Консультация для родителей старшей и подготовительной группы. «Значение пальчиковых игр в развитии психических функций»
консультация (старшая группа) на тему

Береснева Нэлли Викторовна

С  первых   месяцев  жизни  ребенка,  можно  начинать активно  массировать  пальчики,  таким образом, мы воздействуем  на  точки  связанные  с  корой  головного  мозга.   Также  можно  развивать  мелкую  моторику  в  процессе  обучения  элементарным  навыкам самообслуживания:  застегивать  и  расстегивать  пуговицы,  завязывать  шнурки,  надевать  перчатки и т.д.       Когда  ребенок  подрастет,  нужно  выполнять  простые  упражнения,  сопровождая  их  стихотворным  текстом.  А  уже  в  старшем  дошкольном  возрасте  работа  по  развитию  мелкой  моторики  координации  движения  руки  становится  основной  частью  подготовки  ребенка  к  школе.Использование  пальчиковой гимнастики,  сопровождаемое  речью,  способствует  развитию  дикции,  грамматической  речи,  развитию  памяти,  внимания,  эмоциональной  сферы  у  дошкольника. 

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

2. «Расскажи стихи руками». Демонстрация пальчиковых игр для родителей.

     Пальчиковая гимнастика для подготовительной и старшей группы

  • «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.
  •  «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы.
  • «Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
  •  «Ф л а ж о к». Большой палец вытянуть вверх, остальные со­единить вместе.
  • «Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
  • «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.
  • «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и сво­бодно вращать им.
  • «Елка». Пальцы обеих рук скрещены.
  • «Пожарные». Упражнение с предметом: используется иг­рушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.
  • Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и ле­вой рук.
  • «Лиса и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.
  • Игры – потешки

                                                 -1-

Тесто мы месили,       (Сжимать и разжимать кулачки на каждое слово)

Мы пирог лепили.      (Хлопаем в ладоши, то одна, то другая ладошка сверху)

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,      (Хлопки)

Травка – муравка       (Кисти рук вверх, пошевелить пальчиками)

Со сна поднялась     (Ладошки под щекой, вытянуть руки, пошевелить пальчиками)

Птица – синица        (Руки согнуть, помахать кистями)

За зерно взялась       (Подушечки пальцев вместе)

Зайки – за капустку, 

Мыши – за корку,

Детки за молоко.

-3-

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Слепим мы большой пирог   (Снизу вверх через стороны поднимать руки, замыкая над головой, круг перед собой).