Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (по мотивам русских-народных тряпичных кукол)
проект (старшая группа)

Гуменюк Алёна Владимировна

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.  Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

  Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_kukly.pdf416.98 КБ
Файл proekt_kukly.docx30.91 КБ
PDF icon kartochki.pdf2.23 МБ
PDF icon kukly_konsultatsiya.pdf272.8 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27 «ПЕТУШОК»

Проект

 «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

(по мотивам русских-народных тряпичных кукол) 

(4 дня)

Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Гуменюк А.В.,

Камень-на-Оби

2022

 Актуальность.

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.  Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

  Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

 При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Так же здесь реализуется системно - деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.

Цель: - продолжать развивать творческие способностей детей через знакомство с культурными традициями русского народа.

 

  Задачи:      

Обучающие:

 -Продолжать обучать навыкам работы с материалами (тканью, нитками, набивным материалом) и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства и авторские.

- Знакомить с традициями русского народа, с миром народной сказки.

- Учить различным способам изготовления кукол.

- Знакомить с видами кукол по предназначению.

 

Развивающие:

-Развивать у участников творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

-Развивать у детей память, внимание, художественную наблюдательность.

-Развивать воображение и фантазию.

-Развивать творческое мышление.

-Развивать речь, умение рассуждать, анализировать увиденное, пересказывать.

-Развивать мелкую моторику рук, приобщать детей к труду.

-Проводить работу над исправлением речевых нарушений с использованием речевого материала на основе народного фольклора (использовать чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, частушки).

Воспитательные:

- Воспитывать такие положительные качества личности, как уважение к культуре разных народов своей страны, сопереживание, сочувствие, способность понять другого человека.

 -Формировать толерантность, коммуникативную культуру мышления, умение взаимодействовать в коллективе.

-Воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности.

- Воспитывать у детей трудолюбие и аккуратность.

-Воспитывать интерес к посещению музеев, к чтению, к изучению истории русского народа.

Вид проекта:

-по количеству участников – групповой.

-по приоритету метода – познавательный, творческий.

-по направлению – информационный.

-по продолжительности - краткосрочный (4 дня)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
  • Дети могут создать тряпичную куклу и куклу из ниток самостоятельно.
  • В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:

-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

-подборка иллюстраций и фотографий;

-технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

-мини-музей тряпичной куклы «Народная тряпичная кукла».

-выставка «Игрушки разных времён»

  • У детей продолжают формироваться чувства любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
  • Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Работа с родителями:

-Анкетирование «Что вам известно о народных куклах?»

-Разработка консультаций – алгоритмов изготовления тряпичных кукол: «Кукла Мотанка», «Зайчик на пальчик», «Зерновушка», «Кувадка»; Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».

Цель: Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми дома.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный

-Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

-Подбор наглядного и игрового материала.

-Изготовление народных кукол.

-Оформление мини-музея «Куклы разных времён»

-Подбор методической и художественной литературы.

-Подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, народных игр; пальчиковых игр; потешек; скороговорок.

-Составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

2 этап: Реализация проекта

Дата

Виды деятельности

Программное содержание

Предметно-развивающая

среда

понедельник

Утро

Беседа

«Традиции семьи».

«Моя любимая игрушка» составление

 рассказа.

Дать понятие «Семейные традиции», «Семейная реликвия». Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям.  Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Убедить детей в важности сохранения семейных традиций.

Продолжать знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать монологическую речь.

Семейные фотографии. Мишутка.

Экспонаты выставки «Игрушки разных времен»

Вторая половина дня

Рисование

 «Моя любимая игрушка»

Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная»

Развивать воображение, память, внимание, аккуратность. Учить умению рисовать и закрашивать рисунок, правильно соблюдать пропорции предмета, красиво располагать его на листе бумаги. Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Воспитывать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам.

Развивать интерес к художественной литературе.

Альбомные листы, карандаши, краски, кисти.

Иллюстрации

к произведению.

Вечер

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин игрушек».

Хозяйственно – бытовой труд.

«Расставим красиво игрушки»

Учить объединяться в группы по интересам, выбирать сюжет игры, распределять роли.

Продолжать учить следить за порядком в группе. Воспитывать желание поддерживать чистоту и порядок, уважение к труду.

Куклы, игрушки, атрибуты для игры.

Пополнить игровые уголки игрушками.

Взаимодействие с родителями.

Сбор экспонатов для выставки «Игрушки разных времён»

Знакомство родителей с планом реализации проекта.

вторник

Утро

Беседа- показ «Русская красавица»

Знакомство с русской тряпичной куклой. (Видами кукол: игровые, обрядовые,

обереговые).

Подвижная игра

«Ручеёк»

Познакомить детей с историей народной игрушки «Русская красавица». Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям.

Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки не наталкиваясь друг на друга. Учить громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры. Вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей. Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.

Разные виды кукол. Оформление музея.

Музыкальное сопровождение.

Вторая половина дня:

Дидактическая игра «Весёлые узелки»

«Зайчик на пальчик» (Знакомство, изготовление)

Тренировать мелкую моторику рук детей.

Учить завязывать узлы.  

Учить детей конструировать из одного лоскута ткани.  Продолжать закреплять умение заматывать нить и завязывать узелки.   Продолжать знакомить детей с народными традициями.  Формировать чувство формы. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, воображение, внимание.

Нитки разного качества. (шерстяные, льняные, хлопковые)

Лоскутки ткани, нитки, ножницы.

Вечер:

Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами «Путешествие в прошлое

куклы»

Чтение русских народных сказок, «Терешечка», «Десятиручка»

Совершенствовать способности к наблюдению. Поощрять сопутствующие наблюдению интеллектуальные процессы (мышление, воображение, логическое суждение). Развивать речь ребенка. Развивать устойчивый интерес к книжным иллюстрациям. Обогащать словарь детей, активизировать его. Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй.

Донести до детей содержание произведения, раскрыть замысел автора. Воспитывать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам.

Развивать интерес к художественной литературе.

Книги

Альбом.

Иллюстрации.

Фотографии.

Книга «Русские народные сказки»

Взаимодействие с родителями.

Результаты анкетирования.

Оформление мини-музея «Народная тряпичная кукла», пополнение кукольного уголка.

Изготовление альбома «Кукла- народная игрушка» (игровые, обереговые, обрядовые).

среда

Утро

Исследование кукол.

Хороводные игры «У бабушки Маланьи», «Платочек», «Шел козел по лесу»

Познакомить с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

Развивается звуковое восприятие и координация движений. Воспитывать нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру. Приобщать к народным традициям.

Лоскутки ткани, пряжа, тесьма, ленты.

Платочек.

Вторая половина дня:

Практическая игра

«Ох уж эти батики»

Конструирование куклы из ниток

«Мартинички»

Тренировать мелкую моторику рук детей.

Учить завязывать бантики с помощью ниток.

Расширять представления о народных обычаях. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способностей и творческое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям. Научить изготавливать куклу из ниток.

Ленты.

Набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы.

Вечер

Разучивание потешек.

Дидактическая игра «Костюмы для кукол»

Познакомить детей с потешками, как жанром народного фольклора. учить понимать содержание потешки, песенки. Развивать умение подхватывать и читать знакомые строки потешки, песенки. Развивать умение передавать действиями и жестами содержание потешки, песенки. Воспитывать желание помогать. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Формировать цветовое восприятие: красный, жёлтый, синий, зелёный. Закреплять названия основных цветов, различать их. Закрепить знания о элементах росписи по народным промыслам.

Дидактическая игра «Костюмы для кукол»

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Консультация «Народная кукла в играх современных детей».

четверг

Утро

Русские народные песни и частушки. Фольклор.

Просмотр иллюстраций и схем - алгоритмов изготовления народной куклы.

Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально исполнять песни и пляски. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, обогащать духовную жизнь детей.

Учить внимательно рассматривать схемы, определяя последовательность работы. Воспитывать усидчивость, внимание.

Колонка. Народные костюмы, платки.

Альбом со схемами изготовления кукол.

Вторая половина дня:

Изготовление куклы.

«Пеленашки»

Сюжетно – ролевая

 игра «Дочки матери»

Учить мастерить куклу бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Формировать усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук.

Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Лоскутки ткани, нитки.

Атрибуты для сюжетно ролевой игры.

Вечер:

Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Русская  народная подвижная игра «Гуси-лебеди»

Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, рассказывая последовательно, выразительно. Формировать уважительное отношение к сверстникам: внимательно слушать своих товарищей, не перебивать. Активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.

Схема составления описательного рассказа.

Игрушки.

Маски Гуси-лебеди, на каждого ребенка, волка.

Взаимодействие с родителями.

Выставка  «Кукол много не бывает»

3 этап: Заключительный.

  • Создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла».
  • Выставка «Игрушки разных времён»
  • Посещение музея детьми других групп и родителями.
  • Презентация проекта «Русская народная кукла».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал".

Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" знакомит  педагогов и родителей с различными видами русской народной куклы....

Интегрированная игра в гости в сказку. По мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: Вызвать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество. Способствовать развитию речевых умений. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, ...

Мастер-класс "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Одна народная мудрость гласит:«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню,...

Презентация для детей:"Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

Продолжать знакомить детей через игрушку с историей, традициями, бытом на Руси. Обогащать словарь детей новыми словами: "Кувадка", "Крупеничка", "Коляда", "Масленица", "Берестушка", и др. Воспитывать ...

Консультация для родителей " Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

    В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русск...

Презентация проекта "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры и наша цель - расширить знания  о народной культуре, знание истории и традиции игрушечного мастерства, приобщиться к...

Конспект интерактивной, дидактической игры для детей раннего возраста по мотивам русской народной сказки «Репка»

Цель: Обобщить знания детей по направлениям: познавательное развитие, речевое развитие....