Моя малая родина Марий Эл
план-конспект занятия

Закрепление знаний родителей о родном крае;
воспитание интереса и любви к «малой Родине»;
изучение «зоны ближайшего окружения»;
знакомство с элементами марийского орнамента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina_mariy_el_2022.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя малая Родина – Марий Эл» (познавательно-развлекательная игра для родителей, знакомство с историей и традициями марийского народа, подготовительная группа).

П/с        – закрепить знания родителей о родном крае;

              – воспитывать интерес и любовь к «малой Родине»;

              – вызвать эмоционально-положительный настрой на изучение «зоны ближайшего окружения»;

              – познакомить с элементами марийского орнамента.

Предварительная работа:

- консультация для родителей «Элементы марийского узора»;

- роспись матрешек (Еремкина Е.Н., Федорова С.Н.);

- подготовка  конкурсу «Десерты к чаю»;

- подготовка презентации «Моя малая Родина – Марий Эл»;

- картотека марийских игр;

- оформление уголка краеведения в группе.

-подготовка к инсценировке “Сереброзубая Пампалче”;

-подготовка к рассказыванию мифа об Онаре – богатыре;

Формы, методы:

- демонстрация и рассматривание наглядно-иллюстративного материала пособий, подлинных предметов быта и культуры марийского народа;

- изобразительное творчество;

-национальные игры;

- музыкальное сопровождение;

-видео-фильм “Моя малая родина – Марий Эл”.

Средства и материалы:

- заготовки для росписи марийским орнаментом (тарелки, доски);

- восковые мелки (по количеству родителей);

- простые карандаши (по количеству родителей);

- акварельные краски (по количеству родителей);

- карточки с ответами (20 шт.);

- костюмы к инсценировке;

- образцы орнамента (росписи);

- презентация «Моя малая Родина – Марий Эл».

Краткое содержание:

I. Актуальность темы.

II. Деловая игра «Путешествие в прошлое».

III. Выставка родительских работ (роспись марийских матрешек).

IV. Ф/м: марийская игра.

V. Выступление приглашенного гостя.

VI. Продуктивная деятельность родителей (роспись тарелок, досок, матрешек) .

VII. Выступление детей: драматизация отрывка из марийской народной сказки «Cереброзубая Пампалче».

VIII. Миф и легенда об Онаре – богатыре.

IX. Конкурс: «Десерт к чаю».

X. Видео – фильм “Моя малая родина – Марий Эл”.

XI. Чаепитие (с детьми).

 

I. Актуальность

                                                        “Как у маленького деревца, еле        поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувство безграничной любви к Родине.”

                                                            В.А. Сухомлинский.

      Краеведение лучше всех других отраслей способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей. Ведь малая Родина – это живая и деятельная частица великой России. И знание своего края, его прошлого и настоящего – верный путь к воспитанию патриотизма, формированию гражданского  самосознания.

Малая Родина у каждого человека своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного города, села. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Мы живем в краю, у которого удивительно красивое название: Марий Эл, Марийский край,  Марий мланде.

 Родина – значит родная, как отец и мать. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения.

Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе и отношения к малой и большой родине, воспитания основ гражданственности.  

   Основой в воспитании дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоении принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование патриотического отношения к прошлому и настоящему родной страны, родному краю.

II. Деловая игра «Путешествие в прошлое»

1.В каком году был основан город Царевококшайск? (ныне Йошкар-Ола, 1584 г.)

2. Сколько районов в нашей республике? Назовите их.

(14 муниципальных районов: Волжский, Горномарийский, Звениговский, Килемарский, Куженерский, Мари-Турекский, Медведевский, Моркинский, Новоторьяльский, Оршанский, Параньгинский, Сернурский, Советский, Юринский).

3. Назовите города Республики Марий Эл. (Столица — Йошкар-Ола; города — Волжск, Козьмодемьянск, Звенигово).

4. Назовите реки нашей республики.  (Волга,  Ветлуга, Кокшага – большие реки. Илеть, Юшут, Лаж, Немда и др. — малые реки).

5. Что обозначало у марийцев слово «ший»? (Серебро).

6. Назовите марийские национальные блюда. (Лашка, мелна (по искусству приготовления   которых   ранее   оценивалась    невеста   в   умении   вести домашнее   хозяйство),    подкогыльо,    пучымыш,    туара,    немыр,    шорвал, напитки и квасы из клюквы,  ватрушки, уяча, салмагинде,  эгерче,  сокта, когыльо и другие).

7. Что такое коман мелна? (на мониторе).

