КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности – конструированию, аппликации в подготовительной группе на тему: Украшаем феску
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Якубова Лилия Мансуровна

Знакомить детей с традиционными нарядами народов Крыма

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности – конструированию, аппликации в подготовительной группе на тему: Украшаем феску.

Цель: приобщать детей к декоративно – прикладному искусству народов

 Крыма, формировать у детей духовную культуру через знакомство с календарными праздниками крымскотатарского народа.
Задачи.

 1. Продолжать знакомить с традициями и обычаями крымскотатарского народа, с орнаментом национального костюма. Совершенствовать технические умения и навыки конструирования из тонкого картона предметов цилиндрической формы. Создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы орнамента на феске.

2.  Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. 

3.  Воспитывать уважение к труду народных умельцев, любовь к обычаям и традициям своего народа.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Используемые материалы.

Раздаточный:  

картон белого цвета формата А – 4 для силуэта фески (на каждого ребенка);

- клей ПВА, кисть для клея (на каждого ребенка);

- шаблоны крымскотатарского орнамента (на каждого ребенка);

- простой карандаш, ножницы (на каждого ребенка);

- цветная бумага (на каждого ребенка);

- клеенка, салфетка (на каждого ребенка).

Демонстрационный:

Карта Крыма, фото и изображения национальных орнаментов и костюмов, фесок. Иллюстрации с изображением элементов узора на фесках.

Мультимедийное оборудование.

Куклы в национальных костюмах.

Оригинальная феска.

Применяемые технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, образовательная, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проектная деятельность.

Методы и приёмы.

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- практические (выполнение фески).

Предварительная работа. 

Рассматривание иллюстраций, художественных открыток, фотографий,

знакомящих с национальными костюмами народов, живущих в Крыму.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу. Пусть от этой улыбки вам всем станет радостно и тепло на душе. 

Слайд 1 Карта России

Воспитатель: Мы живем с вами в огромной стране Россия.

Наш полуостров Крым – часть этой большой страны. (Кто может мне на карте показать, где расположен Крым?)

- Ребята, а как вы думаете, почему люди стараются попасть в Крым? Чем богата крымская земля? (Лесами, морем, целебными грязями, красивой и неповторимой природой)

- Но главное богатство Крыма - это люди!

На полуострове проживает много разных народов. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи.

- Сегодня мы с вами поговорим о народах разных национальностей, населяющих нашу малую Родину – Крыму. Познакомимся с национальной одеждой и орнаментом, украшающим эту одежду; сами смастерим и украсим один из элементов национальной одежды.

- Как говорится в одной поговорке:

Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.

2. Основная часть.

- Скажите, пожалуйста, люди,  каких национальностей проживают в Крыму?

- Правильно, разные народы: русские, крымские татары, украинцы, караимы, евреи, греки, армяне и другие.

 Слайд №2. Народы Крыма

- У каждого народа есть свои традиции, культура и это делает богатой и разнообразной культуру Крыма.

- Начнем наше знакомство с крымскотатарским народом и его национальной одеждой.

- Я расскажу вам об орнаменте, который украшает крымскотатарскую одежду. Орнамент – это элемент узора. У крымскотатарского народа существует такие виды орнамента, как  геометрический,     цветочно-растительный,  зооморфный.                                               Слайд №3. 

- Первый вид орнамента - «геометрический» - в виде полос из различно сочетающихся треугольников, ромбов (этот символ олицетворял простоту, порядок, истину) и наклонных отрезков прямых.                   Слайд №4.

-  Второй вид орнамента - цветочно-растительный – в виде цветов (тюльпанов, лилий, гвоздик («къаранфиль»), роз («гуль») и др.), веточек, кустов, деревьев («чатлакъ кестане» - треснутый каштан) и др.)     Слайд №5.                                                                                            

- Третий вид - «зооморфный» - в виде ромбовидных фигур с отростками и рогообразными элементами по краям – древне тотемные мотивы оберегающих животных (птиц («тавукъ аякъ» - лапка курицы) и овец, верблюдов, крабов «къыскъач»).

