Ориентировочная региональная программа знаний о растениях (экология)
рабочая программа

Наталья Александровна Ященко

Программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ориентировочная региональная программа знаний о растения t

Известно, что развитие личности ребенка задается комплексной программой, в которой заложены основы личностной культуры дошкольника, одним из компонентов которой является экологический, соответствующий познавательным возможностям детей

В традиционных программах обучения и воспитания дошкольников ставилась задача воспитания любви к окружающей природе на основе освоения разрозненных конкретных представлений. Однако подобное содержание не развивало экологического сознания ребенка, которое проявилось бы в бережном отношении к природе. Поэтому назрела fit: обходимость пересмотра экологических программ с учетом регионального компонента.

Область ближайшего окружения детей-дошкольников в мире при роды - мир растений в его сложных связях и зависимостях с окружаю щей средой, познание которых позволяет заложить основы экологической воспитанности ребенка.

Современная практика работы дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и обследование детей г. Иркутска и Иркутской области покатали, что у педагогов нет необходимой базы знаний о растениях своего региона, очи не имеют региональной программы и адекватных ей методик работы с детьми 3-7 тег, обеспечивающих формирование зачатков экологической культуры.

С целью представить ориентировочную региональную триграмму знаний о растениях с учетом познавательных возможностей детей 2 - 7 лет, способствующую развитию у них основ экологической культуры и любовь к родному краю, авторами и подготовлено данное учебное пособие

Оно включает пять взаимосвязанных разделов, в которых отражена интегрированность психолого-педагогического и биологического содержания. В первом разделе дается теоретическое обоснование, опием ваются принципы построения предложенной региональной мрш раммы Во втором и третьем разделах содержится физико -гео»рлфичсск ля характеристика Иркутской области, описание расти тельных сообщес тв. В четвертом разделе представлены программы знаний о растениях. Пятый |>.тще;'г содержит примерную диагностическую методику выявления представлений о растениях сибирского леса для старших дошкольников. Заверш;«"г пособие приложение, в котором предлагается описание растений различных сообществ, приведен список охраняемых растений Иркутске?* об части, словарь экологических терминов, а также ли гера- турньш матсри.ш о растениях.


Розова I- Теоретические основы построения ориентировочной региональной программы

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

ОРИ КОТИРОВОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ

Современный человек в жизни сталкивается с разнообразными экологическими проблемами. Поэтому он должен обладать экологическими зн.шпями и перестроиться на новый тип взаимоотношений «человек - природа», поскольку совсем недавно природа в обществе оценивалась только с точки зрения пользы или вреда для человека без осознания ее самоценности.

И последнее время активизировался процесс создания порциальных ОКОЛО! ичеоких пршрамм, отвечающих госстандарту образования (С П. Николаева, Н Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.).

у,.,■ ^.дарственный стандарт образования - это минимальный исходный vpoucHb образованности, который государство может обеспечить .        ! ражданам. Это предел, достигнув которого, нельзя останавли-

: ч it образовании развивающейся личности.,

i - , .шпальное образование это более высокий уровень образован- до сравнению с исходным, задаваемым госстандартом. Этот уро- к ш. может быть достигнут за счет дополнительного образования или нддс 1 решаться над государственным и привносить в общее образование tv,--, ионлиьную специфику.

Решен характеризуется исторически сложившимися на данный момент времени общим укладом жизни, общностью людей на данной территории, являющихся носителями данных программ разлития. 1>,-ы( одлря рст ионалыюму компоненту образования дети получают возможность Getпрсиигетвеиио включаться ь те области человеческой -(-лк) пки, ко торые традиционно сложились в том или ином регионе,

5Ч.-1 иональная программа образования дошкольников должна соо; su то нова и, концепции дошкольного воспитания, одним из важных аспектов которой является развитие у ребенка нового экологического сознания и поведения.

Экология •- часть биологии, наука о взаимосвязи живых организмов <• окружающей средой и Друг с другом, ('формировать человека е новым

лл.,.ь!\кем 1 ином мышления можно, начиная с раннего детства. Ил...о у        период формируются представления об окружающем ми

Известно, что развитие личности ребенка задается комплексной программой, в которой заложены основы личностной культуры дошкольника, одним из компонентов которой является экологический, соответствующий познавательным возможностям детей.

В традиционных программах обучения и воспитания дошкольников ставилась задача воспитания любви к окружающей природе на основе освоения разрозненных конкретных представлений. Однако подобное содержание не развивало экологического сознания ребенка, которое проявилось бы в бережном отношении к природе. Поэтому назрела необходимость пересмотра экологических программ с учетом регионального компонента.

Область ближайшего окружения детей-дошкольников в-мире природы - мир растений в его сложных связях и зависимостях с окружающей средой, познание которых позволяет заложить основы экологической воспитанности ребенка. ^        '

Современная практика работы дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и обследование детей г. Иркутска и Иркутской области показали, что у педагогов нет необходимой базы знаний о растениях своего региона, они не имеют региональной программы и - адекватных ей методик работы с детьми 3-7 лет, обеспечивающих формирование зачатков экологической культуры. ‘

С целью представить ориентировочную региональную программу знаний о растениях с учетом познавательных возможностей детей 2-7 лет, способствующую развитию у них основ экологической культуры и любовь к родному краю, авторами и подготовлено данное учебное пособие.

Оно включает пять взаимосвязанных разделов, в которых отражена интегрированность психолого-педагогического и биологического содержания. В первом разделе дается теоретическое обоснование, описываются принципы построения предложенной региональной программы. Во втором и третьем разделах содержится физико-географическая характеристика Иркутской области, описание растительных сообществ. В четвертом разделе представлены программы знаний о растениях. Пятый раздел содержит примерную диагностическую методику выявления представлений о растениях сибирского леса для старших дошкольников. Завершает пособие приложение, в котором предлагается описание растений различных сообществ, приведен список охраняемых растений Иркутской области, словарь экологических терминов, а также литературный материал о растениях.


Раздел I. Теоретические осноеи построения орнентирмочной региональной программы

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ

Современный человек в жизни сталкивается с разнообразными экологическими проблемами. Поэтому он должен обладать экологическими знаниями и перестроиться на новый тип взаимоотношений «человек - природа», поскольку совсем недавно природа в обществе оценивалась только с точки зрения пользы или вреда для человека без осознания ее самоценности.        >

В последнее время активизировался процесс создания порциапьных экологических программ, отвечающих госстандарту образования (С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н, К. Рыжова и др.).

*        '        'Л'        ' ’■ / v        .f,        •/'

- ' -?v Тосударственный стандарт образования - это минимальный исходный уровень образованности, который государство может обеспечить своим гражданам. Это предел, достигнув которого, нельзя останавливаться в образовании развивающейся личности.

9

Региональное образование - это более высокий уровень образованности по сравнению с исходным, задаваемым госстандартом. Этот уровень может быть достигнут за счет дополнительного образования или надстраиваться над государственным и привносить в общее образование региональную специфику.

Регион характеризуется исторически сложившимися на данный момент времени общим укладом жизни, общностью людей на данной территории, являющихся носителями данных программ развития.

^ Благодаря регионалыюму компоненту образования дети получают воз- можвоспГ~бсспрспятстаснно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе.

Региональная программа образования дошкольников должна соответствовать концепции дошкольного воспитания, одним из важных аспектов которой является развитие у ребенка нового экологического сознания и поведения.

Экология - часть биологии, наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно, начиная с раннего детства. Именно в этот период формируются представления об окружающем ми- ре.


C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Temp\ABBYY\PDFTransformer\12.00\media\image2.pngВ. А. Горбунова, Л. А. Мишарина

Экологическое воспитание н образование дошкольника - это понимание существующих связей между живыми организмами и их взаимовлияния с окружающей средой в экосистемах (лес, луг, поле, водоем). Толыко такой подход к изу^чеягао природы позволит подвести детей к пониманию полезного и вредного влияния человека на окружающую его среду.

Экологическая воспитанность личности дошкольника - это целостность познания, чувств, поведения, т. е. присвоение элементов экологической культуры общества (Н. Н. Кондратьева).

Экологическая культура как часть общемировой культуры характеризуется глубоким осознанием важности экологических проблем в -жизни человечества. Элементы экологической культуры включаются и в современные образовательные программы школьников и дошкольников. Однако часто они носят не системный, а разрозненный характер.

