Конспект ООД в старшей группе детского сада на тему: День народного единства.
методическая разработка (старшая группа)

Мугалимова Ирина Вячеславовна

Цель: Расширение знаний и представлений о России, о народах и национальностях России, об истории возникновения праздника, формирование дружеских отношений в коллективе.
Задачи:
1. Расширять знания и представления детей о России, о флаге, гербе и гимне, народах и национальностях, знание об истории возникновения праздника "День народного единства" , формирование дружеских отношений в детском коллективе.
2. Развитие памяти, логического и творческого мышления, воображения, речи, развитие мелкой моторики.
3. Воспитание любви к Родине, патриотических чувств, сплоченности детского коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе детского сада на тему:

                                          День народного единства.


Цель: Расширение знаний и представлений о России, о народах и национальностях России, об истории возникновения праздника, формирование дружеских отношений в коллективе.
Задачи:
1. Расширять знания и представления детей о России, о флаге, гербе и гимне, народах и национальностях, знание об истории возникновения праздника "День народного единства" , формирование дружеских отношений в детском коллективе.
2. Развитие памяти, логического и творческого мышления, воображения, речи, развитие мелкой моторики.
3. Воспитание любви к Родине, патриотических чувств, сплоченности детского коллектива.

                       Ход мероприятия:

 

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-  Ребята, Вы любите праздники?

Дети: да!

Воспитатель:

А какие праздники вы знаете?

Дети: День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День

матери.

Воспитатель:

- Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник  - День народного единства.

 С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой

 Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником и историей его возникновения?

Дети: нет.

Воспитатель:

-Я предлагаю вам послушать мой рассказ.

- Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин,  рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы.  Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.  

          Много лет тому назад наша Родина была занята врагами - поляками.  Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и,  поэтому,  не могли справиться с завоевателями. Казалось, что Русское государство погибло.  Но русские люди не могли и не хотели  с этим мириться.

        И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками.   (Слайд 1).

        Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени -  храброго и честного князя Дмитрия Пожарского. (Слайд 2).

Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. (Слайд №3).

 Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. (Слайд 4).

        И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено (Слайд 5).  

Россия стала свободной, а ее народы едиными. В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому  отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник  в  Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. (Слайд 6).

Воспитатель:

-Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?

 

Дети: Да. Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.

Воспитатель:

-Правильно, ребята.

Минин и Пожарский –

Русские герои.

Минин и Пожарский

Столицу взяли с боем.

Смогли они народы на подвиг вдохновить,

Чтоб возвратить свободу

И мир восстановить.

Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как  заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния. (Слайд 7).

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России!

   В: -У каждой страны есть свой главный город, в котором работает его правительство.

В: -Скажите, как называется этот город? (Столица)

В: -Как называется столица нашей Родины?

В: -Посмотрите, вот она на карте. (Попросить нескольких детей показать столицу России).

В: -Ребята, а в какой республике мы живем?

Д: Башкирия.

В: -Посмотрите на нашу республику. Она находится почти в центре нашей большой России.

В: -Вспомните ,как называется столица нашей республики? Покажите ее на карте.

В:Ребята давайте с вами споем песню про единство Башкортостана и России

Песня «Башкортостан»

В:- А как называется город в котором мы с вами живем?

Д:-Янаул

В:-А кто знает стихи про Янаул.

Алан

Резван

Мурат

В: В нашем городе в мире и согласии проживаю люди разных наций.Люди каких национальностей живут в нашем городе?

Д: Башкиры ,татары , русские, удмурты, марийцы.

Звучит башкирская мелодия входит башкирка.

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Айгуль.

Башкортостан — мой край родной!

Сердцу милый уголок!

Вспоенный ключевой твоей водой,

Слагаю о тебе я эти строки.

Русский и башкир, татарин и чуваш

Живут одной семьей уж много лет.

Друг с другом радость и печаль деля,

И радуясь победам в этой жизни.

Растет мой город, все краше год за годом,

Звенит он по России серебряною трелью,

И куда б меня судьба не завела,

Я буду говорить о нем с любовью!(Слайд 8)

Легенда о башкирском народе

Происхождение Башкир

В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

     С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт – значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».

Башкиры раньше жили в юртах. Разводили скот. Вели жизнь кочевников.(Слайд 7)

Посмотрите башкирский танец (Слайд 8)

Айгуль: А сейчас давайте поиграем в игру юрта

Игра «Юрта»

Входит взрослый Аленка Русская:

-Здравствуйте ребята .Меня зовут Алена. В Янауле поживает много людей русской национальности. Русские люди дружелюбные и веселые.(Слайд 10)

Сегодня, когда так много наций в мире,

И мы плечом стоим сейчас друг к другу,

Нельзя играться жизнями, как в тире,

Не замечая в чьём – то сердце вьюгу.

Мы разные, конечно, все снаружи,

Но в наших жилах кровь одна течет,

И в самые холодные вновь стужи,

Цвет кожи будет уж не в счет.

У нас, у всех одни и те же чувства,

И сердце одинаково стучит,

В душе должно быть все-таки не пусто,

Когда о помощи народ другой кричит.

Да, разные у нас традиции и вера,

Но это ведь на главное для нас.

Должна создаться в мире счастья сфера.

Чтоб на лице улыбка родилась.

Я призываю всех людей планеты,

Объединиться, стать одной семьёй.

Аленка: У русского народа много замечательных праздников и традиций.

Русские люди раньше жили в избах(Слайд 11)

Главный символ русского народа это матрешка и балалайка (Слайд 12)

Давайте послушаем балалайку и поиграем на ложках (Слайд 13)

 

Просмотр слайда 13 и игра на ложках.

Песня « Ты за что любишь Ивана»

Входит взрослый в татарском костюме.

Гузель: Здравствуйте меня зовут Гузель. Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы.

Ещё раз с праздником вас – Днём народного единства!

Айгуль: Татарский народ свято чтит традиции своих предков и живет по законам ислама .(Слайд  16)

Самоназвание нации — татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий происхождения этого слова этого слова. Основные из них:                                                                                                              тат, означающий «испытывать», плюс ар — «получающий опыт, советник».                                                                                                    Производная от татувлы — «мирный, союзник».                                         История  Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда — могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:производство ювелирных изделий;скорняжное дело;валяльное ремесло;ткачество;кожевенное производство

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.                                                              Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой. (Слайды 17 и 18)

Просмотр слайда 19 татарский танец.  

Гузель  : А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Тюбитейка»

Входит Анфиса

Анфиса :Здравствуйте меня зовут Анфиса .В Янауле проживает много марийцев. Марийцы веселый , трудолюбивый народ.                                                      Пусть ходят голуби по крышам,                                                                                             Пусть тают в небе журавли...                                                                                               Пусть будет мир!                                                                                                                       Он так нам нужен!                                                                                                                    Мир нужен людям всей земли!                                                                                       Пусть будут реки, города и села,                                                                                    Пусть лес растет, возводятся мосты...                                                                       Пусть дети всей планеты ходят в школы,                                                                                               Пускай цветут во всех дворах цветы

Название марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.(Слайд 20)                                                                                                    Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега(Слайд 21). Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей. Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сдела землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

Просмотр слайдов 22 и 23

Заучивание стихотворения

Футбол

Ойла кокам: - Ай, футбол!

Ойла авам: - Ой, футбол!

Ойлаакам: - Ну, футбол!

Ойлем мыят: - Во, футбол!

Входит взрослый в удмуртском костюме                                                        

Лена :здравствуйте меня зовут Лена.                                                                                 В День единства будем рядом,                                                                                                           Будем вместе навсегда,                                                                                                             Все народности России                                                                                                         В дальних селах, городах!                                                                                               Вместе жить, работать, строить,                                                                                     Сеять хлеб, растить детей,                                                                                          Созидать, любить и спорить,                                                                                                Охранять покой людей,                                                                                                           Предков чтить, дела их помнить,                                                                                   Войн, конфликтов избегать,                                                                                     Чтобы счастьем жизнь наполнить,                                                                                 Чтоб под мирным небом спать!  

Слово удмурт означает «уд» происходит от слова «росток», «луг»  удмурт – это «луговой человек» .В живом языке это слово означает «росток, побег», и Удмурты очень гостеприимные миролюбивые любят труд. Соблюдают традиции своего народа .У нас много праздников. Гербер, Выль Жук, Вожодыр. (Слайды 25,26,27) Удмурты строили красивые дома из дерева и украшали их орнаментом из росписи. (Слайд28)

Сейчас я предлагаю посмотреть шуточный удмуртский танец(Слайд 29)

Ребята я хочу рассказать вам удмуртскую народную сказку «Мышь и воробей»

Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли. Однажды мышь с воробьём нашли на дороге три ржаных зёрнышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек-боронил. Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно — воробью, одно-мышке, одно-воробью… Делили, делили, и последнее зёрнышко лишнее осталось. Мышь первая говорит:— Это зерно моё: когда я пахала нос и лапки до крови натрудила. воробей не согласился:— Нет, это зерно моё. Когда я боронил, крылышки до крови избил. Долго ли, коротко ли они спорили — кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко и улетел прочь. «Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять», — думал он. Мышка не погналась за воробьём. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнёхонька. А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.

Песня «Разные народы»

Гости  уходят .

Рефлексия .Какой праздник отмечается 3 ноября.? Что вы знаете о происхождении этого праздника? Кто такие Минин и Пожарский?



                                                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День народного единства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Конспект учебного занятия в старшей группе детского сада на тему День космонавтики

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «День космонавтики»...

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: "День народного единства."

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему:                                          Д...

Образовательный проект В подготовительной группе детского сада на тему «День народного единства».

Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. Воспитание отношения к Родине начина...

Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе детского сада « 4 ноября. День народного единства».

Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе детского сада « 4 ноября. День народного единства»....

Конспект в средней группе детского сада на тему: "День народного единства."

Цель: Расширение знаний и представлений о России, о народах и национальностях России, об истории возникновения праздника, формирование дружеских отношений в коллективе.Задачи:1. Расши...