским музейно-выставочным центром. Дефициты предметно-развивающей среды по темам "Как жили люди в старину", "Народное творчество" успешно компенсировались регулярными экскурсиями в музей, а так же созданием мини-музеев в группе детского сада.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Активный поиск новых форм и методов работы с детьми и родителями позволил успешно внедрить и использовать различные образовательные технологии, в том числе и метод проектирования. Родителям были предложены следующие формы работы: консультации на темы "Что рассказать ребенку о родном городе", "Символическое значение герба и флага Зеленогорска", "Из истории Красноярского края", "Домашние реликвии", "Летопись семьи в старинных и современных фотографиях"; совместное посещение музейных экскурсий; сбор и оформление краеведческого материала; активное участие в оформлении альбомов "Я и мой город", "Мой Красноярский край", в создании мини-музеев "Семейные реликвии", "Старинные елочные игрушки", "Художники Красноярья" , "Народные промыслы", "Хлеб -всему голова"; создание герба и генеалогического древа своей семьи.
Работа по созданию системы тематических занятий по истории родного города, края, страны мной не окончена. Я и мои коллеги продолжаем целенаправленно и систематически улучшать методическое оснащение образовательного процесса по данному направлению. Но промежуточный результат мы уже получили: наши воспитанники проявляют интерес к истории и культуре своей Родины, совместно с родителями являются активными участниками образовательного процесса, имеют сформированные представления о своем городе, крае, стране, знакомы с понятием хронологии.
В заключении хочется сказать, что начиная работу по ознакомлению с историей родного края, педагог обязан быть компетентным в этом вопросе. Нам, взрослым, самим надо знать и любить культуру и историю своей страны, уважать ее традиции, и тогда нам будет что передать детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у ...
Перспективно-тематическое планирование ( старший возраст)
Предлагаемое вниманию комплексно-тематическое планирование предназначено для старшего возраста и включает в себя все непосредственно-образовательные области....
Перспективное тематическое планирование реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" во второй младшей группе
Составитель: Разумова Наталья Ивановна...
Перспективное тематическое планирование реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" во подготовительной группе
подготовительная группа...
Перспективно - тематическое планирование совместной деятельности по программе "Социокультурные истоки" для детей 4-5 лет.
В своей работе я предлагаю комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы. Оно разработано в соответствии с содержанием программы реализуемо...
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» старшая группа
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» старшая группа...
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» подготовительная к школе группа
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» подготовительная к школе группа...