Конспект экскурсии в мини - музей по теме: «Женские головные уборы марийского народа»
материал (подготовительная группа)

Никитина Наталья Васильевна

Целью данной экскурсии является приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям марийского народа через знакомство с марийскими женскими головными уборами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в мини - музей по теме:

«Женские головные уборы марийского народа»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям марийского народа, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к марийской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:     

  1. Познакомить детей с женскими головными уборами марийского народа, дать знания о их назначении.
  2.  Дать представление о головном уборе как элементе костюма - традиционной культуры марийского народа, его культурной ценности.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к истории и культуре марийского народа.
  2. Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счёт формирования у детей определенного объема информации о культуре марийского народа, проживающего в России.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории и культуре народов, проживающих в России. 
  2. Воспитывать толерантность по отношению к людям другой национальности.
  3. Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества - музейным экспонатам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Место проведения: группа, где оформлена экспозиция: «Женские головные уборы марийского народа» и установлен экран.

Экскурсоводы: воспитатель и дети старшей группы.

Предварительная работа: разучить стихи и инсценировку фрагмента марийской свадьбы с детьми-экскурсоводами для проведения экскурсии, просмотр видеофильмов о марийском крае; знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.

 Оборудование: экран; марийские головные уборы: сорока, шарпан, шымакш, рывыж упш; платок; карта республики Марий Эл, подарки гостям (носовые платочки).

Словарная работа: шымакш, шарпан, сорока, рывыж упш.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Мы приглашаем вас   на экскурсию, которую проведут наши дети -экскурсоводы.

1 ребенок-экскурсовод: Каждый живущий в музее предмет

                                        Хранит в себе тайну, имеет секрет.

                                        В мир старины приглашаем войти,

                                        Дорогу к разгадкам секретов найти.

2 ребенок-экскурсовод: (На экране карта республики Марий Эл.)

                                        Марий Эл – так республика эта   зовется.

                                        Повстречаемся с нею и станем дружней.

                                        Познакомимся ближе с марийской культурой.

                                        И сердца наши станут добрей и родней.

3 ребенок-экскурсовод: (На экране марийские костюмы.)

                                        Вот марийские костюмы

                                        С вышивкою яркой.

                                        В них все женщины красивы,

                                        Выглядят нарядно.

4 ребенок-экскурсовод: (На экране женские головные уборы.)

                                        Женский головной убор

                                        Не только украшение.

                                        В обществе средь женщин

                                        Он укажет положенье.

                                        Гордость женщины-марийки

                                        Представляет сей предмет.

                                        По нему определяют,

                                        Замужем она иль нет.

Воспитатель: Головные уборы носили только замужние женщины.                                       Девушки до замужества носили только платки.

5 ребенок-экскурсовод: Если девушка выходила замуж в Сернурском или Советском районах, она меняла платок на головной убор – ШЫМАКШ. (На экране появляется фото женщин в костюмах Сернурского района) В Сернурском и Советском районах женщины-гости, приглашенные на свадьбу, на голову надевали РЫВЫЖ УПШ «ЛИСЬЮ ШАПКУ» (На экране появляется фото лисьей шапки.)

 6 ребенок-экскурсовод: (На экране появляется фото - головной убор РЫВЫЖ УПШ).

Рывыж упш – лисья шапка

На свадьбах видна

Головным убором

Является она.

Голову платком

Марийка покрывает.

Лишь замужняя поверх

Лисью шапку надевает.

 7 ребенок-экскурсовод: Если девушка выходила замуж в Волжском,  Звениговском    районах, она меняла платок на головной убор – ШАРПАН. (На экране появляется фото женщин в костюмах Волжского и Звениговского районов)

 8 ребенок-экскурсовод: Если девушка выходила замуж в Медведевском или Оршанском районах, она меняла платок на головной убор СОРОКА. (На экране появляется фото женщин в костюмах Медведевского района.)

 Взрослый экскурсовод: Головные уборы украшали вышивкой и серебряными монетами. А почему они это делали, мы сейчас узнаем

9 ребенок-экскурсовод:    От серебряных монет

                                          При ходьбе волшебный звон.

                                          Духов злых и все болезни

                                          Отгоняет он.

Воспитатель: А сейчас при помощи этого волшебного платка мы окажемся на старинной марийской Сернурской  свадьбе. Увидим, как невеста меняет платок на головной убор замужней женщины – ШЫМАКШ. Считаем по-марийски  до трех: икыт, кокыт, кумыт (один, два, три). Вот мы и на старинной марийской свадьбе. (Дети - экскурсоводы перестраиваются в два ряда. Впереди стоят мальчик в костюме жениха и девочка в костюме невесты. На голове девочки - невесты головной убор рывыж упш и платок.) Здесь жених и невеста. Вот Хозяин свадьбы - Суанвуй. Он по старинному марийскому обычаю снимает с невесты платок, обходит 3 раза вокруг невесты. (Мальчик - Хозяин свадьбы обходит 3 раза вокруг невесты и снимает с ее головы платок.) А Хозяйка свадьбы- Пурашвате уводит невесту в другое помещение для того, чтобы сменить головной убор. (Девочка - Хозяйка свадьбы уводит девочку - невесту за дверь. Взрослый педагог помогает невесте украсить голову головным убором  шымакш и платком.) А гости продолжают веселиться.

Дети поют свадебные частушки на марийском языке:                                              

Ала – лиеш, ала – уке                              

Ме пуренат шогалына.                              

Ала – лиеш, ала – уке                            

Ме кушташат туналына.    (Можно или нет, но мы пришли и встали.

                                                Можно или нет, но мы уже сплясали)                      

Ме муренат кертына,                            

Ме кушташат кертына.                              

Мураш, кушташ веле огыл,                      

Пашаланат кертына.          (Мы и петь умеем, мы и плясать умеем.
         Не только петь и плясать, трудиться мы умеем)                                                        

 

Хозяйка свадьбы приводит невесту и подводит ее к жениху. Потом начинает раздавать подарки гостям.

Взрослый экскурсовод: Посмотрите, невеста в головном уборе – ШЫМАКШ. Теперь все видят, что она замужем. Хозяйка свадьбы по марийскому обычаю раздала подарки от невесты всем гостям. А мы сейчас по волшебству возвращаемся со свадьбы в музей нашего детского сада. Считаем вместе по - марийски: икыт, кокыт, кумыт (один, два, три). Вот мы и вернулись в наш детский сад. Наша экскурсия завершена.

Рефлексия:

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с головными уборами марийского народа. Что вам понравилось в экскурсии?

- Стали с вами мы дружней

  И добрей, и веселей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии в мини - музей на тему "Гиганты из прошлого" с детьми подготовительной группы.

Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации об истории развития и эволюции животного...

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

Конспект экскурсии в мини - музей на тему: «Охотничья тропа-2»

Воспитывать у детей уважение и интерес к музейным экспонатам, людям, внимательным к жизни животных, любящих и охраняющим их, уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнава...

Конспект экскурсии в мини - музей на тему: «Охотничья тропа»

Создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников....

Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России" и фотоотчёт

Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на  муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....

Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России"

Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на  муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» в младшей группе «Жизнь и быт русского народа».

Пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью....