консультация по программе "Социокультурные истоки" (старшая, подготовительная группы)
консультация

Кирюшина Ольга Николаевна

консультация по реализации программы "Социокультурные истоки" для воспитателей старших-подготовительных групп в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_o_rabote_v_str._i_podg.gr_.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский      

Консультация

для педагогов

«Реализации программы

«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

(старшие, подготовительные  группы) 

Руководитель творческой

группы  Кирюшина О.Н.

г.Белоярский.

Актуальность

Одно из основных направлений отечественной педагогики нацелено на формирование   духовно-нравственных ценностей, то есть на  восстановление традиций и воспитание бережного отношения к русской национальной культуре. Духовно-нравственное воспитание  эффективно осуществлять  в дошкольном детстве, когда закладываются базовые  качества личности, то есть  происходит  процесс накопления ребенком  опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.  ДОУ активно решают задачи по духовно-нравственному развитию дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный  опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому,  актуальной является задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте». 

Главным условием для успешной реализации программы в ДОУ, является  - тесное сотрудничество педагогов  и  семьи, которое необходимо наладить на первом родительском собрании в начале учебного года. То есть,   напомнить родителям   о значимости реализации программы «Истоки» для развития дошкольников; познакомить  родителей с планом работы по программе на год, озвучив темы 9 занятий и творческих  альбомов, нацелить на совместные занятия  с указанием  примерных дат проведения. В план работы с родителями группы  необходимо включать мероприятия по программе «Истоки».

Работа по программе «Социокультурные истоки»  с детьми старшего дошкольного возраста продолжается  на основе 5 книг для развития, содержащих мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, народные песни и потешки, торжественные былины, поучительные рассказы,  сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины выдающихся русских художников, народная игрушка, что помогает дошкольникам доступным способом понять и принять ценности русской культуры.

Все книги для развития по прежнему начинаются с обращения к родителям,  поэтому рекомендуется знакомство с новой книгой   начинать со «Слово к родителям», которое необходимо размещать в родительском уголке. Совместные итоговые мероприятия, также рекомендуется начинать со слов-обращений к родителям.  В каждом обращении  раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе, а заканчивается обращение  народными пословицами, поговорками и меткими изречениями, с которыми важно знакомиться как детям, так и родителям.  Основная  цель этого обращения–организация взаимодействия родителей и детей дома.         

Работу педагогов с детьми  по программе «Истоки»  в старших и подготовительных  группах рекомендовано организовывать свободное от НОД время, желательно во   2- половине дня, или как часть занятия, в соответствии с тематической  неделей; для закрепления материала использовать  различные режимные моменты.

Таким образом, в течении месяца педагогам и родителям необходимо познакомить детей с фольклорным материалом по теме, что является предварительной работой к итоговому занятию, которое рекомендовано проводить в последнюю неделя месяца. В старшей группе, согласно плана работы, необходимо провести не менее 3-х итоговых занятий, совместных с родителями; создать  не менее 3-4-х альбомов по выбору педагогов группы.

В старших возрастных  группах для проведения занятий по программе «Истоки» необходимо продолжать  использовать форму взаимодействия «Ресурсный круг», так как здесь каждый ребенок и взрослый  получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, продолжают учится, не перебивать, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. По прежнему средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование различных предметов (игрушка, книга, иллюстрация и т. д.)

Также в старших и подготовительных группах  продолжается использование активной формы обучения - работа в паре, когда  участникам (ребенок+ребенок, ребенок+родитель)  при выполнении задания по книге развития необходимо прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности.

В старшей группе вводится новая форма взаимодействия детей на занятии –  работа в микрогруппе – это активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма взаимодействия формирует у дошкольников коммуникативные навыки,  умение согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, действовать слаженно;  удовлетворяет потребность детей в равноправном участии в общем деле.

Возраст 5-6 лет – время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. Происходит расширение социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм (Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами), стыд, чувство совести.

В традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей всегда было связано с верой. В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, устремление к доброму исходу дела.

Книга  «Верность родной земле»  является 1 книгой для развития детей 5-6 лет и главными ее произведениями являются былины  – это довольно сложный для восприятия детьми дошкольного возраста жанр русской литературы, поэтому  он представлен уже в пересказе И.А.Кузьмина и в обработке А.Н.Нечаева, но при чтении необходима пояснение многих слов. После прочтения былин необходимо размышление и выполнение заданий, что  позволяет прийти к пониманию, как становились русскими богатырями, какими они были, кого защищали богатыри, как велика  сила родительской любви и что такое любовь к родине. Чтение былин о русских богатырях рекомендовано предлагать для семейного чтения. После знакомства с подвигами богатырей в былинах, необходимо оформить страничку альбома «Славный могучий богатырь» и провести итогове занятие «Защитники Отечества».

Работа по книге № 2 – «Радость послушания» поможет педагогам и родителям в воспитании у детей послушания – «царицы детских добродетелей…» (Н.Е.Пестов). Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой.  Главными произведениями этой книги являются сказки: русская-народная сказка «Гуси-лебеди» и «Аленький цветочек» (в обработке С.Т. Аксакова), на примере  которых  важно донести до детей результат послушания и непослушания. На осмысление послушания направлены предложенные  задания в книгах. Итоговое занятие по данной теме рекомендовано провести совместно с родителями, на котором предложить родителям записать правила послушания, которым хотели бы следовать в жизни.

Книга №3 – «Светлая надежда», главными произведениями которой являются стихи, рассказы   о празднике «Рождество», о дружбе и согласии в семье, чтение которых поможет дальнейшему осмыслению того, что «Мир и согласие добрую надежду рождают». Выполнение творческих заданий после знакомства с художественными произведениями по данной теме,  позволят детям почувствовать ощущение праздника, мир, согласие, и любовь в семье.  Необходимо  оформить страничку альбома на тему «Рождественское чудо» (елочка) и провести итоговое занятие с детьми.

Главными произведениями   книги №4 «Добрые друзья»  являются сказки «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Конёк-горбунок», которые помогут детям  осознать что настоящая дружба основывается на взаимном доверии, честности, умении уступать, прощать, проявлять внимание и заботу.  Чтение этих длинных сказок следует организовывать по частям, каждый раз вспоминая прочитанное, можно предлагать для семейного чтения. Выполнение заданий в книге  помогает глубже осознать смысл сказок, также необходима работа с пословицами, где важны примеры из собственного опыта взрослых. Рекомендовано по теме «Добрые друзья» провести итоговое занятие, совместно с родителями.

Заключительная книга в старшей группе – книга №5 «Мудрое слово». Работая по этой книге, педагогам важно донести до родителей мысль о том, что главным средством воспитания ребенка является мудрое, доброе слово и добрый пример взрослых. При изучении данной темы, педагогам следует чаще обращаться к народным пословицам и поговоркам, как к примеру мудрого слова. Следует  поручить родителям выучить пословицы с детьми. Главными произведениями книги №5  являются народные сказки: «Никита Кожемяка», «Белая уточка», «Пастушья дудочка», «Названный отец». Творческие задания по книге помогают осмыслить основную идею сказок и значимость мудрых слов, родительских наказов. По данной теме рекомендовано провести итогове занятие совместно не только с родителями, но и с бабушками и дедушками, которые помогут записать мудрые наказы своим внукам и детям. В конце старшей группы рекомендовано провести анкетирование на тему: «Значимость программы «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста».

В подготовительной к школе группе работа по программе «Истоки» проводиться по 5 книгам развития для детей 6-7 лет.

Книга №1 «Сказочное слово» позволяет раскрыть мудрость сказочного слова и глубокий нравственный смысл русских-народных сказок. Главными произведениями книги являются сказка «Царевна-лягушка» и сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях» - сказки о послушании, терпении, любви, верности, преданности, трудолюбии. Для семейного чтения  рекомендуется прочитать дома и другие сказки Пушкина, а также русские-народные сказки «Хаврошечка», «Морозко» и др. Выполнение заданий в книге по сказкам способствует более глубокому осмыслению. К итоговому занятию на тему «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» необходимо создать старничку альбома «Моя любимая сказка».

Книга №2 – «Напутственное слово» дает детям необходимое представление о том, что с давних пор люди ценили силу напутственного слова в дорогу от добрых, любящих людей. С напутственными словами дети познакомятся в произведениях К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», сказках А.С.Пушкина, в русских-народных сказках «Василиса Прекрасная», «Финист ясный сокол», в притче «Старик и яблоня».  Эти произведения, как воплощения народной мудрости дают взрослым и детям те образцы поведения, которые помогут в жизни. Дети в подготовительной группе уже начинают задумываться о своем будущем, потому что  впереди дорога в школу. Поэтому здесь необходимы беседы о предстоящем жизненном пути детей, рассказы взрослых о  своей жизни, как положительный пример. Работу по этой книге необходимо закончить оформлением странички альбома на тему: «Кем я хочу стать» и итоговым занятием, совместным с родителями.

Книга №3- «Светлый образ» отличается от других книг тем, что она издана на основе жития Преподобного Сергия Радонежского. В книге содержатся рассказы и о других святых, которые скорее, всего будут сложно восприниматься детьми и родителями.  

Наиболее доступной для детей будет «Предание о первых деревянных игрушках», которое раскрывает дошедшую до нас добрую традицию изготовления Сергиево-посадской деревянной игрушки. Также наиболее интересным и доступным  для детей 6-7 лет будет знакомство с рассказом «Куликовская битва», в котором раскрывается история великой победы русского войска.

Главным произведением книги № 4 -«Мастера и рукодельницы» является сказка П.Бажова «Каменный цветок». Сказки «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» также,  способствуют пониманию детьми того,  что стать настоящим мастером своего дела можно только при наличии любви к делу, трудолюбия, смекалки, терпения, усердия, умения переносить трудности др. По прочитанным сказкам рекомендуется выполнить рисунки. После чтения рассказа К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» можно предложить детям выполнить задание- «проследить путь от зернышка до рубашки».  Это задание можно включить, как часть занятия по познавательному или речевому развитию. Продолжая работу по данной книге можно предложить детям оформить страничку альбома «Русские узоры», целесообрано это будет сделать на занятии по изодеятельности.

Также книга №4 предлагает загадки и стихотворения о народных мастерах и разных профессиях, которые можно использовать во время тематической недели «Профессии». Работа с пословицами о труде актуализирует опыт взрослых и детей по данной теме. Итогом работы по книге является активное занятие с детьми  «Мастера и рукодельницы»  на основе дидактического материала в книге, которое необходимо провести используя форму взаимодействия  «работа в парах».

Завершающая книга №5 - «Семейные традиции»,  способствует осмыслению взрослыми и детьми социокультурной категории «Традиции праздников». Главным произведением книги является сказ П.Бажова «Живинка в деле», которое позволит взрослым и детям осмыслить, что в любом деле нужна живинка. Далее книга предлагает рассказы и стихотворения о семье, о весне, о светлом празднике Пасха. Семейные традиции нашли яркое отражение и в сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане…», знакомство с которыми предлагает продолжать программа.  Итогом работы по книге является активное   занятие, совместное с родителями,  «Семейные традиции», направленное на сохранение и передачу семейных традиций из поколения в поколение. Подготовкой к этому занятию будет создание странички альбома «Традиции нашей семьи».

На итоговых занятиях рекомендовано  всегда задействовать творческие альбомы, каждый участник (ребенок, родитель) должен представить свою страничку к альбому; каждая семейная работа должна быть положительна оценена. Работа с альбомами – это важная часть работы педагогов и родителей, так как при создании страничек проявляются творческие способности родителей, формируются нравственные качества – ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, уважение к педагогам и др., что является положительным примером для детей.  Демонстрация страничек альбомов на итоговых занятиях или организованных выставках в группе, является эффективным стимулом для неисполнительных родителей. В конце учебного года в подготовительных группах рекомендуется  оформировать альбомы из страничек, созданных родителями в течении 4 лет по программе «Социокультурные истоки». Созданные альбомы станут полезным и  памятным подарком на выпускном вечере и важной семейной ценностью, которую можно передавать из поколения в поколение.

Таким образом, программа «Социокультурные истоки» способствует:

  • Приобщению самих педагогов, детей и их родителей к социокультурным ценностям российской культуры;
  • Формированию в ребенке личности  с дошкольного возраста;
  • Обеспечению единства умственного и духовно-нравственного развития дошкольника;
  • Созданию единого союза между ДОУ и семьей;  
  • Повышению педагогической культуры родителей;
  • Развитию у детей  коммуникативных навыков,  речевого взаимодействия;
  • Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школы;
  • Формированию у дошкольников опыта  целостного восприятия знаний об окружающем мире.

3-х летний опыт работы дошкольного учрежедения по реализации  программы «Социокультурные истоки» показал, что только активное, сотрудничество педагогов с семьей, обеспечивает положительные результаты. Поэтому, перспективными  задачами для ДОУ является следующие:

- каждому педагогу включиться в активную работу по реализации программы «Социокультурные истоки»;  

- педагогам помочь каждому родителю осознать, что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис шести-семи лет Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной группы

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проя...

Кризис шести-семи лет Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной группы

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проя...

Консультация для родителей старшей и подготовительной группы. «Значение пальчиковых игр в развитии психических функций»

С  первых   месяцев  жизни  ребенка,  можно  начинать активно  массировать  пальчики,  таким образом, мы воздействуем  на  точки  связа...

консультация-практикум для родителей воспитанников подготовительных групп "Психологическая готовность к школе"

Предлагаемый материал содержит  практическую часть в виде игр, упражнений  и анкет для родителей, данные формы работы помогают наиболее быстро наладить взаимодействие с родителями, превратит...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по экономическому воспитанию дошкольников.

Судьба государства зависит от экономической , политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание подрастающего поколения сравнительно новое направление в дошк...

Консультация на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребенка к школе".

Цель:1.     Ознакомить родителей с  критериями развития речи детей семи лет.2.     Рекомендовать игры на развитие фонематического слуха, которые можн...

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Оптимизация процесса обучения грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....