«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
консультация по окружающему миру на тему

Хабибуллина Рима Салиховна

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея. Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения к национальной культуре. Использование в работе с дошкольниками различных видов народного искусства оживляет педагогический процесс. Необходимость национального воспитания вытекает из многонациональной сущности республики Татарстан. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться  с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности  к той или иной национальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_starshego_vospitatelya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  старшего воспитателя

1 квалификационной категории

Хабибуллиной Римы Салиховны.

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из самых актуальных задач нашего времени, а чтобы пробудить патриотические чувства к Родине, нужно начинать с Малой Родины, с того дома, где живет ребенок, с той улицы, по которой он ходит в детский сад, с того микрорайона, где у него есть друзья.

 

Современное общество характеризуется ростом национального  самосознания, стремление понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.   Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в обыденной жизни мы не такое серьёзное внимание уделяем этим вопросам. Но в жизни нет ничего дороже, чем мир, согласие, дружба, которая есть между нашими народами. Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.

Дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.  Дошкольные образовательные  учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству, воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье. Актуальностью было то, что:

при планировании работы были выявлены проблемы:

- дети владеют недостаточной информацией о родном городе;

- отсутствие гордости за свой родной город, осознания своей гражданской принадлежности;

- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников;

-отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, побудило нас включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группы по формированию их  патриотических чувств через ознакомление с родным городом, краем.

Мини – музей краеведения в нашем ДОУ функционирует с 1998 года.  При создании музея педагогическим коллективом было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей. Часть слова «мини», в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини-музея является, то что: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.

Мини-музей краеведения в МБДОУ «Детский сад №34» располагается в отдельном помещении. И был создан творческой группой педагогов ДОУ: Сибагатуллиной Р.И. Габдулбаровой С.К. Ахуновой Н.Х.  В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, но и родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами).

 Экспозиции:

- Уголок татарского быта;

- Национальная одежда народов Поволжья;

- Орудия труда;

- Национальные украшения;

- Исторические книги, письма и монеты;

-  Уголок истории  ВОВ;

Музей состоит из трёх частей:

- Уголок татарской избы.

- Медресе.

- Экспонаты.

В музее  устраивают различные посиделки,  проводят народные праздники,  знакомиться с убранством татарской избы, с народным фольклором (загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, поговорки). В этих избах можно проводить музыкальные занятия, занятия по развитию речи, по изобразительной деятельности, также можно организовать кружковую работу для того, чтобы у детей вызвать интерес и систематизировать их знания в области народной культуры.   Центром ознакомления дошкольников в ДОУ с боевыми традициями нашего народа, памятниками боевой славы  служит  мини-музей «Боевой Славы», где собраны материалы об истории войн нашей страны, о защитниках Отечества, о боевых наградах и боевой технике и т.д.   В музее  собраны и подлинные экспонаты военной жизни: фронтовые   письма,  документы,  фляжки,  котелки, фотографии и др. В  музее воспитатели  могут проводить занятия, праздники, посвященные Дню Победы и  Защитникам  Отечества,  экскурсии  с целью ознакомления детей с историей Великой Отечественной войны,  с тяготами и трудностями войн, знакомства с живыми людьми,  которые  отстояли в боях нашу Родину, а так же с участниками локальных войн – это могут быть родители воспитанников.

Таким образом, прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея. Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения к национальной культуре. Использование в работе с дошкольниками различных видов народного искусства оживляет педагогический процесс. Необходимость национального воспитания вытекает из многонациональной сущности республики Татарстан. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться  с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности  к той или иной национальности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст)

Конспект НОД с воспитанниками старшей возрастной группы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию....

Знакомство сродным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Методическая разработка направлена повышение качества патриотического воспитания детей дошкольного возраста через формирование интереса и любви к своему родному краю, передачу детям знаний о прошлом и...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...