«Башкирский палас»
план-конспект занятия (средняя группа)

Познакомить детей с башкирским орнаментом- лесенкой, его контрастной, цветовой гаммой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: изобразительная деятельность

Тема «Башкирский палас».

Возрастная группа: средняя

Выполнил: воспитатель

Шарипова З. Ф.

стаж в данной должности:30 лет

        г. Туймазы, 2022 г

Цель: познакомить детей с башкирским орнаментом- лесенкой, его контрастной, цветовой гаммой.

Задачи

Образовательные: способствовать обучению резать по прямой вдоль и составлять из них узор паласа; продолжать учить правильно держать ножницы, закрепить навык наклеивания.

Развивающие: способствовать развитию техники безопасности при работе с ножницами; чувства цвета, радостного настроения.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству башкирского народа.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Средства реализации: клеёнки, кисточки для клея, ножницы, салфетки тряпочные, клей ПВА, цветная бумага, картон черного цвета, ковры.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение произведений башкирских авторов; дидактические башкирские игры; подвижные башкирские игры; заучивание физминуток.

Словарная работа: активизировать словарь детей по данной теме за счет слов: орнамент, палас, юрта.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, самостоятельная работа детей, поощрение и похвала.

Ход ООД:

Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: добрый день, друзья,

                         рада видеть всех вас я.

Дети, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге встретила куклу Айгуль. Она обещала прийти к нам в гости. (стук в дверь)

Воспитатель: а вот и она. Давайте встретим ее.

Дети здороваются с куклой.

Основная часть. Беседа с детьми.        

Воспитатель: Айгуль пришла к нам в башкирском национальном платье. Она принесла башкирский ковер. Айгуль говорит, что такие паласы ткали наши прабабушки.

Воспитатель: дети, красивый палас? А чем они их украшали? 

Дети: узорами.

Воспитатель: а что такое узор? Как, называется узор, который башкирский народ использовал для украшения ковров и предметов быта? 

Дети: орнамент.

Воспитатель: правильно, орнамент – это украшение, узор. Он используется в основном в украшении ковров.

Воспитатель: как еще можно назвать ковер по-другому? 

Дети: палас.

Воспитатель: для чего предназначались паласы? (Ответы детей).

Воспитатель: верно, ими был застлан пол в юрте, стены, скамейки. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища, юрты.

Обращаю внимание детей на юрту.

Воспитатель: дети, расскажите мне о ковре, какой он? Из каких геометрических фигур состоит башкирский узор? 

Дети: из геометрических фигур: треугольников, квадратов.

Воспитатель: какие цвета используются в башкирском орнаменте? 

Дети: черный, зеленый, желтый, красный.

Воспитатель: башкирский орнамент яркий, многоцветный.

Красный – цвет тепла и огня.

Желтый – цвет изобилия и богатства.

Черный – цвет земли и плодородия.

Зеленый – цвет вечной зелени.

Воспитатель: дети, а давайте и мы с Айгуль сделаем такие паласы. Она как раз собирается поехать в гости к бабушке и дедушке. Паласы мы отправим с ней, как подарки. (Дети соглашаются)

Показ образца.        

Воспитатель: посмотрите, вот такой ковер мы сделаем, украшенный орнаментом. Какие фигуры вы здесь видите? (квадрат, полоски)

Воспитатель: как получить из одной полоски две одинаковые?

Дети: сложить полоску пополам и разрезать вдоль.

Воспитатель: правильно. Показ приемов работы воспитателем.

Воспитатель: как вы будете составлять лесенки? С чего начнете? (Ответы детей)

Воспитатель: давайте немного отдохнем и приступим к работе.

Физминутка «Юрта».

Юрта, юрта круглый дом, (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)

Гости явятся едва (повороты туловища влево-вправо)

В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)

Угостить торопится. (присели)

Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)

Круглые лепешечки. (руки впереди, ладошки вверх).        

Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку.

Проверка готовности детей.

Воспитатель: какие материалы и инструменты вам понадобятся? (картон черного цвета, цветная бумага, клей, кисточка, клеенка, салфетка, ножницы).

Техника безопасности при работе с клеем:

- клеем пользуемся только по назначению и только с кисточкой;

- работаем только на клеенке;

С ножницами:

- нельзя класть на край стола, нужно опустить их в стаканчик лезвием вниз.

Практическая работа (под легкую башкирскую мелодию)

Воспитатель: итак, приступаем к работе. Сначала вам предстоит взять полоски бумаги, сложить их пополам и разрезать по намеченным линиям. Затем составить узор и наклеить детали.

Практическая работа выполняется следом за показом приемов работы воспитателя с опорой на наглядность каждого пункта.

Итог занятия.

Воспитатель: все закончили, молодцы.

- Какую аппликацию сделали сегодня? (ковер)

-Чем украсили свой ковер?

-Что такое орнамент?

Выставка работ.

После выполнения всей работы, аппликации детей выставляются на доску.

Воспитатель: чему вы научились сегодня? Что нового узнали? (Ответы детей)

Воспитатель: спасибо вам, ребята, вы порадовали меня и куклу Айгуль своими знаниями. В гостях ей очень понравилось. Она с радостью отвезет ваши подарки дедушке с бабушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».

Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021  учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...

Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда

Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....

Рабочая программа кружка башкирского языка "Говорим по - башкирский"

Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 6-7 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика а...

Районный семинар , открытое занятие по направлению речевое развитие с детьми дошкольного возраста с изучением башкирского языка "Башкирская юрта"

Районный семинар для воспитателей        Конспект занятия по направлению «Речевое развитие» с  детьми среднего дошкольного возраста «Башк...