В настоящее время актуальна задача создания региональной экологической программы для дошкольников. При этом нужна единая базовая программа, соответствующая госстандарту образования и учитывающая достигнутое педагогической наукой за последние десятилетия. Такой, на наш взгляд, является программа «Детство», созданная кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета. Она соответствует госстандарту образования, где детство ребенка рассматривается как самоценный период его жизни и важный этап подготовки к школе. Содержание этой программы - базис личностной культуры ребенка. В структуру программы легко вписывается региональный компонент с краеведческим, биологическим содержанием.

Природа родного края - великий учитель. Она раскрывает глаза на прекрасное, пробуждает чуткость к сердцу другого человека, считал В. А. Сухомлинский. Принцип природосообразности в учебно- воспитательной работе школы всегда считал ключевым К. Д. Ушинский.

С раннего возраста ребенка окружает мир растений, познание которого способствует развитию у него всех познавательных процессов, деятельности наблюдения, любви к родному краю. В связи с этим для биологов и педагогов актуальна задача составления региональной программы знаний о растениях для дошкольников на основе следующих принципов:

  1. Принцип краеведения в педагогической литературе трактуется как принцип воспитательно-образовательной работы, выражающейся в ознакомлении детей на занятиях и вне их с природными особенностями,

Раздел /. Теоретические основы построения ориентировочной региональной программы

промышленностью, сельским хозяйством, историей и культурой местного края, города, района.

Краеведение в биологии - это изучение растений и животных и умение устанавливать доступные связи между ними, позволяющие детям наблюдать природу своего региона

С учетом познавательных возможностей детей дошкольного возраста для программы были отобраны наиболее распространенные растения Иркутской области с описанием их сообществ, морфологических особенностей роста и развития, мест произрастания, целебных свойств. Эти сведения особенно важны для воспитателей (см.: Приложение).

  1. Принцип системности предусматривает иерархическое развертывание сведений о растениях, в основу которых положена ведущая зависимость их роста и развития от среды обитания. Взаимосвязь организма растения со средой проявляется в конкретных формах их приспособления друг к другу и условиям среды как относительно по стоянным, так и изменяющимся. Такие экологические сведения уже доступны старшим дошкольникам на уровне обобщенных представлений, их можно представить наглядно или с помощью моделей.

Целостность растения (морфологическое или функциональное единство), всех составляющих компонентов обеспечивает его жизнеспособность, а нарушение влечет к гибели (структурно-функциональным изменениям). Осознание этого постепенно позволяет сформировать бережное отношение к растениям. Подобные системные знания о растительном мире заложены в программу «Детство».

  1. Принцип доступности соответствует принципу системности.

Отбор содержания системных знаний о растениях требует учета

«зоны ближайшего развития» детей (Д. С. Выготский).

Анализ психологических исследований (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.) позволил вскрыть особенности развития восприятия, представлений, мышления, чувств дошкольника. Так, уже у детей младшего возраста появляется способность сравнивать познаваемые объекты природы не только по отдельным признакам, но и по их совокупности. В основе объединения объектов по сходству начинает проявляться взаимосвязь мыслительных операций сравнения, анализа, обобщения на сенсорном уровне. Запоминание и узнавание познаваемых объектов является необходимым условием дифференцированных представлений. В среднем дошкольном возрасте нарастает способность к обобщению, самостоятельному установлению причинно-следственных

В. А. Горбунова. Л. А. Мишарина

связей, если они представлены наглядно. Наряду с наглядно-действенной формой мышления, появляется наглядно-образная, которая постепенно становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается речь.

В старшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образное и логическое мышление, позволяющее ребенку выделять существенные признаки в познаваемых объектах и явлениях, абстрагируясь от несущественных. Использование в обучении дошкольников схем становится основой усвоения обобщенных знаний и применения их при решении новых задач. Дети легко усваивают схематические изображения и пользуются ими при установлении иерархии связей в окружающих явлениях.

Наблюдение явлений природы служит основой для формирования индуктивного пути познания ребенком окружающей действительности. Сравнение наблюдаемых признаков, обобщение их в видовые и родовые понятия развивает у дошкольников способность к рассуждению и создает условия для овладения ими дедуктивным способом мышления, что в значительной мере влияет на развитие речи (особое внимание данному вопросу свои исследования посвятили В. И. Логинова, О. С. Ушакова).

В старшем дошкольном возрасте при познании окружающего большое значение имеет творческое воображение. Объединяясь с мышлением при использовании наглядных моделей и схем, оно предваряет практическую деятельность.

В познавательной деятельности большую роль играют        эмо

ции и чувства ребенка.

Интеллектуальные чувства возникают при овладении новыми знаниями, особенно при познании мира природы. Ребенок испытывает удивление, любопытство, любознательность, уверенность или сомнение, радость открытий (Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.). Эстетические чувства часто возникают при восприятии дошкольниками красоты природных явлений (гармонии линий, красок, звуков). Нравственные чувства проявляются в любви к родному городу (поселку), окружающей природе. Способность к сопереживанию, сочувствию выражается в существенной мотивации положительного и бережного отношения ко всему живому.

Развитие познавательной деятельности, эмоций и чувств стимулирует активный познавательный интерес, формирует мотивационные и

поведенческие установки ребенка, что несомненно способствует развитию экологического сознания.        .

Таким образом, складывающаяся аналитико-синтетическая познавательная деятельность и эмоционально-чувственная сфера ребенка дошкольного возраста свидетельствует о «зоне ближайшего развития» освоения ориентировочной региональной программы знаний о растениях.

  1. Концентрический (спиралевидный) принцип программы позволяет дать новое содержание с учетом экологического и общего развития ребенка, при этом успешно закреплять полученные ранее знания, умения, отношения. Так, например, в младших группах дети узнают и называют растения разных сообществ и сравнивают их по внешним признакам; в среднем возрасте дифференцируют растения одного вида и устанавливают функциональные связи между строением и назначением каждого органа растения; в старшем возрасте классифицируют растения по существенным родовидовым признакам н составляют связный рассказ о знакомых растениях.
  2. Принцип преемственности - доступное систематическое и последовательное усложнение задач, объема представлений, познавательных, речевых умений, отношений от младшего к старшему возрасту. Новое содержание в каждой возрастной группе дается на базе уже усвоенного (см.: Региональную программу).
  3. Принцип адантивностя предполагает гибкое, вариативное использование содержания программы в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей детей (подгрупп детей). В нашем случае это вариативное использование перечня растений в возрастных группах с учетом местных условий (см.: Приложение).

Структура ориентировочной региональной программы знаний о растениях соответствует структуре программы «Детства», которая направлена на целостное развитие личности дошкольника, формируя ее базисные структуры: сознание, отношение, деятельность.

Предусмотрены четыре взаимосвязанных между собой компонента: задачи воспитания, объем представлений, интеллектуальные умения, отношения.        ’

Знания в программе отобраны с учетом краеведения. В структурном отношении это система компонентов о целостном, живом организме (растении) и его взаимодействии со средой обитания. Они предполагают развитие системы сенсорных, познавательных, речевых умений у детей. Самостоятельно воспитателям сложно выделить и осознать интеллектуальные умения, которые потребуются для усвоения системных знаний.

9

В. А. Горбунова, Л. А. Мишарина

Отношение к природе (уровень экологической воспитанности) - это характеристика внутреннего мира ребенка. Оно рассматривается как интегральное образование, аккумулирующее знания, умения, отношения, поэтому в программе определены уровни экологической воспитанности как ориентир для воспитателей и критерий результативности работы. Это Делает программу более целенаправленной, определяющей меру сложности материала с учетом познавательных возможностей детей.

Цель программы - познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона, приобщить к экологической культуре, научить воспринимать природу ценностно, понимать доступные существенные связи между живыми организмами, гуманно относиться ко всему живому.

Задачи: I. Отобрать для программы наиболее распространенные и доступные растения разных сообществ местного региона; 2. Составить ориентировочные региональные программы знаний о растениях для детей дошкольного возраста с учетом их познавательных возможностей, способствующие развитию экологического сознания.

Таким образом, в обобщенном виде знания из области экологии затрагивают проблемы мира (общепланетарные), России (родиноведче- ские) и сибирского региона. Работа в ДОУ или школе по предложенной нами ориентировочной региональной программе предполагает эффект ; не только в развитии экологического сознания, но и в умственном и нравственном росте лютости. Такой подход к программе и разработке комплексной методики ее реализации в будущем позволит готовить де- ! тей к последующему изучению биологии в школе и решить вопросы не- ' прерывности и преемственности в образовании.

Раздел 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири в бас- сеймах верхнего течения рр. Ангары, Лены, Нижней Тунгуски, почти в центре Азии. Область находится в седьмом часовом поясе. Разница во времени между Москвой и Иркутском 5 ч. Область удалена от морей: от Балтийского моря - 4500 км, Северного Ледовитого океана - на 3000 км, от морей Тихого океана почти на 2500 км. Ее площадь 768 тыс. км2.

Рельеф Иркутской области своеобразен: небольшие участки низменностей сочетаются с огромными площадями плоскогорий, горы - с величественными нагорьями. Низменности приурочены к долинам рек.

Разбел 2. Физико-географическая характеристика Иркутской области

Около 70 % территории составляет поверхность, лежащая на высоте от 200 до 750 м над у. м. Горы занимают почти 1/3 территории. Преобладают высоты 500-600 м над у. м. Основную часть территории области занимает южная оконечность Среднесибирского плоскогорья, которое является относительно плоским с преобладающими высотами 600-800 м на востоке, 300-400 м на западе. Наибольшая высота 1464 м. На территории плоскогорья находятся как плато, так и горы с крутосклонными речными долинами и узкими водораздельными гребнями. Из других форм рельефа для плоскогорья характерны речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины, в Сибири обычно называемые падями.

На юге и юго-западе Среднесибирское плоскогорье обрамляют труднодоступные горные цепи: Восточный Саян и Хамар-Дабан. ф,* г -Климат Иркутской области формируется под влиянием Азиатского антициклона, солнечной радиации, циркуляции воздушных масс и вла- гооборота, а также подстилающей поверхности. Тесное взаимодействие данных факторов определило формирование резко континентального климата с холодной продолжительной зимой, малым количеством осадков, относительно теплым и влажным летом, короткими переходными периодами от зимы к лету и, наоборот, с рекордным для данных широт России количеством часов солнечного сияния.

Из атмосферных процессов на формирование климата оказывает влияние западный перенос воздушных масс и Азиатский антициклон. Воздушные массы с запада приносят осадки и вызывают потепление, с севера-запада - похолодание. Теплые воздушные массы с юга и юго- запада проникают редко и вызывают кратковременное потепление в зимний период.

Воздушные массы зимнего Азиатского антициклона отличаются высокой плотностью, прозрачностью, малой подвижностью. Они обуславливают безветренную погоду, сильные морозы, малое выпадение осадков. Область выделяется преобладанием в году высокого атмосферного давления, которое достигает 770 мм. Это связано с тем, что ее территория находится в зоне действия Азиатского антициклона. Давление воздуха понижается в летнее время, однако остается высоким по сравнению с другими областями — 719 мм.

Средняя годовая температура воздуха на всей территории области отрицательная, за исключением побережья Байкала. Самый холодный месяц - январь, среднемесячная температура которого колеблется от - 15°С (Слюдянка) до - 33,4°С (Бодайбо) и - 34, 6°С (Наканно). Самый

теплый месяц - июль, средняя температура воздуха которого +18°С. Максимальная температура в отдельные дни достигает +36 - 37°С. Суточная амплитуда колебания температуры воздуха достигает 20 - 30°С, главным образом за счет ночного похолодания. Безморозный период короче по сравнению с районами европейской части России, лежащими на той же широте. В южных районах области он составляет 80 - 100, на севере - 57 дней, в то время как в Минске - 157, в Рязани - 145 дней. В большинстве районов области летом, даже в июле, бывают заморозки.

Осадки на территории области распределяются неравномерно. На Среднесибирском плоскогорье их количество составляет от 300 до 400 мм в год. В Восточном Саяне и на Северо-Байкальском нагорье - 650 мм, на о. Ольхон - 197 мм. 80-85 % осадков выпадает в теплый сезон. Максимум осадков приходится на июль - август, минимум - на февраль - март. Устойчивый снежный покров устанавливается в октябре на севере области и в ноябре на юге и сохраняется 160-175 дней (на севере 185 — 206 дней).        CyQ

Почвы на территории Иркутской области разнообразны.

Серые лесные почвы занимают южную и юго-западную части области. По механическому составу они средне- и тяжелосуглинистые, содержание гумуса в них колеблется от 2, 5 до 7 .%. Эти почвы широко используются в сельском хозяйстве под посевы зерновых культур и составляют 50 % пахотных земель. Дерново-карбонатные почвы отличаются коричневой или красновато-коричневой окраской и высоким содержанием карбонатов. Гумуса в них 3 - 10 %. Обладают естественным плодородием, используются под зерновые культуры без применения удобрений.

Черноземные почвы наиболее плодородны, имеют хорошую структуру, более мощный по сравнению с другими почвами гумусовый горизонт, формируются под луговой и степной растительностью. Они занимают поверхности речных террас, подножия пологих склонов и днища падей. Содержание гумуса в них колеблется от 5 до 10 %.

Подзолистые и дерново-подзолистые почвы преобладают в западной части и на более высоких поверхностях Ангаро-Ленского плато. Содержание гумуса не превышает 2 %, естественное плодородие низкое. Используются слабо. С первых лет освоения этих почв нужно вносить удобрения и производить известкование.

Лугово-черноземные почвы в отличие от черноземов занимают более низкие террасы долин, днища падей и нижние части склонов. Они встречаются по всей области в виде небольших участков. Структура их

12

пылеватая, гумусовый горизонт 50-60 см. Имеют низкое плодородие. Если не распаханы, заняты луговым разнотравьем.

Аллювиально-луговые почвы занимают относительно низкие формы рельефа. Они более увлажнены, имеют легкий механический состав, большое количество питательных веществ, дают хороший урожай трав. Составляют 0,6 % пахотных земель.

Широко распространены болотные почвы. Растительность на них представлена осоками, белоголовником, вейником, пушицей. Из кустарников преобладают карликовая береза, ива, таволга, из древесных пород - ель, лиственница, береза, реже малорослая сосна. Торф болотных почв, разлагаясь, обогащает почву питательными веществами. Болотные почвы составляют резерв, который еще мало используется. Первые опыты осушения болот показали, что эти почвы могут давать высокие урожаи трав.

Раздел 3. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

0

В природе растения живут не одиночно, а входят в -состав особых комплексов, называемых растительными сообществами или фитоценозами. Растительное сообщество - это закономерное сочетание различных видов растений, сложившееся под влиянием определенных условий существования, а также на основе биологических и экологических свойств видов. На однородных участках сообщества, в сходных условиях обычно произрастают сходные комплексы растений. Это придает сообществам специфический внешний облик, своеобразные черты строения, по которым сравнительно легко можно отличить одно сообщество от другого. Растительное сообщество представляет собой взаимодействующий комплекс растений, находящихся в сложных и многообразных взаимоотношениях. Растения в сообществе приспосабливаются к влиянию соседей, и эта адаптация проявляется в целом ряде признаков: строении, физиологии, сроках активности, продуктивности идр.

Растения, живущие в сообществе, имеют иной внешний вид, нежели живущие отдельно. Например, в лесу у деревьев более высокие и тонкие стволы, живая крона занимает вершинную часть и высоко выносится над поверхностью земли. Травы в сообществе бывают обычно не такими

Лесная растительность

мощными, кустистыми, как растущие отдельно. Часто в сообществе у растений развивается меньше цветоносных побегов.

Для характеристики фитоценоза необходимо знать особенности местообитания, видовой состав, количественное соотношение видов, ярус- ностьидр.

Местообитания — территория, занимаемая сообществом, и присущий ей комплекс экологических условий среды. Местообитание служит для растения источником средств жизни (вода, минеральные соли, углекислота, кислород). В него же они выделяют продукты своей жизнедеятельности (лиственный опад, органические кислоты, газы и др.). Поглощая одни вещества и выделяя другие, растения вместе с животными создают особую среду жизни внутри сообщества.

Видовой состав сообщества определяет его специфику и внешний вид. В большой зависимости от видового состава находятся условия жизни организмов в сообществе. Каждый вид в сообществе обычно представлен не единично, а некоторым количеством экземпляров. Вид, представленный в фитоценозе очень большим количеством экземпляров, называется доминантам. Доминирующие виды часто выступают как важный средообразующий элемент в сообществе.

Распределяясь в пространстве в соответствии с потребностями к условиям местообитания, виды в сообществе создают своеобразное ярусное строение растительных сообществ. Ярусом называется часть слоя растительною сообщества, в котором располагаются ассимилирующие органы растений - листья или подземные органы. Особенно отчетливо ярусное строение выражено в лесных фитоценозах умеренной зоны. В них можно различить до шести надземных ярусов.

Для сообщества также характерно неодновременное развитие входящих в него растений. Эго отражается на внешнем облике сообщества в форме регулярного чередования обильного цветения то одних, то других растений. Это явление получило название смены аспектов или сезонной изменчивости фитоценоза. Ритмические изменения фитоценозов находятся в тесной связи с годичным ритмом изменения почвенноклиматических условий.

Лесная растительность

Лес - один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, мхов, лишайников, включающий животных и микроорганизмы, биологически

Раздел 3. Растительные сообщества Иркутской области

связанные в своем развитии и влияющие друг на друга и на внешнюю среду.

Леса различают по составу, возрасту, строению или форме пород. По составу леса бывают чистые, состоящие из одной древесной породы, и смешанные, состоящие из разных пород, образующих кронами один общий ярус. По строению или форме различают простые одноярусные и сложные, состоящие из двух или трех ярусов древесных пород леса. Количество, состав и расположение ярусов связаны со светолюбием и теневыносливостью пород. Под теневыносливыми породами, кроны которых образуют труднопроходимый для солнечных лучей полог, других растений мало. Наоборот, под породами светолюбивыми могут находиться даже два древесных яруса: второй - из светолюбивых пород, таких как береза, осина, третий, называемый подлеском, - из кустарников или низкорослых деревьев: рябины, жимолости, бузины, малины и др.

В лесу растения влияют друг на друга. Так, растения верхних ярусов способствуют развитию нижних, создавая затенение и защищая их от атмосферных воздействий. Последние, в свою очередь, могут благотворно влиять на возобновление пород верхних ярусов.

В состав лесного сообщества также входят кустарнички, травянистые растения, мхи, лишайники, которые образуют живой напочвенный покров, а также многочисленные грибы, бактерии и водоросли, обитающие в почве. Растения напочвенного покрова принадлежат к теневыносливым, приспособленным к существованию при малой интенсивности света.

Из отмирающих частей растений в лесу образуется мертвый напочвенный покров, или лесная подстилка. Разлагаясь, она постепенно переходит в перегнойные вещества или гумус.

Лес как сообщество изменяется. Под пологом старого леса образуется подрост, т. е. молодое поколение деревьев, возникшее самосевом. На месте вырубленного леса молодые деревья появляются вегетативным путем или из семян. Так на месте вырубленного хвойного леса появляются береза и осина. Эти леса называются вторичными.

В Иркутской области площадь, покрытая лесом (без учета кустарников), составляет 56, 8 млн га, или 73, 4 % территории. Породный состав представлен 25 видами, из которых более или менее значительное распространение имеют деревья 10 видов, кустарники до 80 видов. Покрытые лесом земли представлены на 78 % хвойными породами, на 17 % - мелколиственными и на 6 % кустарниками. Сосна занимает 26 %

15

покрытых лесом земель, лиственница 30 %. Из лиственных деревьев 12, 5 % составляет береза, 4, 3 % осина, 0, 1 % ивы древовидные. Кустарниками занято 6,3 % территории области. (Л. Н. Ващук, 1994).

Лиственничные леса являются одним из самых распространенных лесных сообществ в северной части области на высотах 400 - 1700 м, особенно в бассейне Нижней Тунгуски, на Северо-Байкальском и Па- гомском нагорьях, где они представлены лиственницей даурской. Из других хвойных пород в лиственничных лесах встречаются сосна, ель, иногда кедр. Наибольшую площадь занимают лиственничные кустарни- ково-зеленомошные леса, местами со сфагнумом. По южным горным склонам и вершинам невысоких водоразделов распространены брусничные и разнотравно-брусничные леса, нередко с моховым покровом. В подлеске наиболее часто встречаются шиповник иглистый, смородина черная, душекия кустарниковая, рододендрон даурский и др.

На территории области, за исключением северной части, широко представлены сосновые леса как наиболее теплолюбивые. Наиболее распространены сосновые брусничные и багульниково-черничные леса с толокнянкой или багульником. Для сосново-травяных и брусничнотравяных лесов (с березой, реже лиственницей) характерна большая видовая насыщенность живого напочвенного покрова, отсутствие или слабое развитие подлеска и мохового покрова, для травяных лесов - разреженность древесного яруса. Постоянную примесь в древостое составляет лиственница Не менее обычна береза, иногда ель или кедр. Подлесок не образует сомкнутого яруса и состоит из отдельных кустов шиповника, спиреи средней, ивы козьей, рододендрона даурского, реже встречается рябина В напочвенном покрове сосняков на одном га можно насчитать до 100 видов разнотравных. Всегда много злаков, преобладают вейники, мятлики, овсяница луговая. При значительном обилии злаков выделяются вариации разнотравного сосняка: коротконожково- разнотравный, вейниково-разнотравный. Из бобовых выделяются горошки: однопарный, жилковый, мышиный, клевер люпиновидный, чина приземистая. Украшение этих лесов - многие растения из сем. лютиковых: купальница азиатская (жарок), водосбор сибирский, ветренница длинноволосая; сем. лилейных - лилия кудреватая, вороний глаз, купена душистая, майник двулистный. Из сложноцветных встречаются кошачья лапка, тысячелистник» чихотная трава, из розоцветных - костяника, лапчатка земляничная, земляника, из орхидных - башмачки. Из других растений наиболее часты грушанка копытснелистная, ирис русский, колокольчик сборный и др. Отдельными местами отмечается седмичник, линнея северная. По опушкам осветленных лесов характерны володушка

16

козелецелистная, зопник клубненосный, скабиоза, полыни. На склоне коренного берега на щебнистых почвах - примесь рододендрона, свиди- ны белой.

Березовые и осиновые леса являются вторичными, заменившими коренную растительность но гарям и вырубкам. Березовые травяные и мохово-травяные леса с осиной и сосной распространены по горным склонам, вблизи населенных пунктов. Широко встречаются разнотравные и разнотравно-брусничные. Среди разнотравных распространены горошек жилковый, чина низкая, ирис русский, прострелы, золотарник.

Луговая растительность

Луга относятся к типу травянистого покрова земли. Они широко распространены в лесной зоне умеренного пояса и очень разнообразны по местообитанию и растительности. Луга - это фитоценозы, растительность которых представлена травянистыми сообществами с более или менее сомкнутым покровом. Они образованы, главным образом, мезо- фильными и гигрофильными травами, имеют зимний перерыв в вегетации. Растения луга хорошо приспособлены к средним условиям водоснабжения и относительно благоприятному режиму -^емпературы и освещения. В умеренной зоне луга представляют в основном вторичные сообщества, сформировавшие на месте лесов в результате многовекового воздействия человека на природу. Первичные луга, возникшие есте огненным путем, размещаются в поймах рек, на окраинах озер, в пониженных участках рельефа. На вторичных лугах разрастаются опушечно-лесные, сорные и сорно-полевые травы, которые вытесняют лесные растения. Сюда мигрируют виды, менее требовательные к постоянному увлажнению и минеральному питанию. Здесь преобладают злаки, сложноцветные и бобовые.

Злаки - многолетние и однолетние растения. Стебель злаков - соломина, полая внутри. Листья сидячие, линейные, у некоторых свернуты в трубочку. Соцветие верхушечное, сложный колос, метелка или султан. Цветок состоит из трех тычинок, с крупными качающимися пыльниками на длинных тычиночных нитях. Пестик с крупным перистым рыльцем. Злаки - самоопыляющиеся или вегроопыляемые растения. Наиболее распространены полевица, овсянница, мятлики, пыреи, кострец, лисохвост, тимофеевка. Злаки являются ценными кормовыми растениями.

Бобовые присутствуют во флоре лугов почти всех типов. Большинство из них многолетние травы с корневищем или стержневым корнем.

