Программа дополнительного образования дошкольников старшей группы
рабочая программа (старшая группа)

Программа дополнительного образования старшей группы "Путешествие по Маслянинскому району"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_puteshestvie_po_maslyaninskomu_rayonu_1.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Маслянинского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» комбинированного вида

Маслянинского района Новосибирской области

Рассмотрена на заседании

педагогического совета "31"августа 2022 г.

протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с «Росинка»

приказом от 31.08.2022 г. № 25

_______________ Уйко Л.Н.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

 «Путешествие по Маслянинскому району»

Возраст обучающихся:5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель программы:

Скобелкина Е.В., воспитатель

р.п. Маслянино, 2022

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………………….3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Цель и задачи программы……………………………………….….…..6
  3. Содержание программы………………………………………………...6
  4. Планируемые результаты……………………………………………...15

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий…………...15

2.1.     Календарный учебный график…………………………….……….…15

2.2.     Условия реализации программы……………………………………...15

2.3.     Формы аттестации………………………….………………………….17

2.4.     Оценочные материалы………………………………………….……..17

2.5.     Методические материалы……………………………………………..19

Раздел. 3. Список литературы………………………….…………………….20

Приложение 1. Календарный учебный график……………………………...23

Приложение 2.Диагностический инструментарий…………………….........27

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по Маслянинскому району» имеет туристско-краеведческую направленность.

Актуальность программы.

     В концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года одним из приоритетных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования является вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения своей малой Родины. 

        Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

       Наблюдения за воспитанниками в группе и опрос родителей, показали повышенный интерес детей к истории поселка, природным памятникам, дошкольники увлеченно рассказывают историй о достопримечательностях района, которые они посетили вместе с семьей. Необходимость развития интересов дошкольников в данной области связана с социальным запросом общества: в Маслянинском районе одним из приоритетных направлений социально-экономического развития является туристко-краеведческая деятельность, направленная на развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности подрастающего поколения.

        Познание поселка, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность. Смысл краеведческого образования: позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории поселка, развивает способности чувствовать красоту родного края, способность понимать архитектурно - скульптурный облик поселения, его символику, содействует развитию художественно - творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

   

Отличительные особенности   программы.

          В ходе разработки программы были проанализированы материалы: программа В.Н. Матовой «Краеведение в детском саду», Кондакова М.В.  программа дополнительного образования «В гостях у деда Краеведа». Программа дополнительного образования «Путешествие по Маслянинскому району» имеет ряд отличительных особенностей:

  • тематическое планирование программы дополнительного образования, позволяет дать комплекс знаний о Маслянинской районе;
  • организация на каждом занятии практической, творческой деятельности детей, в процессе которой воспитанники могут применить полученные на занятиях знания.

 Новизна программы.

Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания в результате реализации программы интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций).

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и прогулок по поселку; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях).

Адресат программы.

   Программа адресована детям от 5 до 6 лет. Программа рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности.  Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.

       В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.  В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. Старший дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

      Учитывая эти возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста становится возможным реализация программы «Путешествие по Маслянинскому району».

Объём и срок реализации программы

Срок реализации 1 год с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу (27 часа в год).

Форма обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является очной.

Уровень программы – стартовый.  Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области краеведения. Данная программа знакомит воспитанников с историей, бытом, природой и культурой родного края.

Особенности организации образовательного процесса

Программа имеет традиционную модель развития, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания учебного материала в течении одного года.

Занятия проводятся в групповой форме.

Группы формируются из обучающихся одного возраста.

Состав группы обучающихся – постоянный.

Режим занятий

Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Объем программы -27 часов. Общее количество часов в неделю – 1 час. Продолжительность одного занятия составляет 25 минут.

1.2. Цель и задачи программы.        

Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к родному краю через краеведческую деятельность.

Программные задачи:

Личностные:

-развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

- способствовать развитию нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка, района.

Метапредметные:

- развивать коммуникативные качества обучающихся: умение работать в паре, группе

- формировать предпосылки учебной деятельности: выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Предметные:

- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии, быте, природных богатствах, традициях и культуре;

- сформировать представление детей о разнообразии животного и растительного мира Маслянинского района;

- формировать первичные знания детей о проблемах животных и растений, занесенных в Красную книгу Маслянинского района, способов их сохранения;

- познакомить детей с почетными жителями Маслянинского района.

1.3.Содержание программы

 Учебный план

Наименование раздела

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

формы промежуточной аттестации

1

«Ребенок и Родина»

«Мой дом – моя улица»

1

0,4

0,6

конструирование

2

«История Маслянинского района»

1

0,6

0,4

ребусы

3

Новосибирская область – моя «малая Родина»

1

0,4

0,6

аппликация

4

«Символы нашего поселка»

1

0,3

0,7

Конкурс рисунков

5

«Предприятия нашего поселка»

1

0,4

0,6

рисование

6

«Пейте дети молоко, будете здоровы»

1

0,4

0,6

экспериментирование

7

«Ребенок и окружающие его люди»

«Моя семья – мое богатство»

1

0,2

0,8

Ручной труд

8

«Человек без роду, что дерево без корня»

1

0,3

0,7

аппликация

9

«Семейные традиции»

1

0,3

0,7

рисование

10

«Знаменитые люди нашего поселка»

1

0,7

0,3

Сюжетно-ролевая игра

11

«Разные народы в нашем крае живут»

1

0,4

0,6

Подвижные игры

12

«Ребенок и природа»

«Животный мир»

1

0,3

0,7

кроссворд

13

«Растительный мир»

1

0,2

0,8

филворд

14

«Полезные ископаемые родного края»

1

0,5

0,5

опрос

15

«Природные памятники Маслянинского района»

1

0,5

0,5

рисование

16

«Красная Книга нашего края

1

0,6

0,4

тест

17

«Голубые глаза Маслянино»

1

0,4

0,6

кроссворд

18

«Ребенок и народная культура»

«Убранство русской избы»

1

0,3

0,7

наблюдение

19

«Праздники в нашем селении»

1

0,4

0,6

наблюдение

20

Весенние посиделки «Приди весна с радостью»

1

0,3

0,7

наблюдение

21

«Наш Дом Культуры»

1

0,3

0,7

опрос

22

«Парки и скверы поселка»

1

0,4

0,6

конструирование

23

«Маслянинские игрушки»

1

0,2

0,8

наблюдение

24

«В этом доме творят чудеса»

1

0,3

0,7

рисование

25

Квест – игра «Путешествие по Маслянинскому району»

1

-

1

наблюдение

26

«Сказки о Маслянинском районе»

1

0,3

0,7

конкурс

27

«Знатоки родного края»

1

-

1

викторина

Всего

27 часов

9,4 ч.

17,6 ч.


Содержание учебного плана

Раздел 1 «Ребенок и Родина».

Тема № 1 «Мой дом – моя улица»

Теория.  Виртуальная экскурсия по улицам Маслянинского района. Ознакомление с названием улиц поселка, названных в честь наших земляков. Рассматривание и сравнивание старых домов с современными. Беседа «Это мой дом»

Практика.  Творческая работа – конструирование построек домов из лего, выполненное в реалистическом или сказочном представлении воспитанников. Обсуждение.

Тема №2 «История Маслянинского района»

Теория. Ознакомление детей с историей возникновения, с географической картой и    памятниками нашего посёлка; проследить путь развития от начала его   жизнедеятельности до наших дней; познакомить с основными социально значимыми учреждениями нашего посёлка. Просмотр видеофильма «Как изменился поселок за время его становления». Рассматривание фотографий «Памятники района».

Практика. Фантазии детей на тему «Маслянино   – 100 лет».

Тема №3 «Новосибирская область – малая Родина»

Теория. Ознакомление детей с областным центром, его достопримечательностями, побуждать детей восхищаться красотой природных объектов, объяснить символику герба и флага Новосибирска;

Просмотр видеофильма «Карта Новосибирской области». Загадки «Известные здания и природные памятники области». Просмотр презентации «Символы родного города»

Практика. Творческая деятельность «Герб и флаг области». Речевая игра «Мечтатели» («Когда я вырасту, я сделаю для моего горда...»)

Тема №4 «Символы нашего поселка»

Теория. Ознакомление детей с символикой родного края; формирование уважительного отношения к символам, ознакомление с символическим значением герба, цветом флага, развитие умений составлять целое из частей.

Беседа «Что означает герб и флаг государства, области, района. Рассматривание герба и флага родного поселка

Практика. Дидактические игры: «Собери герб»«Узнай наш флаг». Творческая работа «Символы нашего края»

Тема №5 «Предприятия нашего поселка»

Теория. Ознакомление детей с основными предприятиями нашего района, их назначением и ролью в развитии рабочего поселка. Закрепление знаний о месте работы родителей.  Видео презентация «Предприятия нашего города».

Практика.  Рассказы детей о предприятиях, на которых работают родители. Рисование «Кем работают мои родители»

Тема №6 «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»

Теория. Ознакомление с крупным животноводческим комплексом «ЭкоНива» и его значением для человека. Просмотр видеопрезентации «Академия молочных наук» Беседа «Польза молочных продуктов»

Практика. «Изготовление сыра». Экспериментирование «Продукты, которые нельзя кушать до и после употребления молока».

Раздел 2. «Ребенок и окружающие его люди»

Тема № 7 «Моя семья – мое богатство»

Теория. Закрепление представлений детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Беседа «Моя семья».

Практика. Ручной труд: «Когда вся семья вместе, так и душа на месте». Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Тема №8 «Человек без роду, что дерево без корней»

Углубление представления детей о родственных связях, способах поддержки родственных связей, ознакомление с понятием «генеалогическое древо»

Теория. Рассматривание фотоальбома «бабушка рядышком с дедушкой»

Практика. Аппликация: составление генеалогического древа

Тема № 9 «Семейные традиции»

Ознакомление с понятием «семейные традиции»; расширение знаний о семейных традициях

Теория. Беседа «Семейные традиции очень важны».

Практика. Рисование на тему «Праздник в моей семье»

Тема № 10 «Знаменитые люди нашего поселка»

Знакомство детей со знаменитыми земляками-героями района, с людьми и событиями, прославившими наш поселок.

Теория. Рассматривание книги «Почетные жители села», фотографии знаменитых людей города.

Беседа «Честь и славам героям Маслянинского района»

Практика. Сюжетно – ролевая игра «Город мастеров». Д. И. «Знаешь ли ты».

Тема № 11 «Разные народы в нашем крае живут»

Закрепление представлений о многонациональности народов России. Ознакомление с национальностями, населявшими наш край, их занятиями, культурой, народными играми.

Теория. Просмотр презентации «Россия – многонациональная страна»

Практика. Татарская игра «Серый волк», Чувашская «Хищники в море», Мордовская «Котёл» Русская народная «Горелки.

Раздел 3. «Ребенок и природа»

Тема № 12 «Животный мир»

Расширение представлений детей о животном мире родного края, о его многообразии, о беззащитности животных перед человеком

Теория. Просмотр фильма «Животные нашего леса»

Беседа «Животный мир нашего поселка».

Практика. Кроссворд «Животные нашего леса»

Тема № 13 «Растительный мир»

Расширение представлений детей о природе родного края.

Теория. Просмотр видеопрезентации «Многообразие растительного мира Маслянинского района». Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.

Практика. Разгадывание филворда «Растительный мир Маслянинского района»

Тема № 14 «Полезные ископаемые нашего края»

Ознакомление детей с полезными ископаемыми поселка и их значением для Маслянинского района.

Теория. Просмотр видеофильма «Что такое подземное богатство»

Практика. Посещение «Избы старателя» в селе Егорьевск Маслянинского района

Тема № 15 «Природные памятники Маслянинского района»

Формирование представлений детей о природных достопримечательностях родного поселка.

Теория. Рассматривание альбомов, фотографий с видами природных достопримечательностей.

Просмотр презентации «Природные памятники Маслянинского района»

Практика. Составление рассказов о достопримечательностях города.  Рисование «Моё любимое место в поселке». Экскурсия (работа с родителями)

Тема № 16 «Красная Книга нашего поселка»

Ознакомление детей с Красной Книгой Маслянинского района.

Теория. Рассматривание Красной книги Маслянинского района, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых. Просмотр видеороликов «Заселение редких видов птиц в леса Маслянинского района»

Практика. Дидактическая игра «Заселяем заповедник»

Тема № 17 «Голубые глаза Маслянинского района»

Расширение представлений детей о природном разнообразии и богатстве Маслянинского района, о реке Бердь и ее значении для поселка.

Теория. Рассматривание географической карты района Беседа «Бердь и ее значение для жителей района»

Практика. Выделение рек Маслянинского района на контурных картах.

Кроссворд «Реки Маслянинского района»

Раздел 4. «Русская народная культура»

Тема № 18 «Убранство русской избы»

Теория. Ознакомление детей с бытом русского народа.

Практика. Экскурсия в историко-краеведческий музей «Русская изба»

Тема № 19 «Праздники в нашем селении»

Теория. Приобщение детей к традиционной культуре, фольклору, создание условий для формирования интереса к обычаям родного поселка.

Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья».

Практика. Изготовление чучела. Участие в проведении народного праздника «Масленица»

Тема № 20 «Весенние посиделки «Приди весна с радостью»

Теория. Обобщение знаний детей дошкольного возраста о характерных признаках весны.

Практика. Музыкальное развлечение «Приди весна с радостью»

Тема № 21 «Наш Дом Культуры»

Ознакомление с профессиями работников Дома Культуры.

Теория. Наблюдения за работой сотрудников Дома Культуры. Посещение примерочной, костюмерной, зрительного зала. Беседа с сотрудниками Дома Культуры о их работе.

Практика. Чтение детьми группы на сцене стихотворений писателей Маслянинского района.

Тема № 22 «Парки и скверы поселка»

Обогащение представлений о живой природе Маслянинского района.

Теория. Виртуальная экскурсия в Молодежный парк Маслянинского района

Беседа «Благоустройство Маслянинского района»

Практика. Творческая работа – создание макета «Парк будущего»

Тема № 23 «Маслянинские народные игрушки»

Теория. Ознакомление с народными промыслами и традициями Маслянинского района. Рассматривание игрушек, сделанных руками односельчан.

Практика. Изготовление кукол: «Крупеничка», «Пеленашка», «Зайчик на пальчик»

Тема № 24 «В этом доме творят чудеса»

Теория. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством, изобразительной деятельностью жителей Маслянинского района.

Посещение школы искусств.

Беседа с педагогами музыкальной школы.

Практика. Творческая деятельность детей «Красота родной природы»

Тема № 25 «Квест – игра «Путешествие по Маслянинскому району»

Закрепление представления детей об истории, культуре, природе Маслянинского района.

Практика. Квест – игра: «Размышляй-ка», «Запоминай-ка», «Животный мир», «Растительный мир», «Почетные жители поселка», «Карта поселка», «Достопримечательности», «Культура поселка».

Тема № 26 «Сказки о Маслянинском районе»

Теория. Формирование позитивного, уважительного отношения к родному поселку, своей малой Родине через устное народное творчество.

Чтение сказок и легенд о Маслянинском районе.

Практика. Сочинение сказок о Маслянинском районе участниками образовательного процесса.

Тема № 27 «Знатоки родного края»

Обобщение и систематизация знаний детей о своей малой Родине, полученные в течении года.

Практика. Викторина: «Историческая страничка», «Прогулка по улицам поселка», «Мы – жители Маслянинского района», «Природа – наше богатство», «Художественная выставка «Мой край родной»

1.4.Планируемые результаты

Личностные результаты:

-развиты личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

-развиваются нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка, района.

Метапредметные:

- развиты коммуникативные качества обучающихся: умение работать в паре, группе

- будут формироваться предпосылки учебной деятельности: выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Предметные:

- расширены знания о родном крае, его истории, географии, быте, природных богатствах, традициях и культуре;

- сформированы представление детей о разнообразии животного и растительного мира Маслянинского района;

- сформированы первичные знания детей о проблемах животных и растений, занесенных в Красную книгу Маслянинского района, способов их сохранения;

- знакомы с почетными жителями Маслянинского района.

В результате реализации программы, обучающиеся смогут узнать:

  • историю возникновения родного поселка;
  • символику поселка;
  • достопримечательности и особенности природы родного края (полезные ископаемые, памятники природы, представители животного и растительного мира)
  • быт, культуру и творчество Маслянинского народа;
  • национальный состав района, обычаи, традиции;
  • почетных жителей Маслянинского района.

 

В результате реализации программы, обучающиеся смогут приобрести умения:

  • самостоятельно рассказывать по предложенному плану рассказ на заданную тему;
  • составлять генеалогическое древо семьи;
  • использовать игры разных народов для организации собственного досуга;
  • ориентироваться по картам-схемам поселка и его окрестностей;
  • рассказывать о достопримечательностях поселка.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • сформировано уважение к почетным жителям родного края;
  • расширены представления об истории семьи и семейных традициях;
  • сформировано чувство гордости за родной край, его ценности, обычаи, традиции.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Годовой календарный учебный график составлен на основе годового календарного учебного графика учреждения и является документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности в учреждении. Начало реализации программы- 19 сентября 2022 г. Срок окончания программы- 30 апрель 2023 г. Продолжительность учебного года- 27 учебных недель (Приложение 1).

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

19.09.2022

30.04.2023

27

27

27, 1 час в неделю

1 раз в неделю по 1 часу

2.2.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Учебное помещение: групповые комнаты, музыкальный и физкультурный залы, районный краеведческий музей, районная детская библиотека, детская школа искусств, районный Дом Культуры, изба Старателя в селе Егорьевск, Уголок театрализованных игр «Сказка за сказкой»

Уголок нравственно-патриотического воспитания «Россия – родина моя», тематическое оформление фойе ДОУ: «Семь чудес Маслянинского района», «Символика РФ, региона, района, детского сада», «Моя малая Родина на карте России» 

Материально-техническое обеспечение:

  • энциклопедии, атласы, карты, тематические альбомы для рассматривания «Моя семья», «Моя родословная», «Улица, на которой я живу», «Путешествие по Маслянинскому району», серии картин с изображением природных богатств, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, рассказов.  
  • глобус, лупы, увеличительные стекла, песочные и механические часы, компас, рулетка, линейки, треугольник т.д.
  •  разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разного объема; сита, воронки разного размера и материала;  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, гербарий и др.; бросовый  материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, пряжа  и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, бумага цветная для творчества, гофрированная, копировальная и др.; красители: непищевые (гуашь, акварельные краски ); фломастеры, карандаши простые, цветные, восковые;  медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), трубочки, резиновые игрушки, шпажки, зубочистки  и др.;  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

Дидактическое обеспечение.

Дидактические пособия: «Цветные ладошки», «Хочу все знать» «Юные ученые», «Национальные костюмы», атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.д.), аудиозаписи  о природе родного края, куклы в русских костюмах, поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых, декоративно прикладное искусство народов  (игрушки), «Пословицы, поговорки», сказки о Маслянино, подборка песен и  стихов местных авторов, произведения самих детей, папки-передвижки  о поселке,

Информационное обеспечение: фото и видео презентации о Маслянинском районе, видеотека: о Маслянинском районе, областном центре и России; видеоролики: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», о городе, о России, о животном и растительном мире родного края и страны.

Кадровое обеспечение.

Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий среднее профессиональное образование по специальности воспитатель детей дошкольного возраста.

Повышение квалификации: Межрегиональный Учебно-консультационный центр профсоюзов «Учебный центр профсоюзов» -"Оказание первой помощи», 2019г.

2.3.Формы аттестации

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением МБДОУ детского сада «Росинка» о периодичности и порядке организации мониторинга образовательного процесса.

Текущий контроль предполагает определения степени усвоения обучающимся учебного материала по каждому разделу. Раздел «Ребенок и Родина»: конструирование, ребусы, аппликация, экспериментирование; Раздел «Ребенок и окружающие его люди»: Ручной труд, аппликация, рисование, сюжетно-ролевая игра, подвижные игры; Раздел «Ребенок и природа»: кроссворд, филворд, опрос, рисование, тест; Раздел «Ребенок и народная культура»: наблюдение, опрос, конструирование, рисование, конкурс.

Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года, с целью учета знаний, умений и навыков, приобретенных по окончании обучения по программе в соответствии с поставленными целью и задачами. Формой проведения промежуточной аттестации является викторина «Знатоки родного края.

2.3. Оценочные материалы

Характеристика оценочных материалов

Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды контроля/ промежуточной аттестации

Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики)

Личностные

наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения.

3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.

2б. – бережно относится к окружающему.

1б.- необходимо напоминание взрослого.

0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки, пачкает оборудование и т.п.)

Ручной труд

Экспериментирование

Педагогическое наблюдение

Решение проблемный ситуаций

(приложение 2)

гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка, района.

Предметные

знают о родном крае, его истории, географии, быте, природных богатствах, традициях и культуре

3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей, природных объектов родного поселка, называет их. Может рассказать, где находится.

2б.- выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей, природный объектов родного поселка, называет их с помощью наводящих вопросов.

1б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей, природных объектов родного города, назвать не может. 0б. – не знает, не выбирает.

Конструирование

Квест-игра

сформированы первичные знания детей о проблемах животных и растений, занесенных в Красную книгу Маслянинского района, способов их сохранения;

Высокий уровень (3 балла): ребенок правильно выбирает представителей животного мира Маслянинского района. Выражает эстетическое отношение к природе. Средний уровень (2 балла): ребенок с незначительными ошибками отбирает представителей животного мира Маслянинского района. Отвечает на вопросы простыми предложениями, не проявляя творчества. Эстетическое отношение к природе не прослеживается. Низкий уровень (1 балл): ребенок делает много ошибок при выборе представителей животного мира Маслянинского района. Затрудняется при ответах о названиях животных. Не знает названия рек. Проявляет эмоциональное равнодушие.

Кроссворд

Опрос

Дидактическая игра «Красная книга Маслянинского района»

Тематическая беседа

дети знают почетных жителей Маслянинского района.

3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1-2), знает, чем они прославили родной край.

2б. – называет фамилии выдающихся земляков (1-2), с помощью наводящих вопросов рассказывает о них.

1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать.

0б. – не может никого назвать

Сюжетно-ролевая игра

Тематическая беседа

Метапредметные

развиты коммуникативные качества обучающихся: умение работать в паре, группе

Сформировано/не сформировано

Наблюдение

Сюжетно-ролевая игра

Индивидуальный проект

Педагогическое наблюдение

Дети владеют тактикой диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время выступлений;

2.5. Методические материалы

Педагогические технологии: здоровьесберегающие (технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.), игровые (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения), информационно-коммуникативные, технологии исследовательской деятельности.

Методы обучения, применяемые при работе по программе: словесный, наглядный (презентации, виртуальная экскурсия, иллюстрации, дидактический материал), практический, игровой (дидактические и развивающие игры).

Методы воспитания: поощрение, стимулирование, мотивация.

Алгоритм учебного занятия:

 1.Организация детей (проверка готовности детей к занятию, создание мотивации, интереса к занятию),

 2. Основная часть (организация детского внимания, объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение, закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом,

3. Окончание занятия (подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).

Формы учебных занятий:

По дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний, по систематизации и обобщению знаний.

Формы занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: игра – путешествие, экскурсия, праздник, конкурс.

2.6.Рабочая программа воспитания

Цель воспитания: воспитание социально-нравственных качеств дошкольников посредством туристко-краеведческой деятельности.

Задачи воспитания:

  1. воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формировать основы патриотизма;
  2. обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
  3. поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, способствовать становлению детского сообщества;

Виды, формы и содержание деятельности

Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, коммуникативная, туристско-экскурсионная.

Формы деятельности: беседа, фотовыставка, экскурсия.

Содержание деятельности.

Патриотическое направление.

Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.

Основные направления воспитательной работы:

-ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

-формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Познавательное направление.

Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.

Основное назначение данного направления состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе.

Планируемые результаты:

  1. формируются чувство патриотизма, ответственности, самостоятельности, инициативности в практической деятельности
  2.  у детей обогащаются представления о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
  3. вырабатывается самостоятельность, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности

2.7.Календарный план воспитательной работы

Направление воспитательной работы

Название мероприятия, форма его проведения

Цель

Краткое содержание

Сроки проведения

Ответственный

1

Патриотическое

Фотовыставка «Места родного края»

развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

Выставка фотографий мест поселка или района, где побывали дети с семьей

Декабрь

Скобелкина Е.В.

2

Патриотическое

Экскурсия в Историко-краеведческий музей

формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа

Посещение музея, ознакомление с экспонатами.

Май

Скобелкина Е.В.

  1. Список литературы  

Нормативные документы

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/77308190 (дата обращения: 19.08.2020)

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.) // Гарант.ру: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/179146  (дата обращения: 26.08.2020)

 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) // Гарант.ру: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71057260   (дата обращения: 26.08.2020)

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения: 26.08.2020)

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/403809682/ (дата обращения: 6.04.2022)

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/72116730/  (дата обращения: 15.08.2020)

8.  Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка» комбинированного вида Маслянинского района Новосибирской области

9. Положение «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБДОУ детском сада «Росинка» комбинированного вида»

Литература для педагогов

1. Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 22-24.

2.Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2015. – 192 с.

3.Дорофеев, Ю. Б. Русский праздничный народный костюм/ Ю. Б. Дорофеев.-  М.: «Мозаика», 2012.-154 с.

4. Матова, В. Н. Краеведение в детском саду/ В. Н.  Матова.- СПб: «Детство-пресс», 2015.-223 с.

5. С чего начинается родина? / под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: «Тц сфера», 2005-157с.

Литература для обучающихся и родителей

1. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.

2.Сборник "Моя Россия, Мой Маслянинский район" сборник стихов самодеятельных авторов Маслянинского района] / сост. Л.В. Толстых, Л.Н. Шахурдина ; редактор С.П. Литвинова. – Маслянино: МКУК «Маслянинская ЦБС», 2018 – с.

3.Татаринкова, Л.Ю.  Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.-156 с.

Приложение 1

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Неделя

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

3

Занятие по углублению знаний

1

«Мой дом – моя улица»

группа

конструирование

2

4

Игра - путешествие

1

«История Маслянинского района»

группа

ребусы

3

Октябрь

1

Занятие по углублению знаний

1

«Новосибирская область – моя малая Родина»

Фойе ДОУ, группа

аппликация

4

2

Практическая работа

1

«Символы нашего поселка»

Фойе ДОУ, группа

рисование

5

3

Тематическая беседа

1

«Предприятия нашего поселка»

группа

рисование

6

4

экспериментирование

1

«Пейте дети молоко, будете здоровы»

группа

экспериментирование

7

Ноябрь

1

Занятие по углублению знаний

1

«Моя семья – мое богатство»

группа

Ручной труд

8

2

Практическая работа

1

«Человек без роду, что дерево без корня»

группа

аппликация

9

3

Просмотр презентаций

1

«Семейные традиции»

группа

рисование

10

4

Тематическое занятие

1

«Знаменитые люди нашего поселка»

группа

Сюжетно-ролевая игра

11

Декабрь

1

Занятие - путешествие

1

«Разные народы в нашем крае живут»

группа

Подвижные игры

12

2

Просмотр познавательных фильмов

1

«Животный мир»

Комната природы ДОУ

кроссворд

13

Январь

3

Просмотр познавательных фильмов

1

«Растительный мир»

Комната природы ДОУ

филворд

14

4

экскурсия

1

«Полезные ископаемые родного края»

Группа, музей

экскурсия

15

2

Просмотр познавательных фильмов

1

«Природные памятники Маслянинского района»

группа

рисование

16

3

Просмотр познавательных фильмов

1

«Красная Книга нашего поселка»

Комната природы ДОУ

тест

17

4

Практическая работа

1

«Голубые глаза Маслянинского района»

Фойе ДОУ, группа

кроссворд

18

Февраль

1

экскурсия

1

«Убранство русской избы»

Фойе ДОУ, музей «Русская изба»

экскурсия

19

2

праздник

1

«Праздники в нашем селении»

Территория ДОУ

развлечение

20

3

праздник

1

 Весенние посиделки «Приди весна с радостью»

Музыкальный зал

развлечение

21

4

экскурсия

1

«Наш Дом Культуры»

Районный Дом Культуры

Экскурсия, чтение стихов

22

Март

1

Просмотр презентации

1

«Парки  и скверы поселка»

группа

конструирование

23

2

Практическая работа

1

«Маслянинские игрушки»

группа

Ручной труд

24

3

экскурсия

1

«В этом доме творят чудеса»

ДШИ

рисование

25

4

Игры-путешествия

1

Квест – игра «Путешествие по Маслянинскому району»

Территория ДОУ

квест

26

Апрель

1

конкурс

1

«Сказки о Маслянинском районе»

группа

конкурс

27

2

Занятие по контролю знаний

1

«Знатоки родного края»

группа

викторина

Приложение 2

Диагностический инструментарий

В процессе диагностики ребенку предлагается разрешить проблемные ситуации, выполнить задания и ответить на вопросы.

Проблемные ситуации:

• У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квартиру; назови свой адрес.

• К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного города (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш детский сад, где он находится.

 Задания • Ребенку предлагается рассмотреть несколько фотографий (открыток) с изображением близлежащих улиц и определить их названия.

• Педагог предлагает ребенку рассмотреть фотографии, рисунки, открытки с изображением памятных мест, архитектурных и скульптурных памятников разных городов и выбрать из них те, на которых изображены достопримечательности родного города.

• Среди изображений гербов различных городов ребенку предлагается выбрать герб родного поселка

• Используя иллюстративный материал с изображением людей, собирающих мусор, сажающих деревья и цветы и пр., педагог предлагает рассказать о том, что нужно делать, чтобы родной город стал чище и красивее.

Примерные вопросы для беседы

– Как называется район, в котором ты живешь?

– Что означает название поселка, в котором ты живешь?

– Как называют жителей нашего поселка?

– Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь?

– Почему она носит такое название?

– Как ты думаешь, что означает герб нашего поселка?

– Что тебе больше всего нравится в нашем поселке?

– Какие интересные места, достопримечательности своего поселка ты знаешь?

– Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности ты посетил с родителями?

– Каких выдающихся людей, прославивших наш Маслянинский район ты знаешь?

– Что ты можешь сделать для того, чтобы Маслянинский район стал красивее?

Ф.И ребенка

Мой до- моя улица

Символы области и поселка

Предприятия нашего поселка

Моя семья-мое богатство

Красная книга поселка

Русская народная культура

Всего

0 б

1 б

3 б

0 б

1 б

3 б

0 б

1 б

3 б

0 б

1 б

3 б

0 б

1 б

3 б

0 б

1 б

3 б

С __ до ___ -

С __ до ___ -

С __ до ___ -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП«Всезнайка»....

Программа дополнительного образования для старшей группы "Страна фантазий"

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого....

Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»

Пояснительная записка.Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодар...

Программа дополнительного образования дошкольников старшего возраста "Мишкин театр"

Программа дополнительного образования дошкольников старшего возраста "Мишкин театр"...

Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"

Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"...

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"...