ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
проект (средняя группа)

Никифорова Татьяна Михайловна

ПРОЕКТ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»

(средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_donskie_kazaki.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Мы - донскиеказаки»

Цель: Формировать чувство национально-культурной самобытности, гордости за прошлое нашего края, своих предков.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • продолжать знакомства с бытом Донских казаков
  • продолжать знакомить детей с донским костюмом, кухней, жильем
  • активизировать словарный запас по теме «казачество»

Развивающие задачи:

  • развивать творческое мышление и воображение;
  • систематизировать знания детей о казачьей кухне, быте, одежде
  • Воспитательные задачи:
  • воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родному краю уважение традиций своих предков.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Ход НОД

1Вводная часть

Воспитатель:

 С хлебом, солью Вас встречаем в гости к нам приглашаем.         

Издавна на нашей земле славились люди своим гостеприимством. И мы не нарушаем своих традиций, встречаем дорогих гостей с хлебом и солью.

Воспитатель:

А что за народ живет на берегу Тихого Дона?

Ответы детей: казаки

Воспитатель: Казаки – вольные и смелые люди, которые жили по границам России и защищали её от врагов. Это сильные и уверенные в себе люди, они умели делать всё сами, что нужно для жизни

-А вы бы хотели стать настоящими казаками и казачками?       (да)

- в казаки посвящал атаман казачьего донского округа. Кто такой атаман? (ответы детей)

Воспитатель:ПИСЬМО

 Он передал слова  казачьей клятвы.

-вы понимаете, что приняв клятву вы должны ее исполнять: Не позорьте плохим словом или дурным делом ваш казачий род и свой родной край. Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки.

Клятва:

«Слава Дону, героям Слава.

 Клянусь, что будем верны матушке - России              

Клянусь, что не подведем братьев – казаков.

Клянусь, что будем чтить заветы наших предков, Донских казаков!»

ДЕТИ: КЛЯНУСЬ, КЛЯНУСЬ, КЛЯНУСЬ.

Воспитатель:

  Вы приняли клятву. Отныне вы казаки!

А знаете ли вы, что означает слово «казак»?

Ребенок (заранее выучит) : Казак – опора всей России

Он воевал всегда красиво

Гордится им святая  Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

2 Основная часть

Воспитатель:

Ребята, а сегодня мы  вспомним игры да обычаи казаков, чтобы они не исчезли из жизни нашей, а достались детям да внукам нашим.

Ребята, кто знает как называется казачий дом?(Ответы детей)

Казачий дом называется - Курень. Он «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Посредине дома стояла печь. Горница являлась главной комнатой в курене. Я приглашаю вас в казачью горницу. 

Самым главным местом в горнице считался Святой угол. Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки. В святых углах висели иконы, на стенах отдельно были расположены семейные фотографии.

Важным предметом в казачьем быту была кровать.  Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать - это место отдыха всё должно этому служить! Женщина- казачка здесь всё тщательно украшала.

Возле кровати родителей находится колыбель.  Колыбель покрыта пологом. Как вы думаете для чего? (Ответы детей) Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

. 

Украшением стола в хате был самовар.  Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

- А вот какие чугуны (Показываю) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых.

-А как называлось вот это приспособление? (Показываю ухват). Для чего он служил?(Ответы детей)

-Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

- А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Вот это изделие называется рубель,(показываю) а использовали его для глажки белья.

Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг 

- Кто знает, каков принцип его работы? (Ответы детей) внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить.

Воспит: Да. В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.

Загадки: 

Возле печи не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват)

 

Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля, а… (чугунок)

 

Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.

Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)

Воспитатель: Молодцы ребята  

мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. Как вы думаете, ачто обычно хранится в сундуке у казаков?

Дети:  в сундуке у казаков хранится одежда.

Воспит: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную, была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ). Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава Для пышности костюма носили нижние юбки.У казаков на стоячем воротнике рубахи вшивалась красная или синяя окантовка.

Воспитатель: Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывает с детства. Но и невозможно представить казака без коня, который является ему другом. На коня казака сажали, когда он был еще годовалым ребенком. Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Воспит: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.

Воспитатель:Молодцы казачата! в казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи. С детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?

Дети: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.

Дети: К отцу и матери обращались только на «Вы».

Дети: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.

Воспит: А вы знаете какие - ни будь казачьи блюда? (Ответы детей)

У нас в реке Дон очень много водилось рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.

Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,

Компот из сухофруктов - взвар называется.

Вареники с творогом, картошкой.

Воспит: Прекрасно. Как много вы знаете о казачьей кухне! И сейчас я предлагаю слепить со мной вареники с картошкой. Давайте наденем фартуки, косыночки (на столе лежит раскатанное тесто). Тесто на столе уже раскатано, поэтому берём формочки и вырезаем кружочки, чтобы вареники были одинаковы. В середину положим начинку и краешки крепко-крепко залепим, чтобы начинка не убежала. А пока вы лепите вареники, послушайте интересную сказку. АУДИОЗАПИСЬ

«В одной донской станице жила - была казачка. Решила она как-то вареников налепит да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муки - вареников налепит да казачат накормит». Мельник дал ей муки. Побежала она к речке: « Речка-матушка, дай мне водицы, хочу, вареников налепит да казачат накормить». Речка дала ей водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке: «Курочка-хохлатка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные. Дала курочка ей яичко. Пошла хозяйка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито, просеяла муку, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто». Вот так казачке помогли, налепить вареники те, кто с ней рядом находится. Ну, вот мы и налепили вареники. А что с ними надо сделать?

Казак 1: Положить в чугунок и поставить в печь.

Дети кладут в чугунок вареники и ставят в печь

Воспит: А мы снимем фартуки и помоем руки.(влажные салфетки) Ребята, вы – молодцы, присаживайтесь на стульчики. 

3 Итог

Воспит: Ну что ребята. Вот мы и узнали от куда мы, где наши корни. Вам понравилось наше путешествие? Что вы нового узнали? Как называется дом казаков? Для чего нужен ухват? Что нужно сделать, чтобы утюг нагрелся?(Ответы детей)

Молодцы.

Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите, пока они живы, узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вами есть одно общее, что объединяет и роднит…Все мы родом из…

Все: Донского края!Мы донские казаки.

Дети: До свидания, люди добрые! (поклон)

Дети уходят.

Напутствие .

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции  с тобой мы берегли,

у Дон - реки,

Где жили здесь когда то наши предки казаки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие Тема: «Люблю тебя- мой край родной» для детей подготовительной к школе группы

данная работа учавствовала в конкурсе, посвящённому юбилею города. работа направлена на формирование целостного представления о природных зонах Озёрского района....

Родительское собрание «Люблю тебя» для родителей детей средней группы с использованием интерактивных форм, как средство формирования позитивного родительства.

Жизнь, это беспрерывное движение и смена поколений – постоянно рождаются, подрастают, одним словом, живут рядом с нами необыкновенные создания, приносящие родителям, бабушкам и дедушкам ни с чем не ср...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект "Люблю тебя, мой край Донской!"

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию проект разработанный для детей младшнго возраста. Коренные преобразования в стране резко снизили воспитательный потенциал российской культуры, образ...

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...