Главные вкладки

    Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
    материал на тему

    Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty_po_teme.docx124.03 КБ

    Предварительный просмотр:

                                Педагогический опыт работы по теме:C:\Users\таня\Desktop\Доронина - Лидеры\80 лет - 1.jpg

    «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»  

    Привет тебе, мой край родной,C:\Users\таня\Desktop\Доронина - Лидеры\Слайд2.JPG

    С твоими темными лесами,

    С твоей великою рекой

    И неоглядными полями!

    Привет тебе, народ родимый,

    Герой труда неутомимый

    Среди зимы и в летний зной!

    Привет тебе, мой край родной.

    С. Дрожжина.

    Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

    Понятие «родной край» - многогранно, представляется «от близкого к далекому»: родительский дом, детский сад, улица, город, парк… Любой уголок нашей страны неповторим своими достопримечательностями, славен историческим прошлым и настоящим, знаменит своими жителями, их трудом и результатами деятельности.

    «Воспитание любви к Родине - основа воспитания патриотизма, а любовь к Родине начинается с любви к своему городу, краю». История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколений. Чтобы даты перестали быть хронологией, а факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, мы обязаны пробудить у детей интерес к родному городу и сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

    Тема моей работы выбрана не случайно. В 2016 году Саратовская область отмечает 80 - летие со дня образования.

    «Текущий год юбилейный для региона. 80 - летие Саратовской области – значимая дата. Это повод не только подвести итоги, главное – поставить новые, масштабные цели, определяющие для региона вектор лидерства», — заявил, в частности, на одном из недавних совещаний губернатор Валерий Радаев.

    Родилась я в городе Саратове. Мои родные по материнской линии переехали туда из Ставропольского края, после того, как в наш дом попал снаряд. Вторая моя линия идет из Петровского района. Деревня 2-я Сосновка - тихое, уединенное место, получила свое название от речки Сосновки. Вся деревня тянется вдоль нее и улица одна - Речная. Обыкновенна российская деревня, каких много, но какая там была тишина по вечерам! Воздух хотелось пить, хотелось раствориться в природе, стать частью ее! Сядешь вечером на лавочку и утопаешь в песнях соловьев. Вся моя любовь к природе пошла из этой деревне. В доме у нас постоянно кто-то жил: то голуби с вороной, то хомяки с канарейкой, то суслики между рамами.
    Отец научил меня любить природу, разбираться в растениях, знать деревья, узнавать птиц, знать повадки животных. Он часто брал меня с собой на охоту и там, в природе, я видела жизнь живых существ. Мы заглядывали в репейнике и находили там гусениц, которых любят щеглы. Мы ходили по следу зайца, вокруг всей деревни, а оказывалось, что он сидел под нашим стогом сена. Отец дарил мне цветок колючки, предварительно обрезав все шипы. И для меня не существовало в мире прекраснее цветка. Эти незабываемые воспоминания остались в моей памяти на всю жизнь и подтолкнули меня к выбору этого направления в моей работе. Я пришла к выводу, что хочу научить слушать и слышать ее, отмечать все изменения, происходящие в природе. Когда ребенок поймет, что если не убивать гусеницу - увидишь красивую бабочку, если не рвать, не топтать одуванчики - на следующий год здесь будет золотая поляна - то я считаю, моя миссия выполнена.
    C:\Users\таня\Desktop\Доронина - Лидеры\80 лет - 1.jpg

    Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я определила цель работы: зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.

    Для этого были  поставлены следующие задачи:

    1. Знакомить детей с историей развития и становления родного  края.

    2. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

    3. Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.

    4. Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.

    5. Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.

    6. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.

    В рамках данной темы мною был составлен план проведения мероприятий,

    посвященных 80 – летию образования Саратовской области.

    (см. Приложение)

    В процессе работы я продумала формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, презентации, видео, виртуальные экскурсии); практические (игра, труд, опыты, проекты); словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

    Особое значение я уделяю проектной деятельности. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Проектная деятельность позволяет существенно изменить межличностные отношения между взрослым и ребенком, и между ребенком и сверстниками. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к данной деятельности.C:\Users\таня\Desktop\Доронина - Лидеры\80 лет - 1.jpg

    Мною были подготовлены и реализованы следующие проекты:

    - исследовательский проект «Подарок бойцу Красной Армии»;

    - познавательно-творческий проект «Волга - матушка»;

    - исследовательский проект «Мой героический прадед»;

    - познавательно- исследовательский проект «Мои новые друзья» (животные Саратовской области)

    - познавательно- исследовательский проект «Что едят зимой синички» (животные Саратовской области)

    (см. Приложение)

    Еще одним из наиболее действенных методов используемых в своей работе, я считаю - экскурсии. Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к реке, на стадион. Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.

    Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий к реке Балаковка мы с детьми подготовительной группы наблюдали пробуждение жизни на реке: появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек; рассматривали жука - водомерку, мальков рыб.

    К 55-летию первого полета человека в Космос мы с детьми посетили краеведческий музей; приняли участие в муниципального конкурса «Мой родной край» в номинации «Изобразительное искусство»  направление – «Саратовская губерния – первая космическая гавань Земли»; провели спортивный праздник «День космонавтики». (фотоотчет см. Приложение)

    Результативностью проделанной работы  являются призовые места в конкурсных мероприятиях:

    - 1 место - муниципальный конкурс «Память поколений - достояние будущего»;

    - 2 место - открытый межмуниципальный детско-юношеский фестиваль «Green Way»

    - диплом победителя - областной конкурс «Никогда не забудем»;

    - диплом победителя - областной конкурс «Саратовский край - люби его и воспевай»

    - диплом победителя - областной конкурс проектов «Юный исследователь»

    (Дипломы см. Приложение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

    Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

    Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

    « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    «Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

    «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

    Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

    Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания старшего дошкольного возраста.

    Проект предназначен  для реализации  работы по гражданско-патриотическому  воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.Целью проекта является  воспитание  гу...