Учебно-методический пособие "Календарь"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Галимзянова Ульяна Викторовна
Учебно-методический пособие "Календарь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie-kalendar.docx361.46 КБ
Файл nabor_klyuchey.docx15.09 КБ
Файл klyuch_9.docx1.38 МБ
Файл klyuch_no10.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад №20»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«КАЛЕНДАРЬ»

Методические рекомендации

Выполнила:

воспитатель

Галимзянова У.В.

2022 год


Цель: Пособие «Календарь» создано для формирования у детей старшего дошкольного возраста первоначальных понятий об основных календарных единицах времени.

Пособие «Календарь» предназначено для систематического ознакомления детей с календарем в детском саду. Оно облегчит детям ориентировку в окружающей действительности.

Описание: Работа с данным пособием начинается с января месяца в старшей группе и продолжается в подготовительной к школе группе.Пособие «Календарь» представляет собой папку –скоросшиватель с вложенными файлами по количеству месяцев в году. На месяц заполняется 1 картонный лист формата А4.

Вся папка с пособием «Календарь» расположена в уголке природы, а лист с текущим месяцем расположен на подоконнике, рядом с термометром. В летний период лист с текущим месяцем размещается на « живой» стене на веранде.

По вертикали располагаются 7 прямоугольников по количеству дней недели. Каждый день недели имеет свой цвет из палитры радуги: понедельник-красный, вторник-оранжевый, среда – желтый, четверг- зеленый , пятницы – голубой, суббота- синий, воскресенье- фиолетовый.

По горизонтали располагаются ячейки с днями по порядку, разделенные на недели, их количество зависит от количества дней в определенном месяце.

Все ячейки с днями пронумерованы по порядку.

В верхней части листа пишется название месяца печатными буквами. (Рис. 1)

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20221108_121335.jpg

Рис. 1 Месяц из календаря. образец

До начала заполнения, в ячейках воспитатель изображает народные приметы этого месяца красной гелиевой ручкой. Праздничные даты обводим красным цветом по контуру.

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20221108_122047.jpgДля заполнения календаря из картона квадратной формы размером 10 х 10 см. изготовлены наглядные модели природных явлений. Эти модели расположены рядом с календарем в свободном доступе. (Рис. 2)

Рис.2 Наглядные модели явлений природы

После полного заполнения текущего месяца лист помещается в папку «Календарь», а с обратной стороны размещается рисунок детей с природой в этом месяце. Это позволяет наглядно увидеть изменения природы в конкретном месяце

В папке скоросшивателе есть карман, где располагается методическая литература, вырезки, рассказы, приметы, признаки, короткие стихи, поговорки.

Предложенное пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени.

«Календарь» заполняется ежедневно дежурными по группе, но перед этим все обсуждается ребятами всей группы.

Пособие «Календарь» позволяет детям:

  • определить текущую дату, день недели, месяц,
  • познакомить детей со старинным названием месяца, объяснить причину этого названия, с приметами месяца,
  • запомнить последовательность дней недели, смежные, последующие, предшествующие дни недели,
  • познакомить детей с понятиями сегодня, вчера, завтра.
  • закреплять порядковый счет,
  • наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
  • Выделять календарные праздники, дни, в которых встречаются именинники группы.
  • учиться определять какое количество дней осталось до определенного события, до наступления выходных, до окончания месяца.
  • запомнить природные явления, а так же их особенности и названия.

В комплекте с пособием идет «Набор ключей» - это советы для педагога, позволяющие наиболее широко применять данное пособие. (см. Приложения).)

Методические приемы, используемые в ходе работы с пособием «Календарь»:

  • словесный – пояснение, напоминание, объяснение, обсуждение, беседы, открытые вопросы, рассуждения
  • наглядный – демонстрация и показ календарей, карточек наглядного моделирования, фиксация всех изменений погоды и дней.
  • проблемные ситуации,
  • работа в группе и индивидуально, интеллектуальное сотрудничество в поиске верных решений
  • нетравмирующая оценка педагога, нацеливающая на успех каждого ребенка.

        

Данные методические рекомендации размещены у меня на мини сайте https://nsportal.ru/ulyana-galimzyanova

Список литературы:

  1. Дидактический материал в картинках. Методические рекомендации. «Времена года в городе, в деревне, в природе», М.- Школьная пресса, 2011.
  2. Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», М.- Просвещение, 1982.
  3. Методические рекомендации для воспитателя «На пороге школы» Доронова Т.Н., М. – Просвещение, 2018.
  4. Методические рекомендации для воспитателей «Математика и логика для дошкольников» Соловьева Е.В., М.- Просвещение, 2018.
  5. Рабочая тетрадь по окружающему миру за 2 класс. Плешаков А.А.,  М.- Просвещение, 2019.
  6. Номер –календарь детского журнала «Понимашка» №2 2018г.
  7. Интернет ресурс vk/zaykinaskazka



Предварительный просмотр:

Приложения

Набор «Ключей» к пособию «Календарь».


«Ключ 1»

Вводная беседа:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое календарь? А у вас дома есть календарь? Для чего он нужен?

Ответы детей:..

Воспитатель: (Предлагает детям различные варианты календарей для рассматривания). Посмотрите, какие бывают календари, самые разные.

Дети рассматривают календари.

Воспитатель: Предлагаю в нашей группе сделать календарь. (показывает заготовленную форму). По этому календарю мы каждый день будем узнавать, какое сегодня число,. какой день недели, есть ли в этот день праздники, когда закончится один месяц и начнется другой, сколько дней до конца недели.

Посмотрите в верхнем ряду на календаре расположены дни недели? Какие дни недели вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Для каждого дня недели на нашем календаре определенный цвет. Цветом мы попросим поделиться радугу. Понедельник – первый день недели. Поэтому какой цвет будет у первой полоски?

Дети: Красный цвет.

Воспитатель: (Воспитатель совместно с детьми рассматривают календарь) Вторник –второй день недели, какой цвет будет у него? (оранжевый). Среда – середина недели, третий день. (желтый цвет), четверг – четвертый день недели ( зеленый цвет), пятница – пятый день недели (голубой цвет), суббота – шестой день недели (синий цвет), и воскресенье – седьмой день недели (фиолетовый цвет). Ребята, сколько всего дней недели?

Дети: семь.

Воспитатель: Как только все эти дни пройдут закончится одна неделя и начнется другая неделя., а потом следующая. (Воспитатель показывает недели на календаре)

Мы разместим наш календарь в уголке природы и будем каждый день отмечать, какое сегодня число, какой день недели. Заполнять можно только клеточку с сегодняшним днем.

Ключ 2.

Беседа для закрепления. (проводится через неделю)

Воспитатель: Дети, сосчитайте, сколько дней прошло с того момента, как мы начали заполнять календарь?

Дети: семь.

Воспитатель: Назовите, какие дни недели прошли?

Дети:

Воспитатель: Правильно, прошло семь дней. Как по-другому сказать, что прошло?

Дети: неделя.

Воспитатель просит детей показать на календаре определенные дни недели.

Ключ 3.

Ситуативные беседы во время заполнения календаря.

Как называется первый  (либо любой другой) день недели? Каким цветом мы его обозначаем?

Ключ 4.

Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой будет завтра?


Ключ 5.

Последний день месяца

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в нашем календаре есть клеточка на завтрашний день?

Дети: нет.

Воспитатель: что это значит?

Дети: месяц закончился.

Воспитатель: Совершенно верно, месяц ….. закончился. Сколько в нем было дней? Какое последнее число? Сколько недель было в этом месяце? Какие праздники были в этом месяце? Кто был именинником? Предлагаю поместить наш заполненный месяц в папку в свободный файл. После какого месяца  мы его разместим? Какой этот месяц по порядку с начала года?

(На обратную сторону календаря размещается рисунок детей, соответствующей прошедшему месяцу).

Ключ 6. 

Начало нового месяца.

Воспитатель: Вчера мы заполнили последний день месяца. Что же нам делать сегодня?

Дети: Начать новый месяц.

Воспитатель: Верно, сегодня мы начнем заполнять новый месяц, под названием ……. С какого числа начнется новый месяц?

Дети: с первого.

Воспитатель: А с какого дня недели? (объясняет, что не всегда первое число – это понедельник, может быть любой день недели).

Сколько дней в новом месяце? Посчитайте, сколько недель в новом месяце?  Какой по порядку будет этот месяц с начала года?


Ключ 7.

Дидактические игры с календарем.

«Найди следующий день», «Найди соседей дня недели», «Назови дни недели по порядку», «Какой число будет завтра?», «Какое число было вчера?», «Сколько дней до выходных (конца месяца, дня рождения, праздника)?».

Ключ 8.

Карточка на каждый день – беседа с дежурным

Какое сейчас время года?

Какой сейчас идет месяц? А как этот месяц называли в старину и почему?

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Отмечается ли сегодня какой-либо праздник?

Какая погода за окном?

Есть ли осадки, ветер?

(При затруднении с ответами педагог помогает наводящими вопросами или просит помощи у детей)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ключ №10

Наглядные модели явлений природы

        G:\Календарь\2022-11-08-12-19-39.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...