"Путешествие в тундру"
методическая разработка (подготовительная группа)

Сорокина Наталия Алексеевна

В дошкольном возрасте необходимо воспитывать чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tundru.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие в тундру"

Цель: Способствовать углублению представлений о северных оленях, значении их в жизни северного коренного народа. 

Задачи:

Образовательные: 

Познакомить со свойствами и качеством оленьей шкуры.

Закрепить умение пользоваться микроскопом.

Закреплять представления о жизни и традиционных занятиях ненцев.

Закреплять знания детей о чуме.

Закреплять знания детей об одежде ненцев.

Продолжать учить детей украшать одежду ненцев, используя элементы национальных орнаментов.

Развивающие:

Развивать умение и навыки анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.

Развивать связную речь детей, любознательность.

Развивать творческое мышление.

Развивать ловкость, меткость в игре.

Формировать эстетический вкус.

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

 Воспитательные:

Воспитывать чувства уважения к коренным жителям ЯНАО, к их труду, традициям,  культуре.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Воспитывать бережное отношение к обитателям тундры.

Предварительная работа с детьми: Экскурсия в музей с целью знакомства с жизнью оленей, беседа "Край, в котором я живу", рассматривание альбома "Край мой Северный", чтение сказок "Кукушка", "Айога", "Снежная королева"

Методические приемы:

Проблемные ситуации.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстраций, презентация).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение.

Анализ занятия.

Словарная работа: олень, чум, тынзян, нарты, упряжка, капор, ягушка, малица, кисы, орнамент.

Оборудование: компьютер, телевизор;

Для опыта: микроскопы, кусочки шкуры оленя и барана, тазики для экспериментирования;

Для игры: оленьи рога, кольца для кольцеброса.

Для продуктивной деятельности: силуэты национальной одежды, образцы национального орнамента «Рога оленя», клей, клеенки, салфетки.

Демонстрационный материал: иллюстрации одежды, презентация «Тундра», «Олень», «Ненецкая одежда», музыкальное сопровождение «Мы поедем мы помчимся, на оленях утром раним»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

В. Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей).

В. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда мы отправимся, вы узнаете если посмотрите презентацию ("Тундра" - 2-3 слайда)

В: Вы догадались, куда мы с вами отправимся путешествовать? (ответы детей)

В: Но так как на улице зима и в тундре холодно, мы должны подобрать одежду которую носят коренные народы Севера. (вывешиваются иллюстрации с одеждой)

(Дети выбирают иллюстрации).   

В: Ну что ребята, теперь мы готовы к путешествию.

Дети: Да.

В: Ребята, как вы думаете на чем мы с вами можем отправиться в тундру?

Дети: На оленях.

В: А почему?

Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени.

В: Я вам предлагаю поехать на оленьей упряжке.

(Имитация поездки в тундру на оленях под музыкальное сопровождение. (Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним)).

2. Основная часть.

В: Вот наша первая остановка. (В раздевалке на столе дети рассматривают макет чума).  

В: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев. Как называется дом у коренных народов Севера?

Дети: Чум.

В: Правильно, "Чум", а как по ненецкий чум?

Дети: - "мя".

В: Как вы думаете почему они живут в чуме, а не в доме?

Дети: Они часто переезжают с места на место и чум удобнее он легко собирается и разбирается. Такое жилище можно соорудить в любом месте, в любое время года.

Воспитатель: – Давайте рассмотрим чум. Из чего он состоит?

(Ответы детей)

В: А как он обустроен?

Дети: – Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием.

Воспитатель: – По-ненецки покрытие “нюк”.  В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между летним и зимним чумом?

Дети: – У летнего чума покрытие из брезента, а у зимнего – из оленьей шкуры.

Воспитатель: – А что служит полом в чуме?

Дети: – Кладут доски и оленьи шкуры. (Дети рассматривают чум внутри.)

Воспитатель: – Чем согревают чум?

Дети: – Железной печкой.

Воспитатель: – Правильно, в середину чума ставится железная печь.

В: Ребята, а для чего нужна печка в чуме?

Дети: (ответы детей)

В: А наше путешествие продолжается, перед тем как отправиться ответьте мне на вопрос.

В: Ребята, а чем занимаются ненцы  мужчины в тундре? 

Дети: пасут оленей, оленеводством, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей и птиц.

В: Правильно оленеводством. А теперь мы отправляемся в гости к оленеводам. (дети садятся, звучит музыка)

В: (Приехали). Ребята, с каким животным тесно связана  жизнь коренные народов Севера?

(Предполагаемый ответ детей: олень)

В: Правильно ребята, главный обитатель тундры - северный олень.

В: А сейчас Настя расскажет нам о северном олене. (Показ презентации про оленя).

Ребенок: Северный олень одно из красивейших животных. Он грациозный, сильный. У него красивые, ветвистые рога, которые олень сбрасывает каждый год; плотный, тёплый мех, который хорошо защищает животное от мороза и ветра. Но самое необычное в олене, это его копыта на передних лапах. Они очень широкие, гораздо шире копыт на задних лапах. Такие копыта необходимы оленю, чтобы добывать себе пищу зимой.

Олень в жизни ненцев это всё. Это еда: мясо, сало, кровь, костный мозг. Это одежда, обувь, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры. На оленях ездят и перевозят груз. Из оленьей кожи плетут главное орудие оленевода - тынзей(аркан). Из рогов оленя мастерят рукоятки ножей и другие вещи.

В: Ребята, а чем питаются северные олени. (Ответы детей).

В: Правильно, они питаются грибами, ягелем.

В: Как же олень спасается от лютых морозов зимой?

Дети: Теплая и густая шерсть она защищает животное от холода.

В: Из чего состоит шкура оленя?

Дети: Из волосков.

Опыт: "Рассматривание кусочков оленьего меха под микроскопом"

В: Ребята посмотрите у нас на столах стоят микроскопы. Я вам предлагаю рассмотреть волоски шкуры оленя под микроскопом.

Дети подходят к микроскопам начинают рассматривать.

В: Что вы видите, на что похож волосок оленя?

Дети: Мы увидели в микроскоп, что каждый волосок похож на трубочку.

В: Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете чем заполнены волоски?

Дети: Воздухом.

В: Вывод: видно что ворсинки - трубочки заполнены воздухом.

В: Чтобы проверить этот факт, возьмем кусочки оленьего и бараньего меха и опустим их в емкости с водой. И что же мы с вами видим.

(Ответы детей)

В: Правильно ребята, волоски бараньего меха быстро ушли под воду, а олений мех остался плавать, как воздушный шарик.

Дети: в ворсинках есть воздух, поэтому шкура оленя не утонула.

В:  Ребята мы провели опыт и какой вывод мы с вами теперь можем сделать.

Дети: Рассмотрев кусочки оленьего меха оказалось, в ворсинках есть воздух, поэтому шкура северного оленя легкая и теплая.

Дети выходят из-за столов. 

В: Я предлагаю поиграть сейчас в одну игру народов севера она называется "Поймай оленя". 

В: Чем любят заниматься оленеводы?

Дети: Ловить оленей.

В: Как называется орудие труда оленевода?

Дети: Тынзян.
Физминутка  «Поймай оленя». (На определенном расстоянии ставятся рога оленя, ведущая предлагает детям попробовать «поймать оленя» с помощью тынзяна, а потом предлагает всем побросать кольца, у кого кольцо окажется на рогах, тот «поймал оленя»).

(После игры дети подходят к доске с картинками).

В: Ребята, а чем занимаются женщины в тундре?

Ответы детей: (шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством)

Воспитатель: – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, ненецкие женщины шьют себе и своей семье специальную одежду.  

В: Из чего сшита их одежда? 

Дети: Из оленьей шкуры.

В.: Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?

Дети: Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур с капюшоном.

В: Что носят мужчины на ногах? (Ответы детей)

В: Ребята, а как называется женская верхняя одежда?

Дети: Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

В: Ребята, а как называется головной убор, который носят женщины?

Дети: Капор.

Воспитатель: – Чем отличается ягушка от малицы? (Ответы детей).

В.: Ребята, а чем расшита мужская и женская одежда?

Дети: Орнаментом.

В: Что же такое орнамент?

Дети: Орнамент - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.

В: Где можно встретить ненецкие орнаменты? (Ответы детей).

В: Какие орнаменты вы знаете , где их используют?

Дети: уши зайца, лисий локоть, оленьи рога, медвежья тропа..

В: А теперь я предлагаю вам побыть мастерами и украсить одежду. Давайте украсим ягушку орнаментом "оленьи рога". Я предлагаю вам взять все необходимое для работы и разместиться как вам удобно.

(Работы детей)

В: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились. Вот какую красоту мы сделали. Мы сделаем выставку наших работ, чтобы вечером ваши родители смогли полюбоваться вашими работами.

В: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Ну вот мы и приехали.

3. Релаксация. 

В. А сейчас мы с вами поиграем в занимательную игру "Слушай, вспоминай, на вопрос отвечай"

ВОПРОСЫ.       

- Дети, о каком коренном народе мы говорили на занятии?

- Где живет этот народ?

- Как называется жилище ненцев?

- Чем занимаются ненцы в тундре?

- Что такое малица, ягушка, кисы?

-Какое животное живет в тундре и помогает человеку?

- Что вам больше всего понравилось и почему? Что нового вы узнали на занятии?

В. Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа - ненцах и о том, что олень для северных народов - это жизнь.

 Ребята, наше занятие подошло к концу, а мы с вами продолжим изучать жизнь северных народов на других занятиях. Всем спасибо, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по тундре"

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....

«Путешествие в Тундру»

Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...

комплексное итоговое занятие "Путешествие по тундре"

конспект комплексного итогового занятия образовательной области познание "Пуиешествие по тундре" с использованием педагогических технологий, методов и приемов таких как  беседа, вопросы поисковог...

«Путешествие по тундре»

                            «Путешествие по тундре»Составитель:  Семенко Е.А.     ...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Занятие во второй младшей группе "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТУНДРЕ"

Знакомство детей с особенностями природных условий тайги....

"Удивительное путешествие по тундре"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада....