"Мы все дети Сибири"
план-конспект занятия (старшая группа)

Петухова Евгения Николаевна

"Мы все дети Сибири"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_vse_deti_sibiri.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Мы все дети Сибири"

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов.  Воспитывать любовь к родному краю.

Материал к занятию

–компьютерная презентация с изображением быта бурят, национальными костюмами и музыкой;
– конверты с заданиями;
– иллюстрации: медведь, лошадь, юрта;
– образцы орнаментов.

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций.

Включается презентация с танцем шамана.

– Дети, вы знаете, кто к нам пришёл? (шаман)

– Как вы узнали, что это шаман? (У шамана в руках бубен, колотушка. Шаманский костюм – шапка углом, украшен костюм разными деталями).

– Что вы знаете о шаманах? (Шаманом просто так нельзя было стать. Или становились только люди, у которых папа, мама или дедушка с бабушками были шаманами. Первый шаман появился, когда его ударила молния. Если у людей случалась какая-нибудь беда или радость. Всегда звали шамана. Он был как врач. Собирал разные растения, сушил их, давал лечиться людям. Или, например, если не было дождя или, наоборот, дождь слишком долго шёл, шаман исполнял свои танцы специальные, чтобы всё прекратилось).

Слова шамана читает воспитатель: 

– Я искал вас долго, дети, 
За Байкал ведь вы в ответе. 
Очень сердится Байкал
И вопросы вам послал! 
Если всё удастся вам, 
Успокоим мы Байкал!

– Поможем, ребята?

Воспитатель  достаёт сумку шамана с заданиями-конвертами.

1 задание: послушайте загадку и найдите к ней отгадку: “Дом без крыши и трубы” (юрта).

– В каких юртах жили буряты? (Изображение юрты. Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Состояли они из 6-8 стенок, а посередине устанавливались балки, чтоб поддерживать юрту. Для установки юрты использовали конский волос, потому что они при намокании не растягивались).

– А как располагались вещи и предметы в самой юрте?

Рассказ по слайду с изображением убранства юрты. Посередине у них было почётное место, где стояли божества, которым верили.

Левая сторона (при входе) считалась мужской, а правая – женской. И если приходили гости, то их всегда принимали на мужской стороне. На мужской стороне хранились принадлежности для лошадей, охоты. Здесь же вдоль стены стояли одна, две кровати. Богатым считался тот человек, у кого были кровати из кедра. Иногда делали большие кровати, если людей в семье было много. Старики обычно клали себе несколько матрасов (кошма), а молодые – один – спать на твёрдом считалось полезным для здоровья. Почти напротив входа стояли сундуки с украшениями и праздничной одеждой. Сундуки украшались орнаментами. На женской стороне размещались предметы, которые относились к кухне. Потому что женщина занималась хозяйством. Люди, гости, которые были более уважаемы, садились подальше от двери, та часть юрты была более почётна.

Ребёнок рассказывает стихотворение:

У дверей стоит хозяин.
И приветлив, и радушен.
В доме гость главнее Бога - 
Так велит степной закон.
Ты отведал вкусной позы,
Ты арсой запил свой ужин.
Не забудь, как щедр хозяин,
Если гостем будет он!

– Как вы считаете, уважаемый шаман, мы справились с заданием? Включается кусок танца шамана, где шаман ударяет в бубен.

2 задание: Про какое животное можно так сказать?

Трусливый как (заяц)
Проворный как (белка)
Хитрый как (лиса)
Сильный как (медведь)

Кем являлся медведь для бурятов? (Медведь на бурятском языке –бабагай. Можно сказать “могучий дядя”, “дедушка”, “старший брат”, “мать-отец”.

Медведь считался священным зверем, буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение “Медведь выше полёта шамана”. Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли “освящённым деревом”. Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря и люди считали, что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты).

“Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь” – так гласит бурятская народная мудрость.

– Что вы можете сказать о роли коня в жизни бурятов? (Буряты не мыслили себя без коней. Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость. О конях буряты знают ну просто всё. Очень много обычаев, сказок, легенд, ласковых слов они придумывали для лошадей. Буряты никогда не били, не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне).

– Справились мы со вторым заданием? Шаман согласен – бьёт в бубен.

Показ иллюстраций с орнаментом. Что это? Орнаменты мы видим везде. Обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы.

Ребёнок:

“Пусть чуткие, гибкие пальцы

Вышьют искристый и светлый узор, Чтобы песни, сказки старинные Достойное место в узоре нашли”.

– Этим стихотворением сказано из чего создавались орнаменты – из сказок, песен и всегда соответствовали народу, который его мастерил.

Детям раздаются заготовки с бурятскими орнаментами, которые дети разукрашивают.

Шаман ударяет в бубен, подтверждая окончание заседания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.

Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...

Презентация "Дети Сибири"

Демонстрация детенышей животных Сибири....

Праздничное мероприятие, посвященное Дню Сибири «Сибирь моя родная».

Сценарий праздника для старших и подготовительных групп....