Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст)
план-конспект занятия (старшая группа)

Гаврюшева Елена Владиславовна

Конспект НОД с воспитанниками старшей возрастной группы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад 17 общеразвивающего вида» г. Печора

Конспект НОД на тему 

«Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст)

Подготовила и провела 

воспитатель  Е.В. Гаврюшева

        Печора 

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст)

Цель:

Формирование нравственно - патриотического воспитания посредством ознакомления с родным краем.  Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи:

ОО Социализация:

- Формировать представления о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских чувств.

- Воспитывать любовь к родному краю, городу.

- Расширять и уточнять представления о природе родного края.

ОО Познание:

-Расширять представление о городах Республики Коми.

- Дать представление о понятии «Федерация».

ОО Коммуникация:

-Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

-Развивать умение правильно называть существительные в мн. числе в род. падеже

-Продолжать знакомить с национальным языком республики.

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

-Закреплять умение выразительно читать стихотворения.

-Воспитывать интерес к поэзии коми поэтов

ОО Музыка:

-Прослушивание этюдов на тему «Музыка природы», «Коми  песни».

ОО Физическая культура:

-Развивать координацию движений.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Прием активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.

2. Прием организации практической деятельности: показ иллюстраций по теме, комментирование.

3. Прием поддержания интереса у детей: физкультминутка, ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.

4 Прием оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Фигурка Войпеля (ветер)

Выставочный стенд с фотографиями улиц и достопримечательностями родного города

Презентация по теме

Иллюстрации и картинки по теме (представители животного и растительного мира республики)

Магнитофонные записи (музыка природы: свист ветра, народная музыка). Клип для просмотра «Ветер»

Флаги России и Республики Коми

Маленькие флажки с символикой флага Республики Коми по количеству детей

Макеты деревьев (ели). Карточки-символы «Правила поведения во время путешествия»

Виды детской деятельности в НОД:

игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, физическая культура.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие памяти;

2. Развитие диалогической и монологической речи;

3. Проявление эмоциональной отзывчивости к родному городу, краю;

4. Расширение и активизация словарного запаса по теме.

Предварительная работа:

1. Знакомство с родным городом и краем через чтение книг, рассматривание иллюстраций, презентаций, фотоальбомов, беседы во время режимных моментов (прогулка и т.д.) о представлении о городе. Встреча со старожилами города, просмотр фотографий о строительстве и развитию города.

2. Наблюдение за ветром во время прогулок, проведение исследовательской деятельности «Как увидеть ветер», «Зачем нужен ветер». «Определение направление ветра по флюгеру»

3. Заучивание стихов, пословиц, песен о родном крае, чтение литературы коми поэтов и писателей

4. Слушание народных песен, проведение национальных подвижных игр, просмотр клипов в исполнении Лидии Логиновой. (https://www.youtube.com/watch?v=TvdNAEBI2wI ; https://www.youtube.com/watch?v=Jlsz_L44sPo )

5. Пополнение патриотического центра куклами в народных костюмах, работами, сделанные совместно с родителями по теме «По мотивам сказок коми народа».

ХОД НОД:

Дети стоят полукругом (тихим фоном играет мелодия народной песни)

Воспитатель: Старшая группа, что это значит?

Значит, никто по утрам уж не плачет

Суп не прольет на рубашку никто

Путешествия к знаниям ждем мы давно.

Дорогие ребята, мне очень приятно с вами дружить. А вам со мной?  Что делают друзья?

Дети: играют, гуляют, ходят в гости….

Воспитатель: А ещё друзья могут вместе путешествовать. К сожалению, сейчас только ранняя весна, и отдых у нас будет только летом. А так хочется отправиться куда-нибудьНо только как?

Дети: можно представить себе, «понарошку», «как будто…»

Воспитатель: Какие вы сообразительные, а ведь и правда, мы можем немного пофантазировать. Какие вы знаете правила для путешественников? (карточки-символы)

Дети: нельзя отвлекаться, отставать, помогать друг другу, быть приветливыми и вежливыми с теми, кто нам повстречается, нельзя обижать друг друга….

