Программа дополнительного образования для старшей группы "Страна фантазий"
рабочая программа (старшая группа)

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_fantaziy.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования (кружковой деятельности)  Кружок «Страна фантазий"
Срок:  1 год
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план
3.Используемая литература
1.Пояснительная записка
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них что- то не получается, если они плохо освоили какие –то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.
Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в д\с» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой « Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с». 

Цель кружка: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Задачи:
Образовательные:
* Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения.
* Обучать основам создания разных художественных образов. Развивающие:
* Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
* Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.
* Развивать воображение, мелкую моторику детей.
Воспитательные:
* Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
* Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ожидаемый результат:
1. Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками.
2. Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.
3. Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
5. Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.
Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Организация занятий кружка: количество занятий: 1 занятия в неделю, 4 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. 

Формы организации занятий:
1. Игры и упражнения
2. Практические занятия, теоретические занятия
3. Индивидуальная работа
4. Подгрупповые занятия с детьми
5. Самостоятельная деятельность в центре творчества.
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно -практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.
Структура занятия:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 8 минут).
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Словесные игры, игры – драматизации.
Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Методы и приемы работы с детьми:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Приемы совместной деятельности.
Методические приёмы
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

2. Учебно – тематический план работы
План занятий рассчитан на 1 год.
                                                     Учебный план (5-6 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Октябрь

1.

«Осенние листочки» (рисование штампами, отпечатки)

1

0,5

0,5

2.

 «Ёжик с яблоками» (аппликация).

1

0,5

0,5

3.

«Фрукты на тарелочке»

(работа с пластилином)

1

0,5

0,5

4.

Нетрадиционное рисование: «Колючий ежик» (оттиск бумагой)

1

0,5

0,5

Ноябрь

1.

. «Тили-тили, тесто …»

(лепка экспериментирование,

рисование на тесте).

1

0,5

0,5

2.

«Ветка рябины» (аппликация)

1

0,5

0,5

3.

« Веселые ладошки»

(рисование).

1

0,5

0,5

4.

Картины из пластилина (коллективная работа)

1

0,5

0,5

Декабрь

1.

. «Вот какая ёлочка!»

(лепка рельефная из

пластилина).

1

0,5

0,5

2.

«Зимний лес»

(рисование кисточкой).

1

0,5

0,5

3.

«Праздничная ёлочка»

(аппликация, бумажная

пластика».

1

0,5

0,5

4.

«Снеговик»

(аппликация из ватных

дисков).

1

0,5

0,5

Январь

1.

«Вкусное угощение»

(лепка из соленого теста).

1

0,5

0,5

2.

«Колобок покатился по

лесной дорожке»

(аппликация с элементами

рисования).

1

0,5

0,5

3.

«Северное сияние»

(рисование солью).

1

0,5

0,5

4.

«Ёлочка» (рисование

зубной щеткой).

1

0,5

0,5

                                                      Февраль

1.

Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше)

1

0,5

0,5

2.

Танк (оригами)

1

0,5

0,5

3.

«Лоскутное одеяло»

(аппликация из

фантиков)

1

0,5

0,5

4.

«Узоры на окне»(рисование)

1

0,5

0,5

Март

1.

«Ваза с цветами»

(аппликация из макарон с

элементами рисования,

коллективная

композиция).

1

0,5

0,5

2.

Цветы из бумаги, фетра (торцевание)

1

0,5

0,5

3.

«Вот какие ножки у

сороконожки!»

(лепка).

1

0,5

0,5

4.

Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение»

1

0,5

0,5

Апрель

1.

«Аквариум»

(пластилинография с

элементами аппликации).

1

0,5

0,5

2.

Фруктовая сказка (тестопластика)

1

0,5

0,5

3.

Аппликация «Корзинка к Пасхе»

1

0,5

0,5

4.

Рисуем бабочек, цветы (монотипиия)

1

0,5

0,5

Всего

28

14

14

Перспективный план

Октябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1«Осенние листочки» (рисование штампами, отпечатки)

Знакомить с новой техникой рисования.Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа

Кисти, гуашь

разного цвета,

баночки с водой,

бумага для

рисования, штампы

2.«Ёжик с яблоками» (аппликация).

Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции. Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание, воображение, композиционные умения

Клей, кисточки

для клея,

цветная бумага.

3. «Фрукты на тарелочке»

(лепка)

Закреплять умение лепить

предметы округлой формы,

раскатывая пластилин между ладонями круговыми

движениями. Развивать

мелкую моторику рук

Лист картона,

пластилин.

4.Нетрадиционное рисование: «Колючий ежик» (оттиск бумагой)

Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность

Лист формата

А4 с

изображением

ежика, салфетки, альбомный лист

Ноябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Тили-тили, тесто …»

(лепка экспериментирование,

рисование на тесте).

Ознакомление с тестом как

художественным материалом, экспериментальное узнавание

и «открытие» пластичности

материала, создание

изображения на пласте теста: отпечатки ладошек

Пласт соленого

теста.

2.«Ветка рябины» (аппликация)

Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали

Клей, кисточки

для клея,

цветная

гофрированная

бумага

3. « Веселые ладошки»

(рисование).

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Кисти, гуашь

разного цвета,

баночки с водой,

бумага для

рисования.

4. Картины из пластилина (коллективная работа)

Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке

Картон, пластилин, салфетки, доски

Декабрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Вот какая ёлочка!»

(лепка рельефная из

пластилина).

Создание образа ёлочки :

раскатывание жгутиков из

пластилина зеленого цвета и

прикрепление к стволу

(колбаске). Развитие мелкой

моторики. Практическое

освоение пластических

особенностей пластилина

Лист картона,

пластилин

зеленого и

коричневого

цвета.

2. «Зимний лес»

(рисование кисточкой).

Создание образа зимнего лесаа с помощью кисточки и

гуашевой краски белого цвета, закрепление приема

примакивания ворса кисти,

развитие чувства цвета и

ритма.

Кисть для

рисования,

гуашь белого

цвета, бумага

для рисования

3. «Праздничная ёлочка»

(аппликация, бумажная

пластика».

Украшение ёлочки,

нарисованной и вырезанной

воспитателем, новогодними

игрушками – кружками

разного цвета и формы,

звездочкой; закрепление

техники приклеивания

Кисти, краски,

цветная бумага

разного цвета,

клей.

4. «Снеговик»

(аппликация из ватных

дисков).

Создание образа снеговика

выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики

Кисти, ватные

диски, клей,

цветная бумага,

картон.

Январь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Вкусное угощение»

(лепка из соленого теста).

Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики

Соленое тесто,

формочки,

гуашь, кисти.

2. «Колобок покатился по

лесной дорожке»

(аппликация с элементами

рисования).

Создание образа колобка из

ватного диска и наклеивание

на дорожку, нарисованную

фломастером; развитие

восприятия; сравнение

объемной формы и

плоскостного рисунка,

воспитание интереса к

изодеятельности

Ватные диски,

клей, кисточки

для клея, гуашь.

3. «Северное сияние»

(рисование солью).

Познакомить с новой техникой  рисования, развитие чувства

цвета и ритма

Цветная соль,

баночки для

создания

композиции.

4. «Ёлочка» (рисование

зубной щеткой).

Познакомить детей с

нетрадиционной техникой

рисования зубными щетками;  развить познавательный

интерес.Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость,

внимание, аккуратность и

настойчивость в достижении

поставленной цели.

Бумага для

рисования,

гуашь зеленого

цвета, зубная

щетка.

Февраль

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше)

Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями.

Наборы для квилинга, клей, салфетки, белый картон

2. Танк (оригами)

Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали

Зеленая бумага, фломастеры

3. «Лоскутное одеяло»

(аппликация из

фантиков

Создание образа лоскутного

одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ;

освоение понятия «часть» и

«целое».

Картон белого

цвета, фантики

из-под конфет,

клей, кисти для

клея.

4.«Узоры на окне»(рисование)

Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение

Кисти для рисования,

бумага для рисования

Март

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Ваза с цветами»

(аппликация из макарон с

элементами рисования,

коллективная

композиция).

Познакомить детей с новым

способом аппликации.

Закреплять навыки рисования

гуашью. Способствовать

развитию мелкой моторики

рук. Закреплять навыки

работы с клеем. Развивать

чувство формы, композиции,

творческое воображение,

художественный вкус,

творческую инициативу.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для

клея, макаронные изделия разной формы, гуашь,

кисти для рисования,

баночки с водой.

2. Цветы из бумаги, фетра (торцевание)

Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус

Фетр, гафрированная бумага, клей

3. «Вот какие ножки у

сороконожки!»

(лепка).

Закреплять навыки работы с пластилином.

Пластилин,стека

4.Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение»

Развивать интерес к исследовательской деятельности эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями

Бумага для рисования,

цветные восковые

карандаши, гуашь

Апрель

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Аквариум»

(пластилинография с

элементами аппликации).

Знакомство с новой техникой;обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую

моторику, образное и

логическое мышление,

эстетическое восприятие.

Вызывать эмоциональный

отклик, воспитывать

самостоятельность,

усидчивость и аккуратность.

Цветная бумага,картон,

пластилин, кисти для клея,

клей.

2. Фруктовая сказка (тестопластика)

Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать.

Карандаши, соленое тесто, краски

3. «Пора в космос»

(объемная аппликация).

Совершенствование навыка

ручного труда средством

скручивания бумаги в трубу,

развивать мелкую моторику

пальцев рук.

Картон синего цвета, цветная бумага, клей,

кисти для клея

4. Рисуем бабочек, цветы (монотипиия)

Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе

Лист бумаги, гуашь, кисти

Список используемой литературы:

1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.

3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «МозаикаСинтез», 2004г.

4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей

2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.

7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»М.1991г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "ФАНТАЗИЯ"

Специально организованные занятия дают детям возможность свободно действовать с различными изобразительными материалами, свободно экспериментировать, смешивать разные краски и т. д. На занятиях у дете...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "ФАНТАЗИЯ"

Отчёт кружковой деятельности. Художественно-эстетической направленности....

диагностика освоения программы дополнительного образования художественно-эстетического цикла "Фантазия"

Диагностика освоения программы дополнительного образования художественно-эстетического цикла "Фантазия"...

Программа дополнительного образования кружок по ИЗОдеятельности "Фантазия"

Парциальная программа «Фантазия» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает  развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления...