Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Народные праздники на Руси»
план-конспект занятия (средняя группа)

Татьяна Владимировна Рыжова

Знакомство с народными праздниками на Руси

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Народные праздники на Руси»

Цель: развитие интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи:

Образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Масленица, Пасха, Обряд крещения, катание на русской тройке, Покров, Рождество) об обычаях и традициях нашего народа, познакомить с русскими традициями праздников, истории появления.

Развивающие – развивать познавательный интерес к истории и традициям русского народа, развивать связную речь детей.

Воспитательные – воспитывать чувство причастности к русской культуре, прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа.

Материалы к занятию:  книжка русской народной сказки «Гуси-Лебеди», презентация, гимнастическая палка с атласными лентами, горка и крашеные яйца, русский народный костюм для воспитателя.

Ход занятия:

- Я хочу вам рассказать сказку, а какую вы угадайте:

Не доглядела за братом сестра,

И долго искала мальчишку она.

Помогла ей волшебная речка,

Пирожков испекла русская печка.

От птиц под яблоней укрылись дети.

Что за птицы были эти? … (Гуси-лебеди)

- Правильно, это русская народная сказка «Гуси-лебеди». Слушайте сказку.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы поедем на ярмарку, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Продолжение будет потом, а сейчас я хочу знать, что такое ярмарка, куда поехали родители. (Ответы детей)

Слайд 1. Вся наша жизнь – дело наших рук, наших мастеров! Много сил, выдумки и старания вкладывал русские люди в работу и в изделия, которые делали своими руками. Хотели они и людей порадовать, и заработать. И тогда придумали ярмарку– место, куда съезжались люди, продавали и покупали нужный в хозяйстве и для жизни товар!

Слайд 2. Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами.

Слайды  3, 4,5.  Чем еще торговали на ярмарках? (Дети рассматривают фотографии и называют товары, которыми торговали в старину). На ярмарке каждый торговал, как и где мог: богатые купцы вели торговлю в каменных постройках, в специальных торговых рядах. Торговцы средней руки – в деревянных лавках, палатках. Кто победнее – торговали прямо с возов и телег.

Слайд 6. Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких торговцев и разносчиков всякого товара, как их называли? Лоточники.

Слайд 7. На ярмарке люди веселились, отдыхали. Ярмарка на Руси – это было место проведения традиционного досуга – местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. Люди приезжали на ярмарку « на людей посмотреть, да себя показать».

Слайд 8. Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления скоморохов. Кто такие скоморохи?  Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками фокусами. Часто их просили, чтобы они нахваливали какой-то товар – зерно, лошадей.

Слайд 9 . Главным героем ярморочных увеселений был главный герой народного театра… его представление – одним – развлечение, другим – поучение, самая весёлая в мире игрушка – неунывающий …..Петрушка. А чем же был знаменит Петрушка? Почему его так любили люди? Петрушка – задира, драчун и грубиян, но Петрушка в шуточной форме говорил правду. Он смеялся над богатыми, осуждал их за жадность и нелюбовь к простому народу.

Слайд 10. Что еще интересного происходило на ярмарках? На ярмарках пели песни, водили хороводы; мерялись силой. Вот такой была весёлая, пестрая и шумная русская ярмарка!

А сейчас давайте поиграем.( В кругу стоит  мальчик с грустным выражением лица. Дети становятся вокруг него в хоровод со словами)

«Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста (идут по кругу вперёд лицом).

Сел задом наперёд  (идут по кругу спиной вперёд)

И поехал в огород» (Цокают язычком и убегают. Ваня грозит кулаком и догоняет дразнящих.)

Давайте вспомним какие еще праздники были.(Ответы детей)

Сегодня мы зимушку провожаем,

Блинами угощаем,

Весну к нам зазываем!

Кто же скажет, как мы этот праздник называем? (Масленица)

Слайд 11.

Масленица- один из любимых праздников русского народа. Масленица – это проводы зимы. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем и играми.

Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте загадку.

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молоком! (Ответы детей)

Конечно же, это блины.

Слайд 12.

В старину Масленицу зазывали: «Приезжай к нам в гости, Масленица, на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться»

Слайд 13.

Всю неделю на Масленицу веселились, водили хороводы, катались с горки, угощались блинами. Блин считается символом солнца, круглый и горячий. На стол подаются с пылу с жару. На  Масленицу катаются на расписных санях, на ледяных горках, на гигантских каруселях. Распевают задорные частушки и прибаутки. В уличных балаганах и театрах шуты и скоморохи смешат до слез.

Слайд 14.

Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра «Карусель» (На гимнастическую палку привязывают атласные ленты одинаковой длины.

Кто хочет на карусели пробежаться? (дети берут каждый конец ленты и натягивает)

«Ели- ели- ели- ели

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (Убыстрять темп)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали! ( можно менять направление)

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра!

Слайд 15.

Самый главный христианский праздник – Светлое Христово Воскресение.

Звонко капают капели,

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла!

Слайд 16.

Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Это главный праздник в честь воскрешения Христа. Одним из символов праздника является яйцо, это символ зарождающейся жизни. На Пасху готовят блюда, которые в течение года не пробуют и не готовят. К встрече этого праздника готовились заранее. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Пасха- это семейный праздник, но в гости ходили – христосоваться.  Яйца красили в разные цвета. Дарили их со словами: «Христос воскресе!», в ответ говорили: «Воистину воскресе!» - и три раза целовались в знак прощения и любви к близким.

Слайд 17.

Еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнце, и если человек пробует его, то он становиться добрым и сильным.

Слайд 18.

Давайте мы с вами поиграем. Пасхальная игра «Катание яиц с горки». ( играющие катают крашеные яйца с горки, чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего)

Мы с вами вспомнили несколько праздников на Руси, но забыли про сказку. Продолжим.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его звала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — но братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она и догадалась, что они унесли ее братца: про гусей- лебедей давно шла дурная слава, что они пошаливали- маленьких детей уносили.

А что будет дальше, мы узнаем позже…

Скажите, что вам понравилось больше всего? Как называются праздники про которые мы говорили?

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».

Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках.  Рассказ о самой популярной народной деревянн...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и чтением художественной литературы на основе материалов музея и русской народной сказки «Хаврошечка»

Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея.          2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народные промыслы. Хохлома» во второй младшей группе.

Воспитание любви к русскому народному творчеству, знакомство детей с хохломской росписью,сохранение традиций русского творчества....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....