Воспитатель: Все верно. Но мы же знаем, что с интересным попутчиком и путешествие может стать интереснее. Вы согласны? (ответ детей)

А сопровождать нас в этом путешествии будетнет-нет, узнаем позднее, а пока, отгадайте загадку:                            

                                             Здесь родился, живешь,

                                     Уезжаешь — скучаешь,

                                     Как зовут это место, знаешь?

                                                                                        (Родина).

Правильно, мы живем в огромной стране России. А как называется республика, в которой мы живем?

Дети: Республика Коми

Воспитатель: Давайте отправимся в наше путешествие, чтобы узнать как можно больше про нашу родину-про Республику Коми. (дети садятся на ковер).

 А на чем можно отправиться путешествовать? Отвечайте, но помните, что ответы нужно давать предложениями.

Дети: (ответы предложениямина поезде, самолете, корабле, ракете, на оленях, санях…)

Воспитатель: Вы настоящие путешественники, столько видов транспорта перечислили. Но мы ведь находимся в детском саду, а это значит, какие только здесь чудеса не случаются…. (фонограмма «Ветер»)

Воспитатель: Вы слышите? Что же это за звук?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Что делает ветер?

Дети: воет, гудит, дует, свистит, задувает

Влетает ветер (может исполнять роль другой педагог или используется игрушка)

Войпель: Видза оланныд, дона ёрт!

Воспитатель: здравствуй, ты кто, и что ты сказал?

Войпель: Я - северный ветер Коми земли, зовут меня Войпель! «Видза оланныд, дона ёрт»– это значит, «Здравствуйте, дорогие друзья», это я с вами поздоровался на коми языке. Я Войпель - северный ветер коми земли, меня еще называют-повелитель холода. В легендах и сказках-я защитник коми народа.

Воспитатель: Войпель, а ведь ты к нам не случайно прилетел?

Войпель: Я приглашаю вас в путешествие по нашей Родине, по Коми земле. А что такое Родина?

Дети: (ответыэто где родился, где живёшь, где вырос, где живут мои друзья, родители, где мой садик, мамина работа….

Войпель: Вы живете в северном городе, а как он называется?

Дети: Печора

Воспитатель: Давайте расскажем Войпелю про наш любимый город. Я начну, а вы продолжайте

-Мы живем в городе

-Город Печора стоит на берегу красивой, могучей реки...

-У нас в городе есть Печорская…, это (электростанция, есть речной… (порт) и Аэро….).

-А еще печорцы очень любят путешествовать по железной дороге, поэтому у нас естьЖелезнодорожный вокзал.

- В нашем городе много (улиц, зданий, домов, аптек, школ, детских садов, магазинов…).

Войпель : Замечательный у вас город. А может про него и стихи есть?

Ребенок читает стихотворение:

НА ВЫСОКОМ БЕРЕГУ.    Юрий Поляков

У былинного Урала

На высоком берегу

Город северный Печора

Гордо смотрится в реку.

От его причальных стенок

По крутым волнам реки

В рейс уходят капитаны

За Полярный круг Земли (в сокращении)

Войпель благодарит ребенка.

Воспитатель: Войпель, наши ребята недавно выучили стихотворение нашего печорского поэта Пантелеймона Образцова (дети читают по желанию)

«Север мой»

Вот он север мой суровый!

Полюбуйся посмотри

На лугу ковер пуховый,

на деревьях снегири

Шапки белые на крышах,

горы снега во дворе

Дед Мороз узоры пишет

на потеху детворе

Войпель: Замечательные стихи знаете. А я предлагаю вам попутешествовать по нашей республике. Все готовы? Полетели. Хочу предупредить, держаться крепко. Не отвлекаться, чтоб не отстать от нас и не потеряться. (физминутка: «Игры с ветром»- используется стихотворение или песенка про ветер по желанию педагога)

У 1 стола:

на нем расположены макеты домов и флаги страны и республики. На стендах или мольбертах представлены фотографии городов Республики

Войпель: Мы летим над городом Сыктывкаром — это большой красивый город, это столица нашей Республики. Именно в столице размещается правительство республики. Наша республика — это часть Российской Федерации (повторить). Слово Федерация означает, что страна состоит из разных республик, в которых живут разные народы. Вот посмотрите два флага: один - флаг России, а другой флаг: флаг Республики Коми. На флаге России три цвета, что они обозначают? (если дети затрудняются ответить, педагог им помогает). А вот у флага Республики Коми тоже три цвета, но они другие. Давайте его рассмотрим: он состоит из 3 полос. Какого они цвета? Синий цвет — это цвет неба и бескрайних просторов, зеленая-символ тайги, лесов, белая-это чистота, снег. Назовите столицу нашей республики. (ответ детей). Это город---Сыктывкар. Ну, что ж, полетели дальше? Мы пролетаем над городами нашей республики: Сосногорск, Ухта, Инта, Усинск, Воркута (Презентация «Моя Республика» под песню Л.Логиновой «Сьылан»)[4] .Мы летим над деревнями и селами (дети могут назвать знакомые названия). Дети перемещаются к другому столу. 

Под нами бескрайние леса, длинные и глубокие реки, давайте задержимся здесь:

У 2 стола (стол стоит как будто на поляне), на столе разложены картинки:

Воспитатель: Богаты наши леса:

- А что растет в лесах (картинки)

- А кто живет в наших лесах? (картинки)

- А кто водится в наших реках? (картинки)

- А кто летает в небесах? (картинки на окне)

Воспитатель: а мы знаем как некоторые животные готовились к зиме.

Стихотворение П. Образцова «Белка» (ребенок читает стихотворение).

Войпель: как вы много знаете стихов, понравилось мне с вами. Ребята, любите свою малую Родину, она у нас самая прекрасная. К сожалению, нам нужно возвращаться в ваш детский сад, да и у меня дел немало: где-то тучи разогнать, где-то реку с гор погнать

Воспитатель: ну что ж, и нам пора возвращаться в детский сад. отнеси нас, Ветер, обратно. (Дети "возвращаются" в сад)

На стульчиках:

Воспитатель: давайте попрощаемся с нашим новым другом - Войпелем. Как мы можем попрощаться?

Дети: до свидания, до новых встреч. Пока, прилетай еще. Прощай и т. п.

Войпель: а я попрощаюсь с вами на коми языке:

«До свидания!» - «Аддзысьлытoдз! Видза колянныдВключается фонограмма «Ветер" (Ветер «улетает»)

Воспитатель: вот и подошло к концу наше путешествие. С кем познакомились? Что мы свами сегодня делали? Кому понравилось? Что понравилось больше всего? (Релаксия).

Мы путешествовали по нашей Республике, познакомились со столицей нашей республики городом Сыктывкар. Узнали, как можно поздороваться и прощаться на коми языке. Мы познакомились с Войпелем и узнали, что, по легенде, северный ветер является защитником коми народа. Мы говорили о том, что наша родина-это не только наш дом, наш двор, наш город. Это еще и наша Республика, и наша страна.

Наша Родина прекрасна

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

На прощание я хочу подарить вам пословицу о Родине на коми языке:

«Ас муыд –рэднэй мам» – «Своя родина-мать родная».

Фонограмма (ветер).

Воспитатель: неужели, ветер северный вернулся? Да нет, это какой-то конвертик. Что это? (маленькие флажки Коми республики)

Надеюсь, что это путешествие вам запомнится надолго и те маленькие флажки, которые вам принес Войпель, будут напоминать о нашем чудо-путешествии.

Используемые ресурсы:

  1. http://audio.komikyv.ru/content/125  Русско-коми разговорник.
  2. http://komikyv.com/archives/2760  Коми русский разговорник.
  3. https://www.tikitoki.ru/riddle/zagadki-dlja-detej-o-rodine - загадки о Родине.
  4. https://ru12.intermusic.name/s/5270453-Lidiya_Loginova_-_Cylan/ - песня в исполнении Лидии Логиновой.
  5. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14329133260914879746&text=логинова%20съылон&path=wizard&parent-reqid=1585753495920015-331856293956208450500232-production-app-host-man-web-yp-200&redircnt=1585769810.1- музыкальный клип на песню Л.Логиновой «Сьылан».
  6. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8765800329373072613&text=презентация+%22Моя+республика+Коми – презентация «Моя республика Коми».
  7. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7516438929003307063&p=1&text=презентация+города+республики+Коми – презентация «Города республики Коми».
  8. http://progulki.nbrkomi.ru/object/num/108 - Биография Пантелеймона Образцова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада...

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...