Листья сложные с прилистниками. Соцветия - головка или кисть. Цветки своеобразной мотыльковой формы: самый крупный верхний лепесток называется парус, два по бокам - весла, два нижних сросшихся - лодочка. Окраска венчика различна. Плод - боб. Из бобовых на лугах обычны клевера, чина луговая, горошек мышиный и заборный.

Сложноцветные - одно из самых обширных семейств покрытосеменных растений. Самая характерная особенность растений этого семейства — соцветие корзинка. У большинства представителей этого семейства краевые и срединные цветки в корзинке различны по строению и функции: краевые язычковые придают соцветию яркость и играют роль «венчика», внутренние трубчатые обеспечивают образование плодов. Чашечка отдельного цветка либо незаметна совсем, либо представлена волосками и щетинками. Такая чашечка разрастается при плодах и служит для их распространения. Плод - семянка, у большинства распространяется ветром. Наиболее часты на лугах тысячелистник, нивяник обыкновенный, полынь, козлобородник.

Из разнотравья обычны лютики, герань луговая, тмин, колокольчик скученный, погремок, реже встречаются манжетка, валериана лекарственная, синюха кистистая.

Прибрежно-водная и водная растительность

Условия жизни растений в воде коренным образом отличаются от условий жизни наземных растений. Это наложило свой отпечаток на строение водных растений.

Корни водных растений не выполняют функции органа поглощения воды и минеральных веществ. Как правило, они являются органами прикрепления растений к грунту. Нередко корни совсем не развиваются. Вследствие недостатка кислорода в воде у водных растений развита система межклетников. До 70 % объема в них занимают внутренние полости, заполненные воздухом. Это уменьшает вес растения, которое может всплывать наверх, где больше света. У большинства водных растений размножение почти исключительно вегетативное. Зимуют они в виде корневищ или почек. .

Различают следующие биологические группы водных растений:

  1. Воздушно-водные — корни прикреплены ко дну, а большая часть растения возвышается над водой. Большинство таких растений могут расти и на суше на сильно увлажненной почве. Это камыш, тростник, рогоз, частуха, стрелолист.

Раздел 3. Растителен ие сообщества Иркутской облает и

■_ 1ГИГ1 11М.Ц-Г1—■П1ПГТ1^~ПГ|1 1—        тпг-щз

  1. С плавающими листьями и укореняющиеся: кувшинка белая, кубышка, водяной орех, гречиха земноводная.
  2. Укореняющиеся и полностью погруженные: элодея, рдест.
  3. Свободно плавающие на поверхности воды: ряска.
  4. Плавающие в толще воды: роголистник, пузырчатка.

Водные растения распределяются в определенном порядке по зонам. Различают следующие главнейшие зоны:

  1. Земноводная - занимает ближайшую к берегу мелкую полосу водоема, глубиной до 1 м. Иногда пересыхает, и находящиеся в ней растения приспособлены к существованию в условиях перемежающегося затопления. В этой зоне растут осоки, частуха, стрелолист, гречиха земноводная, водяная сосенка и др.
  2. Тростниково-камышовая - идет в глубину водоема до 2-3 м. Кроме тростника и камыша, здесь растут рогоз, хвощ.
  3. Зона кувшинок, кубышех, рдестов - до глубины 4-5 м. Между этими крупными растениями на дне развиваются менее крупные - роголистник, элодея, ряска трехдольная.

На большей глубине высшие растения не встречаются.

Растительность болот

Болота могут образовываться на месте лугов, лесов и озер. На лугах злаковый покров сменяется осоковым, и возникает луговое травяное болото. Растительные остатки пропитываются водой, не могут окисляться и образуют полуразложившуюся торфяную массу. Скопившийся торф изолирует новую растительность от почвенного грунта, и последней приходится довольствоваться тем скудным количеством минеральных веществ, которое выпадает с осадками из атмосферы. В таких условиях на болоте начинает поселяться торфяной мох сфагнум. Ему необходимо мало минеральных веществ, но он удерживает воду в большом количестве.

Заболачиванию леса способствует высокая влажность внутри леса. Появляются высокорослые болотные травы, а затем удерживающие в дерновинах воду мхи, например, кукушкин лен, и, наконец, сфагнум. Деревья замедляют рост и, в конце концов, засыхают. Заболачиванию леса часто способствуют вырубки и лесные пожары.

По берегам озер зоны водной растительности постепенно заполняются растительными остатками, и водоем мелеет. Каждая зона подготавливает почву для следующей. Наблюдается постепенное движение

19

растительности вглубь озера н, наконец, его зарастание и превращение в болото. На обмелевших местах в особенно большом количестве развивается камыш, тростник, осоки, пушица и др. Иногда растения наступают на озеро по его поверхности, образуя ковер-сплавину. Видную роль здесь играет сабельник болотный, вахта и белохрылышк. Эти растения простирают свои длинные горизонтальные стелющиеся стебли навстречу открытой водной поверхности. На сплавине поселяются осоки, болотный хвощ и др. Покрывающий воду ковер становится все толще, водоем заполняется растительными остатками. Затем появляются мхи и озеро превращается в болото.

На болотах создаются неблагоприятные условия водоснабжения для корневой системы растений в силу низкой температуры воды и почвы. Для многих растений характерна ксероморфность, т. е. строение, приспособленное к уменьшению испарения. Бросается в глаза жесткость листьев многих болотных растений, покрытых толстым слоем кутикулы. Эти жестколистные растения в большинстве случаев вечнозеленые многолетники: багульник болотный, водяника, клюква, брусника. У некоторых растений листья свернуты в трубочку. Таким образом сокращается площадь испаряющей поверхности, а испарение через устьица, защищенные от движения воздуха, уменьшается. К тому же у некоторых растений устьица погружены в ткань листа. Опушение листьев у ив и багульника, восковой налет у клюквы, плотные листья у морошки и карликовой березы - это также приспособление для уменьшения испарения.

Некоторые растения образуют плотные дернины или прижаты к торфу и тем самым защищены от ветра и высыхания. Мелколистиость растений болот может быть поставлена в связь с недостатком азота в период развития листа. Растения торфяных болот проявляют и отдельные черты, характерные для обитателей влажных мест, например, сильное развитие межклетников.

В зависимости от фитосреды различают лесные, кустарниковые, травянистые, гидрофильно-моховые и сфагновые болота.

Из древесно-кустарниковых растений на болотах произрастают береза пушистая и карликовые березки, иногда ель, ивы, курильский чай. Весьма обычны на болотах кустарнички: багульник болотный, голубика, а также небольшое количество трав и мхи.

Растения поля (агрофитоценоз)

Агрофитоценоз — это совокупность культурных и сорных растений на сравнительно однородных участках пашни. Компоненты агрофитоценоза - это культурные и сорные растения. Основные различия культурных и естественных фитоценозов следующие:

  1. В агрофитоценозах основная продукция изымается из сообщества. Нарушаются циклы элементов питания для редуцентов, что служит причиной их отрицательного баланса, ведет к обеднению почвы.
  2. Доминанты агрофитоценоза задаются человеком, который контролирует их видовой (сортовой) состав, плотность размещения, геометрию посева. Эти доминанты неустойчивы и удерживаются в сообществе только при постоянном уходе. Элементы саморегуляции отсутствуют.
  3. Популяции культурных растений слабо дифференцированы вследствие генетической однородности сорта.

Виды сорных растений чаще всего обладают широкой экологической амплитудой или являются космополитами. В их распространении большей частью повинен человек. Такие виды, как марь белая, вьюнок полевой, пырей ползучий, шприца и многие другие, встречаются на полях всех континентов. Общее число видов, которые самопроизвольно внедряются в посевы, измеряется тысячами, однако опасных засорителей среди них сравнительно немного: 20-30 видов. Как правило, это специализированные сорняки, которые вне пашни не встречаются.

Все сорняки можно разделить на две группы: факультативные и облигатные. К факультативным относятся растения, которые могут расти среди как культурных, так и дикорастущих. Это бодяк полевой, осот полевой, вьюнок полевой, хвощ полевой, пырей. Они распространяются главным образом с помощью подземных органов - корней или корневищ. У бодяка корни распространяются в почву на глубину до б м и дают много боковых ответвлений, идущих параллельно поверхности почвы. Отмирание верхней части или расчленение корней растения служит толчком к тому, что почки возобновления трогаются в рост. У осота корни располагаются на глубине 50 см, но воспроизводящая способность его еще выше. Отрезки корня даже в 1, 5 см способны дать новое растение. Отрезок корня в 2 см дает несколько побегов. Корневище пырея на глубине 6-8 см образует до 26 млн почек на гектаре поля.

Облигатные сорняки полей - растения однолетние или двулетние. Размножаются и распространяются они семенами. Эти сорняки отлича-

ются большой плодовитостью: один экземпляр дает сотни и тысячи семян. Семена этих сорняков много лет сохраняют всхожесть и недружно прорастают. Например, все семена одного растения лебеды можно разделить на три группы: семена первой группы прорастают в первый, второй - на второй, третий - на третий год. Недружное прорастание семян сорняков важно и в том случае, если всходы уничтожаются обработкой почвы, тогда на смену им прорастают другие. К тому же некоторые сорняки дают в год 2-3 поколения. К описанной группе сорняков относятся звездчатка средняя (мокрец), ярутка, пастушья сумка, лебеда, шприца запрокинутая.

Из двулетних сорняков обычны чертополох курчавый, лопух, икот- них, белена.

Сорняки наносят значительный вред культурным растениям: они поглощают из почвы воду и минеральные вещества, затеняют растения. Однако при невысокой численности они приносят посевам пользу:

  1. имеют более глубокую корневую систему и способствуют обмену минеральными элементами между поверхностными и нижними горизонтами почвы;
  2. в пропашных культурах защищают почву от эрозии;
  3. благоприятно влияют на микрофлору почвы, участвуют в процессе минерализации пожнивных остатков и в их возвращении в биологической круговорот;
  4. некоторые сорные растения своими выделениями отпугивают насекомых — вредителей посевов.

По составу серных растений можно достаточно быстро определить уровень обеспеченности почвы элементами питания, кислотности, степени засоленности или увлажнения, правильность системы обработки.

Итак, необходима не борьба с сорняками, а контроль (ограничение) засоренности полей, допускающий некоторую примесь сорняков, ликвидация которых удорожает урожай и экологически неоправданна Контроль засоренности — это комплексная система подавления сорняков. Один из главных способов - агроценотический: создание режима более полного использования культурными растениями ресурсов агрофитоценоза. Это достигается применением интенсивных сортов, смешанных посевов, увеличением доли озимых в многолетних трав, которые без помощи гербицидов легко подавляют сорняки.

Растительность у дорог, домов и на пустырях

Эти растения постоянно сопутствуют человеку. Они не выдерживают конкуренции с другими более сильными растениями.

Придорожные растения отличаются приземистостью, мелколистпо- стыо, поэтому они не могут существовать среди затеняющих их растений. Типичные придорожные растения лежат или почти лежат на земле, вследствие чего вытаптывание и скусывание животными не представляет для них большой опасности. У таких растений, как подорожник или одуванчик, листья собраны в прикорневую розетку, отходят от укороченного стебля. Прикорневые розетки подстилаются почвой точно подушкой и остаются целыми. Они затеняют почву и тем самым сохраняют влагу, а также препятствуют прорастанию семян других растений. У таких растений, как спорыш и клевер, длинные, стелющиеся по земле стебли с мелкими листьями. У ромашки пахучей, лютика ползучего и мятлика однолетнего небольшой стебель, который в случае, когда на него наступают, не ломается и легко распрямляется. Корневая система вытаптываемых растений хорошо развитая, глубокая. Это связано с тем, что почва таких мест плотная и быстро высыхает.

Растения на пустырях, свалках, на месте разрушенных строений имеют совершенно другой вид: они большие, высокие и их приспособления носят активный характер. Бодяк, чертополох сверху донизу покрыты колючками, которые наносят раны. Волоски крапивы изливают на кожу жгучие вещества. Немало на пустырях растений, содержащих едкие и даже ядовитые веществ, делающие их несъедобными. Это белена, льнянка, чистотел, полынь и др. У лопуха защитой от вытаптывания служат его большие размеры. Его заросли трудно проходимы, поэтому человек и животные обходят их.

Раздел 4. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ориентировочная региональная программа знаний о растениях содержит элементы экологической культуры как части материальной и духовной культуры, задает ценностные ориентации подрастающему поколению, закладывает основы гуманистического миропонимания.

В процессе усвоения программы предполагается постепенное развитие экологического сознания детей, проявляющееся в их способности

23

Задачи

Объем представлений

Систематизировать, углублять, обобщать знания о сообществах растений леса, луга, поля, водоема, полученные в предыдущих группах.

Подводить к обобщенным представлениям, понятиям рода и вида.

Раскрыть связи растений со средой обитания (воздушно-наземной, водной) в разные сезоны. Показать приспособленке растений к среде обитания.

Систематизировать, уточнять, обобщать представления детей об основных группах-растений разных сообществ, о росте и развитии растений сибирского леса, его ярусности. Деревья: сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), лиственница, пихта сибирская; береза; кустарники: ольха сибирская, рододендрон даурский, ива, шиповник, черемуха обыкновенная; клюква, черника, голубика, брусника; травянистые растения:

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Temp\ABBYY\PDFTransformer\12.00\media\image3.png»'

костяника каменистая, пижма, кровохлебка, ку

пальница (жарок), иван-чай, башмачки, водосбор (колокольчик), медуница, прострел (подснежник), лилия (саранка).

Растения сибирского луга: одуванчик лекарственный, нивяник (ромашка), герань луговая, клевер, незабудка, тысячелистник, валериана.

Знать и называть растения поля: бодяк, крапива, лопух (репейник), марь белая, белена, пырей, J пастушья сумка, подорожник. Познакомить с | растениями водоема: калужница, рогоз, пузыр- | чатка обыкновенная, череда трехраздельная, | кувшинка, ряска водяная.        j

Иметь представление об изменении условий в | разных средах обитания, в разные сезоны и о ! способности приспособления растений х природ- S ной среде (наземно-воздушной, водной). Уточне- j ние представлений о функциях органов растений. J Конкретизация знаний о стадиях роста деревьев, кустарников, трав* леса, луга, поля, водоема на примере наиболее распространенных растений. Показать рост, цветение, созревание плодов, семян.        j

Показать детям приспособление растений к on- j ределенной среде обитания в соответствии с тем- \ пературей, освещенностью, влажностью.

Осознание роли человека в сохранении и иару- I шении целостности экосистемы (пожары, вырубка леса, сбор ягод, трав).

Познакомить с правилами поведения в лесу. Роль лесника и пожарных в охране леса.

В течение года обобщаются представления о группах растений леса, луга, поля, водоема и постепенно осознаются соответствующие понятия: «живое», «неживое», «среда обитания», «приспособление», «сезон» как время года.

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Temp\ABBYY\PDFTransformer\12.00\media\image4.pngC:\Users\Lenovo\AppData\Local\Temp\ABBYY\PDFTransformer\12.00\media\image5.pngЗнать полезные и ядовитые растения для человека и животных. Знать о Красной книге России и Сибири, о занесенных в них растениях.

Познавательные, речевые умения

Отношения

Самостоятельно наблюдать за растениями в лесу, на лугу, в попе, на водоеме, в парке, на участке: ставить цель наблюдения, использовать знакомые сенсорные и интеллектуальные умения для изучения органов растений; сравнивать и различать деревья, кустарники, граны по стволам, коре, веткам, листьям, цветкам, плодам и семенам, используя схемы-модели. Связно рассказывать о внешнем строении растений, росте и развитии, среде обитания; о сообществах растений и взаимовлиянии их друг на друга.

Проявлять        любознатель

ность и стремление глубже познать мир растений ближайшего окружения. Проявлять интерес к способам познания при ознакомлении с растениями.

Выполнять правила поведения при общении с природой.

Испытывать эстетические переживания при встрече с лесом, лугом, полем, водоемом.

Загадывать загадки, читать стихи, петь песни о растениях.

Познавательные, речевые умения

Отношения

Диализировать,        сравнивать,

обобщать и делать выводы наблюдаемых взаимовлияний растений в природе.

Использовать наблюдение как способ познания: принимать и самим устанавливать цель, используя

Проявлять любознательность в процессе наблюдений за растениями, интерес к способам познания.

Бережно относиться к растениям в любых ситуациях. Создавать благоприятные условия для их роста и развития.

Учить самостоятельно делать выводы о связях и отношениях в растительном мире.

Уметь прогнозировать отрицательное воздействие человека и стихийных сип природы на лес, луг, поле, водоем.

Обогащать личный опыт гуманного взаимодействия ребенка с окружающей природой.

I Формирование элементов зколо- ; гической культуры дошкольников.

\

\

I

I


Иметь обобщенные представления о признаках сезона и приспособлении растений к среде обитания; о росте, развитии и размножении растений, об основных фазах жизненного цикла растений.

Уметь систематизировать знания о составе растений в сообществах I лес, луг, поле, водоем, о проявле-1 нии их положительного и отрица- j тельного взаимодействия (одни ^ растения создают условия другим), i Например, в сообществе лес при? исчезновении каких-либо растений [ изменяются условия среды, что | приводит к гибели других растений [ (вырубка леса приводит к увеличе- “ нию света и тепла — гибнут гене-j любивые расгения).        !

Конкретные представления об ос ! ионных правилах поведения в лесу, на лугу, водоеме, в поле, обсспечи- I вающих их целостность.        |

Дать конкретные сведения о полз. \ зе растений для человека и живот ' ных, их лекарственных свойствах. ! Знать растения сибирского регио- \ на, занесенные в Красную книгу j Сибири, России.         j

Программа для детей старшего дошкольного возраста

систему сенсорных и интеллектуальных умений; элементарно планировать ход наблюдения, делать выводы. Использовать кратковременные и длительные наблюдения за растениями в разные сезоны года. Применять поисковую деятельность, опыты, эвристические рассуждения, делать небольшие «открытия».

Уметь сравнивать растения по существенным признакам различия и сходства, классифицировать по существенным основаниям. Моде- j пировать существенные признаки, ? частные и общие связи, понятия. § j Уметь связно рассказывать о на- | | блюдаемых растениях, составлять | j творческие рассказы, сказки, ис- j j пользуя тип речи доказательство, j

Уровни экологической воспитанности

Низкий - дети узнают и называют подавляющее большинство растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Зиаюг их потребности для роста и развития (вода, свет, тепло, почва). Умеют сравнивать растения разных сообществ и определять состояние растений в зависимости от среды обитания, классифицируют растения по существенным признакам с помощью педагога. Познавательное отношение а растениям псу сз а , о во. Бережно относятся к растспаям в соответствии с ситуацией.

Средний - дети узнают и называют подавляющее большинство растений разных сообществ по представлению и с небольшой опорой на наглядность. С помощью педаг ога вычленяют характерные существенные признаки растений и классифицируют их. В течение длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, отмечая их изменения в разные сезоны, знают потребности растений для роста и развития в соответствии с сезоном. Устанавливают частные и некоторые общие связи, сравнивая растения по признакам различия и сходства. Используют из вестные способы наблюдений для познания роста и развития растений.


Недостаточно владеют обобщенными представлениями и оперируют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на окружающую природу, проявляя при этом бережное и заботливое отношение к растениям. Знают о существовании Красной книги Сибири, называют некоторые растения, занесенные в нее.

Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя любознательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают загадки, стихи, песни, пословицы.

Высокий - у детей этого уровня многообразны знания о растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между состоянием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне обобщенных представлений, понятий рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно-схематических моделей. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений в разных сообществах н в соответствии с сезоном. Познавательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения.

Бережно относятся к растениям и нетерпимы к детям, взрослым в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу, водоеме.

Эмоционально откликаются на красоту окружающей природы, используя знакомые стихи, загадки, песни, игры о растениях. Проявляют бережное отношение к растениям, понимая самоценность исчезающих растений, занесенных в Красную книгу'. Знают лекарственные свойства некоторых растений.

Раздел 5. ПРИМЕРНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАС ГЕНИЯХ СИБИРСКОГО ЛЕСА

Диагноз в переводе с греческого «распознавание». Диагностика позволяет определить уровни представлений детей об окружающем, обнаружить сенсорные, познавательные, речевые умения, «зону ближайшего развития» (психологические предпосылки) дошкольника в освоении знаний о растительном мире.

Из набора диагностических методик (Л. Я. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др.) чаще других в старшем дошкольном возрасте используются тесты

Я. А. Горбунова, Л. А. Мишарина

достижения и опросники с применением наглядности {игрушек, картинок, иллюстраций и т. п.).

Валидность (надежность), эффективность диагностической методики проверяется путем сравнения результатов выполнения детьми заданий. Совпадение результатов 5-6 заданий свидетельствует о надежности методики. Интервал последовательного применения методик у старших дошкольников не должен превышать пяти-шести месяцев.

Оценивая диагностическую методику, важно учитывать количество детей, психологические, индивидуальные особенности ребенка.

Методика диагностики должна быть одинакова для всех детей. Это позволяет сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни. Перед проведением диагностической методики необходимо, чтобы ребенок сосредоточился на предстоящем задании и был предельно внимательным. С этой целью необходимо убрать все лишние предметы, отвлекающие ребенка, приготовить наглядность, продумать логику вопросов, вызвать к ним интерес.

Предлагаемая диагностическая методика построена с учетом особенностей психологического развития детей старшего дошкольного возраста, а также с целью выявления знаний, умений, отношений, заложенных в основу ориентировочной региональной программы.

Данная методика прошла апробацию в детских дошкольнь/х учреждениях г. Иркутска и Иркутской области. Это дает нам основание считать, что она надежна и эффективна.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты критерии, предложенные В. И. Логиновой. Это объективная характеристика: адекватность знаний как соответствие объекту познания; широта охвата многообразия объектов (полнота); существенность знаний (выделение существенных признаков рода и вида); обобщенность знаний предполагает выявление сущности не в отдельном объекте, а в их целом классе; системность знаний (рассматривается как результат познания совокупности связей, представляющих содержание и структуру понятий о них).

На основе представленных общих критериев определялись дифференцированные предполагаемые уровни знаний, умений, отношений о растительном мире родного края в условиях организованного обучения.

Нулевой уровень характеризуется отсутствием знаний об объектах или наличием узких неадекватных знаний; переход к первому уровню как узнавание объектов окружающей действительности. Первый уровень характеризуется знанием объектов, нарастанием знаний о некоторых их сторонах, стороны объекта выделяются рядоположенно;

Раздел 5- Примерная диагностическая методика еыяйления представлений о распитиях сибирского леса

отсутствуют знания о существенных сторонах познаваемого объекта; переход ко второму уровню как появление дифференцированного восприятия и представлений. Второй уровень характеризуется нарастанием полноты знаний об особенностях и наиболее существенных сторонах познаваемых объектов; переход к третьему уровню как появление сравнения объектов, явлений по определенным свойствам, вычленение существенных характеристик. Третий уровень характеризуется установлением закономерных связей объектов, явлений, появлением обобщений (видовых, родовых) на основе известных детям существенных особенностей объектов; появляется и развивается обобщенность знаний как переход к следующему уровню. Четвертый уровень характеризуется освоенностью закономерных связей и их распространением на познание объектов окружающей действительности. Объекты познания рассматриваются в закономерных связях целостно.

Таким образом, каждый новый уровень знаний характеризуется усложнением умственной деятельности дошкольников: от недифференцированного восприятия к вычленению объектов познания и его отделению от других и, наконец, освоение дифференцированного восприятия и операций мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, анализ через синтез).        ,

Цепь примерной диагностической методики - выявить представления детей о родном крае и растениях леса. Аналогичную методику можно применять при выявлении знаний о растениях луга, поля, водоема. В предложенной диагностической методике использовались два вида индивидуальных испытаний - тесты и опросники. Тестирование позволяло выявить, насколько дети овладели действиями, свидетельствующими о сформированное™ знаний, умений. Это задания на группировку растений леса по ярусам или на отбор представителей растений данного вида, рода, изображенных на картинках. Наиболее распространены в предложенной методике опросники с использованием иллюстраций природы родного края.

Диагностическая методика включает две серии.

Цель первой серии - выявить некоторые представления, отношения детей старшего дошкольного возраста к региону, в котором они живут.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстраций природы Сибири.

  1. Знаешь ли, в какой стране гы живешь?
  2. В каком городе ты живешь? Расскажи, что ты о нем знаешь?
  3. В каком месте страны находится город (поселок), в котором ты живешь? (Если ребенок не отвечает на поставленный вопрос, предлагается несколько иллюстраций природы родного края),
  4. Какие достопримечательности своего края ты можешь назвать? (Показать иллюстрации: оз. Байкал, р. Ангара и др.). Что можешь рассказать о них?
  5. Любишь литы свой край? Почему?
  6. Какие стихи, песни о родном крае ты знаешь?

Анализ данных первой серии эксперимента проводится по следующим критериям:

  1. Знание названий страны, региона, города (поселка), достопримечательностей региона; отношения - мотивация (существенная, несущественная), эмоции, чувства; интерес.
  2. Особенности восприятия, мышления, речи.

Предполагается три уровня усвоения знаний, отношений.

  1. й уровень (низкий) - характеризуется тем, что у детей отсутствует знание названий страны, региона, города (поселка), достопримечательностей; нет существенной мотивировки своего отношения к родному краю, кроме утвердительного «люблю». Нет интереса к данному содержанию. Предложения односложные.
  2. й уровень (средний) - характеризуется тем, что дети называют страну, регион, город, некоторые достопримечательности своего родного края, но представления об этом фрагментарные, неосознанные, часто неадекватные. Есть попытка мотивировать свое отношение к городу (поселку); интерес неустойчивый; речь несвязная.
  3. й уровень (высокий) - характеризуется тем, что дети точно называют страну, регион, город (поселок), где живут, знают его достопримечательности, могут связно рассказать о них распространенными предложениями; существенно мотивируют свое отношение к городу (поселку); проявляют устойчивый интерес к знаниям; знают стихи, песни.

Цель второй серии - выявить представления детей о растениях леса, отношение к ним.

Вторая серия состоит из четырех заданий.

Цель первого задания - выявить представления и отношение детей к деревьям смешанного сибирского леса.

Наглядный материал: картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев: береза, сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), лиственница сибирская, пихта сибирская, а также картинки с изображением листьев, цветков, семян указанных деревьев.

Детям предлагаются вопросы:

  1. Часто ли ты бываешь в лесу с родителями?
  2. Какие деревья ты видел в лесу? (Если ребенок не отвечает, следует показать картинки с изображением деревьев, чтобы он их узнал и назвал.)
  3. Разложи картинки на группы хвойных и лиственных деревьев и назови их.
  4. Назови, какие органы есть у дерева? (Корни, ствол, листья, цветки, плоды, семена)
  5. Для чего дереву нужны корни, ствол, листья, цветки, плоды, семена?
  6. Что нужно деревьям для хорошего роста и развития?
  7. Почему эти деревья растут в лесу вместе?
  8. Какую пользу приносят людям хвойные и лиственные деревья?
  9. Любишь ли ты бывать в лесу и почему?
  10. Как надо беречь деревья, лес? Почему?

1!. Какие ты знаешь стихи, песни, загадки о лесе и деревьях?

Цель второго задания - выявить представления детей о кустарниках леса, отношение к ним.        #

Наглядный материал: картинки с изображением кустарников: ива, ольха, рябина, шиповник, черемуха, рододендрон (багульник); картинки с изображением органов этих растений: ветки, корни, плоды, цветки, семена.

Детям предлагаются вопросы:

  1. Какие кустарники ты видел в лесу? (Если ребенок затрудняется назвать, предлагаются картинки с их изображением.)
  2. Покажи и назови, какие органы есть у кустарников? (Ствол, корни, листья, цветки, плоды, семена.)
  3. Для чего кустарникам нужны корни, ствол, листья, цветки, плоды, семена?
  4. Разложи картинки по группам: хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники.
  5. Что нужно кустарникам для роста и развития?
  6. Почему кустарники растут вместе с деревьями?
  7. Какую пользу людям приносят кустарники? (Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, следует показать на картинках цветки, плоды некоторых кустарников.)
  8. Нравятся ли тебе кустарники, которые ты видел в лесу? Какие? Почему?
  9. Как надо беречь кустарники? Почему их надо беречь?
  10. Какие ты знаешь стихи, песни, загадки о кустарниках леса?

Цель третьего задания - выявить представления детей о ягодных растениях леса, отношение к ним.

Наглядный материал: картинки с изображением ягодных растений - костяника, земляника, брусника, клюква, черника; картинки с изображением их листьев, цветков, плодов.

Детям предлагаются вопросы:

!. Назови, какие ягоды ты собирал(а) в лесу? (Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, доказать картинки.)

  1. Посмотри внимательно на картинки и скажи, что есть у ягодных растений?
  2. Для. чего ягодным растениям нужны стебель, листья, корни, цветки, плоды?
  3. Что ягодным растениям нужно для роста и созревания?
  4. Почему ягоды растут в лесу вместе с деревьями и кустарниками?
  5. В какое время года они созревают? Когда можно собирать моды?
  6. Какую пользу ягоды приносят людям, животным?
  7. Какие ягоды ты любишь больше всего и почему?
  8. Надо ли беречь ягодные растения в лесу? Как их надо беречь ?
  9. Какие ты знаешь загадки, стихи, песни о ягодных растениях?

Цель четвертого задания - выявить представления детей о травянистых растениях леса, отношение к ним.

Наглядный материал: картинки с изображением травянистых растений леса: пижма, прострел (подснежник), купальница (жарок), лилия (саранка), кровохлебка, иван-чай, водосбор (колокольчик), медуница, венерин башмачок.

  1. Какие травянистые растения ты видел(а) в лесу? (Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, показать картинки.)
  2. Покажи и назови, что есть у травянистых растений? (Корни, стебель, листья, цветки, семена )
  3. Для чего травянистым растениям корень, листья, стебель, цветки, семена?
  4. Что нужно травянистым растениям, чтобы они хорошо росли, цвели н созревали?
  5. Почему травянистые растения растут в лесу вместе с деревьями и кустарниками?
  6. Какими травянистые растения бывают в разные времена года?
  7. Какую пользу травянистые растения приносят людям и животным?
  8. Надо ли беречь эти растения? Почему?
  9. Слышал ли ты о Красной книге растений? Покажи, какие растения занесены в нее? Почему эти растения надо особенно беречь?
  10. Какие стихи, песни, загадки, пословицы ты знаешь об этих растениях?

Предполагается три уровня усвоения знаний, отношений.

  1. й уровень (низкий) - характеризуется тем, что у детей старшего дошкольного возраста отсутствуют дифференцированные представления о растениях леса. Дети могут назвать не более двух-трех деревьев или кустарников; не знают органов растений или в лучшем случае называют два-три (листья, цветки, ствол); отсутствует понимание простых причинно-следственных связей между растениями леса. Положительно относятся к растениям леса, но не мотивируют своего отношения. Словарь беден, предложения односложные. Нет знаний стихов, песен, загадок о растениях леса.
  2. й уровень (средний) - характеризуется тем, что у детей есть адекватные дифференцированные представления о растениях всех трех ярусов леса. Дети хорошо отличают хвойные и листвецные деревья, кустарники, деревья, ягодные и травянистые растения по внешним существенным признакам. Могуч назвать все органы растений и их функции. Имеют представления о потребностях растений для роста и развития в соответствии с сезоном.

Проявляют положительно-эмоциональное отношение к растениям и устойчивый интерес. Осознают бережное отношение к растениям леса в связи с их пользой для человека и животных.

При ответах на вопросы словарь детей насыщен разными частями речи, пользуются сложными предложениями.

  1. й уровень (высокий) - характеризуется тем, что у детей отчетливые, осознанные, обобщенные представления о сообществах леса. Есть умения систематизировать растения в соответствии с понятиями рода и вида. Дети этого уровня осознают взаимовлияние растений в сообществе и осознанно бережно относятся к ним.

Знают назначение Красной книги и называют растения, занесенные в нее. Появляется желание выращивать растения леса на участке ДОУ. Знают стихи, песни, загадКй,"пословицы о растениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Ориентировочный план реализации содержания региональной программы «Крымский веночек» в средней группе и в группах детей старшего дошкольного возраста. (по Л.Г. Мухомориной).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты  Ориентировочный план реализации содержания региональной программы «Крымский веночек»в средней гр...

Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование реализации Региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей» в средней группе

Перспективное планирование реализации Региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей»....

Опыт региона по формированию региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом демографического прогноза

В статье представлен опыт Республики Мордовия.Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориаль...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Практико - ориентировочный проект "Лучик знаний"

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Она позволяет достичь высоких ...