8.        Сколько слоев у коман мелна? (Коман мелна - блины трехслойные. Для первого слоя: мука ржаная или пшеничная 30 г., яйцо 1/8 шт., соль; для второго слоя: мука овсяная или крупа манная 5г., молоко не свернувшееся (простокваша или кефир) 16 г., сметана 10г.; для третьего слоя: крупа овсяная 15 г., сметана 25 г. Толщина готового блина 7 мм.  Пресное крутое тесто   из ржаной  муки,   яиц   и   соли раскатывают   в   тонкую  лепешку толщиной 1,5- 2 мм по размеру сковороды. Лепешку слегка зарумянивают в жарочном   шкафу,   затем   смазывают   густой   смесью   овсяной муки,   не свернувшегося кислого молока (или простокваши, кефира) и сметаны. Блин снова зарумянивают и затем замазывают третий слой, представляющий собой овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпекают, смазывают топленым или сливочным маслом и подают горячими - целиком или разрезанными.)

9.  Крашеные  яйца  непременный  атрибут  какого  праздника?   (Праздник Пасхи, Кугече). 

10. Назовите инструменты, для использования которых использовали бычий пузырь, деревянный брусок, кости птицы, коровий рог? (Волынка - шувыр).

11. Что бросали у марийцев в воду для новорожденного? (Бросали монеты или украшения из серебра, чтобы ребенок был богатым и здоровым. Ионы серебра обеззараживали воду от микробов, в воду бросали также травы (череду, соль, лили воду, освященную в церкви. Травы должны были сделать кожу ребенка чистой; по поверью, соль помогала «отвердению косточек» и защищала от «дурного глаза», святая вода защищала от болезней. Выливали воду у девочек — в малинник, чтобы были красивыми, жизнь была сладкой, а у мальчиков — на перекресток, чтобы умел защитить семью, был мудрым, умел преодолевать трудности в жизни).

12. Какое дерево использовалось в старину марийцами для изготовления мебели? (Липа, дуб).

13.        Назовите, что это такое: «Плетеное изделие из семи лык для каждого дня, а для праздника — из девяти лык»? (Лапти).

14. Назовите марийские народные игры. («Вульо алаша», «Вувер Патыр ден Тылзе Патыр», «Агытан кучедылмаш» и др.)

15. Что обозначает на национальных вышивках мари красный цвет? (Цвет солнца).

16. Как с древнего финно-угорского языка переводится слово «мари»? («Ма»- земля, «ар» - человек, сын, то есть мари - сын земли).

17. Почему марийцы все общественные и бытовые моления проводили у огня? (Огонь, по верованиям марийцев, является посредником между человеком и богом, поэтому все моления проводили у огня и всегда концовка языческой молитвы содержит следующие слова: «Ту лава! Тулйылме, торсыржым торло, налын намиен шукто!», что в переводе обозначает: «»).

18. В какой день марийские дети в старину устраивали соревнование по поеданию пирогов и почему? (Агавайрем — праздник пашни, сохи, праздник земли, когда марийцы в благодарность земле-кормилице,, угощали ее яйцами, кашей и пирогами, чтобы посеянный хлеб вырос зернистый и полный, как яйцо. Дети должны хорошо кушать, чтобы выросли большими и сильными. «Кто хорошо ест, тот хорошо и работает»).

19. Как называлась коллективная безвозмездная трудовая помощь? «Вима-вума., Принимали участие все взрослые и дети, такая помощь устраивалась при возведении дома, при посадке картофеля, уборке конопли).

20. Почему во всех народных играх присутствует игра в карусели? Что обозначает? (Непрерывный жизненный цикл).

21. Кто из наших земляков сыграл главную роль в первом звуковом советском художественном фильме “Путёвка в жизнь”? (Иыван Кырля – Мустафа.)

III. Выставка родительских работ (роспись матрешек, досок, тарелочек)

IV. Ф/м: марийская игра “Ший шергаш” (серебряное колечко)

           (“Капка менге”, столбы, берёзка – осинка)

           Считалки к играм:

Икэт, кокыт, кандаш, лу,

Шовычетым мылам пу,

Кем ёратем

Тутлан пуэм.

Икэт, кокыт, кандаш, лу -

Печу воктен олмапу.

Олма карашыже те лийыда,

Олма кочшыжо ме лийыне.

Ик, кок, кум, ныл, вич, куд,

Шым, кандаш, индеш, лу.

(счёт от 1 до 10)

V. Выступление приглашенного гостя (Степановой И.А., марийские орнаменты)

VI. Продуктивная деятельность. Родители расписывают орнаментом тарелки, доски, матрешки. На доске образцы марийского орнамента.

VII. Выступление детей: инсценировка отрывка из марийской народной сказки «Сереброзубая Пампалче»

VIII. Миф об Онаре – богатыре (рассказывают дети)

ОНАР-БОГАТЫРЬ

Когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка-радуги. Потому-то и называют марийцы радугу — Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок — с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, it тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

(Из книги «Мифы и легенды народов России»)

IX. Подведение итогов конкурса «Десерт к чаю»

X. Просмотр видео-фильма “Моя малая родина – Марий Эл”

      XI. Чаепитие (с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Наша малая Родина - Республика Марий Эл".

Программное содержание:1) формировать простейшие географические представления через знакомство детей с общим видом территории России и марийской республики на карте, учить самостоятельно, находить ее...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

"Моя малая родина" Суслова Мария

quot;Моя малая родина" исследовательская работа. Суслова Мария....

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...