                                                                                                          Слайд №6.

- Предмет нашего разговора – феска, украшенная крымскотатарским орнаментом.

                                                                                                                   Слайд №7.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нужна феска?

- Верно, феска - это головной убор, который является одним из старинных элементов национального костюма крымской татарки.

Название феска или фес происходит от города Феса или Феца[1] в Марокко, где впервые появились эти головные уборы.                                     Слайд №8.

- В настоящее время феска крымских татарок состоит из верха и околышка, украшена золотым шитьем, бисером, сшита из бархата, атласа.   Крымская природа отличается от других регионов, поэтому орнаменты и узоры у крымских татар свои. В вышивке фесок используется много цветов, шиповник.

(Показ оригинальной фески).

- Оказывается, в некоторых странах Ближнего Востока её носят исключительно мужчины.                                                              Слайд №9.

- В Крыму её изначально тоже носили мужчины. Она представляла собой красный шерстяной колпак с голубой или черной кистью, перевитый серебром или золотом.                                                                   Слайд №10.      

Также феской называется вязаная шерстяная шапочка — часть водолазного снаряжения.                                                                                      Слайд №11.     

- А ещё, самую большую в мире женскую феску – представили на крымско-татарском празднике Хыдырлез в городе Бахчисарае.

- Ребята, предлагаю самим изготовить феску и украсить её крымскотатарским орнаментом.                                                                                     

Орнамент - это узор, который повторяется или чередуется. Мастерам помогала природа создавать узор. Все, что они видели в саду, в поле, в лесу, все это изображали. Прямая линия – это земля, волнистая – вода, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Основой крымскотатарского орнамента являются цветочно-растительные узоры.           Слайд №13

- С помощью шаблонов мы сможем быстро обвести, вырезать, составить узор и приклеить на феску. 

- Чтобы начать украшать тюбетейку, нужно немного отдохнуть и набраться сил.

- Давайте поиграем с вами.

Физкультминутка.   Игра «Хорошо»  Слайд №14

Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце) Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер) Хорошо идти с друзьями! (шагают) Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя) Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны) Хорошо там, где наш дом! (руки домиком над головой) 

- Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Подарите хорошее настроение. Присаживайтесь, пожалуйста, удобнее за столы.

- Рассмотрим образец фески. У нее есть основа и донышко.

- Скажите, пожалуйста, какой формы донышко? Ответы детей

Вот такую феску мы и будем мастерить.

- Посмотрите на феску и скажите, каким узором она украшена?

Дети: Завитки, цветы, листья.                                  Слайд №14

- Ободок украшен растительным орнаментом – «Шиповник», элементы узора волнистая линия, завитки, плоды шиповника, цветы, листья.

- Какие цвета присутствуют в орнаменте?

Дети: красный, зеленый, синий, желтый.

- Как правильно нужно пользоваться ножницами?

Ответы детей

Самостоятельная деятельность детей пошагово по алгоритму. 

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень красиво получилось.

- Посмотрела я на ваши фески и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносят». 

Скажите, пожалуйста, как называется наша малая Родина?

- Какие народы живут в Крыму?

- Ребята, про какой народ мы с вами сегодня говорили?

- Скажите, пожалуйста, как называются головные уборы крымских татар? 

- Каким орнаментом украшали феску?

- Итак, феска готова. Можно примерять!

Разноцветные узоры всеми красками горя,

 Украшают эту феску, посмотрите на меня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЕ МАТРЕШКИ»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста об истории рождения русской деревянной матрёшки.Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Пол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» для детей подготовительной группы на тему «Семья, моя родословная

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.Задачи.·       Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной группе на тему «Кто в лесу живет».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной группе на тему «Кто в лесу живет»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВИКТОРИНА) в старшей группе на тему: «РАЗНОЦВЕТНАЯ РАДУГА»

Цель этого занятия- научить детей рисовать нетрадиционным способом, составлять композицию на листе; активизировать знания детей об основных цветах, спектр радуги и получение из них дополнительных цвет...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (лепка) Тема: «Фиалка» подготовительная группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 137»общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей...