Проект "Ознакомление с культурой мордовского края как средство патриотического воспитания"
проект

Надькина Елена Егоровна

Проект "Ознакомление с культурой мордовского края как средство патриотического воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_kulturoy_mordovskogo_kraya.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая идея:. Правильно подобранные материал позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений.

Применяемые средства являются оптимальными и эффективными.

Внедрением проекта педагог добивается следующих результатов:

- повышение мотивации ребенка к образовательной деятельности;

- активизация познавательной сферы ребенка;

- повышение качества усвоения программного материала;

- развитие наблюдательности, внимания, речи;

- формирование в ребенке инициативности, ответственности, самостоятельности.

Содержание проекта состоит из 4-х разделов (краеведение, бытовая культура, традиции, искусство).

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Этапы

Содержание работы

Методы

Прогнозируемые результаты

Средства контроля

1. Подготовительный

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.

2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.

3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.

Анализ научной литературы, опыта педагогов дошкольного образования своего и других регионов РФ.

Создание проекта

Диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдение, опрос

2. Констатирующий

1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.

2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.

4. Проведение констатирующего среза или анализ полученных данных.

5. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.

6. Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Республики Мордовия.

Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Мордовии.

Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности

3. Обучающий

1. Обобщение информационных условий для приобщения к национально-региональной культуре Республике Мордовия детей дошкольного возраста.

2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Мой родной край»

3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

4. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.

Изучение нормативно-правовой литературы

Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.

Анализ контрольного среза.

Сравнительный анализ

5. Накопление методического материала.

6. Реализация плана работы с детьми

9. Анализ контрольного среза.

10.Сравнительный анализ

4.3аключительный

1. Проведение контрольного среза;

2.Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза;

3.Издание программы и методических рекомендаций по приобщению к национально-региональной культуре детей дошкольного возраста.

Обобщение и систематизация материалов по опытно-экспериментальной деятельности

Публикация методических материалов, создание сайта в Интернет.

Проведение контрольного среза;

Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза.

В последние годы повышается значимость дошкольного образования как института социализации, что обусловлено объективными потребностями современного общества и государства. Спектр проблем, решение которых опосредовано модернизацией дошкольного образования, широк: от демографических, связанных с созданием условий для повышения рождаемости, до проблем воспроизводства человеческого и интеллектуального потенциалов общества. В контексте усиливающейся социальной дифференциации, плюрализации современного российского социума и, как следствие, актуализации проблем социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах, возрастает роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности.

Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования.

Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих  моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного к нему отношения, начиная с самого раннего детства.

Цель проекта: создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии .                                                                                                                    Задачи проекта:

- создание системы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии ;                                                                                                                                            

- обобщение, распространение и тиражирование опыта по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии.

Принципы организации работы:

1. Личностно-ориентированный принцип. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, уникальности личности, ее интеллектуальной и творческой свободы, права на уважение, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий.

2. Этнопедагогический принцип. Единство интернациональных (общечеловеческого), национальных и индивидуальных элементов воспитания.

3. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать любой эмпирический материал, соответствующий возрастным возможностям детей, способствующий развитию личности ребенка, его коммуникативных умений, представлению о региональной культуре. Методическая последовательность приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре Мордовии.

Теоретической базой для разработки проекта являлись:

- «Валдоня», региональная программа;

- примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Авторы: О.В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.

- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002

Тематическое планирование по направлениям работы

Первое направление: «Краеведение»

Цель: дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае.

Задачи:

1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, с символикой и населенными пунктами Мордовского края;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края.

Второе направление: «Традиции и обычаи»

Цель: познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление

об их традициях и обычаях.

Задачи:

1. Познакомить с обычаями и праздниками мордовского народа, обогатить представление детей о народных играх;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;

3. Воспитывать уважение к самобытности национально - региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии.

Третье направление: «Бытовая культура»

Цель: познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа.

Задачи:

1.  Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Мордовии, дать понятие о ремеслах и промыслах;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;

3. Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством.                                                                                                                 Четвертое направление: «Искусство»

Цель: дать первоначальные представления о различных видах искусства и их представителях.

Задачи:

1. Углублять и расширять знания детей об  устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое  мышление, воображение;

3. Воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.

Месяц

Тема

Цель

Форма работы

Материал

1.

Октябрь

  1. Я живу в Мордовии.

  1. Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии.

  1. Национальный костюм мордвы- эрзи.

  1. Устное народное творчество мордовского народа –потешки.

Дать детям понятие о том, что мы живем  в Мордовии.

Дать дошкольникам сведения о том, что в Мордовии проживают народы –эрзя и мокша.

Познакомить с национальным эрзянским костюмом, элементами одежды.

Знакомить детей с произведениями устного народного творчества  мордовского народа, побуждать у детей желание слушать потешку..

Беседа

Беседа

Презентация

Беседа, чтение произведений

Карта мордовии.

Куклы в национальных мордовских костюмах.

Потешки, кукла в мордовском костюме.

2.

Ноябрь

  1. Царство животных

  1. Моя семья

  1. Национальная кухня  мордовского народа

  1. Устное народное творчество мордовского народа – загадки

Знакомить детей с дикими животными Мордовии.

Дать представления о том, что такое семья.

Познакомить с мордовской национальной кухней.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества  мордовского народа.

Занятие

Создание семейного фотоальбома.

Беседа.

Беседа, чтение загадок.

Картинки с изображением диких животных.

Семейные фотографии.

Календарь «Мордовская национальная кухня»

Загадки, кукла в мордовском костюме.

3.

Декабрь

  1. Царство растений.

  1. Мордовские народные игры.

  1. Жилище  

  1. Устное народное творчество мордовского народа – заклички.

Продолжить знакомить детей с природой родного края.

Знакомить детей с мордовскими народными играми.

Познакомить детей  с тем, в чем мордва жили в давние времена.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества  мордовского народа, побуждать у детей желание слушать заклички.

Беседа.

Беседа, игры.

Экскурсия в мини музей «Мордовская изба»

Беседа, чтение

Картинки с изображением деревьев, цветов и др. растений.

Платочек, аудиозапись с мордовской  музыкой

Заклички кукла в мордовском костюме

4.

Январь

  1. Реки и озера Мордовии.

  1. Мордовский праздник – Роштува.

  1. Тавлинская деревянная игрушка.

  1. Мордовские народные сказки.

Продолжить знакомить детей с природой родного края. Воспитывать бережное к природе родного края.

В доступной

форме

знакомить

детей с народными праздниками

мордвы.

Познакомить с

Тавлинской деревянной

игрушкой,

вызвать

эмоциональный отклик на яркость образов и своеобразия форм изделий.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества  мордовского народа.

Развивать умение детей слушать мордовские сказки.

Беседа.

Беседа

Презентация

Беседа, чтение.

Картинки с изображением рек и озер, рыб.

Календарь «Традиции и обычаи мордовского народа»

Тавлинские деревянные игрушки.

Сказки, кукла в мордовском костюме.

5.

Февраль

  1. Заповедники Мордовии.

  1. Мордовские народные зимние игры и забавы.

  1. Урусовские валенки.

  1. Мордовские народные песни.

Дать детям сведения о том, что такое заповедник.

Познакомить с заповедниками Мордовии.

Пополнить знания детей о зимних играх и забавах.

Продолжать знакомить детей с ремеслами мордовского народа.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного поэтического творчества мордовского народа.

Беседа

Беседа

Рисование «Мордовские валенки»

Беседа, слушание.

Картинки с изображением природы мордовских заповедников

Иллюстрация картины Ф.Сычкова «Катание с горы»

Силуэты валенок, краски, кисточки

Аудиозапись с мордовскими народными песнями.

6.

Март

  1. Красная книга Мордовии.

  1. Мордовский праздник – Мастя

  1. Мордовская вышивка.

  1. Мордовская музыка

Дать детям сведения о  том, что такое «Красная книга», воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными праздниками .

Познакомить детей с особенностями мордовской национальной вышивки.

Познакомить детей с особенностями мордовской музыки.

Занятие

Беседа

Презентация, аппликация «Икельга паця (фартук)

Беседа.

«Красная книга Мордовии»

Календарь «Традиции и обычаи мордовского народа»

Эрзянский национальный костюм,

Бумага,  клей, салфетки.

Аудиозапись

7.

8

Апрель

Май

  1. Достопримечательности Мордовии.

  1. Мордовский праздник – Инечи.

  1. Гончарное мастерство  мордовского народа.

  1. С. Люлякина . «Стихи»

Контрольный срез

Познакомить детей с достопримечательностями Мордовии и города Саранска. Привить чувство любви к родному краю.

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными праздниками .

Продолжать знакомить детей с ремеслами мордовского народа.

Познакомить детей с произведениями С.М. Люлякиной. Привить чувство любви к произведениям мордовских писателей

Беседа

Развлечение

Презентация , лепка «Кувшин».

Беседа, чтение.

Открытки Достопримечательности города Саранска.

Пластелин, доски, салфетки.

Сборник стихотворений С.М.Люлякиной

Уровни усвоения программы

Диагностика: -  знание национально-региональной культуры у детей дошкольного возраста.

- знание фольклора;

- выставка творческих работ детей (, рисунки, аппликации, мозаика, лепка);

- умение играть мордовские и русские народные игры;

Контроль осуществляется по темам в игровой форме.

Ожидаемые результаты:

- любовь к родному краю;

- интерес и уважение к мордовской  национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям мордовского народа;

- уметь видеть историю вокруг себя;

- любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку;

- иметь представление о родном крае, ознакомить детей с символикой своего края: флагом, гербом;

- бережное отношение к природе.

Возраст детей: 3-4 года.

1. Что такое лес?                                                                                                                            2. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (Растения мордовских лесов)

3. Какую пользу растения приносят окружающей среде и человеку?

4. Как лесник заботится о лесе?

Возраст детей: 3-4 года

1. Каких животных Мордовии ты знаешь?

2. Как разные животные живут в одном доме?

3. Игровое упражнение: «Где у птицы дом?» (Лес, луг, поле)

4. Игровое упражнение: «Кто живет в траве?»

5. Для чего нужны заповедники?

Возраст детей: 3-4 года

1. Игра: «Встречаем гостей» (с атрибутами, с использованием подноса и рушника)

2. Рождество - что это за праздник? А пасха?

3. «Как играли наши бабушки и дедушки» (считалки, игры)

4. элементы национального костюма мордвы?

Возраст детей:  3-4 года

1. В какой стране мы живем? Как называется республика, в которой мы живем? Столица Мордовии?

2. Расскажи и покажи символику России и Мордовии (герб, флаг, гимн)

3. Как люди вредят природе?

Используемая литература:

1. «Валдоня», региональная программа;

2. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Авторы: О.В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс»,2002

4. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. -М., 1957

5. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 - 2008, С. 131 - 135

6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. - Ярославль: Академия, 1995

7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. Ю. Горвиц Ю.М., Чайнова Л. Д. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998

8. «Устное народное творчество мордовского народа».-

9. Журнал «Чилисема»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада...

Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен.  Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины...