Интерактивное путешествие «Посиделки в старинной избушке»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Городова Нина Олеговна

Программные задачи: продолжать знакомить детей с жилищем наших предков; обобщить и систематизировать представления детей о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено. Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народ- ной культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивное путешествие «Посиделки в старинной избушке»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с жилищем наших предков; обобщить и систематизировать представления детей о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено. Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народ- ной культуры.

Цель работы детей: помочь куклам Белогору и Белогорочке разместить в народной избе предметы быта.

Материалы и оборудование: куклы Белогор и Белогорочка, презентация «Деревянная изба», картинки для коллективного коллажа с изображением крестьянской избы.

Компоненты

деятельности

Деятельность

воспитателя

Деятельность

детей

Материалы

Погружение в проблемно- познавательную ситуацию

Воспитатель от лица кукол Белогора и Бе- логорочки предлагает детям отправиться в не- обычное путешествие в то время, когда жили наши прабабушки, прадедушки, т. е. наши предки.

Организуется беседа о предметах в русской

избе.

На экране слайд с изображением рус- ского быта

Проблемный

этап

Какие предметы быта были в крестьянской избе?

Информационный этап

Воспитатель рассказывает детям о главном домашнем предмете наших предков – печи. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.

Дети вспоминают сказки, в которых гово- рится о чудесных печках.

Организуют обсуждение, для чего нужна была печь в доме. Воспитатель обращает внима- ние детей на то, что в старину обращались к печке с уважением, одушевляли ее, предлагает вспом- нить, как ее называли в загадках.

Воспитатель рассказывает, что белгородцы в печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получа- лось удивительно вкусно, питательно. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.

На печи, самом теплом местечке в избе, обычно спали старики и дети. А еще холодными вечерами в белгородской избе возле печи собира- лась молодежь, пели, рассказывали песни да упражнялись в красноречии.

Педагог предлагает детям повторить скоро- говорки:

Детям демонстри- руются слайды с русской печью,

«На гармошке громко заиграл Еремка»,

«Прохор и Пахом ехали верхом»,

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

Педагог продолжает рассказ, сообщая детям, что сложить хорошую печь в старину – дело не про- стое. Лишь специалист – печник брался за эту ра- боту. Сначала прямо на земле он устанавливал опечье – небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него мастер-печник насти- лал доски и выкладывал на них днище печи – пол, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб по- лучался кособоким. Над полом из камня и глины сооружал свод печи.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на слайде, какие предметы быта наших бабушек и дедушек можно увидеть на печи или возле нее. Пе- дагог показывает ухват, организует беседу как называется этот предмет и почему он так называет- ся. Далее рассматривают горшок, кувшин, прялку, самовар, рушник и т.д.

При просмотре презентации педагог обра- щает внимание детей на то, что пока детвора за- бавлялась, а мужчины работали в поле, кузнице, ремесленных мастерских, женщины пекли хлеб, пряли, ткали, вышивали, вязали, шили.

Мужчины работали в поле: сеяли хлеб, ко- сили траву, заготавливали сено для домашних жи- вотных на зиму. А еще мастерили игрушки, дет- ские колыбельки, посуду. А в праздники никто не работал, наши предки красиво наряжались, весе- лились и играли.

Хороводная игра «Клубочек».

«Уж я улком шла, переулком шла, Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется. Клубок доли-доли-доли, Нитка дали-дали-дали».

Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» (руки опускают- ся и расцепляются).

- Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.

Игра «Добавлялки»

Кашу маслом – (не испортишь). Слышал звон – (да не знаешь где он). Поспешишь – (людей насмешишь).

Попей чайку – (забудь тоску).

Делу время – (потехе час).

Символизация, моделирование

Детям предлагается сделать коллективный коллаж «Белгородская изба».

Рефлексивный этап

Воспитатель предлагает детям рассказать Белого- ру и Белогорочке о своих впечатлениях от путе- шествия, какие предметы избы видели, можно ли встретить какие-то из них в быту сегодня, какая роль в жизни белгородского крестьянина принад-

лежала печке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в далекую старину"

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящих своих родител...

Викторина на тему: ”Путешествие в далекую старину”.

Цель: создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.Задачи: закрепить знания детей о жи...

Интерактивная игра по сказке "Заюшкина избушка"

Трудно переоценить значение сказки. Сказка - наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реа...

Сюжетно - ролевая игра "Путешествие в музей старинных вещей"

Сюжетно - ролевая игра "Путешествие в музей старинных вещей" для детей старшего дошкольного возраста...

«Путешествие в мир старины».

Тип занятия: комплексное с интеграцией образовательных областей  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно–эстетическое т...

Проект "Путешествие в мир старинных вещей"

Проект по изучению истории русского быта....